Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по решению учебных задач




Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Контрольная работа по дисциплине «Экологическое право» выполняется согласно плану и графику учебного процесса. Темы контрольных работ представлены в данном документе. Студент может выбрать любую тему из предложенных или предложить свою тему, соответствующую содержанию курса Экологическое право.

Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В рамках теоретической части необходимо раскрыть вопросы согласно выбранной теме контрольной работы. Практическая часть состоит из решения одной задачи, содержание которой должно соответствовать раскрываемому теоретическому материалу.

При написании теоретической части работы необходимо пользоваться основной и дополнительной литературой. В помощь студенту в программе учебной дисциплины «Экологическое право» содержится список литературы, которым можно руководствоваться при написании контрольной работы. При раскрытии теоретического вопроса студент должен показать не только умение применять теоретическую специальную литературу, но и анализировать экологическое законодательство по выбранной теме. В работе должны использоваться только актуальные действующие редакции нормативных правовых актов. В качестве дополнительных актуальных источников можно использовать журналы, имеющиеся в библиотеке АФ РАНХиГС,: «Аграрное и земельное право», «Хозяйство и право», «Журнал российского права» и др. При использовании журнальных публикаций необходимо учитывать период от года до трех последних лет.

Практическая часть состоит из решения задачи, которое должно быть представлено наряду с условием самой задачи. Задачи берутся студентом из Практикума по экологическому праву (Адиханов Ф.Х, Карлова Н.В. Практикум по Экологическому праву. Учебное пособие для вузов/Под ред. Ф.Адиханова. – Барнаул, 2010. – 210 с.).

Методические рекомендации по решению учебных задач

Важнейшей функцией учебных задач является активизация познавательной деятельности учащихся. Любая учебная задача обладает той или иной степенью информационной неопределенности, и процесс решения учебной задачи предполагает оперирование уже имеющимися знаниями, а также вызывает необходимость поиска новых знаний (новой информации), поэтому справедливо предположить, что любая учебная задача способствует в той или иной степени активизации познавательной деятельности учащихся.

Однако большее внимание при решении задач следует уделять так называемым творческим учебным задачам. Творческая учебная задача в большей или меньшей мере включает в процесс своего решения преобразование ее структурных компонентов [условие задачи (дано) и характер требования (вопрос)]. Отличие творческой задачи от нетворческой определяется характером преобразования ее основных структурных компонентов: в какой мере этот процесс является формализованным, предопределенным готовыми правилами (алгоритм решения), или, наоборот, требующим самостоятельных, опосредованных, поисковых форм деятельности (отсутствие алгоритма).

Все учебные юридические задачи, предусматривающие переформулировку условий, а также задачи с информационной неполнотой содержания, задачи, по характеру требования предлагающие изменить условие (например, «изменится ли решение, если…»), задачи сугубо практической направленности («составьте мотивированное заключение», «дайте консультацию», «подготовьте проект договора» и т.п.) являются по своей сути творческими и не предполагают определенного алгоритма.

Конструирование задачи, исходя из проблемной ситуации, является важным элементом в построении такого типа задач, как творческие. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, (способность варьировать способы решения), критичность, (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия.

Под системой задач, формирующих теоретическое мышление у учащихся, следует понимать такое множество связанных между собой задач, в процессе решения которых у обучающихся развивается рефлексия, внутренний план действия и теоретический анализ как необходимые компоненты теоретического мышления.

Приемлемыми для учебных целей будут такие классификации учебных задач, в основе которых лежат следующие признаки:

- характер требования задачи;

- содержание задачи;

- способ решения;

- целевое назначение.

По первому основанию, характер требования задачи, применяя существующие классификации можно выделить три группы (типа) задач:

- задачи на оценку или квалификацию (действий, правоотношения, правонарушения) – на распознавание, нахождение искомого;

- задачи на решение проблемной ситуации – на объяснение и доказательство (решить дело, объяснить законность и обоснованность предложенного решения и т.п.);

- задачи на моделирование ситуации – на конструирование, преобразование (составить проект юридического документа, нормативно-правового акта; заключение эксперта, исковое заявление; дать консультацию).

Соответственно такие задачи отличаются по степени сложности, что следует учитывать при освоении курса.

Требование задачи может носить смешанный характер. Например, необходимо определить характер правонарушения и решить дело по существу. В этом случае студенту требуется не просто распознать, применяя уже полученные знания, и опираясь на соответствующий правовой материал, вид и существо правонарушения, дать ему правовую оценку (квалифицировать), но и попытаться решить проблемную ситуацию, объясняя и доказывая с опорой опять-таки на нормативно-правовой материал, свое решение.

Смешанный характер требования задачи допустим в том случае, если преподавателем преследуются вполне определенные цели, как правило, обучающего характера. К тому же смешанный характер требования усложняет задачу, что само по себе с дидактической точки зрения может быть необходимо.

Отдельно стоит остановиться на характеристике задач, содержащих требования процессуального характера в курсе изучения гражданского права («правильно ли решение суда», «решите дело»). Чтобы решать задачи с подобными требованиями, студенты должны изучать не только курсы учебных дисциплин материального права, но и курсы учебных дисциплин процессуального права, в частности «Гражданское процессуальное право».

По второму основанию: содержанию задачи (включению в нее определенных условий) задачи также могут отличаться степенью сложности. Содержание задачи может быть с полным и неполным условием. Если в содержании отсутствуют какие-то компоненты, то студент должен самостоятельно привнести недостающие компоненты условия. Полнота-неполнота условия влияет на способ решения задачи.

По способу решения задачи можно подразделить на два основных типа: алгоритмизированные и неалгоритмизированные. Алгоритм обозначает точное предписание о выполнении в определенном порядке действий и операций, приводящих к решению задач определенного класса. Характерными признаками алгоритма являются: разбиение процесса на отдельные шаги; элементарность, т.е. относительная простота выполнения каждого отдельного шага; заданность порядка шагов и указание на начало и окончание процесса. Наиболее распространенный алгоритм для решения учебных юридических задач предлагается во многих практикумах по юридическим дисциплинам и сводится к следующему:

Для устного решения задач:

- кратко изложить обстоятельства дела;

- пояснить, к чему сводится спор;

- дать юридическую оценку доводам сторон;

- обосновать с обязательными ссылками на конкретные правовые акты свое решение по делу.

Тот же примерный алгоритм действий может быть использован и при описании хода решения в письменном варианте решения задачи.

Для следования таким предписаниям студентам предлагается: уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и обстоятельства дела, внимательно проанализировать доводы сторон, дать им оценку с точки зрения действующего законодательства.

В некоторых случаях, когда в требовании к задаче помимо практических вопросов («решите дело»), содержатся и теоретические, то следует сначала отвечать на теоретические вопросы, которые помогут сориентироваться в условии.

Однако некоторые задачи нерационально или нельзя решать алгоритмическим путем. В одних случаях для решения задачи вообще не имеется алгоритма, а в других случаях применение алгоритма лишь усложняет решение, предполагая перебор большого числа возможных вариантов. Сказанное относится также к творческим задачам, к задачам, построенным на неполноте условия, требующим преобразования содержания.

Приступая к решению задачи, студенту необходимо определить место задачи в системе задач, руководствуясь предложенной классификацией, тип задачи и возможность применения к ее решению алгоритма. В случае требования «составить проект мотивированного заключения относительно квалификации ситуации» или «проект документа» решение в обязательном порядке оформляется письменно. При составлении таких документов следует руководствоваться действующим законодательством. Если требуется помимо решения переформулировать условие задачи с тем, чтобы получить новое решение, то такое условие (новая задача) также должно оформляться письменно.

Вдумчивый и систематизированный подход с применением классификации позволит студентам правильно подойти к решению задач, а также будет способствовать развитию, как практических навыков решения проблемных ситуаций, так и творческому мышлению.

Примерные темы контрольных работ взяты из программы учебной дисциплины «Экологическое право»

1. Природа как объект экологического права. Взаимодействие общества и природы

2. Экологические правоотношения

3. Основные принципы охраны окружающей природной среды

4. Понятие и система экологического права

5. Предмет и метод экологического права

6. Природные объекты как объекты правовой охраны (понятие, виды, функции)

7. Экологические функции государства и права

8. Становление и развитие экологического законодательства

9. Источники экологического права

10. Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды

11. Право собственности на природные ресурсы (понятие, формы, виды, содержание)

12. Понятие, особенности и функции государственного экологического управления

13. Государственные органы экологического управления общей компетенции

14. Государственные органы экологического управления специальной компетенции

15. Государственные кадастры (реестры) природных ресурсов и их природоохранное значение

16. Нормирование в области охраны окружающей среды и лимиты природопользования (основы нормирования, требования к разработке нормативов, виды нормативов, лимиты)

17. Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

18. Экологическая экспертиза и ее природоохранное значение

19. Экологическая сертификация, экологическое страхование, экологический аудит

20. Экологическое лицензирование и его природоохранное значение

21. Экологический надзор (контроль) (понятие, формы, виды, принципы)

22. Государственный экологический мониторинг

23. Экономическое регулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

24. Требования природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (общая характеристика)

25. Виды и основные принципы природопользования

26. Понятие и содержание права природопользования

27. Субъекты и объекты права природопользования

28. Основания возникновения и прекращения права природопользования

29. Основные права и обязанности природопользователей

30. Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения

31. Состав экологических правонарушений

32. Общие положения об административной ответственности за экологические правонарушения

33. Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения

34. Особенности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением

35. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве, городах и других населенных пунктах

36. Правовое регулирование деятельности, связанной с отходами производства и потребления

37. Правовая охрана озонового слоя и атмосферного воздуха

38. Правовая охрана лесов

39. Правовая охрана водных объектов

40. Правовой механизм обеспечения экологической безопасности

41. Зоны с особым режимом природопользования (повышенного экологического риска)

42. Понятие, виды и специфика правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов

43. Правовой режим государственных природных заповедников

44. Правовой режим государственных природных заказников

45. Правовой режим национальных и природных парков

46. Правовой режим памятников природы

47. Правовой режим дендрологический парков и ботанических садов

48. Правая охрана редких и исчезающих видов животных и растений

49. Принципы и источники международно-правовой охраны окружающей среды

50. Международные экологические организации

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...