Модуль Социально-гуманитарные основы профессиональной деятельности
Код модуля 1123478
Образовательная программа
Государственное и муниципальное управление
Код ОП
Направление подготовки
Государственное и муниципальное управление
Код направления и уровня подготовки...
38.03.04.
Уровень подготовки
бакалавриат
ФГОС ВО
Реквизиты приказа Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС ВО: 10.12.2014, № 1567
Екатеринбург, 2016
Рабочая программа дисциплины составлена авторами:
№ п/п
ФИО
Ученая степень, ученое звание
Должность
Кафедра
Подпись
Шаброва Нина Васильевна
к.с.н., доцент
доцент
Социологии и технологий
государственного и муниципального управления
Шуклина Елена Анатольевна
д.с.н., профессор
профессор
Социологии и технологий
государственного и муниципального управления
Руководитель модуля Н.В. Шаброва
Рекомендовано учебно-методическим советомИнститута государственного управления и предпринимательства
Председатель учебно-методического совета А.А. Яшин
Протокол № 8 от 13.04.2016 г.
Согласовано:
Дирекция образовательных программ Е.С. Комарова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ СОЦИОЛОГИЯ
1.1. Аннотация содержания дисциплины
Дисциплина «Социология» относится к модулю «Социально-гуманитарные основы профессиональной деятельности», который является базовым по направлению подготовки 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление».
Дисциплина «Социология» включает в себя широкий спектр теоретического и практического материала с ориентацией на использование его в обыденной жизни и в профессиональной деятельности. Содержание дисциплины раскрывает с научной точки зрения особенности современных подходов к пониманию общества, положения в нем индивида. Использование в ходе реализации дисциплины активных технологий обучения дает возможность студентам увидеть неразрывную связь теории социологии и реальной жизни. Особенностью курса является то, что он содержит тему, позволяющую показать роль социологического знания в профессиональной деятельности студентов.
1.2. Язык реализации программы - русский
1.3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Результат обучения в рамках дисциплины: способность проводить анализ социально-экономических, политических, исторических, национально-культурных, психологических, правовых факторов, общественных процессов и явлений и применять их в информационно-методической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности, демонстрировать мировоззренческую позицию (РО-03).
Для этого в рамках курса у студента должны сформироваться следующие компетенции:
ОК-6 - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
ПК-26 - владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций;
ДОК-3 –способность к критической оценке процессов и явлений, происходящих в социальной структуре общества.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные этапы культурно-исторического развития общества, механизмы и формы социальных явлений
- основные социальные институты, обеспечивающие воспроизводство общественных отношений
- основы социологического понимания личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий
- иметь представление о социальном контроле и социализации, межличностных отношениях в группах
- социально-исторические типы социального неравенства и стратификации, основные проблемы стратификации российского общества, взаимоотношений социальных групп, слоев, общностей, этносов
Уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности
- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе
- определять свое место в социальной структуре общества
- решать возникающие ролевые и межличностные конфликты
- использовать источники социальной, управленческой информации
- контролировать процесс проведения социологического исследования как заказчик
Владеть (демонстрировать навыки):
- методами сбора, обработки и анализа социальных данных
- навыками работы с информацией из различных источников
- навыками сбора и обработки первичной информации
- навыками обобщения и предоставления результатов социологического исследования в информационно-аналитическом отчете
Объем дисциплины
Таблица 1
Объем дисциплины для студентов очной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Виды учебной работы
Объем дисциплины
Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
№
п/п
Всего часов
В т.ч. контактная работа (час.)*
1.
Аудиторные занятия
51,00
2.
Лекции
17,00
3.
Практические занятия
34,00
4.
Лабораторные работы
-
-
-
5.
Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации
7,65
6.
Промежуточная аттестация
2,33
7.
Общий объем по учебному плану, час.
60,98
8.
Общий объем по учебному плану, з.е.
Таблица 2
Объем дисциплины для студентов заочной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Виды учебной работы
Объем дисциплины
Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
№
п/п
Всего часов
В т.ч. контактная работа (час.)*
1.
Аудиторные занятия
12,00
2.
Лекции
4,00
3.
Практические занятия
8,00
4.
Лабораторные работы
-
-
-
5.
Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации
1,80
6.
Промежуточная аттестация
2,33
7.
Общий объем по учебному плану, час.
16,13
8.
Общий объем по учебному плану, з.е.
Таблица 3
Объем дисциплины для студентов заочной формы обучения [ускоренная программа], в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии[ускоренная программа]
Виды учебной работы
Объем дисциплины
Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
№
п/п
Всего часов
В т.ч. контактная работа (час.)*
1.
Аудиторные занятия
12,00
2.
Лекции
4,00
3.
Практические занятия
8,00
4.
Лабораторные работы
-
-
-
5.
Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации
1,80
6.
Переаттестация
-
7.
Промежуточная аттестация
2,33
8.
Общий объем по учебному плану, час.
16,13
9.
Общий объем по учебному плану, з.е.
*Контактная работа составляет:
в п/п 2,3,4 - количество часов, равное объему соответствующего вида занятий;
в п.5 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на консультации в группе (15% от объема аудиторных занятий) и объема времени, выделенного преподавателю на руководство курсовой работой/проектом одного студента, если она предусмотрена.
в п.6 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на проведение соответствующего вида промежуточной аттестации одного студента и объема времени, выделенного в рамках дисциплины на руководство проектом по модулю (если он предусмотрен) одного студента.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код
раздела, темы
Раздел, тема
дисциплины*
Содержание
Р1
Социология как наука
Р1.Т1
Социология как наука
Объект и предмет социологии. Социология и другие науки об обществе: место социологии в системе наук об обществе. Проблемное поле теоретической социологии. Уровни социологии. Антропоцентристская и социоцентристская парадигмы социологии. Роль, место и функции социологии в современном обществе.
Р1.Т2
Общество как система
Понятие общества и его предмета в истории социологии: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т.Парсонс и т.д. Современная трактовка понятия «общество». Сущность и типы систем, характер системного подхода. Социологический анализ общества. Уровни социальных систем.
Р1.Т3
Социальные изменения
Изменчивость общества. Социологический подход к социальным изменениям. Теоретические концепции социальных изменений: социальная эволюция, социальная революция, концепция культурно-исторических типов, циклические теории. Виды, механизмы и факторы социальных изменений. Социальное развитие: понятие и содержание. Тенденции социального развития в современном обществе. Социология глобализирующегося пространства.
Р1.Т4
Прикладная социология
Понятие и виды социологического исследования. Программа социологического исследования: методологический, методический и процедурный блоки. Методы социологического исследования: метод наблюдения, метод анализа документов, метод опроса.
Р2
Социальная структура
Р2.Т1
Социальная структура
Понятие социальной структуры. Элементы социальной структуры: институты, организации, группы. Понятие, виды и функции социальных институтов. Понятие и виды социальных организаций. Понятие и виды социальных групп.
Р2.Т2
Социальная стратификация и социальная мобильность
Социальная стратификация. Критерии социальной стратификации. Социальный портрет общества. Особенности социальной стратификации современного российского общества. Средний слой в России. Маргинальность как социологическая характеристика общества. Социальная мобильность. П.А.Сорокин о «вертикальной» и «горизонтальной» мобильности. Факторы социальной мобильности.
Р2.Т3
Социальные статусы и социальные роли
Понятие и виды социальных статусов. Понятие и виды социальных ролей. Структура социальной роли. Описание социальной роли (Т. Парсонс). Ролевой конфликт. Причины ролевых конфликтов. Преодоления ролевых конфликтов.
Р2.Т4
Личность как социологическая проблема
Понятие личности. Человек – индивид – личность. Социально типичное и индивидуальное в жизни личности. Социальная среда и личность, компоненты социальной среды. Особенности социализации в современном обществе: основные перемены. Социальные ориентации личности. Типологии личности
Р2.Т5
Общество и культура
Многогранность культуры, множественность культурных явлений. Множественность определений культуры и основные подходы к ее пониманию. Специфика социологического подхода к культуре. Социальные отношения и культурные связи и взаимодействия. Функции культуры в современном обществе. Ценности, нормы, социальные институты культуры. Массовая и элитарная культура. Субкультуры. Актуальная культура. Проблемы развития культуры в современном российском обществе.
Р3
Отрасли социологии
Р3.Т1
Социология семьи
Современная трактовка понятий «брак», «семья», «домохозяйство». Основные функции семьи в современном обществе. Типология структурных типов семей. Понятие «жизненного цикла семьи». Специфические проблемы современной семьи как социального института, как малой группы, как особой сферы жизнедеятельности. Основные показатели трансформации брачно-семейных отношений в России.
Р3.Т2
Социология девиантного поведения
Понятие девиантного и делинквентного поведения. Причины девиантного поведения. Нормы и их виды. Виды девиантного поведения. Инновация как вид девиантного поведения. Классификации личности по приверженности нормам. Последствия девиантного поведения.
Р3.Т3
Роль социологического знания в профессиональной деятельности
Специфика профессиональной деятельности. Современные требования к профессионально значимым личностным качествам. Социологическое знание в экономических дисциплинах. Прикладные социологические исследования в профессиональной деятельности.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
3.1. Распределение аудиторной нагрузки и мероприятий самостоятельной работы по разделам дисциплины
Таблица 1
Для студентов очной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии