Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Финансовый контроль и финансовая ответственность.




Тема 1. Понятие и правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в осуществлении финансовой деятельности.

 

Финансы - это отношения по поводу собирания (аккумулирования), распределения (перераспределения), использования фондов.

 

Фонды:

1) Централизованные: государственные, муниципальные, находящиеся в управлении органов публичной власти. Могут переходить в децентрализованные фонды. Например, налоги.

2) Децентрализованные: находятся в частном управлении. Всегда имеются обязанности по отношению к централизованным фондам.

 

История от Морозова. Пенсионный фонд. Денег нет. Есть банк Гарантия и нефтяники, а так же потребители ГСМ (они так же бюджетополучатели). Нефтяники снижают цену на ГСМ, потребители ГСМ на излишек средств оплачивают пенсионерам, пенсионный фонд освобождается сам и освобождением «платит» нефтяникам (за снижение цены на ГСМ считает обязанность по отчислению исполненной)... В результате всем хорошо.

 

Метод финансового права.

Метод: императивный, один субъект всегда властный, но при этом отношения не носят административный характер, оба субъекта подчинены обязанностям. Соглашение о налогах – есть такой институт, но там нет равноправия, органы всегда связаны компетенцией, усмотрение проявляется только в сроке отсрочки, кстати, за нее тоже надо платить. Поэтому не следует усматривать здесь гражданско-правовые элементы.

 

Система финансового права.

Происхождение финансового права (точки зрения):

1) Из полицейского, камералистики.

2) Самостоятельно.

 

1. Общая часть:

- предмет и метод финансового права

- нормы (гипотеза, диспозиция, санкция по разным актам)

- источники

- субъекты финансового права и финансовых правоотношений

- финансовый контроль (государственный и муниципальный)

 

2. Особенная часть:

1) бюджетное право:

- доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджета, правовой режим бюджетных расходов

- бюджетный процесс (стадии знать!)

- финансово-правовое регулирование государственных внебюджетных фондов, проект знать.

- правовое регулирование децентрализованных финансов

2) налоговое право:

- понятие налога и сбора

- налогоплательщики

- компетенция налоговых органов

- ответственность за нарушение налогового законодательства

- государственный и муниципальный кредит, со стороны заемщика или кредитора выступает государство или муниципалитет

- финансово-правовые основы банковской деятельности, денежного обращения и расчета, двухуровневая банковская система. Компетенция банков в бюджетном процессе. Агенты валютного контроля - банки. Агентство страхования вкладов, компетенцию знать. Санация банков.

- безналичные расчеты, формы, порядок осуществления; при обращении взыскания на средства бюджета (в силу закона) и средства кредитных организаций (на практике) приставы-исполнители не нужны.

- валютные отношения

 

3. Специальная часть: финансовый контроль и ответственность (выделение немного надуманно)

 

! Установление налогов - через налоговый кодекс, введение налогов - различные органы власти, в т. ч. и местные.

 

Отграничение финансового права от смежных отраслей.

1) От гражданского права: по методу, в гражданском - диспозитивный, в финансовом - императивный

2) От административного: по предмету

3) От муниципального: муниципальное - комплексная отрасль права, финансовое - нормальная

 

Государственный и муниципальный финансовый контроль – это деятельность уполномоченных органов власти или иных организаций, реализующих публичный интерес за соблюдением законности.

Контроль осуществляют (формы контроля):

1) Администрация Президента (президентский финансовый контроль)

2) Законодательные органы и ОИВ общей компетенции

3) ОИВ специальной компетенции

4) Главный распорядитель бюджетных средств (внутриведомственный финансовый контроль)

5) Главные администраторы дохода бюджета и источника финансирования дефицита бюджета

6) Органы независимого государственного финансового контроля

 

Контроль:

1) Предварительный - до проведения ФХО, проверка документов

2) Текущий - в ходе осуществления финансово-хозяйственной операции

3) Последующий - после проведения ревизия, обследование, проверка

 

1) Обязательный - компетентными органами по требованию закона (например, счетная палата)

2) Инициативный - по решению руководителей государственных и муниципальных предприятий, имущество которых является публичной собственностью.

 

Тема 2. Финансовый контроль и финансовая ответственность.

 

Виды нарушений в финансовой сфере:

1. Нецелевое использование (0,1%)

2. Неэффективное использование денежных средств (2,3%)

3. Недостача (не выявлено)

4. Недопоступление платежей в бюджет и внебюджетный государственный фонд (0,1%)

5. Излишки материальных средств (0,1%)

6. Неправомерное расходование (1,5%)

7. Другие финансовые нарушения (95%) Около 10 млрд. рублей.

 

Методы финансового контроля.

 

Проверка - единичные контрольные действия или исследование состояния дел на определенном участке деятельности предприятия.

Тематическая проверка - отдельных моменты финансово-хозяйственной деятельности.

Документальные проверки - на основании документов.

Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственных и финансовых операций, совершенных в ревизуемый период и ревизуемых организациях, проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а так же законности действий бухгалтера, руководителя и иных лиц. Субъекты ревизии: счетная палата, росфиннадзор. Ревизия - всегда последующий финансовый контроль.

ПП ВАС от 22 июля\июня? 2006 г.

 

Налоговая проверка:

1) Камеральная - на основании представленных документов, по месту нахождения налогового органа, ст. 88 НК

2) Выездная - по месту нахождения налогоплательщика 89 НК. Проводится по решению руководителя налогового органа или его заместителя, не чаще, чем раз в год и дольше 2 месяцев.

 

По результатам проверок составляется акт, счетная палата составляет заключение.

Только проверка как метод финансового контроля может быть предварительной и текущей. Проверка:

- организационные основы предприятия, история регистраций, иногда регистрация по поддельным паспортам

 

Экспертиза - метод предварительной оценки принятия решений с точки зрения их экономической эффективности. П. 12 ст. 145 БК. Осуществляется счетной палатой.

 

Финансово-правовая ответственность (есть ли она как самостоятельное явление – точки зрения):

• есть - МГУ

• нет - остальные

 

Закон о валютном регулировании и валютном контроле

Закон об аудиторской деятельности (ред.)

ст. 120 и 122 НК. Исправлено конституционным судом.

 

Налоговая санкция - штраф.

Пеня - способ обеспечения исполнения налогового обязательства, она компенсирует обесценивание денежных средств, 1/300 ставки рефинасирования в день, может взыскиваться в бесспорном порядке. В судебном порядке, если иная квалификация явлений налоговым органом нежели налогоплательщиком.

 

Юридическая функция финансово-правовой ответственности:

1) Восстановительная

2) Карательная

 

Валютные правонарушения не имеют четкого описания, но присутствуют как аспект теоретический

 

Тема 3. Бюджетное право.

 

Закон "О бюджете РФ". Большая часть расходов - социальные, затем министерство обороны, МВД.

Доля министерства здравоохранения сократится на 18%, при чем финансировать будут из федерального бюджета только 15%, остальные из регионального и местного.

Доля министерства образования сократится.

 

Покрытие социальных обязательств:

- повышение заработной платы сотрудникам среднего образования

80% доходов от продажи нефти и газа, но даже их недостаточно

Бюджет рассчитывается исходя из цены на нефть. Исходя из цен на нефть за последние 5 лет, каждый год добавляется, пока не будет рассчитываться за 10 лет.

Инфляция (мировая). Ориентировочная цена 99 долларов за баррель.

Бюджетное правило законодательно пока еще не существует.

 

Предприятие Роснефтегаз. Медведев предложил забрать дивиденды. Пока вопрос не решен.

 

Расходы бюджета. Ст. 6 Бюджетного Кодекса.

Основная классификация расходов - по функциональному назначению (оборона, здравоохранение...). Формируются исходя из существующих расходных обязательств.

 

Основания расходных обязательств - ст. 84-86 БК.

Расходы осуществляются в форме бюджетных ассигнований.

 

Виды бюджетных ассигнований:

- на оказание услуг (сметно-бюджетное финансирование).

- на социальное обеспечение население (переселение,...)

- на предоставление бюджетных инвестиций ЮЛ, не являющимися учреждениями, это связано с участием РФ, СРФ в уставных капиталах ЮЛ.

- субсидии ЮЛ, индивидуальным предпринимателям, производителям... ст. 78 БК.

- межбюджетные трансферты - дотации, субвенции, субсидии из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня.

 

Дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без указания направления их использования. В соответствии с методикой, которая утверждается Правительством РФ. Цель: выравнивание минимального уровня бюджетного обеспечения. Ст. 137, 138 БК. Закон от 6 октября 2003 года №131 "Об общих...". Регулируется порядок учета.

 

Субсидии (ст. 132 БК) - это межбюджетные трасферты, предоставляемые СРФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти СРФ по предметам их ведения и предметам совместного ведения с РФ.

Так же субсидии понимаются: финансирование ОМСУ по вопросам местного значения.

БК засорили неправовыми терминами.

Софинансирование может быть за счет заемных средств (от банков).

Субсидии имеют целевой характер, определяется полномочиями органов власти.

 

Субвенции (ст. 133 БК) - это межбюджетные трансферты, … (Ст. 140 БК).

"Защищенность статьи расходов".

Дефицит при наличии средств покрытия лучше, чем профицит.

 

Нефтегазовые доходы федерального бюджета - это НДПИ, ввозные таможенные пошлины на нефть, газ, товары переработки нефти. Поступают только в федеральный бюджет.

Направления использования этих доходов:

- финансовое обеспечение нефте-газовых трансфертов

- формирование резервного фонда (не путать с теми, которые образуются при Президенте, Правительстве и т.д. Они для выплат жертвам катастроф). Иногда из средств резервного фонда может быть погашен внешний государственный долг. Средства могут размещаться в иностранную валюту, зарубежные долговые обязательства, в депозиты в иностранных банках.

- формирование фонда национального благосостояния (формирование аналогично резервному фонду). Хранить деньги на случай кризиса? На деле выдавали деньги банкам для целей кредита во время кризиса 2008 года. Контрольных механизмов не создали. Деньги просто стали обращать в собственность.

Концессия - форма государственно-частного партнерства.

 

Дефицит бюджета и источники его финансирования (ст. 6 БК).

Если в бюджете дефицит, необходимо предусматривать источники его покрытия (финансирования)

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать размера нефте-газового дефицита, определенного в соответствии с БК, регионального бюджета - 15% дохода, местного бюджета - 10% дохода (при чем безвозмездные поступления не учитываются -?).

 

Источники финансирования:

• внутренние - средства размещения государственных ценных бумаг, кредиты банковские и другие.

Кредиты банка России, а так же приобретение им государственных ценных бумаг при размещении не могут служить источниками финансирования.

• внешние - средства, полученные со внешнего рынка (например, кредиты в иностранной валюте от иностранных банков)

На местном уровне возможны только внутренние источники финансирования.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...