Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Экологический контроль и экологическая экспертиза. ОВОС




 

Экологический контроль.

 

Экологический контроль – важнейшая составляющая правового механизма обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. Это функция государства, которая проявляется в обеспечении соблюдения субъектами экологических правоотношений требований по рациональному использованию природных объектов и ресурсов, охране окружающей природной среды, экологической безопасности общества.

Экологический контроль, как мера правового воздействия выполняет ряд функций – информационную, предупредительную, карательную и в зависимости от выполняемой функции выделяют различные формы экологического контроля.

1. Информационная форма контроля носит постоянный, характер и связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и должностные лица собирают разнообразную экологическую информацию о деятельности поднадзорных и подконтрольных объектов. Эта информация обобщается и передается в соответствующие органы государственного управления для принятия предупредительных или карательных мер.

2. Предупредительная форма контроля носит периодический, плановый характер, направлена на предотвращение нежелательных последствий, которые могут возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране окружающей природной среды, несоблюдения законов. Субъекты подконтрольной деятельности, зная о возможной проверке, заинтересованы в выполнении природноресурсного и природоохранного законодательства и в предупреждении нарушений.

3. Карательная форма контроля носит разовый, целевой характер и выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям, виновным в невыполнении обязательных мероприятий по охране окружающей среды и ее отдельных объектов, либо в наблюдении за выполнением предписаний, наложенных по результатам предыдущих проверок.

Экологический контроль, как процесс государственного влияния на субъекты экологических правоотношений осуществляется следующими методами:

· наблюдением за состоянием объектов контроля;

· проведением проверок по соблюдению законодательства и выполнению обязательных мероприятий в области охраны окружающей природной среды и ее объектов;

· предупреждением о необходимости выполнения хозяйствующими субъектами обязательных мероприятий по охране используемого природного объекта и окружающей природной среды в целом;

· пресечение экологически вредной деятельности и деятельности, осуществляемой с нарушением закона (ограничение, приостановление, прекращение деятельности);

· выдача разрешений на природопользование;

· установление нормативов качества окружающей природной среды и лимитов воздействия на природные объекты или ресурсы;

· привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафа за выявленные нарушения природноресурсного и экологического законодательства.

Согласно Закону «Об охране окружающей псреды» система экологического контроля состоит из двух подсистем - государственной службы наблюдения (мониторинга) за состоянием окружающей природной среды и государственного, производственного и общественного контроля.

Государственная служба наблюдения осуществляет свою деятельность на двух уровнях:

· мониторинг окружающей среды – возглавляет и ведет Росгидромет России, за состоянием атмосферного воздуха, поверхностными и морскими водами, космическим пространством. Собранные данные обобщаются, оцениваются вероятные изменения, информация о которых доводится до сведения заинтересованных организаций. Служба государственного мониторинга окружающей природной среды входит в систему Глобального мониторинга окружающей среды;

· мониторинг природных объектов (отраслевой) – возглавляют и ведут специально уполномоченные органы, регулирующие использование конкретного природного объекта или ресурса. Система мониторинга природных ресурсов разобщена и не имеет законченного организационного единства, хотя в последнее время прослеживается тенденция к объединению регулирования использования многих природных объектов в рамках единого органа – Минприроды России. Данные по некоторым параметрам поступают в службу государственного мониторинга окружающей природной среды (например, данные о лесных пожарах, гидрологической обстановке на реках и водоемах и т.д.).

Подсистема экологического контроля состоит из государственного, производственного, муниципального и общественного контроля в области охраны окружающей среды.

Государственный экологический контроль, в отличие от мониторинга, который ограничивается лишь сбором, обработкой и передачей информации, представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности. Его непосредственная задача – обеспечение выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований законодательства и нормативов качества окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. Особенностями государственного экологического контроля являются:

· надведомственность его контрольной деятельности, т.е. его предписания, требования являются обязательными для всех субъектов, не зависимо от форм собственности и подчиненности;

· запрещение совмещения функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов в рамках одного или разных органов управления.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

· посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

· проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

· проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

· проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

· предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

· приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;

· привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

· осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:

· предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

· разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;

· соблюдать требования законодательства.

Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Производственный (ведомственный) контроль обеспечивает выполнение требований законодательства по рациональному природопользованию и охране окружающей среды хозяйствующими субъектами. Производственный контроль осуществляется под контролем государственных или муниципальных органов, но он не является частью государственного экологического контроля, что определяет его особенности:

· сфера влияния производственного контроля ограничена рамками организаций, предприятий, ведомств;

· содержание производственного контроля определяется характером производственной деятельности.

Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством и в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Общественный экологический контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями в порядке осуществления своих конституционных прав на благоприятную окружающую среду в связи с недостаточной эффективностью реализации государством экологической функции. Общественный экологический контроль проявляется в возможности граждан участвовать в обеспечении выполнения и контроле за выполнением экологических требований на разных стадиях хозяйственного процесса. Важнейшей формой осуществления общественного контроля является затребование информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, на основании которой граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия, или бездействие, нарушающее их экологические права и законные интересы в суде.

 

Экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза регулируется Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ и рассматривается как самостоятельный вид экологического контроля, выступающий гарантом выполнения эколого-правовых предписаний, имеет чисто предупредительное значение, выражающееся в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов, требованиям охраны окружающей природной среды. Система экологической экспертизы состоит из государственной и общественной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы (Минприроды и его территориальные органы), которые имеют исключительное право на ее проведение и осуществляют свои функции через свои подразделения, специализированные в этой области.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представленных заказчиком материалов требованиям и установленному порядку проведения. При этом документация должна содержать:

· материалы оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экспертизе;

· положительное заключение и документы согласований органов надзора и контроля с органами местного самоуправления;

· заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

· материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, специально образованной для экспертизы конкретного объекта, при условии обязательной предварительной оплаты заказчиком подлежащей экспертизе документации. При этом сроки проведения экспертизы определяются сложностью объекта, но не должны превышать 6 месяцев. Результатом проведения экспертизы является заключение, содержащее обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности его реализации, одобренное квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии. К заключению прилагаются особые мнения экспертов, не согласных с принятым этой комиссией заключением. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экологической экспертизы. В случае отрицательного заключения, заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу, при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в этом заключении. Заключение государственной экологической экспертизы носит статус надведомственного документа, обязательного к исполнению.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза проводится не зависимо от проведения государственной экологической экспертизы до, или одновременно с ней, тех же объектов, что подлежат и государственной экспертизе. Обязательным условием проведения такой экспертизы является государственная регистрация заявления общественной организации об ее проведении. Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы (Минприроды РФ). В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются ответственность за нарушения законодательства. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Цель экологической экспертизы – обеспечить предупреждение вредных последствий на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности.

Методы экологической экспертизы – сбор, обобщение, рассмотрение материалов, их оценка, составление экспертного заключения и контроль за его выполнением.

Принципы экологической экспертизы обозначены в статье 3 закона «Об экологической экспертизе» следующим образом:

· презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

· обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

· комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

· обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

· достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

· независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

· научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

· гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

· ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации включают в себя:

· проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность;

· материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов Российской Федерации, в том числе:

1. проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ;

2. проекты схем развития отраслей народного хозяйства;

3. проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил;

4. проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;

5. проекты инвестиционных программ;

· материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения;

· документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

· все виды градостроительной документации, в том числе:

1. схемы и проекты районной планировки административно - территориальных образований;

2. генеральные планы городов, других поселений и их систем;

3. проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;

4. генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

5. проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

6. проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;

· проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;

· технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности.

· материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

· иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации;

· объекты государственной экологической экспертизы, приведенные в настоящей статье и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

1. доработки объектов государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

2. изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

3. реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

4. истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

5. внесения изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...