Кадастры природных ресурсов.
Кадастры природных ресурсов – это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, который характеризует количество и качество природного ресурса, а также категории и состав природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов и охраны природной среды. На их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей природной среды. Наряду с ведением кадастров, представленных по отдельным видам природных ресурсов (земельный, водный, особо охраняемых территорий и др.), образующих определенную экономико-правовую структуру федеральных и региональных кадастров, организована система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов (КТКПР) является частью территориальной информационной системы и представляет собой государственный свод системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории (субъект Российской Федерации, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Комплексность информации в КТКПР достигается путем использования расчетных интегральных показателей, итеративных экспертных оценок на основе анализа кадастровых и других данных по учету отдельных природных ресурсов, а также данных экологического мониторинга и государственной статистики.
Информация КТКПР используется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями в целях: · разработки стратегии устойчивого социально-экономического развития территорий и обеспечения экологических приоритетов этого развития; · гармонизации природно-ресурсных отношений между городскими и окружающими их сельскими территориями; · выравнивания уровня социально-экономического развития районов в пределах территории субъекта Российской Федерации; · определения стратегических направлений для государственных и частных инвестиций на территорию субъекта Российской Федерации, гарантирующих неистощительное использование его природно-ресурсного потенциала; · в других целях, направленных на сохранение окружающей среды и природных ресурсов. Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов содержит сведения: · о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов, предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами; · о правовом статусе природных объектов (распределение по субъектам владения и пользования), которые составляют отдельный адресно-правовой раздел информации КТКПР, формирующийся в полном соответствии с данными государственного земельного кадастра, других кадастров природных ресурсов, реестров собственности на недвижимое имущество, регистрирующих эту информацию; · по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных, по ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам биоты, по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно исторического значения.
Учет природных ресурсов ведется по объектам и классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы учета укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной окружающей среды. Информация представлена в виде географических карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально-экономической оценки. Перечень обязательных кадастровых показателей по характеристикам каждого вида природного ресурса разрабатывается Минприроды России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и утверждается Минприроды России. Перечень дополнительных кадастровых показателей, необходимых для территориального управления, устанавливают органы государственного управления субъектов Федерации в зависимости от природно-ресурсной и хозяйственной специфики конкретной территории. Сведения по обязательному перечню кадастровых показателей являются свободными для доступа всех заинтересованных в их получении федеральных органов управления природными ресурсами и охраной окружающей среды. Порядок использования информации КТКПР для нужд иных пользователей устанавливается решением исполнительных органов власти субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют работу по формированию КТКПР на подведомственной территории. Для этих целей они могут создавать территориальные кадастровые центры (ТКЦ), которые решают следующие основные задачи: · классификация природных ресурсов и объектов и определение первоочередных по значимости объектов для включения их в КТКПР;
· разработка требований к объемам и формам представления отраслевой кадастровой информации по дополнительному перечню кадастровых показателей для решения задач территориального управления; · свод и государственная регистрация сведений о природных ресурсах и объектах для ведения КТКПР, а также их первичная социально-экономическая оценка; · реализация эксперимента по совершенствованию учета и социально-экономической оценке природно-ресурсного потенциала; · выбор экспериментальных территорий для реализации пилотных проектов по формированию, ведению и использованию КТКПР; · разработка требований к территориальным программам кадрового и технического обеспечения формирования КТКПР; · разработка процедуры принятия решений по природопользованию на основе информации КТКПР; · разработка нормативно-правовой документации по природопользованию. Кадастры отдельных видов природных ресурсов подчинены общим целям и образуют определенную единую экономико-правовую схему – Земельный кадастр, Водный кадастр, Лесной кадастр, Кадастр месторождений полезных ископаемых, Реестр природно-заповедного фонда, Реестр редких и исчезающих видов растений и животных (Красная книга), Реестр охотничьих животных, Реестр рыбных запасов, Реестр загрязнителей. Эта схема (по В. В. Петрову) включает также перечень специально уполномоченных органов управления, которые призваны вести кадастры и осуществлять контроль за их использованием. Однако, в последнее время система специально уполномоченных органов претерпела существенные изменение и продолжает совершенствоваться, поэтому ведение почти всех перечисленных кадастров является функцией Минприроды. Понятие и содержание кадастра природного ресурса рассмотрим на примере Земельного кадастра. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 10.01.2000 г. № 28-ФЗ определяет понятие земельного кадастра как систематизированного свода документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель, сведений о территориальных зонах, о наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель, в результате чего каждый из земельных участков получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других и осуществить качественную и экономическую оценки. При этом под земельным участком понимается часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера – уникального номера объекта недвижимости, не повторяющегося по времени и единственного на территории всей Российской Федерации. Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения: · государственного и муниципального управления земельными ресурсами; · государственного контроля за использованием и охраной земель; · мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; · государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; · землеустройства; · экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; · установления обоснованной платы за землю; · иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности. Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами: · единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации; · непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; · открытость сведений государственного земельного кадастра;
· сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах. Государственный земельный кадастр содержит сведения о: · земельных участках; · территориальных зонах; · землях и границах территории, на которых осуществляется местное самоуправление; · землях и границах субъектов Российской Федерации; · землях и границах Российской Федерации. Указанные сведения содержатся в государственном земельном кадастре в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами. Документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные. К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), к вспомогательным - книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. К производным документам государственного земельного кадастра относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы. Единый государственный реестр земель представляет собой документ, предназначенный для проведения государственного кадастрового учета земельных участков и содержащий сведения о существующих и прекративших существование земельных участках, а именно: · кадастровые номера; · местоположение (адрес); · площадь; · категория земель и разрешенное использование земельных участков; · описание границ земельных участков, их отдельных частей; · зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); · экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; · качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; · наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель. Кадастровая карта (план) представляет собой карту, на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты могут быть кадастровыми картами земельных участков, дежурными кадастровыми картами и производными кадастровыми картами. Кадастровая карта земельного участка воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке, дежурные кадастровые карты - сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон, а производные кадастровые карты - сведения о земельном фонде, об экономических, о социальных, о природных и об иных связанных с землей процессах. На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках: · сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках; · сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр; · сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления; · сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон. Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. Кадастровое деление территории Российской Федерации осуществляется в целях присвоения земельным участкам кадастровых номеров. Единицами кадастрового деления являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале. Сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно. Бесплатно сведения об определенном земельном участке предоставляются: · правообладателю земельного участка или уполномоченным правообладателем лицам; · налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией; · судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком; · органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органам (организациям), осуществляющим специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества и территориальных зон, в объеме, который необходим для работы указанных органов; · лицам, имеющим право на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или закону; · иным установленным законом лицам. Указанные в настоящем пункте органы и лица оплачивают стоимость копирования и доставки предоставляемых им сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке. Финансирование деятельности по ведению государственного земельного кадастра осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств, получаемых в виде платы, взимаемой за предоставление сведений государственного земельного кадастра, и иных не запрещенных законом источников. Государственное управление в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами. Согласно Указу Президента «О структуре Федеральных органов исполнительной власти» от 01.12.2000 г. №1953 таким органом является Федеральная служба земельного кадастра России. Она осуществляет возложенные полномочия по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы.
Контрольные вопросы: 1. Какие группы методов входят в состав экономического механизма управления природопользованием и охраны окружающей природной среды? 2. Назовите постоянно действующие методы экономического механизма управления природопользованием и охраны окружающей природной среды. 3. Назовите новые методы экономического механизма управления природопользованием и охраны окружающей природной среды. 4. Дайте определение кадастра природных ресурсов. 5. Перечислите виды кадастров в зависимости от вида природного ресурса. 6. Для каких целей используются сведения кадастров природных ресурсов? 7. Какие сведения включает в себя Земельный кадастр? 8. Что представляет собой кадастровый номер земельного участка? 9. На какие категории подразделяются документы государственного земельного кадастра? 10. Назовите основные документы Земельного кадастра. 11. Назовите специально уполномоченный орган исполнительной власти призванный осуществлять ведение Земельного кадастра. 12. Что представляет собой Единый государственный реестр земель? 13. Что представляет собой кадастровое дело? 14. Что представляет собой кадастровая карта (план)? 15. Назовите основные принципы деятельности по ведению земельного кадастра. 16. Что представляет собой система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов (КТКПР)? 17. Какие сведения содержит система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов? 18. Какие задачи решают территориальные кадастровые центры (ТКЦ)?
Литература по теме лекции: 1. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 10.01.2000 г. №28-ФЗ. - Российская газета, N 5, 10.01.2000 2. Временное положение о порядке формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. Утверждено Минприроды 17 августа 1995 г. № 326. -Электронная справочно-информационная система «Кодекс». 3. Арустамов Э. А. и др. Природопользование. –М.; «Дашков и Ко», 2000. –С. 183-185. 4. Петров В. В. Экологическое право России. –М.: БЕК, 1997. –С. 216-221. 5. Пыльнева Т. Г. Природопользование. -М.: Финстатинформ, 1997. –С.71-95.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|