Лицензирование права деятельности в природопользовании
Действия по лицензированию права деятельности в природопользовании в Российской Федерации осуществляются в рамках государственной системы лицензирования. Государственная система лицензирования — это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление. Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение: · практической реализации государственных программ раз вития страны и защиты интересов безопасности Российской Федерации; · социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации; · равных возможностей для всех юридических лиц и граждан в получении лицензий; · развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами; · необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами. Лицензирование природопользования — это административно-правовое действие, осуществляемое путём регулирования отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания. Лицензия на право деятельности в природопользовании является: · актом собственника природного ресурса либо его владельца (фондодержателя);
· средством рационального природопользования. При лицензировании отдельных видов деятельности в природопользовании применяют следующие основные понятия:
· лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии;
· лицензирующие органы — федеральные органы исполни тельной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Федеральным законом; · лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
Основные принципы осуществления лицензирования:
1. Приостановление действия лицензии. Оно осуществляется лицензирующим органом в судебном порядке в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном соответствующим кодексом Российской Федерации. В случае вынесения такого решения лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата. Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днём истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днём досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. Срок действия лицензии на время приостановления её действия не продлевается. 2. Аннулирование лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа в случае если в установленный судом срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности 3. Прекращение действия лицензии. Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр Ведение реестров лицензий осуществляют лицензирующие органы. В реестре лицензий и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указывают: - наименование лицензирующего органа; - полное и сокращённое (в случае, если имеется) наименование и организационно-правовую форму юридического лица;
- фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный но мер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности);
· срок действия лицензии; · идентификационный номер налогоплательщика; · номер лицензии; · дату принятия решения о предоставлении лицензии; · сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; · основание, срок приостановления и возобновления действия лицензии; · основание и дату аннулирования лицензии; · основание и срок применения упрощённого порядка лицензирования; · сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
· сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии; · основание и дату прекращения действия лицензии; · иные сведения, определённые положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, Утверждена постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 № 208. «Природоресурсные» лицензии и разрешения оформляют обязательственные отношения между государством — собственником природных ресурсов и соискателем лицензии, в которых усматривается согласование ряда условий природопользования на стадии получения разрешительной документации. Трудность в определении правового положения разрешительных документов состоит в том, что правовой статус «природоресурсных» лицензий и разрешений в действующем законодательстве чётко не определён из-за отсутствия единого нормативного акта о видах и порядке их предоставления. Существуют следующие виды лицензий (разрешений) в природопользовании: —лицензия на пользование недрами (ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. в ред. от 26.07.2010 №186-ФЗ); —лицензия на фармацевтическую деятельность; —лицензия на производство лекарственных средств; —лицензия на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном
Эти лицензии выдаются специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. По состоянию на 01.10.2010 г. некоторые лицензии, существовавшие в области природопользования на законодательном уровне, по решению Правительства Российской Федерации в период 1992—2010 гг. были упразднены и заменены разрешениями на соответствующие виды деятельности. К списку упразднённых лицензий в природопользовании относятся следующие: природоресурсная лицензия, лицензия на использование земель, лицензия на использование вод, лицензия на использование животного мира, лицензия на использование атмосферного воздуха. При этом термин «природоресурсная лицензия» в природопользовании стал носить обобщающий характер и иметь собирательный смысл. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует лицензия на использование земель. Состав земель в Российской Федерации определён в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: —земли сельскохозяйственного назначения; —земли населённых пунктов; —земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; —земли особо охраняемых территорий и объектов; —земли лесного фонда; —земли водного фонда; —земли запаса. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Сегодня в Российской Федерации отсутствует также лицензия на использование вод. В этом виде природопользования уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления лиц принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта (постановление Правительства РФ от 30.12.2006 «Природоресурсные» лицензии и разрешения оформляют обязательственные отношения между государством — собственником природных ресурсов и соискателем лицензии, в которых усматривается согласование ряда условий природопользования на стадии получения разрешительной документации.
Трудность в определении правового положения разрешительных документов состоит в том, что правовой статус «природоресурсных» лицензий и разрешений в действующем законодательстве чётко не определён из-за отсутствия единого нормативного акта о видах и порядке их предоставления. В лесной отрасли России по действующему законодательству отсутствуют термин «лицензия на использование лесов (лесная декларация)» и его определение. Здесь лесной декларацией является заявление, об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно заявления подаются в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ч. 1, 2 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации). Так, например, разрешение по лесной декларации на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка выдаётся, если выполнение таких работ не влечёт за собой проведение рубок лесных насаждений (ч. 3 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации). Выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 183 Лесного кодекса Российской Федерации). В иных случаях вид разрешённого использования лесного участка указывают в проектной документации и лесохозяйственном регламенте (ч. 4 ст. 69, ч. 4 ст. 7, п. 1 ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ). В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации запрещается заготовка древесины в объёме, превышающем расчётную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастных рубок. Из Лесного кодекса также исключено понятие основных и побочных видов лесопользования, при этом установлены следующие возможные виды использования лесов: · заготовка древесины; · заготовка живицы; · заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; · заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
· ведение сельского хозяйства; · осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности; · осуществление рекреационной деятельности; · создание лесных плантаций и их эксплуатация; · выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; · выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
· строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; · переработка древесины и иных лесных ресурсов; · осуществление религиозной деятельности; · иные виды, определённые в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Вид разрешённого использования лесного участка указывается в проектной документации и лесохозяйственном регламенте [7]. После 1 января 2008 г. все лесхозы должны быть преобразованы в соответствии с гражданским законодательством в лесничества ж лесопарки. В сфере использования животного мира, как было отмечено выше, действует лицензия в рамках ограниченного оборота диких животных. По другим направлениям использования животного мира действуют разрешения на соответствующую деятельность. Федеральный закон «О животном мире» определяет следующие виды разрешённой деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических целях.
Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром: — охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; — добыча объектов животного мира, не отнесённых к охотничьим и водным биологическим ресурсам; —использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира —почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; —изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; —извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; — получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены и другие виды пользования животным миром. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Существует перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без специального разрешения запрещено. Выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»). Взамен лицензии на использование атмосферного воздуха действующим законодательством введено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. Выдаются они территориальными управлениями федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»). Суть этой системы разрешений состоит в следующем [2]: —инвентаризация выбросов вредных веществ производственным объектом; —определение предельно допустимых норм выбросов вредных веществ для объекта; —установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта [12]; —выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и норма выбросов вредных веществ, срок его действия. В число нормативных актов, которыми регулируется сфера природопользования (в том числе устанавливается порядок выдачи соответствующих разрешений, определяются уполномоченные органы, которые выдают или аннулируют данные разрешения), входят следующие: · Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;
· Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; · постановление ВС РФ от 15.07.1992 №3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №П8-Ф3); · постановление Правительства РФ от 30,12.2006 №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»; · постановление Правительства РФ от 15.01.2001 №31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха»; · постановление Правительства РФ от 28.11.2002 №847 · постановление Правительства РФ от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» и др. · Контроль и надзор в сфере природопользования осуществляет федеральная служба Росприроднадзор.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|