Красная книга». Особо охраняемые природные террито-
Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих под угрозой ис- чезновения видов растений, животных и других организмов с целью введения режима их особой охраны и воспроизводства. Существует несколько вариантов Красных книг: международная, федеральная и республиканская (областная).
Международная Красная книга. Международным союзом охраны при- роды и природных ресурсов (МСОП) выпущены тома: «Млекопитающие» (310 видов),»Птицы» (320 видов), «Земноводные и пресмыкающиеся» (162 вида),
«Рыбы» (40 видов) и том о редких растениях. В Международной Красной книге выделено пять видов растений и животных в соответствии с классификацией МСОП:
1. Ех – по-видимому, исчез;
2. Е – под угрозой исчезновения. Спасение вида невозможно без прове-
дения специальных мер по охране.
3. V – сохраняющейся в численности вид пока еще встречается в коли-
чествах, достаточных для выживания.
4. R –редкий. Прямая угроза выживания отсутствует, но из-за незначи-
тельной численности при неблагоприятных условиях возможны сокращения чис-
ленности и угроза исчезновения.
5. Восстановленные виды. Ранее относились к категориям Е, V или R,
теперь благодаря мерам по охране и эксплуатации восстановлены. Нуждаются в постоянном контроле.
Ежегодно в Международную Красную книгу вносятся изменения и новые
виды, нуждающиеся в особой заботе.
Красная книга России. Содержит разделы, аналогичные Международной
Красной книге. В книгу включено 562 вида растений и 246 видов животных. В
том числе: уссурийсуий тигр, белобрюхий тюлень, белый медведь, пятнистый олень (аборигенная популяция), журавли – белый, черный и маньжурский, дрофа, дальневосточный аист,, белый кречет – редчайший на Земле сокол, кувшинка бе- лоснежная, купальница европейская и др. Решение о включении конкрутного ви- да в Красную книгу (или исключение из нее) принимает Правительство РФ по представлению Межведомственной комиссии, состоящей из специалистов раз- личных ведомств.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки суши, водной поверхности и воздушного пространства, которые в силу своего особен- ного природоохранного и иного значения, полностью или частично изъяты из хо- зяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны. Главной их задачей является сохранение биологического разнообразия для под- держания устойчивости природных систем.
Согласно закону об охраняемых территориях, принятому Думой 15 фев- раля 1995 г., различают следующие основные категории природно-заповедного фонда:
- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
- национальные парки;
- государственные природные заказники;
- природные парки;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады.
В 1997г. в России насчитывалось 95 заповедников с общей площадью
310,27 тыс. км2, что составляет 1,53 % всей территории России. Самые крупные из них: Таймырский т Усть-Ленский – площадь каждого более 1,5 млн га. Уни-
кальны по биоразнообразию нетронутые человеком уголки природы в Тебердин- ском, Алтайском, Кроноцком (Камчатка) и другие заповедники нашей страны. (Таблица 8).
На 1 ноября 1997 г. в России насчитывалось 33 национальных парка об- щей площадью свыше 66 тыс. км2, что составляет незначительную часть от всей ее территории. К самым известным природным национальным паркам России от-
носяться «Лосиный остров», «Сочинский», «Приэльбрусье», «Валдайский» и др. (Таблица 9).
Таблица 8 - Список заповедников
Название
| Площадь
| Расположение
|
|
|
|
1.Азас
|
| Республика Тува
|
2.Алтайский
|
| Республика Алтай
|
3.Астраханский
|
| Астраханская область
|
4.Байкало-Ленский
|
| Иркутская область
|
5.Байкальский
|
| Республика Бурятия
|
6.Баргузинский
|
| Республика Бурятия
|
7.Басеги
|
| Пермская область
|
8.Бастак
|
| Еврейская автономная область
|
9.Башкирский
|
| Республика Башкортостан
|
10.Богдинско-Баскунчакский
|
| Астраханская область
|
11.Болоньский
|
| Хабаровский край
|
12.Большая Кокшага
|
| Республика Марий Эл
|
13.Большехехцирский
|
| Хабаровский край
|
14.Большой Арктический
|
| Таймырский автономный округ
|
15.Ботчинский
|
| Хабаровский край
|
45
Продолжение таблицы 8
|
|
|
16.Брянский лес
|
| Брянская область
|
17.Буреинский
|
| Хабаровский край
|
18.Верхне-Тазовский
|
| Ямало-Ненецкий автономный округ
|
19.Висимский
|
| Свердловская область
|
20.Витимский
|
| Иркутская область
|
21.Вишерский
|
| Пермская область
|
22.Воpонинский
|
| Тамбовская область
|
23.Волжско-Камский
|
| Республика Татарстан
|
24.Воронежский
|
| Воронежская область
|
25.Галичья гора
|
| Липецкая область
|
26.Гыданский
|
| Ямало-Ненецкий автономный округ
|
27.Дагестанский
|
| Республика Дагестан
|
28.Дальневосточный морской
|
| Приморский край
|
29.Дарвинский
|
| Вологодская область, Ярославская область
|
30.Даурский
|
| Читинская область
|
31.Денежкин Камень
|
| Свердловская область
|
32.Джергинский
|
| Республика Бурятия
|
33.Джугджурский
|
| Хабаровский край
|
34.Жигулевский
|
| Самарская область
|
35.Зейский
|
| Амурская область
|
36.Ильменский
|
| Челябинская область
|
37.Кабардино-Балкарский
|
| Кабардино-Балкарская Республика
|
38.Кавказский
|
| Краснодарский край, Карачаево-Черкесская
Республика, Республика Адыгея
|
39.Калужские засеки
|
| Калужская область
|
40.Кандалакшский
|
| Мурманская область, Республика Карелия
|
41.Катунский
|
| Республика Алтай
|
42.Кедровая падь
|
| Приморский край
|
43.Керженский
|
| Нижегородская область
|
44.Кивач
|
| Республика Карелия
|
45.Командорский
|
| Камчатская область
|
46
Продолжение таблицы 8
|
|
|
46.Комсомольский
|
| Хабаровский край
|
47.Корякский
|
| Корякский автономный округ
|
48.Костомукшский
|
| Республика Карелия
|
49.Кроноцкий
|
| Камчатская область
|
50.Кузнецкий Алатау
|
| Кемеровская область
|
51.Курильский
|
| Сахалинская область
|
52.Лазовский
|
| Приморский край
|
53.Лапландский
|
| Мурманская область
|
54.Лес на Ворскле
|
| Белгородская область
|
55.Магаданский
|
| Магаданская область
|
56.Малая Сосьва
|
| Республика Хакасия
|
57.Малая Сосьва
|
| Ханты-Мансийский автономный округ
|
58.Мордовский
|
| Республика Мордовия
|
59.Ненецкий
|
| Ненецкий автономный округ
|
60.Нижне-Свирский
|
| Ленинградская область
|
61.Норский
|
| Амурская область
|
62.Нургуш
|
| Кировская область
|
63.Окский
|
| Рязанская область
|
64.Олекминский
|
| Республика Саха (Якутия)
|
65.Оренбургский
|
| Оренбургская область
|
66.Остров Врангеля
|
| Чукотский автономный округ
|
67.Пасвик
|
| Мурманская область
|
68.Печоро-Илычский
|
| Республика Коми
|
69.Пинежский
|
| Архангельская область
|
70.Полистовский
|
| Псковская область
|
71.Поронайский
|
| Сахалинская область
|
72.Приволжская лесостепь
|
| Пензенская область
|
73.Приокско-Террасный
|
| Московская область
|
74.Присурский
|
| Чувашская Республика
|
75.Путоранский
|
| Таймырский автономный округ, Эвенкий-
ский автономный округ
|
Продолжение таблицы 8
|
|
|
76.Рдейский
|
| Новгородская область
|
77.Ростовский
|
| Ростовская область
|
78.Саяно-Шушенский
|
| Красноярский край
|
79.Северо-Осетинский
|
| Республика Северная Осетия – Алания
|
80.Сихотэ-Алинский
|
| Приморский край
|
81.Сохондинский
|
| Читинская область
|
82.Столбы
|
| Красноярский край
|
83.Таймырский
|
| Таймырский автономный округ
|
84.Тебердинский
|
| Карачаево-Черкесская Республика
|
85.Тунгусский
|
| Эвенкийский автономный округ
|
86.Убсунурская котловина
|
| Республика Тыва
|
87.Уссурийский
|
| Приморский край
|
88.Усть-Ленский
|
| Республика Саха (Якутия)
|
89.Ханкайский
|
| Приморский край
|
90.Хинганский
|
| Амурская область
|
91.Хоперский
|
| Воронежская область
|
92.Центрально-Лесной
|
| Тверская область
|
93.Центрально-Черноземный
|
| Курская область, Белгородская область
|
94.Центральносибирский
|
| Красноярский край, Эвенкейский автоном-
ный округ
|
95.Чазы
|
| Республика Хакасия
|
96.Черные земли
|
| Республика Калмыкия
|
97.Шульган-Таш
|
| Республика Башкортостан
|
98.Юганский
|
| Ханты-Мансийский автономный округ
|
99.Южно-Уральский
|
| Республика Башкортостан,Челябинская об-
ласть
|
Таблица 9 - Список национальных парков
Название
| Площадь
| Расположение
|
|
|
|
1.«Алания»
|
| Республика Северная Осетия – Алания
|
2.«Башкирия»
|
| Республика Башкортостан
|
3.«Валдайский»
|
| Новгородская область
|
4.«Водлозерский»
|
| Республика Карелия, Архангельская обл.
|
5.«Забайкальский»
|
| Республика Бурятия
|
6.«Зюраткуль»
|
| Челябинская область
|
7.«Кенозерский»
|
| Архангельская область
|
8.«Куршская коса»
|
| Калининградская область
|
9.«Лосиный остров»
|
| Москва и Московская область
|
10.«Марий Чодра»
|
| Республика Марий Эл
|
11.«Мещера»
|
| Владимирская область
|
12.«Мещерский»
|
| Рязанская область
|
13.«Нечкинский»
|
| Удмуртская Республика
|
14.«Нижняя Кама»
|
| Республика Татарстан
|
15.«Орловское полесье»
|
| Орловская область
|
16.«Паанаярви»
|
| Республика Карелия
|
17.«Переславский»
|
| Ярославская область
|
18.«Прибайкальский»
|
| Иркутская область
|
19.«Припышминские боры»
|
| Свердловская область
|
20.«Приэльбрусье»
|
| Кабардино-Балкарская Республика
|
21.«Русский север»
|
| Вологодская область
|
22.«Самарская Лука»
|
| Самарская область
|
23.«Себежский»
|
| Псковская область
|
24.«Смоленское поозерье»
|
| Смоленская область
|
25.«Смольный»
|
| Республика Мордовия
|
26.«Сочинский»
|
| Краснодарский край
|
27.«Таганай»
|
| Челябинская область
|
28.«Тункинский»
|
| Республика Бурятия
|
29.«Угра»
|
| Калужская область
|
49
Продолжение таблицы 9
|
|
|
30.«Хвалынский»
|
| Саpатовская область
|
31.«Чаваш вармане»
|
| Чувашская Республика
|
32.«Шорский»
|
| Кемеровская область
|
33.«Шушенский бор»
|
| Красноярский край
|
34.«Югыд ва»
|
| Республика Коми
|
16 Методические рекомендации к различным формам обу- чения экологическим основам природопользования (лекции, рефе- раты и др.)
Различные формы проведения занятий по экологии (лекции, семинары, дискуссии и др.) позволяют глубже вникнуть в экологическую проблему, тоньше прочувствовать различные ее аспекты, найти наиболее приемлемые пути реше- ния той или иной учебно-воспитательной задачи.
Для того чтобы напомнить, что собой представляет лекция, семинар и т.д., приведем курсивом их определение по «Словарю русского языка» С. И.
Ожегова (1990) и кратко раскроем цели их применения.
16.1 Лекция «Устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы (а также запись этого изложения)»
Непосредственная передача информации аудитории. Для лекции харак- терна систематичность изложения материала, логическая последовательность его подачи. Лекции по экологии вводят учащихся в существо экологической пробле- мы, раскрывая многообразие подходов к ее решению теоретически.
Желательно связывать материал лекции с жизнью, подбирать удачные и интересные примеры, качественно и образно их представлять. Ее цель — заинте- ресовать слушателей содержанием, пробудить самостоятельное (собственное)
отношение к излагаемому материалу. Лекции могут строиться по традиционному типу — их читает сам учитель в готовом для запоминания виде, более сложный тип — проблемная лекция, иллюстрирующая научную или практическую про-
блему (ее появление, способы решения, последствия решения). Разговорная лек- ция — чередование фрагментов лекции с ответами слушателей или выполнением ими заданий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: