Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура преподавания дисциплины




ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины (модуля) «Философия» являются подготовка специалистов, обладающих глубокими знаниями в гуманитарной области, формирование интеллектуально развитых личностей c собственной мировоззренческой позицией, способных к осознанию современных проблем и к принятию самостоятельных решений вопросов, развитие интереса к фундаментальным знаниям, потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности.

Основные задачи дисциплины заключаются в том, чтобы научить студентов:

- пониманию мировой и отечественной философии в ее истории, и современном состоянии;

- методологическому мышлению в социально-экономической науке и практике;

- ответственности за принимаемые решения;

- анализу проблем, прогнозированию их развития с перспективами разрешения.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ

Дисциплина «Философия» является обязательной дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, и предшествующей по отношению к дисциплине «Этика и эстетика».

Входными знаниями, необходимыми для того, чтобы начать освоение дисциплины «Философия», являются те знания, которые способствуют формированию навыков грамотной письменной и устной речи, а также – знания, полученные в результате изучения дисциплин «История», «Социология», «Культурология», «Человек и его потребности», «Антропология».

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-3: понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации, её анализу и обобщению.

знать базовые и профессионально-профилированные основы философии, логики, психологии, экономики и истории;

уметь использовать знание философии общества и истории при анализе социально-значимых проблем и процессов;

владеть навыками анализа социально значимых процессов;

 

ОК-9: осознание необходимости и способность к непрерывному развитию и самосовершенствованию в течение всей жизни.

знать основы телеологии;

уметь определять собственный смысл жизни;

владеть навыками самовоспитания;

 

ОК-10: готовность к повышению своего культурного уровня.

знать проблематику этики;

уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (учитывая знание этических учений);

владеть навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям; умениями толерантного восприятия и социально-философского анализа социальных и культурных различий;

3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:

· знать историю и основные вопросы философии;

· знать основы социальной философии;

· знать подходы к решению глобальных проблем современности;

· уметь использовать гуманитарные и социально-экономические знания для решения практических задач; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

· уметь использовать общенаучную и философскую методологию при проведении социологических исследований;

· уметь использовать общенаучную и философскую методологию при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;

· владеть навыками анализа информации, постановки цели и выбора путей её достижения;

· владеть навыками повышения собственной квалификации;

· владеть навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям; умениями толерантного восприятия и социально-философского анализа социальных и культурных различий;

· владеть навыками использования философских концепций, а также общенаучной и философской методологии в экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Структура преподавания дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Философия» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

для разных форм обучения

очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)*
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. сам. раб.
1. Введение в философию. Роль философии в жизни человека и общества.         - - - - доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
2. Возникновение философии. Философия древнего мира   1-3     - -     доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
3. Философия средневековья и Возрождения.   3-4     - - -   обзор современных источников знания
4. Философия Нового времени.   4-5     - -     доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
5. Немецкая классическая философия.   5-6     - - -   обзор современных источников знания
6. Философия в России.   6-7     - -     доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
7. Западноевропейская философия 19-21 вв.   7-8     - - -   обзор современных источников знания
8. Философское понимание мира.   8-9     - -   - доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
9. Философская концепция сознания.   9-10     - - - - обзор современных источников знания
10. Познание, его возможности и границы.   10-11     - -     доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
11. Роль научной рациональности в развитии общества.   11-12     - - -   обзор современных источников знания
12. Философия общества и истории.   12-13     - -     доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
13. Смысл человеческого бытия.   13-14     - -     доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
14. Философия культуры.         - - -   обзор современных источников знания
15. Человек в мире культуры.   15-16     - - -   обзор современных источников знания
16. Культура и цивилизация.         - - -   обзор современных источников знания
17. Человечество и глобальные проблемы современности.         - - -   обзор современных источников знания
18. Философские проблемы в области профессиональной деятельности   17-19     - -     доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
Всего за семестр:     - -      
Экзамен:              
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): 144/4            
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  Курсовая работа (проект) Зачет Экзамен
Семестры: - -  

 

заочная форма обучения
№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. сам. раб.
Всего за семестр:         - -      
Экзамен:                  
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц):     108/3            
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  Курсовая работа (проект) Контрольная работа Зачет Экзамен
Семестры: - - -  

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов/тем дисциплины

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1. Введение в философию. Роль философии в жизни человека и общества. ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности лекция-беседа, семинар-дискуссия.
2. Возникновение философии. Философия древнего мира ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества.   лекция-беседа, семинар-дискуссия.
3. Философия средневековья и Возрождения. ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества. лекция-беседа
4. Философия Нового времени.   · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества. лекция-беседа, семинар-дискуссия.
5. Немецкая классическая философия. ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества. лекция-беседа
6. Философия в России. ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества. лекция-беседа, семинар-дискуссия.
7. Западноевропейская философия 19 – начала 21 в. ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества. лекция-беседа
8. Философское понимание мира. ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности   лекция-беседа, семинар-дискуссия.
9. Философская концепция сознания. ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества.   лекция-беседа
10. Познание, его возможности и границы.   ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - структуру научного познания, ее формы и методы; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества     лекция-беседа, семинар-дискуссия.
11. Роль научной рациональности в развитии общества ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - структуру научного познания, ее формы и методы; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности     лекция-беседа
12. Философия общества и истории. ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности лекция-беседа, семинар-дискуссия.
13. Смысл человеческого бытия. ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности лекция-беседа, семинар-дискуссия.
14. Философия культуры. ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности лекция-беседа
15. Человек в мире культуры. ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности лекция-беседа
16. Культура и цивилизация. ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности лекция-беседа
17. Человечество и глобальные проблемы современности. ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества - постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности.   лекция-беседа
18. Философские проблемы в области профессиональной деятельности ОК-3, ОК-9, ОК-10 · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - структуру научного познания, ее формы и методы; - соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему; - оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества - постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности;   лекция-беседа, семинар-дискуссия

 

Тема 1. Введение в философию. Философия, её предмет и место в культуре.

Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения, связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами, методологическое значение.

Мировоззрение как явление духовной жизни общества и личности. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Структура философского знания. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии.

Литература:

 

1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010.

1. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2009.

Интернет-ресурсы:

1. Философия. Материалы электронного курса лекций. Автор-составитель к.ф.н., доц. кафедры философии СПбГУСЭ Дунаев М.В. //service.in.spb.ru - сайт Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.

 

Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего мира.

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития. Ионийская философия. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Поиск первоначала мира. Гераклит Эфесский. Текучесть бытия и тождество противоположностей.

Италийская философия. Пифагор и пифагорейцы. Число и гармония. Элеаты: Парменид и Зенон. Бытие и небытие. Множественность бытия в атомизме Левкиппа и Демокрита.

Софистика и диалектика. Сократ. Логика и диалектика. Знание как добродетель. Платон. Учение об идеях. Аристотель. Учение о первоначалах бытия. Физика, теория познания и логика.

Философия эпохи эллинизма. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Особенности философии Древнего Рима.

Литература:

 

1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.

2. Аристотель. «Метафизика». –СПб.: Алетейя, 2002.

3. Платон. «Федон. Пир. Федр» -М.: Мысль, 1999.

4. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - Москва: Гардарики, 2009.

 

Интернет-ресурсы:

 

1. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Antica/_01.php – Библиотека «Гумер».

2. http://psylib.org.ua/books/vasit01/index.htm - Библиотека Фонда содействия развития психической культуры (Киев).

 

Тема 3. Философия средневековья и Возрождения

Апологеты, их борьба с гностицизмом и манихейством. «Отцы церкви». Аврелий Августин. Теология. Теория познания. Философия истории.

Ранняя схоластика. Вера и знание. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм, их градация. Арабская философия.

Расцвет схоластики. Латинский аверроизм. Философы доминиканского ордена: Альберт Великий и Фома Аквинский. Классическая система схоластики на основе христианизированного Аристотеля.

Поздняя схоластика. Иоганн Дунс Скотт. Философия как критика возможностей мышления. Новый номинализм: Уильям Оккам. Критика схоластического метода и развитие эмпирических наук.

Натурфилософия и новое естествознание. Николай Кузанский как предшественник ренессанской натурфилософии. Вопросы естественных наук в трудах Парацельса и Джордано Бруно. Галилео Галилей и принципы математического естествознания.

Социальные теории. Теория политики Никколо Макиавелли. Утопический социализм: Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Влияние философии на развитие экономических отношений эпохи Возрождения.

Литература:

 

1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.

2. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - Москва: Гардарики, 2009.

3. Жюлиа, Д. Философский словарь. – М.: Международные отношения, 2000.

4. Канке, В. А. Философия. Курс для бакалавров: учеб. пособие. - М.: Логос, 2005.

5. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. –М.: Мысль, 2001.

6. Фролов, И. Т. Философский словарь. -7-е изд. М.: Республика, 2001.

7. Хрестоматия по философии: учебное пособие / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философский фак.; сост. П. В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.

 

Интернет-ресурсы:

1. Философия. Материалы электронного курса лекций. Автор-составитель к.ф.н., доц. кафедры философии СПбГУСЭ Дунаев М.В. //service.in.spb.ru - сайт Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.

2. http://lib.ru/FILOSOF/SBORNIKI/filosofia_meed.txt - Библиотека Максима Мошкова (Самая известная в Рунете www-библиотека, открыта в 1994. Авторы и читатели ежедневно пополняют ее. Художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, КСП и русский рок, туризм и парашютизм, философия и эзотерика, и т.д. и т.п.).

 

Тема 4. Философия Нового времени.

Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт: поиск научного метода.Эмпиризм и рационализм. Сенсуализм Джона Локка. Границы познания. Восприятие и рефлексия. Первичные и вторичные качества. Джордж Беркли. Бытие как восприятие. Бог как субстанция чувственного мира. Дэвид Юм. Впечатления и идеи. Аналитические и эмпирические суждения. Кри­тика неполной индукции и понятия причинности.

Рационализм Бенедикта Спинозы. Бог как субстанция. Мышление и протяженность. Готфрид Вильгельм Лейбниц. Учение о монадах и предустановленной гармонии.

Французская философия эпохи просвещения: метафизический материализм, рационализм, атеизм. Проблема соотношения личности и среды. Просветители: Франсуа Мари Аруэ Вольтер и Жан Жак Руссо. Энциклопедисты: Дени Дидро и Жан Батист Д'Аламбер. Сенсуализм теории познания французских материалистов 18в. (Дидро, Ламетри, Гольбах и Гельвеций).

Литература:

1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.

2. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - Москва: Гардарики, 2009.

3. Жюлиа, Д. Философский словарь. – М.: Международные отношения, 2000.

4. Канке, В. А. Философия. Курс для бакалавров: учеб. пособие. - М.: Логос, 2005.

5. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.: Мысль, 2001.

6. Фролов, И. Т. Философский словарь. -7-е изд. М.: Республика, 2001.

7. Хрестоматия по философии: учебное пособие / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философский фак.; сост. П. В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.

 

Интернет-ресурсы:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия_Нового_времени - Интернет-энциклопедия «Википедия».

 

Тема 5. Немецкая классическая философия

Иммануил Кант. Понятие трансцендентального знания. Априорные формы чувственности и рассудка. Обоснование математики и естествознания Антиномии чистого разума и критика метафизики. Свобода и нравственный закон. Категорический императив.

Иоганн Готлиб Фихте. Чистое «Я» и его отчуждение. Эмпирическое «Я» и восприятие внешнего мира. Деятельность как самоопределение.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Принцип тождества. Натурфилософия. Деятельность как источник сознания и самосознания. Искусство как высшее выражение тождества мышления и бытия.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Формы сознания как самосознание духа. Роль труда. Отчуждение внешнего мира. Диалектическая триада. Бытие, понятие сущность. Единство разумного и действительного. Движение от абстрактного к конкретному. История как развитие духа во времени.

Нравственность, гражданское общество и государство. Критика спекулятивной философии. Людвиг Фейербах и экономическая теория Карла Маркса.

Литература:

1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.

2. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - Москва: Гардарики, 2009.

3. Жюлиа, Д. Философский словарь. – М.: Международные отношения, 2000.

4. Канке, В. А. Философия. Курс для бакалавров: учеб. пособие. - М.: Логос, 2005.

5. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. –М.: Мысль, 2001.

6. Фролов, И. Т. Философский словарь. -7-е изд. М.: Республика, 2001.

7. Хрестоматия по философии: учебное пособие / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философский фак.; сост. П. В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.

8. Гегель, Г. В. Ф. «Энциклопедия философских наук». т. 3 «Философия духа». -М: Мысль, 1977.

9. Кант, И. «Критика чистого разума». Введение. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

 

Интернет-ресурсы:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Немецкая_классическая_философия - Интернет-энциклопедия «Википедия».

2. http://www.philos.msu.ru/library.php?sid=5 – Библиотека философского факультета МГУ.

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гегель,_Георг_Вильгельм_Фридрих - Интернет-энциклопедия «Википедия».

4. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000395/st000.shtml - Цифровая библиотека по философии.

 

 

Тема 6. Философия в России

Особенности становления и развития философской мысли в России в 18 в. первой половине 19 вв. П.Я. Чаадаев. Западничество и славянофильство. Социалистические идеи. Философские идеи Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. В.С. Соловьев. Русская философия на рубеже 19-20 вв.

Литература:

1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - 4-е изд., перераб. и доп.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...