Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БИЛЕТ 51. Роль инновационной деятельности в повышении эффективности мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов.




В России в 90-е годы происходила либерализация экономики, проводилась перестройка структуры финансовых и регулирующих режимов для поощрения инвестиций, в том числе в добычу и первичную переработку природного сырья. Для противодействия "голландской болезни" был создан Стабилизационный фонд, удалось замедлить инфляцию. Все это способствовало притоку инвестиций в добычу отдельных, наиболее экономически выгодных, природных ресурсов (нефти, газа и т. п.). Одновременно актуализировались задачи воспроизводства природно-ресурсного потенциала и обеспечения ресурсной безопасности страны. Обострилась опасность возникновения на отдельных территориях социальных кризисов, связанных с истощением наиболее активно эксплуатируемых природных ресурсов. Инновационная политика в природно-ресурсном комплексе в условиях значительной ресурсной ориентации экономики должна быть нацелена на увеличение экономических и социальных выгод для населения страны (в том числе в долгосрочной перспективе) от комплексного использования природных ресурсов за счет применения технологических, управленческих и институциональных достижений фирм, предприятий и корпораций, инвестирующих средства в добычу и первичную переработку природного сырья. Меры государственного регулирования должны стимулировать применение бизнесом новых технологий, повышать его заинтересованность в получении дополнительных выгод (инновационной ренты) за счет выявления и реализации новых способов использования природных ресурсов и природных комплексов.

 

В настоящее время по заданию Министерства природных ресурсов Российской Федерации разработан проект концепции формирования природно-ресурсного блока в составе национальной инновационной системы (НИС). В концепции в качестве важнейшей цели декларируется создание в стране с участием государства формирование благоприятной экономической и правовой среды.

 

Это особенно актуально в свете принятия мировым сообществом концепции устойчивого развития в XXI веке, предусматривающей стабильное экологическое равновесие.

По каждому из направлений сформулирована система мер и конкретных организационно-технических мероприятий административного, экономического и иного характера.


БИЛЕТ 52. Система стандартов ISO 14000.

Система стандартов ISO 14000. Система стандартов ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента - environmental management system, EMS).

Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область.

Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы: принципы создания и использования систем экологического менеджмента (EMS); инструменты экологического контроля и оценки; стандарты, ориентированные на продукцию.

В трех названных областях разработаны и разрабатываются следующие документы:

 

Принципы экологического менеджмента

Системы экологического менеджмента (EMS) - спецификации и руководство по использованию

EMS - Общие руководство по принципам, системам и методам

Руководство по определению "начального уровня" экологической эффективности предприятия. Должно использоваться перед созданием формальной системы экологического менеджмента

Инструменты экологического контроля и оценки

Руководство по экологическому аудиту - Общие принципы экологического аудита

Руководство по экологическому аудиту - Процедуры аудита - Аудит систем экологического менеджмента

Руководство по экологическому аудиту - Критерии квалификации экологических аудиторов

Руководство по оценке экологических показателей деятельности организации

Стандарты, ориентированные на продукцию

Принципы экологической маркировки продукции

Методология "оценки жизненного цикла" - оценки экологического воздействия, связанного с продукцией, на всех стадиях ее жизненного цикла

Руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию

 

Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.


БИЛЕТ 53. Экологическая политика предприятия. Мотивация экологической деятельности руководства предприятия.

 

Экологическая политика, ее цели и задачи основываются на знаниях экологических аспектов деятельности предприятия (уровне воздействия на окружающую среду технологических процессов, изготовляемой продукции и оказываемых услуг). Должны быть учтены все значительные воздействия на среду и их последствия.

При идентификации (выявлении) экологических аспектов деятельности рассматривают:

могут ли произойти отрицательные изменения в окружающей среде вследствие производственной деятельности;

имеет ли предприятие процедуры оценки экологических аспектов применительно к новым проектам;

как оцениваются экологические аспекты возможных изменений или нововведений в деятельности предприятия и возможные воздействия на окружающую среду;

насколько серьезны и важны потенциальные воздействия на окружающую среду при возможных авариях;

насколько часто могут случаться ситуации, которые приводят к значительным воздействиям на окружающую среду;

каков возможный уровень ущерба от таких воздействий;

 

Ответственность за формирование политики охраны окружающей среды лежит на высшем руководстве организации. Руководство организации ответственно за внедрение политики, за формирование и своевременную модификацию политики.

 

Мотивация.

1. Со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных природоохранительных органов: Гибкая система экономических стимулов для предприятий-экологических лидеров. Поддержка экспериментальных проектов и инициатив на территориальном и региональном уровнях. Гибкое применение требований в отношении применения государственных контрольных мер. Разработка пакета региональных нормативно-правовых и местных нормативных документов.

 

2. Со стороны общественных и профессиональных организаций, населения:

Воздействие на лиц, принимающих решения, и потребителей с целью изменения характера потребления и производства. Создание благоприятных условий, необходимых для выполнения предприятиями принятых обязательств. Поддержка экспериментальных проектов и инициатив на территориальном и региональном уровнях. Распространение экологической информации (в т.ч., об экологических аспектах деятельности предприятия). Общественный экологический контроль. Поддержка предприятий-экологических лидеров.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...