III. Основные направления воспитательной деятельности
Направления
Поставленные задачи
Название целевой подпрограммы
Формы работы
Сформированные компетентности
1.Нравст-венность, духовность как основа личности
- Формирование гуманистических отношений к окружающему миру.
- Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.
- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
- Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения.
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
«Зеркало души»
Тематические классные часы по нравственной тематике; организация экскурсионных поездок с целью знакомства с историческим и культурным наследием края; тренинги; организация социально-значимых дел.
Внеурочная деятельность:
занятия «Этика и этикет»
· Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений между этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
· уважительное отношение к традиционным религиям;
· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
· способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
· знание традиций гимназии, бережное отношение к ним.
2. Гражданско-правовое
и патриотическое воспитани е
- Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.
-Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;
- Овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества.
- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;
- Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;
«Я гражданин»
Тематические классные часы, беседы, ролевые игры, обсуждение литературных произведений, акции.
Экскурсия по историческим и памятным местам города и края, посещение музеев, тематические беседы, КТД, празднование памятных дат.
Внеурочная деятельность:
Лекционные занятия
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
Экологическое воспитание
- Формирование стремления к здоровому образу жизни.
- Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
- Формирование негативного отношения к вредным привычкам и устойчивых навыков здорового образа жизни.
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
«Мое здоровье»
Тематические классные часы, профилактические беседы, спортивные соревнования, встречи со специалистами, проведение инструктивных и тренировочных занятий по отработке навыков безопасного поведения.
Внеурочная деятельность:
Лекционные занятия «Безопасное колесо», «Я учусь жить в окружающем мире»
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
4.
Личностное и интеллектуальное саморазвитие. Профессиональное самоопределение
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
- Развитие самооценки, рефлексии.
- Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.
- Развитие познавательных способностей.
«Мое будущее»
Внеурочная деятельность по предметам
Интеллектуальные игры, олимпиады, исследовательские проекты.
Тренинги, анкетирование, беседы, использование Интернет-ресурсов
Внеурочная деятельность:
Лекционные занятия «Занимательная грамматика», «Юный исследователь окружающего мира».
· Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
· ценностное и творческое отношение к учебному труду;
· элементарные представления о различных профессиях;
· первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
· осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
· первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
· потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
· мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
5. Эстетическое и культурное развитие
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным критериям.
- Воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного.
«Сотрудничество»
Посещение культурных центров города, области,
КВН, классные часы, праздники,
Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов.
Внеурочная деятельность:
занятия «Музыкальный час», «Умелые руки»
· Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
· первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
· элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
· первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
· первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
· первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
· мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
6. Семейное
воспитание
- Осознание важности семьи в жизни человека и обществе, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Просвещение родителей и детей в осознании ценности семьи как основополагающей ячейки общества, формирующей общепринятые ценности и нормы.
- Повышение роли и авторитета семьи.
«Семья»
Родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями и обучающимися, тематические классные часы, совместные мероприятия с участием детей и родителей.
Внеурочная деятельность:
занятия «Этика и этикет»
Начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Четверть – «Я и моя школа»
Дата проведения
Содержание работы
Кто привлекается
Ценностные ориентиры
компетентности
Урок радости «В страну Знаний со Смешариками»
День солидарности в борьбе терроризмом.
Родители
Информационная, коммуникативная компетентность.
Классное собрание: «Мои новые друзья-одноклассники»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Беседа «Права и обязанности ученика»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Викторина «Ты – пешеход»
200 лет со дня рождения А.К.Толстого.
«Безопасное колесо»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Информ. кл. час: «Как вести себя в школе».
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Заочная экскурсия по родному городу «Мой любимый город Санкт-Петербург»
День начала блокады Ленинграда.
Воспитание гражданственности, патриотизма
Беседа о режиме дня и о занятиях спортом
Международный день пожилых людей.
Кл. час «Природный мир вокруг нас»
Интерактивная игра «Зоопарк»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному
Самый, самый. Конкурсы. Давайте познакомимся.
Коммуникативная компетентность.
Праздник «Посвящение в первоклассники»
Международный день учителя.
Совместно с 1 классами
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
«Мы стали школьниками» урок-игра
Родители
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Кл. час «Дорожные приключения Буратино»
День матери в России.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.