Лимитирование природопользования
Лимиты на природопользование — это система экологических ограничений по территориям. Они представляют собой ограничения по объёмам предельного изъятия природных ресурсов, которые установлены предприятиям-природопользователям на определённый срок, а также ограничения выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства. Эти лимиты устанавливаются для предприятий-природопользователей государственными органами охраны окружающей природной среды с учётом необходимости поэтапного достижения нормативных объёмов при использовании природных ресурсов. 86 Лимиты, так же как и лицензии, являются одним из эффективных мероприятий по охране окружающей среды. Также как и лицензирование, лимитирование обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационального использования и воспроизводства. Лимитирование природопользования осуществляется в соответствии с теми направлениями, по которым осуществляется само природопользование, а именно: изъятие природного вещества из природы; внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда и лимиты могут устанавливаться на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использования природного вещества из природной среды либо на предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов. Лимиты на изъятие природного вещества при использовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей концепцией рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они распределяются по определённым объектам: · по землям действуют нормы отвода земель для автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, газовых и нефтяных скважин, предприятий рыбного хозяйства, линий связи, электросетей [15]. По вышеуказанным объектам нормы отвода земель утверждаются Госстроем Российской Федерации. Кроме того, установлены и Действуют нормы бесплатной передачи земель в собственность граждан для ведения сельского хозяйства, подсобного хозяйства, садоводства, а также жилищного строительства [8];
· по водным объектам применяются утверждённые органами водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого земледелия, животноводческих комплексов, промышленного потребления, эксплуатации систем коммунального хозяйства (водоснабжения и канализации)[6]; · в области охраны, использования и воспроизводства лесов главным лимитирующим показателем является расчётная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегодного прироста леса и вырубаемой в порядке заготовок древесины [7]. Существуют также и другие лимитные показатели, устанавливаемые органами лесного хозяйства, такие как количество граждан, одновременно пребывающих в лесу; число той или иной популяции животных, от которых зависит состояние леса (например, лосей, поедающих молодую зелёную поросль, кабанов, разрушающих корни деревьев в поисках плодов, и т.д.); · в области охраны и использования животного мира разрабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоёму или охотничьим угодьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромысловым хозяйствам [4]. Цель установления этих и подобных им лимитов двойная — природоохранная и экономическая (сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов). Средства, полученные от пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроизводство и рациональное использование.
Действия по контролю за предельно допустимыми сбросами, выбросами, размещению отходов (вредных веществ) также представляют собой вид природопользования. В этом случае лимитирование решает природоохранные задачи путём экономического стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов (использование экологических фондов, которые аккумулируют средства, поступающие за выбросы, сбросы, захоронение вредных веществ). 3. 8.4. Договорные формы в природопользовании К договорным формам в природопользовании и относят: —арендные отношения в области природопользования; —договорные отношения на рынке экологических услуг; —договоры комплексного природопользования; —договорные услуги. Суть этих форм договоров в природопользовании состоит в конкретизации прав и обязанностей землепользователя, собственника и землевладельца, например, по целевому использованию земельного участка, срокам начала и завершения строительных работ, проведению работ по благоустройству территории и др. Эти же функции сохраняются и при временном отводе земель под разные цели. В последние годы договоры как форма природопользования имеют всё более широкое применение и играют самостоятельную роль по мере экономизации охраны окружающей среды, более широкого внедрения в экологические отношения экономических методов регулирования. При этом в сфере экологии, где особую роль играет содержание, а не форма отношений, чаще всего используют договоры инновационного типа. Например, в хозяйственных отношениях стороны вправе заключить любой договор в природопользовании, если он не противоречит действующему законодательству. Наибольшее развитие получает известный гражданскому праву тип договора - аренда. В земельных отношениях она впервые появилась в сфере природопользования. Затем аренда уступила место более эффективным и привлекательным видам, таким как владение и собственность. В других, например в сфере услуг в природопользовании, аренда ещё с трудом пробивает себе дорогу. Недра, воды, леса и животный мир по отраслевому законодательству продолжают оставаться государственной собственностью. Разница в том, что в отличие от исключительной советской современная государственная собственность стала многоуровневой, т.е. собственностью Федерации, её субъектов или муниципальных образований.
Вслед за арендой, которая ещё только развивается в области лесопользования, рыбного и охотничьего хозяйства, рекреации, обозначаются другие виды договоров. Так, Закон о недрах предусматривает концессии - договор о передаче в эксплуатацию на определённый срок природных богатств и других объектов, принадлежащих государству. Появляется перспектива на договорных началах оказывать различного рода экологические услуги. Но, несмотря на то что договорная система настойчиво проникает в сферу экологических отношений, договор не будет занимать самостоятельного места. По-прежнему основанием для возникновения природоресурсного отношения будет считаться лицензия, а договор — средством её конкретизации и выполнения. Предметом арендных отношений в области природопользования является характер использования земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов. В соответствии с договором на аренду природных ресурсов одна сторона - арендодатель — обязуется передать другой стороне — арендатору — для целевого хозяйственного использования конкретно определённые виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи и др.) на установленный договором срок. Арендатор обязуется вносить обусловленную договором арендную плату и соблюдать правила рационального использования и охрану природных ресурсов. В договоре аренды природных ресурсов в качестве арендодателя выступает владелец либо собственник природных ресурсов. Таковыми в нашей стране могут быть Федерация, её субъекты, автономные образования, города и районы (муниципальные образования). Арендатором в договоре аренды природных ресурсов может быть любое правоспособное физическое или юридическое лицо: государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации, граждане, совместные предприятия, международные организации и объединения, ассоциации, крестьянские и коллективные хозяйства и т.д.
Так как договор аренды природных ресурсов не ограничивается исключительно хозяйственной эксплуатацией ресурсов, то он может преследовать не только экономические, но и экологические, лечебно-оздоровительные, рекреационные и другие цели. Содержанием арендных отношений по договору аренды природных ресурсов являются права и обязанности сторон (прежде всего арендатора) по хозяйственному, экономическому или экологическому использованию природных ресурсов. Несмотря на многообразие природных ресурсов как объектов договора и различий в целях их использования, все права и обязанности арендатора сводятся к следующему: —целевому использованию ресурсов; —рациональному использованию ресурсов; —выполнению обусловленных договором мероприятий по охране и воспроизводству ресурса, пресечению его возможного истощения и разрушения; —соблюдению экологических требований; —уважению прав и интересов соседних (смежных) природопользователей; —возмещению причинённых убытков; —своевременной плате за пользование ресурсом. Следует отметить, что практика арендных отношений в области природопользования имеет тенденцию к единодушию участников сторон относительно порядка заключения договора, который в свою очередь предусматривает обязательное выполнение следующих условий: —подача заявки заинтересованной организацией, гражданином с указанием цели аренды природных ресурсов; —изучение возможностей использования природных ресурсов для обозначенных целей (здесь не исключена и экологическая экспертиза); —изучение возможностей заявителя реализовать данную —проведение конкурса или аукциона; —оформление заявки по результатам конкурса или аукциона В арендных отношениях в области природопользования не сложилось правило установления единых сроков действия договоров. Так, для лесной и водной аренды срок действия лицензии составляет 1 год, а на охотничьи угодья аренда заключается сроком от 2 до 5 лет [4]. При этом арендодатель вправе досрочно расторгнуть договор аренды при невыполнении арендатором его условий (в частности, при нецелевом использовании ресурсов, невыполнении мероприятий по их охране и рациональному использованию, нарушениях требований экологической защиты). Наряду с объективными причинами расторжения договора, например изъятие природного ресурса по постановлению государственного органа, в результате ликвидации юридического лица, заключившего договор, на практике применяются и субъективные причины. Арендатор несёт имущественную ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.
Практика арендных отношений в области природопользования только развивается на нормативно-правовой основе. Например, в области животного мира, рекреации лесов и вод действуют пока ведомственные методические разработки. Стремление создать рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей среды и с надеждой на её возможное улучшение породило за последние годы целую серию новаций в сфере природопользования. В литературе длительное время обсуждаются идеи экологического маркетинга, суть которых сводится к тому, чтобы меры по охране окружающей среды стали объектом прибыли или, наоборот, прибыль, получаемая от использования природных ресурсов, одновременно обеспечивала бы охрану и воспроизводство этих ресурсов. Дебатируется вопрос о развитии рынка экологических услуг на базе широких договорных связей с привлечением частного капитала и с расширением частнопредпринимательской деятельности. В Законе РФ «Об охране окружающей среды» [1] предусмотрен новый вид договора в области природопользования — договор о комплексном природопользовании. Комплексное природопользование является одним из принципов охраны окружающей среды, а заключение такого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования. Под комплексным природопользованием понимают действия по использованию одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учётом правил охраны окружающей среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов [17]. Договорные обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального использования других. Например, лицензии на разработку недр с целью добычи полезных ископаемых пока не регулируют вопросы охраны земель, вод, лесов. А эти вопросы должны быть затронуты при развёртывании работ по добыче полезных ископаемых, иначе такого рода хозяйственная деятельность неизбежно приведёт к разрушению природной среды. Поэтому договоры по комплексному природопользованию устраняют этот пробел. В качестве предмета договорных услуг в обиход стало входить понятие «экологические услуги». В перечень этих услуг вошли такие виды деятельности, как экологическое страхование, эколого-правовое обеспечение, деятельность экологических фондов, учебно-консультативная работа, издательское дело, нормирование и оценка качества окружающей среды и т.д. Сторонами в таком договоре могут являться административные органы Министерства природных ресурсов России, выступающие в роли заказчика, или государственные, кооперативные, общественные, частные, иностранные, международные природопользователи, действующие в качестве заказчика, и предприятия-исполнители экологических услуг, действующие в качестве подрядчиков. Подрядчиком может выступать и отдельное физическое лицо, обязующееся по договору выполнить конкретную услугу, в том числе прочитать лекцию, написать методическую разработку, составить проект нормативного акта, написать учебник и т.д. На основании лицензии природопользователь ставит перед органами охраны окружающей среды вопрос о заключении договора. Комитет по экологии города, района, субъекта Российской Федерации изучает все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу. Заключение договоров осуществляют органы исполнительной власти города, района, субъекта Федерации в зависимости от того, кто владеет природными ресурсами. Орган исполнительной власти может распоряжаться только теми ресурсами, в отношении которых он выполняет полномочия собственника либо владельца. Договор возлагает на природопользователя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению требований охраны окружающей среды, а также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несёт ответственность и обязан возместить причинённый вред.
3.8.5. Экологическая экспертиза проектов природопользования Цель экологической экспертизы - провести оценку влияния использования природного ресурса (сброса или выброса продуктов отходного производства) на состояние окружающей среды. Экологическая экспертиза является предупредительной мерой, позволяющей предотвратить вредоносную деятельность со стороны пользователя природных ресурсов. Она проводится в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и её результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального пользования природными ресурсами, а также требованиям экологической безопасности общества. Однако не всякая профилактическая работа по вышеуказанному соответствию требований может считаться экологической экспертизой. Предварительная проверка может принять форму теологической экспертизы, если она выполнялась специальной комиссией. Различают следующие виды экспертизы: — государственная экологическая экспертиза назначается уполномоченным органом государства в области охраны окружающей среды. Её выводы имеют силу подведомственного документа, обязательного к исполнению. Порядок проведения государственной экспертизы определён Положением о проведении государственной экспертизы, принятым Постановлением Правительства РФ № 1008/00 от 27.10.2000 г. и Федеральным законом № 174-ФЗ (ред. От 8.05.2009) «Об экологической экспертизе» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) [3]; — ведомственная экологическая экспертиза может проводиться по приказу соответствующего ведомства. Её результаты — общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится не государственными структурами. Её заключение имеет форму рекомендаций; — научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она может быть проведена по инициативе отдельных учёных или научных коллективов. Её заключение носит информационный характер. Экологическая экспертиза включает в себя сбор информации, её обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения. Основные принципы экологической экспертизы сформулированы в Законе РФ «Об охране окружающей среды» [1]. Несмотря на то что они относятся к государственной экспертизе, их необходимо использовать в любой эколого-экспертной деятельности. Государственная экологическая экспертиза должна строиться на принципах обязательности, научной обоснованности, независимости и вне ведомственности при широкой гласности и участии общественности. Принцип обязательности государственной экологической экспертизы имеет два значения: во-первых, обязательность проведения её в тех программах, проектах, сооружениях, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду или здоровье человека. Это значит, что финансирование и осуществление работ по данным проектам и программам может быть разрешено вышестоящими органами только после положительного заключения государственной экспертизы. Во-вторых, обязательность выполнения тех предписаний, которые содержатся в заключении экспертизы. Принцип научной обоснованности означает, что выводы экологической экспертизы должны быть чётко аргументированными, базироваться на положениях охраны окружающей среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду. Экологическая экспертиза в природопользовании проводится на законодательной основе. Для её проведения используют Закон РФ «Об охране окружающей среды», Закон РФ «О государственной экологической экспертизе», ведомственные инструкции МПР России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств. Независимость экологической экспертизы призвана обеспечить свободу заключения эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза в природопользовании должна отстаивать основные положения охраны окружающей среды, а не интересы отдельного ведомства или группы людей. Широкая гласность о деятельности опасного объекта, назначении по нему экологической экспертизы являются обязанностью государственных органов охраны окружающей природной среды. Обязательным является также широкое и своевременное информирование этими органами населения об экологической обстановке. Доступность экологической информации также тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия могут быть различны: рассмотрение предложений граждан или общественных объединений о проведении экологической экспертизы потенциально опасного объекта; включение представителей общественности, прессы в состав экспертных комиссий; ознакомление общественности (населения) с результатами экологической экспертизы; проведение референдумов. Законодательная основа участия общественности и граждан в назначении и проведении экологической экспертизы заложена в положениях Закона РФ «Об охране окружающей среды» [1]. Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель. Заказником является государственная структура, наделённая правом назначать подобную экспертизу — МПР России и её территориальные органы, а в необходимых случаях - органы исполнительной власти Российской Федерации либо её субъектов. Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Экспертиза выполняется комиссией, состоящей из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом. Потребителем в данной системе общественных отношений выступает предприятие или организация, являющиеся собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа. Объектами экологической экспертизы могут быть документы, отражающие ход предшествующей хозяйственной деятельности, негативно воздействующей на природную среду, сама вышеназванная деятельность и её продукты. Детальный перечень промышленных объектов, подлежащих государственной экспертизе, установлен в специальном порядке. Обязательной государственной экспертизе подлежат также экологические обоснования лицензий и сертификатов, проектов нормативной технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Обязательной экологической экспертизе подлежат все экологически опасные виды хозяйственной деятельности, требующие особого внимания, проведения специальных исследований, дополнительных научных и проектных работ. В их числе: атомная промышленность; энергетика; металлургия; нефтехимия; нефте- и газопереработка; химическая промышленность; добыча полезных ископаемых; транспорт нефти и газа, продуктов их переработки; производство целлюлозы, бумаги и картона; производство, хранение, транспортировка и утилизация боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов; животноводческие комплексы; птицефабрики; мелиоративные системы; крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов. В стандартах на новую технику, технологию, материалы, вещества, выпускаемую продукцию потребления устанавливаются экологические требования с целью предупреждения причинения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Проверка соответствия этих объектов требованиям экологии - задача экологической экспертизы. Особым объектом экологической экспертизы является человек его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей природной средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной. Её задача — установить причинно-следственную связь между состоянием здоровья человека (с его изменениями) и вредным воздействием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Проведение эколого-санитарной экспертизы имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза, задача которой исследовать соответствие требованиям экологической безопасности нормативам качества окружающей среды, предельно допустимым концентрациям, выбросов и сбросов вредных веществ, предельно допустимому уровню радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется соответствие норме показателей качества окружающей среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда. Самостоятельное значение приобретает эколого-правовая экспертиза. Её объектом являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Российской Федерации, принимаемые ими в рамках отведённой компетенции. Субъекты Федерации в принимаемых ими нормативных актах вправе устанавливать свои виды объектов экологической экспертизы, обусловленные спецификой местных условий [1]. Использование природных благ всегда затрагивает экономические отношения. Знание этих отношений, а также прав на природопользование в различных его формах позволяет не только повысить эффективность работы предприятий, но и снизить вред, причиняемый природной среде. Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 3.8. 1. Укажите формы природопользования. 2. Как реализуется порядок лицензирования отдельных видов природопользования? 3. Укажите актуальные проблемы регулирования природопользования. 4. По каким формам реализуется природопользование? 5. Какими основными обязанностями наделены природопользователи и арендодатели? 6. Как в России формируется рынок экологических услуг? 7. Назовите основные требования рационального использования природных ресурсов. 8. Перечислите и обоснуйте основные принципы в государственной экологической экспертизе. 9. Перечислите виды лицензий в природопользовании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|