Внешний облик и движения
Разумеется, ведущие человека архетипы проявляются и во внешнем виде его физического тела, и в том, как он двигается, как одевается, как воспринимается окружающими. Однако, прочитать конкретно, суметь увидеть и прочувствовать влияние конкретного архетипа — это высокое искусство, которое во многом интуитивно и достигается путем продолжительной и неустанной практики. В каком ключе можно вести эти наблюдения? Глобальный архетип проявляется в том, что тело человека, как в статике, так и в динамике, смотрится как единое целое, в котором все органично, нет ничего лишнего, выступающего, и нет ничего особо привлекающего внимание. Даже если какая-то его часть и бросится в глаза, то тут же обнаружится ее связь с другими частями и органическое единство восстанавливает видение тела как целого. То же относится и к движению. Это тело двигается таким образом, что оно органично вплетается в окружающую среду, и никакая его часть при движении не кажется лишней. Это качество, которое обозначается словами ловкость, ладность, собранность, характерно для спортсменов-многоборцев. При этом локальный взгляд может обнаружить дефекты и недостатки в любом месте тела человека, но странным образом они как бы не бросаются в глаза, не смотрятся как существующие сами по себе, а, вплетаясь в тело, как бы теряются в нем. В своей одежде человек, ведомый глобальным архетипом, заботится, в первую очередь о некотором общем стиле, которому будут подчинены его внешний облик и движения. Этот общий стиль подбирается им в соответствии с той средой, в которой он находится. Для него есть большая разница между уличной одеждой, домашней одеждой, официальной одеждой, праздничной одеждой и одеждой, надеваемой в торжественных случаях. Когда он ее надевает, у него меняется все: и настроение, и выражение лица, и походка, и жестикуляция.
Локальный архетип дает взгляд на тело человека, как будто бы состоящее из отдельных кусков, причем некоторые из них могут очень красивы, некоторые уродливы, некоторые просто выразительны, а некоторых как бы и вовсе не предусмотрено природой, по крайней мере, взгляд на них не падает никогда. Попытка взглянуть на это тело в целом обычно обречена на провал. Настолько выразительны его отдельные части, что взор обязательно падает на них и поражается их красоте, или уродству, или своеобразию, но картина в целом складываться упорно не хочет. Когда этот человек двигается, то внимание наблюдателя также приковывается к отдельным частям его тела или отдельным жестам, повороту головы, движению ног и т. п. Понять в целом, какова его походка, чрезвычайно сложно. Когда он перемещается в пространстве, изобилующем разнообразными предметами, например, идет по лесу, пробирается через толпу, то он достаточно ярко выделяется в этом пространстве; при этом он редко вписывается в него органично, или же своим телом он ярко акцентирует те или другие части окружающей среды, например, наталкиваясь на дерево, спотыкаясь о корень и падая на него в живописной позе. В одежде этот человек любит определенную акцентуацию, штрихи, яркие детали, бросающиеся в глаза элементы или краски. При этом уследить за всей своей одеждой в целом он совершенно не в силах, поскольку его усилия направлены на два или три момента, которые ему в данный момент представляются наиболее важными, — на шляпку, или манжеты, или галстук, — а все остальное как-то упускается им из виду. Однако то, как смотрят на него другие люди, часто не согласуется с тем, на что обращает внимание он сам, и хотя они, скорее всего, тоже будут смотреть на детали, но это будут совсем другие детали, так что они увидят его совсем по-другому. Локальный взгляд типичен при самооценке молодого человека. Он смотрит на нос или на живот, которые его абсолютно не устраивают, игнорируя то, что остальное тело бросает определенный свет на эти сомнительные части его фигуры, и такого рода взгляд, сменив архетип с локального на глобальный, удается преодолеть лишь в возрасте, когда примитивное самовыражение и самоутверждение уже не актуальны, то есть обычно ближе к тридцати или даже сорока годам; иногда, впрочем, он остается на всю жизнь.
Вопросы к читателю. Устраивает ли вас ваше физическое тело в целом? Какие у вас претензии и отдельным его частям? Реальны ли эти претензии? На что вы обращаете внимание, глядя на незнакомого человека впервые? Каков характер вашего внимания: оцениваете ли вы его целиком или же ищете наиболее выразительные детали? Каковы эти детали? Какие качества человека в целом, в первую очередь, бросаются вам в глаза? Есть ли у него какие-либо иные качества, которые, наоборот, вы просматриваете при первом знакомстве и которые вообще для вас несущественны, но существенны для других людей? Сколько раз в день вы переодеваетесь? Считаете ли вы, что мелких уродств не бывает? Верите ли вы, что общая гармоничность и привлекательность облика фигуры — ключ к успеху женщины? Считаете ли вы, что красота человека тождественна красоте его лица? Важны ли для вас подробности одежды: вашей, ваших знакомых, друзей, незнакомых людей? Способны ли вы, не скучая, разглядывать человека в течение двадцати минут, получая все новую и новую информацию о нем? Можете ли вы составить словесный портрет лица вашего мужа (жены), по которому его (ее) можно будет отличить от другого человека? Часть 2 Универсальный диадический архетип состоит из двух архетипов: архетипа ян, или мужского начала, и архетипа инь, или женского начала. В западной философской традиции им приблизительно соответствуют материя и дух. Традиция приписывает янскому архетипу такие качества, как тонкое, активное, стимулирующее, творящее, воплощающееся. Иньскому архетипу, наоборот, свойственны плотность, инертность, реактивность, то есть восприимчивость, текучесть, способность реагировать на воздействие, способность к трансформации под внешним воздействием. Говоря на обычном языке, ян воздействует, инь подвергается воздействию. Все, что относится к способам и характеристикам воздействия, — сила, энергия, планы, инструменты, способы — все это янские характеристики, а то, что описывает реакцию на воздействие, сам объект воздействия, его качества и способы реагирования — все это иньские атрибуты. Дух имеет идею и хочет ее выразить, в материи воплощается его замысел.
Казалось бы, все просто и ясно, и вышеприведенное описание является исчерпывающим. Однако самые простые идеи и образы, находящиеся глубоко в подсознании, выплывая наружу, становятся не более чем оттенками, акцентами, которые можно уловить, лишь обращая на них специальное внимание и зная первопричину, их порождающую. Точно так же любая ситуация имеет не только свой прямой смысл, но и различные оттенки, внимание к которым помогает человеку ориентироваться гораздо точнее и строить свое поведение существенно эффективнее. Эти оттенки суть не что иное, как влияние высших архетипов, которое можно ощущать лишь подсознательно, а можно и осознавать, и это осознание имеет для человека большую ценность. Что, например, дает нам овладение холистическим архетипом, который читателю уже известен? Тонкое ощущение баланса локального и глобального принципов дает человеку возможность очень точно распределять свое внимание между элементами большого объекта, например, эффективно руководить фирмой, зная, когда нужно обращать внимание на ее существование в целом, а когда нужно заняться каким-то частным аспектом ее деятельности или деятельностью конкретного ее подразделения, и какого именно. Освоение баланса архетипов инь и ян дает человеку тонкое знание того, в каких ситуациях ему следует быть внимательным и воспринимать происходящее, никак в него не вмешиваясь, а когда, наоборот, следует проявлять активность, какую именно и в каком стиле. Интуиция такого рода свойственна многим людям, эффективно существующим в социальном пространстве, однако мало кто из них может сказать, на что они ориентируются и почему они ведут себя именно так, а не иначе. Сознательное освоение диадического архетипа может многое прояснить для внимательного человека, который стремится действовать лишь в ситуациях, для того подготовленных, и будучи сам адекватно подготовлен к действию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|