Структура преподавания дисциплины
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины (модуля) «Философия» являются подготовка специалистов, обладающих глубокими знаниями в гуманитарной области, формирование интеллектуально развитых личностей c собственной мировоззренческой позицией, способных к осознанию современных проблем и к принятию самостоятельных решений вопросов, развитие интереса к фундаментальным знаниям, потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности.
Основные задачи дисциплины заключаются в том, чтобы научить студентов:
- пониманию мировой и отечественной философии в ее истории, и современном состоянии;
- методологическому мышлению в социально-экономической науке и практике;
- ответственности за принимаемые решения;
- анализу проблем, прогнозированию их развития с перспективами разрешения.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ
Дисциплина «Философия» является обязательной дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, и предшествующей по отношению к дисциплине «Этика и эстетика».
Входными знаниями, необходимыми для того, чтобы начать освоение дисциплины «Философия», являются те знания, которые способствуют формированию навыков грамотной письменной и устной речи, а также – знания, полученные в результате изучения дисциплин «История», «Социология», «Культурология», «Человек и его потребности», «Антропология».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-3: понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации, её анализу и обобщению.
знать базовые и профессионально-профилированные основы философии, логики, психологии, экономики и истории;
уметь использовать знание философии общества и истории при анализе социально-значимых проблем и процессов;
владеть навыками анализа социально значимых процессов;
ОК-9: осознание необходимости и способность к непрерывному развитию и самосовершенствованию в течение всей жизни.
знать основы телеологии;
уметь определять собственный смысл жизни;
владеть навыками самовоспитания;
ОК-10: готовность к повышению своего культурного уровня.
знать проблематику этики;
уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (учитывая знание этических учений);
владеть навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям; умениями толерантного восприятия и социально-философского анализа социальных и культурных различий;
3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:
· знать историю и основные вопросы философии;
· знать основы социальной философии;
· знать подходы к решению глобальных проблем современности;
· уметь использовать гуманитарные и социально-экономические знания для решения практических задач; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
· уметь использовать общенаучную и философскую методологию при проведении социологических исследований;
· уметь использовать общенаучную и философскую методологию при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;
· владеть навыками анализа информации, постановки цели и выбора путей её достижения;
· владеть навыками повышения собственной квалификации;
· владеть навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям; умениями толерантного восприятия и социально-философского анализа социальных и культурных различий;
· владеть навыками использования философских концепций, а также общенаучной и философской методологии в экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Структура преподавания дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Философия» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.
Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий
для разных форм обучения
очная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела и темы
| Семестр
| Неделя семестра
| Всего часов
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)*
|
лекции
| лаб. раб.
| пр. зан.
| сем. зан.
| сам. раб.
|
1.
| Введение в философию. Роль философии в жизни человека и общества.
|
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
|
2.
| Возникновение философии. Философия древнего мира
|
| 1-3
|
|
| -
| -
|
|
| доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
|
3.
| Философия средневековья и Возрождения.
|
| 3-4
|
|
| -
| -
| -
|
| обзор современных источников знания
|
4.
| Философия Нового времени.
|
| 4-5
|
|
| -
| -
|
|
| доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
|
5.
| Немецкая классическая философия.
|
| 5-6
|
|
| -
| -
| -
|
| обзор современных источников знания
|
6.
| Философия в России.
|
| 6-7
|
|
| -
| -
|
|
| доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
|
7.
| Западноевропейская философия 19-21 вв.
|
| 7-8
|
|
| -
| -
| -
|
| обзор современных источников знания
|
8.
| Философское понимание мира.
|
| 8-9
|
|
| -
| -
|
| -
| доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
|
9.
| Философская концепция сознания.
|
| 9-10
|
|
| -
| -
| -
| -
| обзор современных источников знания
|
10.
| Познание, его возможности и границы.
|
| 10-11
|
|
| -
| -
|
|
| доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
|
11.
| Роль научной рациональности в развитии общества.
|
| 11-12
|
|
| -
| -
| -
|
| обзор современных источников знания
|
12.
| Философия общества и истории.
|
| 12-13
|
|
| -
| -
|
|
| доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
|
13.
| Смысл человеческого бытия.
|
| 13-14
|
|
| -
| -
|
|
| доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
|
14.
| Философия культуры.
|
|
|
|
| -
| -
| -
|
| обзор современных источников знания
|
15.
| Человек в мире культуры.
|
| 15-16
|
|
| -
| -
| -
|
| обзор современных источников знания
|
16.
| Культура и цивилизация.
|
|
|
|
| -
| -
| -
|
| обзор современных источников знания
|
17.
| Человечество и глобальные проблемы современности.
|
|
|
|
| -
| -
| -
|
| обзор современных источников знания
|
18.
| Философские проблемы в области профессиональной деятельности
|
| 17-19
|
|
| -
| -
|
|
| доклад, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.
|
Всего за семестр:
|
|
| -
| -
|
|
|
|
Экзамен:
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц):
| 144/4
|
|
|
|
|
|
|
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
|
| Курсовая работа (проект)
| Зачет
| Экзамен
|
Семестры:
| -
| -
|
|
заочная форма обучения
|
№ п/п
| Наименование раздела и темы
| Семестр
| Неделя семестра
| Всего часов
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
|
лекции
| лаб. раб.
| пр. зан.
| сем. зан.
| сам. раб.
|
Всего за семестр:
|
|
|
|
| -
| -
|
|
|
|
Экзамен:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц):
|
|
| 108/3
|
|
|
|
|
|
|
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
|
| Курсовая работа (проект)
| Контрольная работа
| Зачет
| Экзамен
|
Семестры:
| -
| -
| -
|
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов/тем дисциплины
№ п/п
| Наименование темы
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
|
1.
| Введение в философию. Роль философии в жизни человека и общества.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества
постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности
| лекция-беседа, семинар-дискуссия.
|
2.
| Возникновение философии. Философия древнего мира
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества.
|
лекция-беседа, семинар-дискуссия.
|
3.
| Философия средневековья и Возрождения.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества.
| лекция-беседа
|
4.
| Философия Нового времени.
|
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества.
| лекция-беседа, семинар-дискуссия.
|
5.
| Немецкая классическая философия.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества.
| лекция-беседа
|
6.
| Философия в России.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества.
| лекция-беседа, семинар-дискуссия.
|
7.
| Западноевропейская философия 19 – начала 21 в.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества.
| лекция-беседа
|
8.
| Философское понимание мира.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества
постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности
|
лекция-беседа, семинар-дискуссия.
|
9.
| Философская концепция сознания.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества.
|
лекция-беседа
|
10.
| Познание, его возможности и границы.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- структуру научного познания, ее формы и методы;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества
|
лекция-беседа, семинар-дискуссия.
|
11.
| Роль научной рациональности в развитии общества
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- структуру научного познания, ее формы и методы;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества
постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности
|
лекция-беседа
|
12.
| Философия общества и истории.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества
постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности
| лекция-беседа, семинар-дискуссия.
|
13.
| Смысл человеческого бытия.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества
постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности
| лекция-беседа, семинар-дискуссия.
|
14.
| Философия культуры.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества
постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности
| лекция-беседа
|
15.
| Человек в мире культуры.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества
постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности
| лекция-беседа
|
16.
| Культура и цивилизация.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества
постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности
| лекция-беседа
|
17.
| Человечество и глобальные проблемы современности.
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества
- постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности.
| лекция-беседа
|
18.
| Философские проблемы в области профессиональной деятельности
| ОК-3,
ОК-9,
ОК-10
| · знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- структуру научного познания, ее формы и методы;
- соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументированно выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества
- постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности;
| лекция-беседа, семинар-дискуссия
|
Тема 1. Введение в философию. Философия, её предмет и место в культуре.
Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения, связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами, методологическое значение.
Мировоззрение как явление духовной жизни общества и личности. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Структура философского знания. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии.
Литература:
1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010.
1. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. Философия. Материалы электронного курса лекций. Автор-составитель к.ф.н., доц. кафедры философии СПбГУСЭ Дунаев М.В. //service.in.spb.ru - сайт Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.
Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего мира.
Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития. Ионийская философия. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Поиск первоначала мира. Гераклит Эфесский. Текучесть бытия и тождество противоположностей.
Италийская философия. Пифагор и пифагорейцы. Число и гармония. Элеаты: Парменид и Зенон. Бытие и небытие. Множественность бытия в атомизме Левкиппа и Демокрита.
Софистика и диалектика. Сократ. Логика и диалектика. Знание как добродетель. Платон. Учение об идеях. Аристотель. Учение о первоначалах бытия. Физика, теория познания и логика.
Философия эпохи эллинизма. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Особенности философии Древнего Рима.
Литература:
1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.
2. Аристотель. «Метафизика». –СПб.: Алетейя, 2002.
3. Платон. «Федон. Пир. Федр» -М.: Мысль, 1999.
4. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - Москва: Гардарики, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Antica/_01.php – Библиотека «Гумер».
2. http://psylib.org.ua/books/vasit01/index.htm - Библиотека Фонда содействия развития психической культуры (Киев).
Тема 3. Философия средневековья и Возрождения
Апологеты, их борьба с гностицизмом и манихейством. «Отцы церкви». Аврелий Августин. Теология. Теория познания. Философия истории.
Ранняя схоластика. Вера и знание. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм, их градация. Арабская философия.
Расцвет схоластики. Латинский аверроизм. Философы доминиканского ордена: Альберт Великий и Фома Аквинский. Классическая система схоластики на основе христианизированного Аристотеля.
Поздняя схоластика. Иоганн Дунс Скотт. Философия как критика возможностей мышления. Новый номинализм: Уильям Оккам. Критика схоластического метода и развитие эмпирических наук.
Натурфилософия и новое естествознание. Николай Кузанский как предшественник ренессанской натурфилософии. Вопросы естественных наук в трудах Парацельса и Джордано Бруно. Галилео Галилей и принципы математического естествознания.
Социальные теории. Теория политики Никколо Макиавелли. Утопический социализм: Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Влияние философии на развитие экономических отношений эпохи Возрождения.
Литература:
1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.
2. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - Москва: Гардарики, 2009.
3. Жюлиа, Д. Философский словарь. – М.: Международные отношения, 2000.
4. Канке, В. А. Философия. Курс для бакалавров: учеб. пособие. - М.: Логос, 2005.
5. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. –М.: Мысль, 2001.
6. Фролов, И. Т. Философский словарь. -7-е изд. М.: Республика, 2001.
7. Хрестоматия по философии: учебное пособие / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философский фак.; сост. П. В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Философия. Материалы электронного курса лекций. Автор-составитель к.ф.н., доц. кафедры философии СПбГУСЭ Дунаев М.В. //service.in.spb.ru - сайт Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.
2. http://lib.ru/FILOSOF/SBORNIKI/filosofia_meed.txt - Библиотека Максима Мошкова (Самая известная в Рунете www-библиотека, открыта в 1994. Авторы и читатели ежедневно пополняют ее. Художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, КСП и русский рок, туризм и парашютизм, философия и эзотерика, и т.д. и т.п.).
Тема 4. Философия Нового времени.
Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт: поиск научного метода.Эмпиризм и рационализм. Сенсуализм Джона Локка. Границы познания. Восприятие и рефлексия. Первичные и вторичные качества. Джордж Беркли. Бытие как восприятие. Бог как субстанция чувственного мира. Дэвид Юм. Впечатления и идеи. Аналитические и эмпирические суждения. Критика неполной индукции и понятия причинности.
Рационализм Бенедикта Спинозы. Бог как субстанция. Мышление и протяженность. Готфрид Вильгельм Лейбниц. Учение о монадах и предустановленной гармонии.
Французская философия эпохи просвещения: метафизический материализм, рационализм, атеизм. Проблема соотношения личности и среды. Просветители: Франсуа Мари Аруэ Вольтер и Жан Жак Руссо. Энциклопедисты: Дени Дидро и Жан Батист Д'Аламбер. Сенсуализм теории познания французских материалистов 18в. (Дидро, Ламетри, Гольбах и Гельвеций).
Литература:
1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.
2. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - Москва: Гардарики, 2009.
3. Жюлиа, Д. Философский словарь. – М.: Международные отношения, 2000.
4. Канке, В. А. Философия. Курс для бакалавров: учеб. пособие. - М.: Логос, 2005.
5. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.: Мысль, 2001.
6. Фролов, И. Т. Философский словарь. -7-е изд. М.: Республика, 2001.
7. Хрестоматия по философии: учебное пособие / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философский фак.; сост. П. В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия_Нового_времени - Интернет-энциклопедия «Википедия».
Тема 5. Немецкая классическая философия
Иммануил Кант. Понятие трансцендентального знания. Априорные формы чувственности и рассудка. Обоснование математики и естествознания Антиномии чистого разума и критика метафизики. Свобода и нравственный закон. Категорический императив.
Иоганн Готлиб Фихте. Чистое «Я» и его отчуждение. Эмпирическое «Я» и восприятие внешнего мира. Деятельность как самоопределение.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Принцип тождества. Натурфилософия. Деятельность как источник сознания и самосознания. Искусство как высшее выражение тождества мышления и бытия.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Формы сознания как самосознание духа. Роль труда. Отчуждение внешнего мира. Диалектическая триада. Бытие, понятие сущность. Единство разумного и действительного. Движение от абстрактного к конкретному. История как развитие духа во времени.
Нравственность, гражданское общество и государство. Критика спекулятивной философии. Людвиг Фейербах и экономическая теория Карла Маркса.
Литература:
1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.
2. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - Москва: Гардарики, 2009.
3. Жюлиа, Д. Философский словарь. – М.: Международные отношения, 2000.
4. Канке, В. А. Философия. Курс для бакалавров: учеб. пособие. - М.: Логос, 2005.
5. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. –М.: Мысль, 2001.
6. Фролов, И. Т. Философский словарь. -7-е изд. М.: Республика, 2001.
7. Хрестоматия по философии: учебное пособие / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философский фак.; сост. П. В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010.
8. Гегель, Г. В. Ф. «Энциклопедия философских наук». т. 3 «Философия духа». -М: Мысль, 1977.
9. Кант, И. «Критика чистого разума». Введение. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
Интернет-ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Немецкая_классическая_философия - Интернет-энциклопедия «Википедия».
2. http://www.philos.msu.ru/library.php?sid=5 – Библиотека философского факультета МГУ.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гегель,_Георг_Вильгельм_Фридрих - Интернет-энциклопедия «Википедия».
4. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000395/st000.shtml - Цифровая библиотека по философии.
Тема 6. Философия в России
Особенности становления и развития философской мысли в России в 18 в. первой половине 19 вв. П.Я. Чаадаев. Западничество и славянофильство. Социалистические идеи. Философские идеи Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. В.С. Соловьев. Русская философия на рубеже 19-20 вв.
Литература:
1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - 4-е изд., перераб. и доп.
Воспользуйтесь поиском по сайту: