Линейный вычислительный процесс
Вычислительный процесс называется линейным, если одно действие выполняется последовательно за другим. Для реализации линейных процессов необходимы операторы присваивания, вывода на экран и ввода данных, обращения к процедурам. Оператор присваивания Оператор присваивания записывается в следующем виде: <переменная> := <выражение>; При выполнении данного оператора вычисляется значение выражения, записанного справа от знака операции присваивания (:=), и этот результат становится значением переменной, указанной слева. Тип вычисляемого выражения должен строго соответствовать типу переменной. Примеры: x:= (a + b) / c; F:= FALSE; y:= ‘name’; Оператор ввода В языке Паскаль предусмотрены две процедуры для ввода данных – READ и READLN, которые записываются в программе в следующем виде: READ (список переменных); READLN (список переменных); Элементы списка отделяются друг от друга запятыми. Например, READ (A, B, C); При получении такой инструкции программа ожидает, пока пользователь введет с клавиатуры значения переменных, указанных в списке. Числа вводятся через пробел или Enter. Эти значения по очереди присваиваются переменным, стоящим в списке. Процедура READLN аналогична рассмотренной, за исключением того, что после ввода всех значений переводит курсор в начало следующей строки экрана. Пустой оператор READLN используется для задержки окна, в котором выдаются результаты программы. Оператор вывода Для вывода данных используются процедуры WRITE и WRITELN. Они имеют следующий формат записи: WRITE (список вывода); WRITELN (список вывода); В списке вывода можно задавать константы, переменные, выражения, функции, которые разделяются запятыми. Константы выводятся на экран без изменения. Если элементом списка является арифметическое выражение, то оно вычисляется и печатается его результат. Если элементом списка вывода является переменная, то выводится значение этой переменной в форме с плавающей запятой.
Для того, чтобы печать была с фиксированной запятой, необходимо указать формат вывода. Для вещественных чисел: m: n, где m – общее число позиций для вывода всего числа (включая и позицию для изображения десятичной точки), а n – число дробных цифр. Для целых чисел :m – число позиций для всего числа (можно не задавать). Процедура WRITELN после вывода данных производит переход на новую строку. Пример 1. Составить программу для вычисления площади треугольника с заданным значениям длин его сторон a, b, c. Алгоритм решения данной задачи в виде блок-схемы представлен на рисунке 1, а сама программа на языке Паскаль представлена ниже. Program pr_1: Var a, b, c, P, s: real; Begin Writeln(‘Введите a, b, c’); Readln(a, b, c); P:= (a+b+c)/2; S:= sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c)); Writeln(‘S=’, S:7:2); End.
Рисунок 1 – Блок-схема задачи примера 1
ВАРИАНТЫ ЗАДАЧ. УРОВЕНЬ 1 Напишите программу, определяющую значение переменной Z, значения переменных x и y следует вводить с клавиатуры.
1.
2.
3.
4. 5. 6.
7.
8.
9.
10. ВАРИАНТЫ ЗАДАЧ. УРОВЕНЬ 2 1. Вычислить периметр, площадь и углы прямоугольного треугольника по заданным длинам двух катетов a и b. 2. Заданы координаты трех вершин треугольника (x1,y1), (x2,y2), (x3,y3). Найти его периметр и площадь. 3. Найти произведение цифр заданного четырехзначного числа. 4. Найти площадь кольца, внутренний радиус которого равен r, а внешний R. Определить длины окружностей с радиусами r и R. 5. Дана величина I, выражающая объем информации в битах. Перевести I в более крупные единицы измерения информации (килобайты, мегабайты). 6. Даны координаты вершин четырехугольника ABCD. Найти сумму длин его диагоналей.
7. Даны положительные углы α и β, записанные шестизначными числами в виде ГГММСС, где ГГ – градусы, ММ – минуты, СС – секунды. Найти сумму углов в радианах. 8. Найти сумму периметров параллелограммов ABCD и MHPT, каждый из которых задан координатами трех вершин. 9. Даны координаты точек A, B, C, D. Найти расстояния между всеми точками. 10. Найти периметр фигуры ABCD, заданной координатами ее вершин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|