Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение средств формирования координационных способностей юных футболистов

Исходя из результатов предварительного тестирования юных футболистов, в тренировочный процесс экспериментальной группы были внедрены общие и специальные тренировочные упражнения (Таблица 3) во взаимосвязи с элементами техники футбола (Таблица 2).


Таблица 3 - Тренировочные средства для развития координационных способностей юных футболистов ЭГ

Общие упражнения Специальные упражнения
Прыжки вверх через резинку. Выпрыгивание на горку матов. Прыжки через набивные мячи. Прыжки на двух ногах по лестнице вверх. Удары ногой по футбольному мячу в динамике: удары в одно касание после передачи; удары по отскочившему мячу.
Метание теннисного мяча с разных расстояний (5,7,10 метров), из разных положений (стоя, сидя, лежа) по мишеням разного диаметра (30, 40, 50 сантиметров) Удары ногами (правой, либо левой) по футбольному мячу в цель с разных расстояний (5,10,15 метров) в статике, либо в динамике по мишеням разного размера (конусы)  
Прием и передача мяча руками из разных положений (стоя, сидя, лежа). Прием и передача мяча после выполнения акробатических упражнений (бросок мяча – перекат в сторону – прием мяча) Игра в футбол, либо ручной мяч на площадках разного размера (10х10м; 15х15м; 15х25м) мячами разного размера (теннисный, футбольный, баскетбольный). Челночный бег. «Полоса препятствий».
Прыжки на двух ногах из приседа в присед. Прыжки из положения стоя с приземлением поочередно на правую и на левую ногу. Подбрасывание мяча из положения сидя, с последующей ловлей мяча в положении стоя и наоборот. Жонглирование мяча ногами с отскоком от пола и без. Передача мяча ногами (правой, левой) на разные расстояния и с разной силой.

 


 

В тренировочный процесс экспериментальной группы были внедрены четыре блоков тренировочных средств, направленных на формирование координационных способностей и обучение базовым элементам техники футбола.

Первый блок составляли упражнения, направленные на формирование статического и динамического равновесия. Пристальное внимание при выполнении этих упражнении уделялось правильности выполнения ударной фазы и сохранению равновесия после удара по футбольному мячу. Это дает возможность мгновенно продолжить игру.

Второй блок тренировочных упражнений направлен на формирование меткости. Пристальное внимание при выполнении этих упражнении уделялось технике выполнения броска и удара по мячу.

Третий блок тренировочных заданий направлен на формирование способности дифференцировать пространственные и временные параметры движений и совершенствование сложного двигательно-координационного качества – ловкость.

Четвертый блок тренировочных заданий содержал упражнения, направленные на формирование способностей к точному выполнению двигательных действий, а также на совершенствование техники двигательных действий.

Все тренировочные задания выполнялись с учетом заданной амплитуды движений, точности, темпа и ритма. Определенная часть упражнений выполнялась с закрытыми глазами, на разных дистанциях с неизвестным передвижением противника.

При планировании тренировочных заданий, направленных на повышение уровня координационных возможностей, учитывались такие компоненты нагрузки: сложность движений, интенсивность и продолжительность, количество повторений в одном подходе, продолжительность пауз и отдыха между упражнениями:

1. Для развития координационных способностей принимались упражнения различной сложности - от относительно простых, стимулирующих сенсорные системы и нервно-мышечный аппарат, до сложнейших, вызывающих полную мобилизацию функциональных возможностей спортсменов.

2. Продолжительность упражнений колебалась в широком диапазоне при непрерывном выполнении от 10 до 20 с и зависела от координационной сложности.

3. При непродолжительной работе в каждом упражнении (до 5 с), количество повторений колебалось от 6 до 12 раз. При более продолжительных заданиях количество повторений в одном подходе составляло от 4 до 8 раз.

4. Продолжительность пауз отдыха между отдельными упражнениями колебались от 1 до 3 минут. В отдельных случаях, когда ставилась задача выполнения упражнения на фоне утомления, длительность пауз отдыха составляла 10-15 с.


ВЫВОДЫ

1. Анализ методической литературы по данной теме, показал, что на этапе начальной подготовки одним из важных условий занятий юных футболистов – это взаимосвязь общей и специальной подготовки. Главным компонентом подготовки является формирование ловкости или координации. Это обусловлено тем, что эти качества помогают юным футболистам осваивать учебно-тренировочную программу футбольной подготовки, состоящую из сложно координационных упражнений, более эффективно, а следовательно добиваться успехов в более короткие сроки.

2. По результатам предварительного тестирования координационной подготовленности юных футболистов выявлено, что экспериментальная и контрольная группы имеют в целом общий уровень координационной подготовленности. Выявлены приоритетные направления развития координационных способностей у юных футболистов – баллистические способности (метание мяча рукой и удары ногой по футбольному мячу на точность) и быстрое и эффективное выполнение различных двигательных действий (полоса препятствий). Приоритетными данные направления являются в связи с тем, что по результатам предварительного тестирования обе группы показали низкий уровень координационной подготовленности.

3. Особенности тренировочного процесса в экспериментальной группе будут заключаться в применении общих и специальных тренировочных упражнений во взаимосвязи с элементами техники футбола. В тренировочный процесс экспериментальной группы были внедрены четыре блока тренировочных средств формирования координационных способностей и обучение базовым элементам техники футбола. При планировании тренировочных заданий, направленных на повышение уровня координационных возможностей, учитывались такие компоненты нагрузки: сложность движений, интенсивность и продолжительность, количество повторений в одном подходе, продолжительность пауз и отдыха между упражнениями. Все тренировочные задания выполнялись с учетом заданной амплитуды движений, точности, темпа и ритма.


 

Список литературы

1. Агеенко Н. Н. Теоретико-методические основы развития координации движений в спортивных играх [Текст] / Н. Н. Агеенко, В. Я. Кротов, В. М. Василевский. - Мн.: Акад. физ. воспитания и спорта респ. Беларусь, 2015. - 58 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 235с.

3. Бальсевич В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 1. – С. 22-27.

4. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 4. – С. 2–7.

5. Бернштейн Н. А. о ловкости и методах ее развития/ Н. А. Бернштейн. - М.: физкультура и спорт, 1991. - 288 с.

6. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 186с.

7. Деркач  A.A. Педагогическое мастерство тренера /A.A. Деркач, A.A. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1981. — 375 с.

8. Ильин   Е.П. Структура психомоторных способностей /Е.П. Ильин // Психомоторика. - Л., 1976. - С. 4-22.

9. Корнеев А. Г. Направления и принципы изучения двигательных координации основных видов движений [Текст] / А. Г. Корнеев // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 9. - С. 5 - 7.

10.  Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 146с.

11.  Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 204с.

12.  Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – М.: Физическая культура и спорт, 2006. – 249 – 254с.

13. Лях В.И. Текстовый контроль. – М.: Физическая культура и спорт, 2006. – 101с.

14. Лях В.И. Анализ свойств раскрывающих сущность и понятие координационные способности. – М.: Теория и практика физической культуры, 1984. – 249 – 254с

15. Лях В.И. Понятие координационные способности и ловкость. – М.: Теория и практика физической культуры, 1983. – №8 – 44 – 48с

16. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 165с.

17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 211с.

18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физической культуры. – М., 1991.

19. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. – 332с., ил.

20. Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 354с.

21. Павлов С. Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 1. – С. 12–1

22. Ровный А. С. Роль сенсорных систем в управлении сложно-координированными движениями спортсменов / А. С. Ровный, О. А. Ровная, В. А. Галимский// Слобожанский научно-спортивный в/сник: Сб. наук. пр. - Харьков: ХДАФК. - 2014. - № 3. - С. 78-83.

23. Романенко В. А. Двигательные способности человека / В. А. Романенко. - Донецк: Новый мир, УК Центр, 2009. - 336 с.

24. Сулейманов И.И. и др. Общее физкультурное образование: Учебник. Том 1. Школьное физ – культурное образование. Часть 3. – Омск: СибГАФК, 1999. – 128с.

25. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 105с.

26. Физическое воспитание в вузе. – М.: МГИУ, 2005. – 214 с.

27. Харре Л. Учение о тренировке. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 107с.

28. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 348с.

29. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.

 

 

Приложение

Таблица №4 - Средние значения результатов тестирования координационной подготовленности экспериментальной и контрольной групп.

Контрольная группа

спортсмен/норматив

Бег 30м

Прыжок в длину с места

Метание мяча в цель

Челночный бег 3х10м

Жонглирование ногами футбольного мяча

Удар ногой по футбольному мячу на точность

Полоса препятствий

1

7,45

131

3

10,15

10

1

41,13

2

8,66

120

2

10,73

12

2

59,1

3

7,15

127

0

9,22

7

2

39,69

4

8,48

100

2

12,11

2

1

59,93

5

7,82

130

4

11,45

5

1

44,15

6

8,1

125

2

10,93

20

2

40,19

7

8,02

121

4

10,87

8

1

44,28

 

8

8,95

105

1

12,71

2

1

59,9

9

7,81

119

3

10,42

6

0

46,6

среднее значение

8,05

119,78

2

10,95

8,00

1,22

48,33

Экспериментальная группа

спортсмен/норматив

Бег 30м

Прыжок в длину с места

Метание мяча в цель

Челночный бег 3х10м

Жонглирование ногами футбольного мяча

Удар ногой по футбольному мячу на точность

Полоса препятствий

1

7,7

144

2

9,68

10

2

38,21

2

7,73

119

1

10,98

2

1

49,46

3

8,42

82

1

11,37

6

2

57,12

4

7,25

135

0

10,23

7

1

42,55

5

7,99

125

3

13,02

2

2

50,29

6

7,7

132

3

9,07

9

1

39,74

7

8,85

85

1

11,35

5

1

47,42

8

8,18

109

0

11,13

6

1

52,73

9

8,38

100

1

11,75

2

1

56,23

среднее значение

8,02

114,56

1,33

10,95

5,44

1,33

48,19

                 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...