Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Время удвоения численности населения.




Тейяр де Шарден

 

 

Введение

 

 

В последние годы, с целью улучшения экологической подготовки специа- листов, в соответствии с Государственным образовательным стандартом (1999 г) введена специальность «Экология».

Как известно учебник является главным средством прочного усвоения знаний студентами, способствует развитию у них активного мышления и форми-

рованию научного мировоззрения. Однако и издание данной методической реко-

мендации имеет глубокий смысл.

В этой рекомендации в сжатой и конкретной форме дается лишь основное и самое главное из области основополагающих экологических знаний и природо-

пользования, необходимых для бедующих технических работников, а также ра-

ботников малого бизнеса.

Данные указание адресованы студентам и призваны сделать урок боле со- держательным и интересным, а так же даёт студентам возможность к самоподго- товке.

Методическое рекомендации содержат; таблицы, рисунки, схемы для по- урочного ознакомления и в помощь теоретическому курсу, иллюстрирующие экологические реалии и проблемами.

Приведённые материалы могут быть использованы студентом для под- готовки, по различным направления соц. и прикл. экологии, и природопользо- вания, и предложены для подготовки докладов, сообщений, рефератов.

 

 


1 Наука экология, природопользования ее задачи

 

 

Термин «экология» образован от двух греческих слов (ойкос – дом, жи- лище, родина, и логос – наука), означающих дословно «наука о местообитании». В более общем смысле экология – это наука, изучающая взаимоотношение орга- низмов и их сообществ с окружающей их средой обитания (в том числе многооб- разия взаимосвязей их с другими организмами и сообществами).

 
Немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-

1919), который в 1866 г. предложил термин

«экология», дал следующее определение этой науки: «Это познание экономики приро-

ды, одновременное исследование всех взаи-

моотношений живого с органическими и не-

органическими компонентами среды, вклю- чая непременно неантагонистические и анта- гонистические взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом. Одним словом, экология – это наука, изу- чающая все сложные взаимосвязи и взаимо- отношения в природе, рассматриваемые Дар- вином как условия борьбы за существова- ние».

 
Крупнейший русский ученый ХХ в. Владимир ёИванович Вернадский (1863 –1945) создает

учение о биосфере. Он показывает какую ог-

ромную роль Играют живые организмы в гео-

химических Процессах на нашей планете. Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей среды – экологических, экономи- ческих, культурных и оздоровительных. Следо- вательно, содержание природопользования включает три ее формы: экономическую (веду- щая), экологическую и культурно – оздорови- тельную.

 

Структура современной экологии представлена на рисунке 1. Выделяют крупные подразделения: общая экология (диоэкология), геоэкология, прикладная экология, экология человека и социальная.

 


 

Динамическая Аналитическая

 

 

экология

 

 

Общая

(биоэкология) Геоэкология Прикладная

 

 

- аутэкология экология: -промышленная

- синэкология - суши (инженерная)

- популяционная - пресных вод - технологическая

- биогеоценология - моря - с\х

- глобальная - Крайнего - медицинская (изучение Севера - промысловая биосферы) - высокогорий - химическая

и др. - рекреационная

- геохимическая

- к природо-

использованию

 

 

экология человека социальная экология

 


экология:

-растений

-животных

-микроорг.


Экология города Экологтя народо- населения аркэкология


-экология личности

-экология челове-

чества

-экология культуры


 

Рисунок 1- Структура современной экологии

 

 


 
2 Глобальные проблемы экологии

 

Последние 150 лет население Земли росло и продолжает расти феноме- нальными, взрывоопасными темпами, можно сказать человечество – единствен- ный вид, численность которого неудержимо растет. Цифры говорят сами за себя, смотрите рисунок 2,3.

 

 

Время удвоения численности населения.

 

 

1. 0-900 г. н. э. – 160-320 млн. = 900лет.

2. 900-1700 г. н. э. - 320-600 млн. = 800лет.

3. 1700-1850 г. н. э. - 600-1200 млн. = 150 лет.

4. 1850-1950 г. н. э. –1200-2500 млн. = 100 лет.

5. 1950-1990 г. н. э. - 2500-5000 млн. = 40 лет.

 

Рисунок 2 – Время удвоения численности

 

Время увеличения на 1 млрд.:

 

 

1 млрд. – 1820 г. = 18000 лет.

2 млрд. - 1927г. = 100 лет.

3 млрд. - 1960 г. = 33г.

4 млрд. - 1976 г. = 16 лет.

5 млрд. - 1990 г. = 14 лет.

6 млрд. - 1999 г. = 9 лет

 

Рисунок 3 – Время увеличения на 1 млрд

 

 

Ежегодный прирост населения составляет 1,7%.Еженедельный прирост при этом составляет 1,7 млн. человек, ежедневный – 247000, а ежечасный –

10270 человек.

По оценкам ООН население Земли к 2100 г. составит от 11,2 до 12,6 млрд человек, что будет в два раза больше, чем в 1990 г., а затем стабилизиру- ется. Конечно, это лишь прогноз.

На рисунке 4 представлены два графика.

Верхний график отображает численность населения в отдельных регионах мира в начале XX в. прогнозные (данные ЮНЕСКО) значения на 2025г. Он также дает

представление о неравномерности изменения численности населения в зависимо-

сти от уровня экономического развития стран, о различиях между «Севером» и

«Югом».


 

 

Рисунок 4 – Рост популяции людей


Нижний график изображает три варианта прогноза роста численности населения

Земли. Цветом на нем обозначено:

синий – рост популяции людей с 1800г. (когда человечество достигло численности в 1 млрд) и предположительный ее рост до 2150 г.;

красный – максимальный прогноз роста популяции людей;

желтый – минимальный прогноз роста популяции людей.

В настоящее время человечество оказалось на пороге крупнейшего изме- нения климата, вызванного человеком. Причина этого изменения – увеличение в атмосфере углекислого газа (СО2) и некоторых других газов (СН4, углеводорода,

оксидов азота и др.), которые поглощают инфракрасное излучение от Земли, на-

греваются и тем самым нагревают нашу планету (таблица 1).

 

 

Таблица 1 – Парниковые газы

 

 

Газ Потенциал потепления, % Вклад в парниковый эффект, %
СО2    
СН4    
NOх   5,7
Полициклические фторуглероды 4000-11700  

 

 

В результате потепления измениться циркуляция атмосферы (уменьшится), что повлияет на распределение осадков и, следовательно, на экосистемы Земли и ее биосферу.

Чтобы этого не произошло, необходимо:

- разрабатывать и внедрять солнечные и другие бестопливные источ-

ники энергии;

- увеличивать КПД использования горючего на транспорте и осущест-

влять другие типы экономии энергии;

- прекращать вырубку лесов, особенно тропических;

- сажать новые леса.

Глобальная проблема возможного потепления климата вследствие парни-

кового эффекта затронула интересы всех государств. Поэтому в 1997 г. в Китае

(Япония) было достигнуто международное соглашение, по которому промыш- ленно развитые страны обязались до 2010 г. снизить выбросы диоксида углерода на 8%. И хотя это немного, все же сделанный первый шаг в осознании ответст- венности за будущее развитие человечества. Можно надеется, что будут сделаны и следующие шаги.

На рисунке 5 в левой части представлен механизм парникового эффекта в естественной природной среде: часть солнечного излучения (желтый цвет) от

 
парниковых газов (водяные пары, диоксиды углерода, метан) отражается назад к земной поверхности (красный цвет), нагревая ее.


 

Рисунок 5 – Схема парникового эффекта


В правой части рисунка 5 представлен «вклад» человека в усиление парникового эффекта: увеличение диоксида углерода в результате сжигания топлива, метана – в результате возделывания риса, озона в приземном слое атмосферы, производст- во фреонов. Красный – элементы усиливающие парниковый эффект.

Озоновый слой в стратосфере предохраняет земную поверхность от ультрафиолетового излучения, в том числе от особенно опасного коротковолно-

вого излучения (320-180нм), умерщвляющего живые клетки, повреждающего биологические молекулы, включая ДНК, вызывающие рак кожи и заболевание глаз.

Озоновая дыра впервые была обнаружена в 1985 г., когда над Антаркти- дой было обнаружено огромное пространство с понижением (до 50%) содержа- нием озона, получившее название «озоновой дыры». Ее образование связывали с

появлением фтор-хлор-углеводородов, например фреонов. Расширение озоновой дыры может привести к гибели высокоорганизованной жизни на Земле.

По мнению ряда ученых – экологов, к 2030г. в России, при сохранение

нынешних темпов истощения озонового слоя, заболеют раком кожи дополни- тельно 6 млн человек. Растения под влиянием сильного ультрафиолетового излу- чения постепенно теряют свою способность к фотосинтезу.

По данным международной экологической организации «Гринпис», ос- новными поставщиками хлорфторуглеродов (фреонов) являются США (30,85%), Япония (12,42%), Великобритания (8,62%) и Россия (8,0%).

Люди осознали грядущую опасность, и были приняты меры по охране озонового слоя Земли. Так, были заключены международные соглащения, запре- щающие производство фреонов (Венская конвенция 1985 г., Монреальский про- токол 1987 г., а в 1992 г. в Копенгагене было подписано соглашение, по которо-

му в странах, участвующих в соглашении, к 200 г. должно было быть исключено применение всех веществ, угрожающих озоновому слою. (Смотрите рисунок 6).

«Кислотные дожди» образуются при промышленных выбросах в атмо-

сферу диоксида серы и оксидов азота, которые, соединясь с атмосферной влагой, образуют разбавленную серную и азотную кислоты. В результате дождь и снег оказываются подкисленными. Воздействие кислотных дождей снижает устойчи- вость лесов к засухам, болезням, природным загрязнениям, что приводит к их деградации как природных систем.

Примером негативного воздействия кислотных осадков на природные экосистемы является закисление озер. Особенно интенсивно оно происходит в

Канаде, Швеции, Норвегии и Финляндии. В России площадь закисления - не-

сколько десятков миллионов гектаров.

Влияние кислотности сказывается на состоянии техногенных объектов,

памятников культуры и т. д.: разрушается мрамор, известняк и другие облицо- вочные камни, срок службы железобетонных конструкций снижается в несколько раз.

 


 

 

Рисунок 6 – Схема загрязнения озонового слоя


3 Природные ресурсы и их использование

 

 

Природные (естественные) ресурсы – это природные объекты и явления, т.е. различные тела и силы природы, которые человек использует для создания материальных благ, обеспечивающих не только поддержание существования че- ловечества, но и постепенное повышение качества жизни. На рисунке 7 дана классификация природных ресурсов.

 

Ресурсы

 

Неисчерпаемые Невозобновимые

 

  Металли-   Неметал-
Непосред- Ветер, Ископаемое ческое   лическое
ственно приливы, топливо минераль-   минера-
Солнечная текущая   ное сырьё   льное
Энергия вода   (железо,   сырье
      медь, др.)   (глина)

 

Потенциальное возовновимые

 

Чистый воздух Пресная вода Плодородная почва Растения и животные

 

Рисунок 7 – Классификация природных ресурсов

 

С давних пор люди использовали энергию ветра (парусный флот, ветря- ные мельницы и т.п.). В настоящее время использование этого неисчерпаемого источника экологически чистой энергии становится одним из наиболее развитых и перспективных вариантов нетрадиционной энергетики. О распространении и развитии ветряных электростанций в Европе можно судить по нижеприведенной таблице 2. Ветреная турбина, за год вырабатывающая 400 кВт электроэнергии, компенсирует 120-300 т угля и не загрязняет атмосферу. Небольшие ВЭУ – иде- альные источники энергии для ферм. Они могут быть подключены к центральной системе энергоснабжения, дающей ферме энергии в безветренные дни и, наобо- рот, принимающей излишки энергии от ВЭУ в особо ветреную погоду.

 


Таблица 2 – Использование энергии ветра

 

  Страна Мощность ветряных электростанций, МВт
1993 г. прогноз на 2000-2005 гг.
Дания    
Германия    
Нидерланды    
Испания    
Греция    
Италия    

 

На рисунке 8 представлена информация об использовании энергии ветра.

Слева вверху: распределение шума при работе ветряной установки. Пока-

зано постепенное снижение шума по мере удаления от электростанции. Для сравнения: шум в 40-60 дБ соответствует уровню шума на оживленной городской улице.

Слева в низу зависимость между скоростью ветра и производительностью электростанции. Наибольшая производительность достигается при скорости вет- ра около 15 м/сек.

Справа в верху: рост мирового производство ветроэнергетики. Можно сравнить эти данные с приведенными выше в таблице 2.

Справа в низу: доля энергетики ветра в общем потреблении энергии, дос-

тигнутая к 2000 г.

Достаточно широко применяются геотермальные и гелио-термальные источники энергии. Циркулирующая на глубине 2-3 км вода нагревается до температуры, превышающей 100°С за счёт радиоактивных процессов, химических реакций и других явлений, протекающих в земной коре. В ряде районов земли та- кие воды выходят на поверхность. Значительные запасы их имеются в нашей стране на Дальнем Востоке, Восточной Сибири, Северном Кавказе и других рай- онах. Существуют запасы высокотемпературного пара и пароводяной смеси на Камчатке, Курильских островах и в Дагестане.

Технологические процессы получения тепловой и электрической энергии из таких вод достаточно хорошо разработаны, их себестоимость в 2-2,5 раза ниже те-

пловой энергии, получаемой в обычных котельных. На Камчатке работает гео-

термальная электростанция мощностью 5 кВт. Предполагается сооружать такие,

но более мощные 100 и 200 МВт блоки. В Краснодарском крае теплота подзем- ных вод используется для теплоснабжения промышленных предприятий, населе- ния, животноводческих комплексов, многочисленных теплиц.

 

 


 

 

 

Рисунок 8 – Использование энергии ветра


К новым источникам энергии относится энергия морских приливов и от - ливов. Принцип действия приливных электростанций основан на том, что энергия падения воды, проходящей через гидротурбины, вращает их и приводит в движение генераторы электрического тока. На однобассейновой приливной электростанции двойного действия, работающей во время прилива и отлива, можно вырабатывать энергию четыре раза в сутки при наполнении и опорож- нении бассейна в течение 4-5 часов. Крупная приливная электростанция рабо- тает во Франции на берегу Ла-Манша, в устье р. Ране. В России в 1968 г. пу- щена в эксплуатацию небольшая электростанция на побережье Баренцева моря в губе Кислов.

Энергию океана можно использовать, сооружая волновые электро- станции, установки, использующие энергию морских течений, разницу темпера- тур поверхностных теплых и глубинных холодных слоев воды или подлёдных слоев воды и воздуха. Проекты таких энергетических установок разрабатывают- ся в ряде стран: США, Японии, России.

Солнце является основным неисчерпаемым источником энергии на Зем- ле. Дом, в котором используется солнечная энергия называется солнечным до- мом. О преимуществах использования солнечной энергии говорят следующие данные: для отопления дома, рассчитанного на одну семью, в год требуется при- мерно 60 – 80 ц. угля, в результате сгорания которого получается около 35000 кВт·ч энергии. Такое же количество энергии поступает с 35 м2 площади крыши, оборудованной солнечным коллектором.

На рисунке 9 отображены принцип использования солнечной энергии для отопления жилого дома. Солнечные лучи поступают на коллектор (обозначенный красным цветом) и с помощью теплопроводящих устройств заключенная в них энергия передается в систему отопления.

Уже давно ученые разных стран пытались предсказать сроки возможного исчерпания различных видов полезных ископаемых, учитывая их запасы. По раз-

личным оценкам современных ученых данные приведены в таблице 3.

 

 

Таблица 3 - Прогнозируемое время выработки ресурсов

 

 

Ресурсы Прогнозируемое время выработки, лет
Меди  
Свинца 3-5
Никеля  
Олова  
Железа  
Алюминия  
Металлов  
Нефти 40-50
Природного газа  
Угля  

 

 

16


 

 

Рисунок 9 – Использование солнечной


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...