Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лимитирование природопользования




Лимиты на природопользование — это система экологических ограничений по территориям. Они представляют собой ограни­чения по объёмам предельного изъятия природных ресурсов, ко­торые установлены предприятиям-природопользователям на оп­ределённый срок, а также ограничения выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и разме­щения отходов производства. Эти лимиты устанавливаются для предприятий-природопользователей государственными органа­ми охраны окружающей природной среды с учётом необходимо­сти поэтапного достижения нормативных объёмов при исполь­зовании природных ресурсов. 86

Лимиты, так же как и лицензии, являются одним из эффек­тивных мероприятий по охране окружающей среды. Также как и лицензирование, лимитирование обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационально­го использования и воспроизводства.

Лимитирование природопользования осуществляется в соот­ветствии с теми направлениями, по которым осуществляется са­мо природопользование, а именно: изъятие природного вещества из природы; внесение антропогенного вещества в природу. От­сюда и лимиты могут устанавливаться на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использования природного вещества из природной среды либо на предельно допустимые нормы выбро­сов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов.

Лимиты на изъятие природного вещества при использовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей концепцией рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они распределяются по определённым объектам:

· по землям действуют нормы отвода земель для автомобиль­ных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопрово­дов, мелиоративных систем, газовых и нефтяных скважин, пред­приятий рыбного хозяйства, линий связи, электросетей [15]. По вышеуказанным объектам нормы отвода земель утверждаются Госстроем Российской Федерации. Кроме того, установлены и Действуют нормы бесплатной передачи земель в собственность граждан для ведения сельского хозяйства, подсобного хозяйства, садоводства, а также жилищного строительства [8];

· по водным объектам применяются утверждённые органами водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого зем­леделия, животноводческих комплексов, промышленного по­требления, эксплуатации систем коммунального хозяйства (водоснабжения и канализации)[6];

· в области охраны, использования и воспроизводства лесов главным лимитирующим показателем является расчётная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегодного при­роста леса и вырубаемой в порядке заготовок древесины [7]. Су­ществуют также и другие лимитные показатели, устанавливае­мые органами лесного хозяйства, такие как количество граждан, одновременно пребывающих в лесу; число той или иной популя­ции животных, от которых зависит состояние леса (например, лосей, поедающих молодую зелёную поросль, кабанов, разру­шающих корни деревьев в поисках плодов, и т.д.);

· в области охраны и использования животного мира разраба­тываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоёму или охотничьим угодьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромысловым хозяйст­вам [4].

Цель установления этих и подобных им лимитов двойная — природоохранная и экономическая (сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов). Средства, получен­ные от пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроиз­водство и рациональное использование.

Действия по контролю за предельно допустимыми сбросами, выбросами, размещению отходов (вредных веществ) также пред­ставляют собой вид природопользования. В этом случае лимити­рование решает природоохранные задачи путём экономического стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов (использование экологических фондов, которые аккумулируют средства, поступающие за выбросы, сбросы, захоронение вред­ных веществ).

3. 8.4. Договорные формы в природопользовании

К договорным формам в природопользовании и относят:

—арендные отношения в области природопользования;

—договорные отношения на рынке экологических услуг;

—договоры комплексного природопользования;

—договорные услуги.

Суть этих форм договоров в природопользовании состоит в конкретизации прав и обязанностей землепользователя, собст­венника и землевладельца, например, по целевому использованию земельного участка, срокам начала и завершения строительных работ, проведению работ по благоустройству территории и др. Эти же функции сохраняются и при временном отводе земель под разные цели.

В последние годы договоры как форма природопользования имеют всё более широкое применение и играют самостоятель­ную роль по мере экономизации охраны окружающей среды, бо­лее широкого внедрения в экологические отношения экономи­ческих методов регулирования. При этом в сфере экологии, где особую роль играет содержание, а не форма отношений, чаще всего используют договоры инновационного типа. Например, в хозяйственных отношениях стороны вправе заключить любой договор в природопользовании, если он не противоречит дейст­вующему законодательству.

Наибольшее развитие получает известный гражданскому праву тип договора - аренда. В земельных отношениях она впер­вые появилась в сфере природопользования. Затем аренда усту­пила место более эффективным и привлекательным видам, та­ким как владение и собственность. В других, например в сфере услуг в природопользовании, аренда ещё с трудом пробивает себе дорогу.

Недра, воды, леса и животный мир по отраслевому законода­тельству продолжают оставаться государственной собственно­стью. Разница в том, что в отличие от исключительной советской современная государственная собственность стала многоуровне­вой, т.е. собственностью Федерации, её субъектов или муници­пальных образований.

Вслед за арендой, которая ещё только развивается в области лесопользования, рыбного и охотничьего хозяйства, рекреации, обозначаются другие виды договоров. Так, Закон о недрах предусматривает концессии - договор о передаче в эксплуатацию на определённый срок природных богатств и других объектов, принадлежащих государству. Появляется перспектива на дого­ворных началах оказывать различного рода экологические ус­луги.

Но, несмотря на то что договорная система настойчиво прони­кает в сферу экологических отношений, договор не будет занимать самостоятельного места. По-прежнему основанием для возник­новения природоресурсного отношения будет считаться лицен­зия, а договор — средством её конкретизации и выполнения.

Предметом арендных отношений в области природопользо­вания является характер использования земельных, водных, лес­ных, рекреационных и других ресурсов. В соответствии с догово­ром на аренду природных ресурсов одна сторона - арендодатель — обязуется передать другой стороне — арендатору — для целевого хозяйственного использования конкретно определённые виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздорови­тельные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи и др.) на уста­новленный договором срок. Арендатор обязуется вносить обу­словленную договором арендную плату и соблюдать правила рационального использования и охрану природных ресурсов.

В договоре аренды природных ресурсов в качестве арендода­теля выступает владелец либо собственник природных ресурсов. Таковыми в нашей стране могут быть Федерация, её субъекты, автономные образования, города и районы (муниципальные об­разования).

Арендатором в договоре аренды природных ресурсов может быть любое правоспособное физическое или юридическое лицо: государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации, граждане, совместные предприятия, международ­ные организации и объединения, ассоциации, крестьянские и коллективные хозяйства и т.д.

Так как договор аренды природных ресурсов не ограничи­вается исключительно хозяйственной эксплуатацией ресурсов, то он может преследовать не только экономические, но и эколо­гические, лечебно-оздоровительные, рекреационные и другие цели.

Содержанием арендных отношений по договору аренды при­родных ресурсов являются права и обязанности сторон (прежде всего арендатора) по хозяйственному, экономическому или эко­логическому использованию природных ресурсов.

Несмотря на многообразие природных ресурсов как объек­тов договора и различий в целях их использования, все права и обязанности арендатора сводятся к следующему:

—целевому использованию ресурсов;

—рациональному использованию ресурсов;

—выполнению обусловленных договором мероприятий по охране и воспроизводству ресурса, пресечению его возможного истощения и разрушения;

—соблюдению экологических требований;

—уважению прав и интересов соседних (смежных) природопользователей;

—возмещению причинённых убытков;

—своевременной плате за пользование ресурсом.

Следует отметить, что практика арендных отношений в об­ласти природопользования имеет тенденцию к единодушию уча­стников сторон относительно порядка заключения договора, который в свою очередь предусматривает обязательное выполне­ние следующих условий:

—подача заявки заинтересованной организацией, гражданином с указанием цели аренды природных ресурсов;

—изучение возможностей использования природных ресур­сов для обозначенных целей (здесь не исключена и экологиче­ская экспертиза);

—изучение возможностей заявителя реализовать данную
Цель на условиях договора;

—проведение конкурса или аукциона;

—оформление заявки по результатам конкурса или аукциона
и заключение договора.

В арендных отношениях в области природопользования не сложилось правило установления единых сроков действия дого­воров. Так, для лесной и водной аренды срок действия лицензии

составляет 1 год, а на охотничьи угодья аренда заключается сро­ком от 2 до 5 лет [4].

При этом арендодатель вправе досрочно расторгнуть договор аренды при невыполнении арендатором его условий (в частно­сти, при нецелевом использовании ресурсов, невыполнении ме­роприятий по их охране и рациональному использованию, на­рушениях требований экологической защиты).

Наряду с объективными причинами расторжения договора, например изъятие природного ресурса по постановлению госу­дарственного органа, в результате ликвидации юридического лица, заключившего договор, на практике применяются и субъективные причины. Арендатор несёт имущественную ответ­ственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение ус­ловий договора.

Практика арендных отношений в области природопользова­ния только развивается на нормативно-правовой основе. На­пример, в области животного мира, рекреации лесов и вод дейст­вуют пока ведомственные методические разработки.

Стремление создать рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей среды и с надеждой на её возможное улучшение породило за последние годы целую серию новаций в сфере природопользования.

В литературе длительное время обсуждаются идеи экологиче­ского маркетинга, суть которых сводится к тому, чтобы меры по охране окружающей среды стали объектом прибыли или, наобо­рот, прибыль, получаемая от использования природных ресур­сов, одновременно обеспечивала бы охрану и воспроизводство этих ресурсов.

Дебатируется вопрос о развитии рынка экологических ус­луг на базе широких договорных связей с привлечением част­ного капитала и с расширением частнопредпринимательской деятельности.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» [1] предусмот­рен новый вид договора в области природопользования — договор о комплексном природопользовании. Комплексное природопользование является одним из прин­ципов охраны окружающей среды, а заключение такого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования.

Под комплексным природопользованием понимают действия по использованию одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учётом правил охраны окружающей среды и со­блюдением требований рационального использования и воспро­изводства природных ресурсов [17].

Договорные обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагива­ет интересы охраны и рационального использования других.

Например, лицензии на разработку недр с целью добычи по­лезных ископаемых пока не регулируют вопросы охраны земель, вод, лесов. А эти вопросы должны быть затронуты при развёрты­вании работ по добыче полезных ископаемых, иначе такого рода хозяйственная деятельность неизбежно приведёт к разрушению природной среды. Поэтому договоры по комплексному приро­допользованию устраняют этот пробел.

В качестве предмета договорных услуг в обиход стало входить понятие «экологические услуги». В перечень этих услуг вошли такие виды деятельности, как экологическое страхование, эколого-правовое обеспечение, деятельность экологических фондов, учебно-консультативная работа, издательское дело, нормирова­ние и оценка качества окружающей среды и т.д.

Сторонами в таком договоре могут являться административ­ные органы Министерства природных ресурсов России, высту­пающие в роли заказчика, или государственные, кооперативные, общественные, частные, иностранные, международные природопользователи, действующие в качестве заказчика, и предпри­ятия-исполнители экологических услуг, действующие в качестве подрядчиков.

Подрядчиком может выступать и отдельное физическое лицо, обязующееся по договору выполнить конкретную услугу, в том числе прочитать лекцию, написать методическую раз­работку, составить проект нормативного акта, написать учеб­ник и т.д.

На основании лицензии природопользователь ставит перед органами охраны окружающей среды вопрос о заключении дого­вора. Комитет по экологии города, района, субъекта Российской Федерации изучает все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу.

Заключение договоров осуществляют органы исполнитель­ной власти города, района, субъекта Федерации в зависимости от того, кто владеет природными ресурсами. Орган исполнительной власти может распоряжаться только теми ресурсами, в отноше­нии которых он выполняет полномочия собственника либо вла­дельца.

Договор возлагает на природопользователя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов и соблюде­нию требований охраны окружающей среды, а также норм эко­логической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несёт ответственность и обязан возместить причинённый вред.

 

 

3.8.5. Экологическая экспертиза проектов природопользования

Цель экологической экспертизы - провести оценку влия­ния использования природного ресурса (сброса или выброса продуктов отходного производства) на состояние окружающей среды.

Экологическая экспертиза является предупредительной ме­рой, позволяющей предотвратить вредоносную деятельность со стороны пользователя природных ресурсов. Она проводится в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и её результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального пользования природными ре­сурсами, а также требованиям экологической безопасности об­щества.

Однако не всякая профилактическая работа по вышеуказан­ному соответствию требований может считаться экологической экспертизой. Предварительная проверка может принять форму теологической экспертизы, если она выполнялась специальной

комиссией.

Различают следующие виды экспертизы:

государственная экологическая экспертиза назначается уполномоченным органом государства в области охраны окружающей среды. Её выводы имеют силу подведомственного документа, обязательного к исполнению. Порядок проведения государственной экспертизы определён Положением о проведении государственной экспертизы, принятым Постановлением Правительства РФ № 1008/00 от 27.10.2000 г. и Федеральным законом № 174-ФЗ (ред. От 8.05.2009) «Об экологической экспертизе» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) [3];

ведомственная экологическая экспертиза может проводиться по приказу соответствующего ведомства. Её результаты
сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если они не противоречат выводам государственной экологической экспертизы;

общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится не государственными структурами. Её заключение имеет форму

рекомендаций;

научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она может быть проведена по инициативе отдельных учёных или научных коллективов. Её заключение носит информационный характер.

Экологическая экспертиза включает в себя сбор информа­ции, её обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения.

Основные принципы экологической экспертизы сформули­рованы в Законе РФ «Об охране окружающей среды» [1]. Не­смотря на то что они относятся к государственной экспертизе, их необходимо использовать в любой эколого-экспертной деятельности. Государственная экологическая экспертиза должна стро­иться на принципах обязательности, научной обоснованности, независимости и вне ведомственности при широкой гласности и участии общественности.

Принцип обязательности государственной экологической экспертизы имеет два значения: во-первых, обязательность про­ведения её в тех программах, проектах, сооружениях, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду или здоровье человека. Это значит, что финансирование и осуществ­ление работ по данным проектам и программам может быть раз­решено вышестоящими органами только после положительного заключения государственной экспертизы. Во-вторых, обязатель­ность выполнения тех предписаний, которые содержатся в за­ключении экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что выводы эко­логической экспертизы должны быть чётко аргументирован­ными, базироваться на положениях охраны окружающей среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологиче­ских и экономических интересов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружаю­щую среду.

Экологическая экспертиза в природопользовании проводит­ся на законодательной основе. Для её проведения используют Закон РФ «Об охране окружающей среды», Закон РФ «О госу­дарственной экологической экспертизе», ведомственные инст­рукции МПР России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств.

Независимость экологической экспертизы призвана обеспе­чить свободу заключения эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принци­пами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза в природопользовании должна отстаивать основные положения охраны окружающей среды, а не интересы отдельно­го ведомства или группы людей.

Широкая гласность о деятельности опасного объекта, на­значении по нему экологической экспертизы являются обя­занностью государственных органов охраны окружающей при­родной среды. Обязательным является также широкое и своевременное информирование этими органами населения об экологической обстановке. Доступность экологической ин­формации также тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия могут быть различны: рассмотрение предложе­ний граждан или общественных объединений о проведении экологической экспертизы потенциально опасного объекта; включение представителей общественности, прессы в состав экспертных комиссий; ознакомление общественности (населе­ния) с результатами экологической экспертизы; проведение референдумов. Законодательная основа участия общественно­сти и граждан в назначении и проведении экологической экс­пертизы заложена в положениях Закона РФ «Об охране окру­жающей среды» [1].

Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потреби­тель.

Заказником является государственная структура, наделённая правом назначать подобную экспертизу — МПР России и её тер­риториальные органы, а в необходимых случаях - органы ис­полнительной власти Российской Федерации либо её субъектов. Подрядчиком является исполнитель задания по экологиче­ской экспертизе. Экспертиза выполняется комиссией, состоя­щей из специалистов, подобранных и назначенных компетент­ным органом.

Потребителем в данной системе общественных отношений выступает предприятие или организация, являющиеся собствен­ником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.

Объектами экологической экспертизы могут быть докумен­ты, отражающие ход предшествующей хозяйственной деятельно­сти, негативно воздействующей на природную среду, сама вы­шеназванная деятельность и её продукты.

Детальный перечень промышленных объектов, подлежа­щих государственной экспертизе, установлен в специальном порядке.

Обязательной государственной экспертизе подлежат также экологические обоснования лицензий и сертификатов, проектов нормативной технической и инструктивно-методической доку­ментации в части охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Обязательной экологической экспертизе подлежат все эко­логически опасные виды хозяйственной деятельности, требую­щие особого внимания, проведения специальных исследований, дополнительных научных и проектных работ. В их числе: атом­ная промышленность; энергетика; металлургия; нефтехимия; нефте- и газопереработка; химическая промышленность; добыча полезных ископаемых; транспорт нефти и газа, продуктов их пе­реработки; производство целлюлозы, бумаги и картона; произ­водство, хранение, транспортировка и утилизация боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хра­нение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов; животноводческие комплексы; птицефабрики; мелиоративные системы; крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов.

В стандартах на новую технику, технологию, материалы, ве­щества, выпускаемую продукцию потребления устанавливаются экологические требования с целью предупреждения причинения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Проверка соответствия этих объектов требова­ниям экологии - задача экологической экспертизы.

Особым объектом экологической экспертизы является чело­век его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей природ­ной средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной. Её задача — установить причинно-следственную связь между со­стоянием здоровья человека (с его изменениями) и вредным воз­действием окружающей среды под влиянием антропогенной дея­тельности. Проведение эколого-санитарной экспертизы имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окру­жающей среды.

Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза, задача которой исследовать соответствие требованиям экологической безопасности нормативам качества окружающей среды, пре­дельно допустимым концентрациям, выбросов и сбросов вред­ных веществ, предельно допустимому уровню радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется соответствие норме по­казателей качества окружающей среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.

Самостоятельное значение приобретает эколого-правовая экс­пертиза. Её объектом являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Российской Федерации, принимаемые ими в рамках отведённой компетенции.

Субъекты Федерации в принимаемых ими нормативных ак­тах вправе устанавливать свои виды объектов экологической экс­пертизы, обусловленные спецификой местных условий [1].

Использование природных благ всегда затрагивает экономи­ческие отношения.

Знание этих отношений, а также прав на природопользо­вание в различных его формах позволяет не только повысить эффективность работы предприятий, но и снизить вред, причи­няемый природной среде.

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 3.8.

1. Укажите формы природопользования.

2. Как реализуется порядок лицензирования отдельных видов природопользования?

3. Укажите актуальные проблемы регулирования природопользования.

4. По каким формам реализуется природопользование?

5. Какими основными обязанностями наделены природопользователи и арендодатели?

6. Как в России формируется рынок экологических услуг?

7. Назовите основные требования рационального использо­вания природных ресурсов.

8. Перечислите и обоснуйте основные принципы в государственной экологической экспертизе.

9. Перечислите виды лицензий в природопользовании.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.