Красная книга». Особо охраняемые природные террито-
Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих под угрозой ис- чезновения видов растений, животных и других организмов с целью введения режима их особой охраны и воспроизводства. Существует несколько вариантов Красных книг: международная, федеральная и республиканская (областная). Международная Красная книга. Международным союзом охраны при- роды и природных ресурсов (МСОП) выпущены тома: «Млекопитающие» (310 видов),»Птицы» (320 видов), «Земноводные и пресмыкающиеся» (162 вида), «Рыбы» (40 видов) и том о редких растениях. В Международной Красной книге выделено пять видов растений и животных в соответствии с классификацией МСОП: 1. Ех – по-видимому, исчез; 2. Е – под угрозой исчезновения. Спасение вида невозможно без прове- дения специальных мер по охране. 3. V – сохраняющейся в численности вид пока еще встречается в коли- чествах, достаточных для выживания. 4. R –редкий. Прямая угроза выживания отсутствует, но из-за незначи- тельной численности при неблагоприятных условиях возможны сокращения чис- ленности и угроза исчезновения. 5. Восстановленные виды. Ранее относились к категориям Е, V или R, теперь благодаря мерам по охране и эксплуатации восстановлены. Нуждаются в постоянном контроле. Ежегодно в Международную Красную книгу вносятся изменения и новые виды, нуждающиеся в особой заботе. Красная книга России. Содержит разделы, аналогичные Международной Красной книге. В книгу включено 562 вида растений и 246 видов животных. В том числе: уссурийсуий тигр, белобрюхий тюлень, белый медведь, пятнистый олень (аборигенная популяция), журавли – белый, черный и маньжурский, дрофа, дальневосточный аист,, белый кречет – редчайший на Земле сокол, кувшинка бе- лоснежная, купальница европейская и др. Решение о включении конкрутного ви- да в Красную книгу (или исключение из нее) принимает Правительство РФ по представлению Межведомственной комиссии, состоящей из специалистов раз- личных ведомств.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки суши, водной поверхности и воздушного пространства, которые в силу своего особен- ного природоохранного и иного значения, полностью или частично изъяты из хо- зяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны. Главной их задачей является сохранение биологического разнообразия для под- держания устойчивости природных систем. Согласно закону об охраняемых территориях, принятому Думой 15 фев- раля 1995 г., различают следующие основные категории природно-заповедного фонда: - государственные природные заповедники, в том числе биосферные; - национальные парки; - государственные природные заказники; - природные парки; - памятники природы; - дендрологические парки и ботанические сады. В 1997г. в России насчитывалось 95 заповедников с общей площадью 310,27 тыс. км2, что составляет 1,53 % всей территории России. Самые крупные из них: Таймырский т Усть-Ленский – площадь каждого более 1,5 млн га. Уни- кальны по биоразнообразию нетронутые человеком уголки природы в Тебердин- ском, Алтайском, Кроноцком (Камчатка) и другие заповедники нашей страны. (Таблица 8). На 1 ноября 1997 г. в России насчитывалось 33 национальных парка об- щей площадью свыше 66 тыс. км2, что составляет незначительную часть от всей ее территории. К самым известным природным национальным паркам России от- носяться «Лосиный остров», «Сочинский», «Приэльбрусье», «Валдайский» и др. (Таблица 9).
Таблица 8 - Список заповедников
45 Продолжение таблицы 8
46 Продолжение таблицы 8
Продолжение таблицы 8
Таблица 9 - Список национальных парков
49 Продолжение таблицы 9
16 Методические рекомендации к различным формам обу- чения экологическим основам природопользования (лекции, рефе- раты и др.)
Различные формы проведения занятий по экологии (лекции, семинары, дискуссии и др.) позволяют глубже вникнуть в экологическую проблему, тоньше прочувствовать различные ее аспекты, найти наиболее приемлемые пути реше- ния той или иной учебно-воспитательной задачи.
Для того чтобы напомнить, что собой представляет лекция, семинар и т.д., приведем курсивом их определение по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова (1990) и кратко раскроем цели их применения.
16.1 Лекция «Устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы (а также запись этого изложения)»
Непосредственная передача информации аудитории. Для лекции харак- терна систематичность изложения материала, логическая последовательность его подачи. Лекции по экологии вводят учащихся в существо экологической пробле- мы, раскрывая многообразие подходов к ее решению теоретически. Желательно связывать материал лекции с жизнью, подбирать удачные и интересные примеры, качественно и образно их представлять. Ее цель — заинте- ресовать слушателей содержанием, пробудить самостоятельное (собственное) отношение к излагаемому материалу. Лекции могут строиться по традиционному типу — их читает сам учитель в готовом для запоминания виде, более сложный тип — проблемная лекция, иллюстрирующая научную или практическую про- блему (ее появление, способы решения, последствия решения). Разговорная лек- ция — чередование фрагментов лекции с ответами слушателей или выполнением ими заданий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|