Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 9–10 лет; на уроках активны, работают в группах и парами, умеют излагать свои мысли; умеют самостоятельно добывать дополнительный материал; дистанционно готовятся к олимпиадам и с удовольствием участвуют в них.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Уровень усвоения материала проверяется с помощью контрольных и проверочных работ, которые включают базовый и повышенный уровни.
Главными формами контроля являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы.
учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.
№
| Содержание
| Кол-во
часов
| Обучающая цель
| Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
| Сроки
|
Предметные
| Метапредметные универсальные учебные действия (УДД)
| Личностные
| План.
| Факт.
|
| Как устроен мир 6 часов
| |
1.
| Природа
|
| Познакомить с учебником, тетрадь, основными задачами раздела
| Природа
| Анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы
| Построение логической цепочки рассуждений
| Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
| 1 нед.
|
|
2.
| Человек. Стартовая диагностика
|
| Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
| Внутренний мир человека
| Называть сходство человека и живых существ и отличие его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир.
| Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира
| Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы
|
|
|
3.
| Проект «Богатства, отданные людям»
|
| Учить распределять обязанности по проекту, презентовать проект, оценивать результаты работы
| Проект, проектная деятельность
| Определять цель, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Сотрудничество с учителем и учащимися
| 2 нед.
|
|
4.
| Общество
|
| Учить определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство как части общества
| Семья, народ, государство, общество
| Анализировать понятия, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в мире
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
| Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса
|
|
|
5.
| Что такое экология
|
| Учить анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе
| экология
| Называть экологические связи и их разнообразие
| Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой
| Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса
| 3 нед.
|
|
6.
| Природа в опасности
|
| Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды
| Окружающая среда, заповедник, национальный парк
| Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу
| Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу
| Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
|
|
|
| Эта удивительная природа 18 ч.
|
|
|
|
|
|
|
| Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»
|
| Учить классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел
| Тела, вещества, частицы
| Различать тела и вещества
| Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состояниях
| Осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность утверждений
| 4 нед.
|
|
8.
| Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»
|
| Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала. Ставить опыты по определению крахмала в продуктах
| Растворение, крахмал
| Описывать изучаемые вещества по предложенному плану, различать сахар, соль, крахмал по определенным признакам
| Моделирование процесса растворения
| Продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
|
|
|
9.
| Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха»
|
| Исследовать с помощью опытов свойства воздуха
| Воздух, кислород
| Объяснять свойства воздуха используя знания о частицах
| Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
| Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
| 5 нед.
|
|
| Вода. Практическая работа №4 «свойства воды»
|
| Исследовать и объяснять свойства воды
| фильтр
| Объяснять свойства воды на основе схем в учебнике
| Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
| Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы
|
|
|
| Круговорот воды в природе. Практическая работа №5
|
| Высказывать предположения о состояниях воды в природе
| Состояние, испарение, круговорот
| Различать три состояния воды
| Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина
| Сотрудничество с учителем и учащимися
| 6 нед.
|
|
| Берегите воду
|
| Высказывать предположения о том, зачем надо беречь воду.
| Загрязнение, питьевая вода
| Понимать, что надо беречь и охранять воду
| Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды
| Проявлять познавательный интерес к изучению предмета
|
|
|
| Как разрушаются камни
|
| Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород
| Разрушение, размыв, выветривание
| Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах
| Установлением причинно-следственных связей
| Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
| 7 нед.
|
|
| Что такое почва. Практическая работа №6 «Свойства почвы»
|
| Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента
| перегной
| Характеризовать процессы образования и разрушения почв
| Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
| Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
|
|
|
15.
| Разнообразие растений
|
| Учиться классифицировать растения, характеризовать группы растений
| ботаника
| Приводить примеры растений разных групп и видов
| Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
| Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы
| 8 нед.
|
|
| Солнце, растения и мы с вами
|
| Выявлять сходство и различие процессов питания и дыхания растений
| Питание и дыхание
| Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений
| Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.
| Сотрудничество с учителем и учащимися
|
|
|
17.
| Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений»
|
| Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения.
| опыление
| Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени
| Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
| Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса
| 9 нед.
|
|
18.
| Охрана растений Проверочная работа
|
| Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях
|
| Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений
| Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
| Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
|
|
|
19.
| Разнообразие животных
|
| Учить классифицировать животных
| Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие
| Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
| 10 нед.
|
|
20.
| Кто есть кто? Разнообразие природы родного края
|
| Характеризовать животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания
| Цепи питания
| Умение работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы
|
|
|
21.
| Размножение и развитие животных
|
| Характеризовать животных различных групп по способу размножения
| Личинка, куколка, малек, головастик
| Знакомство с размножением и развитием животных различных групп
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Сотрудничество с учителем и учащимися
| 11 нед.
|
|
| Охрана животных
|
| Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир
| Красная книга
| Определять животных, занесенных в Красную книгу
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса
|
|
|
23.
| В царстве грибов
|
| Характеризовать строение шляпочных грибов
| Грибница, съедобные и несъедобные грибы
| Учить различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
| 12 нед.
|
|
| Великий круговорот жизни
|
| Характеризовать организмы производители, организмы-потребители, организмы-разрушители
| Производите-ли, потребите-ли, разрушители
| Познакомить с круговоротом веществ на Земле
| Построение логической цепочки рассуждений.
| Речевое высказывание
|
|
|
| Наше здоровье
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Организм человека
|
| Актуализировать сведения по анатомии и физиологии человека
| Анатомия, физиология
| Называть и показывать на модели органы человека
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
| 13 нед.
|
|
26.
| Органы чувств
|
| Распознавать предметы на ощупь, по запаху.
| Обоняние, осязание
| Называть органы чувств, познакомить с гигиеной органов чувств
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
|
|
|
| Кожа. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи»
|
| Изучать свойства кожи. Осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи.
| Ушиб, ожог, обмораживание
| Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы
| 14 нед.
|
|
28.
| Опора тела и движение
|
| Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма
| Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка
| Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Следить за правильной осанкой
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Сотрудничество с учителем и учащимися
|
|
|
29.
| Наше питание
|
| Характеризовать изменения пищи в процессе пищеварения. Составлять меню здорового питания
| Белки, жиры, углеводы, пищеваритель-ная система
| Моделировать строение пищеварительной системы
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса
| 15 нед.
|
|
30.
| Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса»
|
| Актуализировать знания о легких и сердце. Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы
| Дыхательная, кровеносная системы
| Установление связи между дыхательной и кровеносной системами
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
|
|
|
31.
| Проверим и оценим свои достижения за 1 полугодие
|
| Качество усвоения материала первого полугодия
|
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания
| Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить
| Контроль и самоконтроль
| 16 нед.
|
|
32.
| Презентация проектов «Богатства, отданные людям»
|
| Представлять результаты проектной деятельности
|
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
|
|
33.
| Умей предупреждать болезни
|
| Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний
| Закаливание, инфекционные заболевания, аллергия
| Называть способы закаливания, правила поведения в случае заболевания
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Сотрудничество с учителем и учащимися
| 17 нед.
|
|
34.
| Здоровый образ жизни
|
| Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать
| Здоровый образ жизни
| Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие
| Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
| Сотрудничество с учителем и учащимися
|
|
|
| Наша безопасность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Огонь, вода и газ.
|
| Актуализировать знания об опасностях в быту.
| Диспетчер, телефоны экстренного вызова
| Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
| 18 нед.
|
|
| Чтобы путь был счастливым. Тест №1
|
| Актуализировать правила безопасного поведения на улице
| ПДД на улице
| Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы. Езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте.
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы
|
|
|
| Дорожные знаки. Тест №2
|
| Актуализировать знания различных групп дорожных знаков
| Сервис, предупреждающие, запреща-ющие, информационно-указательные
| Называть дорожные знаки, обсуждать, как они помогают пешеходам
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Сотрудничество с учителем и учащимися
| 19 нед.
|
|
| Проект «Кто нас защищает»
|
| Находить сведения о Вооруженных Силах, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС
| МЧС, полиция
| Определять цель проекта.
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса
|
|
|
| Опасные места
|
| Актуализировать полученные ранее знания о потенциально-опасных местах
| Потенциально-опасные места
| Называть правила безопасности на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
| 20 нед.
|
|
| Природа и наша безопасность. Проверочная работа
|
| Характеризовать опасности природного характера
| Гроза, змеи, ядовитые растения и грибы
| Понимать какие опасности природного характера нас подстерегают
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса
|
|
|
41.
| Экологическая безопасность
|
| Актуализировать полученные ранее сведения о экологической безопасности
| Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр
| Знать и называть правила экологической безопасности
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
| 21 нед.
|
|
| Чему учит экономика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Для чего нужна экономика
|
| Различать товары и услуги.. характеризовать роль труда в создании товаров и услуг.
| Экономика, потребности, услуги
| Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
|
|
|
| Природные богатства и труд людей – основа экономики
|
| Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике
| Природные богатства, капитал, труд
| Приводить при меры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы
| 22 нед.
|
|
44.
| Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые»
|
| Актуализировать сведения о полезных ископаемых
| Месторожде-ние, геолог, полезные ископаемые
| Называть полезные ископаемые, раскрывать основные способы добычи
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Сотрудничество с учителем и учащимися
|
|
|
45.
| Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями»
|
| Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях
| Отрасль, растениеводство
| Различать и классифицировать культурные растения
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса
| 23 нед.
|
|
| Животноводство. Тест № 3
|
| Актуализировать знания о диких и домашних животных
| Животновод-ство
| Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать о их содержании и разведении.
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
|
|
|
| Какая бывает промышленность
|
| Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров
| Добывающая, химическая, легкая, пищевая промышленность, металлургия
| Характеризовать труд работников отраслей промышленности
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
| 24 нед.
|
|
| Проект «Экономика родного края»
|
| Собирать информацию об экономике своего края
| Проектная деятельность
| Характеризовать отрасли промышленности своего края
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
|
|
|
| Что такое деньги
|
| Раскрывать роль денег в экономике
| Деньги, заработная плата, бартер
| Называть виды денежных знаков, различать денежные единицы разных стран
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы
| 25 нед.
|
|
| Государственный бюджет
|
| Характеризовть государственный бюджет, его доходы и расходы
| Бюджет, доходы, расходы, налоги
| Объяснять зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Сотрудничество с учителем и учащимися
|
|
|
| Семейный бюджет
|
| Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы
| Стипендия, пенсия
| Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса
| 26 нед.
|
|
52-53
| Экономика и экология.
Тест №4
|
| Актуализировать знание о влиянии человека и отраслей экономики на окружающую среду.
| Экологическая катастрофа, экологический прогноз
| Понимать взаимосвязь экономики и экологии
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
|
27 нед
|
|
| Путешествия по городам и странам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
54-56
| Золотое кольцо России
|
| Моделировать маршрут Золотого кольца, используя карту, фотографии
| финифть
| Знакомство с достопримечательностями городов Золотого кольца.
| Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
| Расширение кругозора
|
28 нед.
|
|
| Проект «Музей путешествий»
|
| Собирать экспонаты, оформлять экспозицию
| проект
| Определять цель проекта
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
| 29 нед.
|
|
| Наши ближайшие соседи
|
| Показывать на карте России ее границы пограничные государства
| Сухопутные, морские границы
| Называть государства, граничащие с Россией, их столицы
| Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
| Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
|
|
|
| На севере Европы
|
| Познакомить с государствами севера Европы, их границами
| Скандинавия, фьорды, аквапарк, гейзеры
| Познакомить с достопримечательностями государств Севера Европы
| Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
| Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы
| 30 нед.
|
|
| Что такое Бенилюкс
|
| Познакомить со странами Бенилюкса
| дамба
| Познакомить с достопримечательностями стран Бенилюкса
| Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
| Сотрудничество с учителем и учащимися
|
|
|
| В центре Европы
|
| Познакомить с государствами центра Европы, их границами
| фиакр
| Познакомить с достопримечательностями государств Центра Европы
| Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
| Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса
| 31 нед.
|
|
62-63.
| По Франции и Великобритании
|
| Познакомить с государствами Франция и Великобритания, их границами
| Эйфелева башня, Лувр, Тауэр, Биг Бэн
| Познакомить с достопримечательностями государств Франция и Великобритания
| Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
| Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
|
32 нед
|
|
64.
| На юге Европы
|
| Познакомить с государствами юга Европы, их границами
| Акрополь, колизей
| Познакомить с достопримечательностями государств Юга Европы
| Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
| Расширение кругозора
|
|
|
| По знаменитым местам мира
|
| Познакомить с достопримечательностями разных стран
|
| Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности
| Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
| Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса
| 33 нед
|
|
66.
| Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие
|
| Качество усвоения материала первого полугодия
|
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания
| Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить
| Контроль и самоконтроль
| .
|
|
67.-68
| Презентации проектов
|
| Выступать с подготовленными сообщениями
| Защита проектов
| Представлять результаты проектной деятельности
| Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
| 34 нед.
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | |