Время удвоения численности населения.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Тейяр де Шарден
Введение
В последние годы, с целью улучшения экологической подготовки специа- листов, в соответствии с Государственным образовательным стандартом (1999 г) введена специальность «Экология». Как известно учебник является главным средством прочного усвоения знаний студентами, способствует развитию у них активного мышления и форми- рованию научного мировоззрения. Однако и издание данной методической реко- мендации имеет глубокий смысл. В этой рекомендации в сжатой и конкретной форме дается лишь основное и самое главное из области основополагающих экологических знаний и природо- пользования, необходимых для бедующих технических работников, а также ра- ботников малого бизнеса. Данные указание адресованы студентам и призваны сделать урок боле со- держательным и интересным, а так же даёт студентам возможность к самоподго- товке. Методическое рекомендации содержат; таблицы, рисунки, схемы для по- урочного ознакомления и в помощь теоретическому курсу, иллюстрирующие экологические реалии и проблемами. Приведённые материалы могут быть использованы студентом для под- готовки, по различным направления соц. и прикл. экологии, и природопользо- вания, и предложены для подготовки докладов, сообщений, рефератов.
1 Наука экология, природопользования ее задачи
Термин «экология» образован от двух греческих слов (ойкос – дом, жи- лище, родина, и логос – наука), означающих дословно «наука о местообитании». В более общем смысле экология – это наука, изучающая взаимоотношение орга- низмов и их сообществ с окружающей их средой обитания (в том числе многооб- разия взаимосвязей их с другими организмами и сообществами).
1919), который в 1866 г. предложил термин «экология», дал следующее определение этой науки: «Это познание экономики приро- ды, одновременное исследование всех взаи- моотношений живого с органическими и не- органическими компонентами среды, вклю- чая непременно неантагонистические и анта- гонистические взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом. Одним словом, экология – это наука, изу- чающая все сложные взаимосвязи и взаимо- отношения в природе, рассматриваемые Дар- вином как условия борьбы за существова- ние». учение о биосфере. Он показывает какую ог- ромную роль Играют живые организмы в гео- химических Процессах на нашей планете. Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей среды – экологических, экономи- ческих, культурных и оздоровительных. Следо- вательно, содержание природопользования включает три ее формы: экономическую (веду- щая), экологическую и культурно – оздорови- тельную.
Структура современной экологии представлена на рисунке 1. Выделяют крупные подразделения: общая экология (диоэкология), геоэкология, прикладная экология, экология человека и социальная.
Динамическая Аналитическая
экология
Общая (биоэкология) Геоэкология Прикладная
- аутэкология экология: -промышленная - синэкология - суши (инженерная) - популяционная - пресных вод - технологическая - биогеоценология - моря - с\х - глобальная - Крайнего - медицинская (изучение Севера - промысловая биосферы) - высокогорий - химическая и др. - рекреационная - геохимическая - к природо- использованию
экология человека социальная экология
экология: -растений -животных -микроорг. Экология города Экологтя народо- населения аркэкология -экология личности -экология челове- чества -экология культуры
Рисунок 1- Структура современной экологии
Последние 150 лет население Земли росло и продолжает расти феноме- нальными, взрывоопасными темпами, можно сказать человечество – единствен- ный вид, численность которого неудержимо растет. Цифры говорят сами за себя, смотрите рисунок 2,3.
Время удвоения численности населения.
1. 0-900 г. н. э. – 160-320 млн. = 900лет. 2. 900-1700 г. н. э. - 320-600 млн. = 800лет. 3. 1700-1850 г. н. э. - 600-1200 млн. = 150 лет. 4. 1850-1950 г. н. э. –1200-2500 млн. = 100 лет. 5. 1950-1990 г. н. э. - 2500-5000 млн. = 40 лет.
Рисунок 2 – Время удвоения численности
Время увеличения на 1 млрд.:
1 млрд. – 1820 г. = 18000 лет. 2 млрд. - 1927г. = 100 лет. 3 млрд. - 1960 г. = 33г. 4 млрд. - 1976 г. = 16 лет. 5 млрд. - 1990 г. = 14 лет. 6 млрд. - 1999 г. = 9 лет
Рисунок 3 – Время увеличения на 1 млрд
Ежегодный прирост населения составляет 1,7%.Еженедельный прирост при этом составляет 1,7 млн. человек, ежедневный – 247000, а ежечасный – 10270 человек. По оценкам ООН население Земли к 2100 г. составит от 11,2 до 12,6 млрд человек, что будет в два раза больше, чем в 1990 г., а затем стабилизиру- ется. Конечно, это лишь прогноз. На рисунке 4 представлены два графика. Верхний график отображает численность населения в отдельных регионах мира в начале XX в. прогнозные (данные ЮНЕСКО) значения на 2025г. Он также дает представление о неравномерности изменения численности населения в зависимо- сти от уровня экономического развития стран, о различиях между «Севером» и «Югом».
Рисунок 4 – Рост популяции людей Нижний график изображает три варианта прогноза роста численности населения Земли. Цветом на нем обозначено: синий – рост популяции людей с 1800г. (когда человечество достигло численности в 1 млрд) и предположительный ее рост до 2150 г.; красный – максимальный прогноз роста популяции людей; желтый – минимальный прогноз роста популяции людей. В настоящее время человечество оказалось на пороге крупнейшего изме- нения климата, вызванного человеком. Причина этого изменения – увеличение в атмосфере углекислого газа (СО2) и некоторых других газов (СН4, углеводорода,
оксидов азота и др.), которые поглощают инфракрасное излучение от Земли, на- греваются и тем самым нагревают нашу планету (таблица 1).
Таблица 1 – Парниковые газы
В результате потепления измениться циркуляция атмосферы (уменьшится), что повлияет на распределение осадков и, следовательно, на экосистемы Земли и ее биосферу. Чтобы этого не произошло, необходимо: - разрабатывать и внедрять солнечные и другие бестопливные источ- ники энергии; - увеличивать КПД использования горючего на транспорте и осущест- влять другие типы экономии энергии; - прекращать вырубку лесов, особенно тропических; - сажать новые леса. Глобальная проблема возможного потепления климата вследствие парни- кового эффекта затронула интересы всех государств. Поэтому в 1997 г. в Китае (Япония) было достигнуто международное соглашение, по которому промыш- ленно развитые страны обязались до 2010 г. снизить выбросы диоксида углерода на 8%. И хотя это немного, все же сделанный первый шаг в осознании ответст- венности за будущее развитие человечества. Можно надеется, что будут сделаны и следующие шаги. На рисунке 5 в левой части представлен механизм парникового эффекта в естественной природной среде: часть солнечного излучения (желтый цвет) от
Рисунок 5 – Схема парникового эффекта В правой части рисунка 5 представлен «вклад» человека в усиление парникового эффекта: увеличение диоксида углерода в результате сжигания топлива, метана – в результате возделывания риса, озона в приземном слое атмосферы, производст- во фреонов. Красный – элементы усиливающие парниковый эффект.
Озоновый слой в стратосфере предохраняет земную поверхность от ультрафиолетового излучения, в том числе от особенно опасного коротковолно- вого излучения (320-180нм), умерщвляющего живые клетки, повреждающего биологические молекулы, включая ДНК, вызывающие рак кожи и заболевание глаз. Озоновая дыра впервые была обнаружена в 1985 г., когда над Антаркти- дой было обнаружено огромное пространство с понижением (до 50%) содержа- нием озона, получившее название «озоновой дыры». Ее образование связывали с появлением фтор-хлор-углеводородов, например фреонов. Расширение озоновой дыры может привести к гибели высокоорганизованной жизни на Земле. По мнению ряда ученых – экологов, к 2030г. в России, при сохранение нынешних темпов истощения озонового слоя, заболеют раком кожи дополни- тельно 6 млн человек. Растения под влиянием сильного ультрафиолетового излу- чения постепенно теряют свою способность к фотосинтезу. По данным международной экологической организации «Гринпис», ос- новными поставщиками хлорфторуглеродов (фреонов) являются США (30,85%), Япония (12,42%), Великобритания (8,62%) и Россия (8,0%). Люди осознали грядущую опасность, и были приняты меры по охране озонового слоя Земли. Так, были заключены международные соглащения, запре- щающие производство фреонов (Венская конвенция 1985 г., Монреальский про- токол 1987 г., а в 1992 г. в Копенгагене было подписано соглашение, по которо- му в странах, участвующих в соглашении, к 200 г. должно было быть исключено применение всех веществ, угрожающих озоновому слою. (Смотрите рисунок 6). «Кислотные дожди» образуются при промышленных выбросах в атмо- сферу диоксида серы и оксидов азота, которые, соединясь с атмосферной влагой, образуют разбавленную серную и азотную кислоты. В результате дождь и снег оказываются подкисленными. Воздействие кислотных дождей снижает устойчи- вость лесов к засухам, болезням, природным загрязнениям, что приводит к их деградации как природных систем. Примером негативного воздействия кислотных осадков на природные экосистемы является закисление озер. Особенно интенсивно оно происходит в Канаде, Швеции, Норвегии и Финляндии. В России площадь закисления - не- сколько десятков миллионов гектаров. Влияние кислотности сказывается на состоянии техногенных объектов, памятников культуры и т. д.: разрушается мрамор, известняк и другие облицо- вочные камни, срок службы железобетонных конструкций снижается в несколько раз.
Рисунок 6 – Схема загрязнения озонового слоя 3 Природные ресурсы и их использование
Природные (естественные) ресурсы – это природные объекты и явления, т.е. различные тела и силы природы, которые человек использует для создания материальных благ, обеспечивающих не только поддержание существования че- ловечества, но и постепенное повышение качества жизни. На рисунке 7 дана классификация природных ресурсов.
Ресурсы
Неисчерпаемые Невозобновимые
Потенциальное возовновимые
Чистый воздух Пресная вода Плодородная почва Растения и животные
Рисунок 7 – Классификация природных ресурсов
С давних пор люди использовали энергию ветра (парусный флот, ветря- ные мельницы и т.п.). В настоящее время использование этого неисчерпаемого источника экологически чистой энергии становится одним из наиболее развитых и перспективных вариантов нетрадиционной энергетики. О распространении и развитии ветряных электростанций в Европе можно судить по нижеприведенной таблице 2. Ветреная турбина, за год вырабатывающая 400 кВт электроэнергии, компенсирует 120-300 т угля и не загрязняет атмосферу. Небольшие ВЭУ – иде- альные источники энергии для ферм. Они могут быть подключены к центральной системе энергоснабжения, дающей ферме энергии в безветренные дни и, наобо- рот, принимающей излишки энергии от ВЭУ в особо ветреную погоду.
Таблица 2 – Использование энергии ветра
На рисунке 8 представлена информация об использовании энергии ветра. Слева вверху: распределение шума при работе ветряной установки. Пока- зано постепенное снижение шума по мере удаления от электростанции. Для сравнения: шум в 40-60 дБ соответствует уровню шума на оживленной городской улице. Слева в низу зависимость между скоростью ветра и производительностью электростанции. Наибольшая производительность достигается при скорости вет- ра около 15 м/сек. Справа в верху: рост мирового производство ветроэнергетики. Можно сравнить эти данные с приведенными выше в таблице 2. Справа в низу: доля энергетики ветра в общем потреблении энергии, дос- тигнутая к 2000 г. Достаточно широко применяются геотермальные и гелио-термальные источники энергии. Циркулирующая на глубине 2-3 км вода нагревается до температуры, превышающей 100°С за счёт радиоактивных процессов, химических реакций и других явлений, протекающих в земной коре. В ряде районов земли та- кие воды выходят на поверхность. Значительные запасы их имеются в нашей стране на Дальнем Востоке, Восточной Сибири, Северном Кавказе и других рай- онах. Существуют запасы высокотемпературного пара и пароводяной смеси на Камчатке, Курильских островах и в Дагестане. Технологические процессы получения тепловой и электрической энергии из таких вод достаточно хорошо разработаны, их себестоимость в 2-2,5 раза ниже те- пловой энергии, получаемой в обычных котельных. На Камчатке работает гео- термальная электростанция мощностью 5 кВт. Предполагается сооружать такие, но более мощные 100 и 200 МВт блоки. В Краснодарском крае теплота подзем- ных вод используется для теплоснабжения промышленных предприятий, населе- ния, животноводческих комплексов, многочисленных теплиц.
Рисунок 8 – Использование энергии ветра К новым источникам энергии относится энергия морских приливов и от - ливов. Принцип действия приливных электростанций основан на том, что энергия падения воды, проходящей через гидротурбины, вращает их и приводит в движение генераторы электрического тока. На однобассейновой приливной электростанции двойного действия, работающей во время прилива и отлива, можно вырабатывать энергию четыре раза в сутки при наполнении и опорож- нении бассейна в течение 4-5 часов. Крупная приливная электростанция рабо- тает во Франции на берегу Ла-Манша, в устье р. Ране. В России в 1968 г. пу- щена в эксплуатацию небольшая электростанция на побережье Баренцева моря в губе Кислов. Энергию океана можно использовать, сооружая волновые электро- станции, установки, использующие энергию морских течений, разницу темпера- тур поверхностных теплых и глубинных холодных слоев воды или подлёдных слоев воды и воздуха. Проекты таких энергетических установок разрабатывают- ся в ряде стран: США, Японии, России. Солнце является основным неисчерпаемым источником энергии на Зем- ле. Дом, в котором используется солнечная энергия называется солнечным до- мом. О преимуществах использования солнечной энергии говорят следующие данные: для отопления дома, рассчитанного на одну семью, в год требуется при- мерно 60 – 80 ц. угля, в результате сгорания которого получается около 35000 кВт·ч энергии. Такое же количество энергии поступает с 35 м2 площади крыши, оборудованной солнечным коллектором. На рисунке 9 отображены принцип использования солнечной энергии для отопления жилого дома. Солнечные лучи поступают на коллектор (обозначенный красным цветом) и с помощью теплопроводящих устройств заключенная в них энергия передается в систему отопления. Уже давно ученые разных стран пытались предсказать сроки возможного исчерпания различных видов полезных ископаемых, учитывая их запасы. По раз- личным оценкам современных ученых данные приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Прогнозируемое время выработки ресурсов
16
Рисунок 9 – Использование солнечной
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|