Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение учебных часов по разделам программы

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику В.Я. Коровиной [1] составлена на основе федерального компонента государственного стан дарта основного общего образования и авторской программы [2].

Основная задача обучения в 7 классе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с особенно стями труда писателя, его позицией и важнейшей проблемой литературы - изображением человека. Изучение литературы как искусства слова пред полагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оцен ки; для чтения и речевой деятельности. Учащиеся 7-8 классов владеют техникой чтения и подготовле ны к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и толкованию художественных произведений.

Программа предполагает широкое использо вание учебно-наглядных пособий, аудио- и кино материалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к ра боте с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

*авторов и содержание изученных художест венных произведений;

*основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора (пре дания, былины, пословицы, поговорки (разви тие представлений)); летопись (развитие представлений); роды литературы (эпос (развитие
понятия)); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); тема иидея произведения (начальные представле ния); герой-повествователь (развитие поня тия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произ ведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представ лений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихо сложение (начальные представления); гипер бола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); пуб лицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные пред ставления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:


*видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

*различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматиче ских и лирических произведениях;

*видеть индивидуальное, национальное и обще человеческое в характере героя произведения;

*объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

* видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляю щийся портрет персонажа в определенной си туации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

*передавать динамику чувств при вырази тельном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

*видеть в художественном тексте противоре чивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

*аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведе ния - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

*выделять основной конфликт художествен ного произведения и последовательно просле живать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

*сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

*оценивать игру актеров в пределах закончен ного эпизода;

* сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зре ния выражения авторской позиции;

*стилистически сопоставлять текст произведе ния и иллюстрации художников к нему;

*писать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение - 1 час.

Устное народное творчество - 5 часов.

Древнерусская литература - 3 часа.

Произведения русских писателей ХУШ века - 2 часа.

Произведения русских писателей XIX века - 28 часов.

Произведения русских писателей XX века -22 часа.

Зарубежная литература - 5 часов.

Итоговые уроки - 2 часа.

№№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся Виды контроля, самостоятельной деятельности Домашнее задание
             
      ВВЕДЕНИЕ (1 час)      
  Лю-бимые книги Урок-бе седа, урок-прак тикум Изображение человека как важнейшая про блема литературы. Особенности труда писа теля, его позиция. Талант писателя и талант читателя. Чтение и обсуждение высказы ваний о книгах, чтении, труде писателя (с. 3-5). Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы Знать: основную проблему изучения лите ратуры в 7 классе (проблема изображения человека); содержание и героев произве дений, изученных в 5-6 классах. Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; зна чение изучения литературы. Уметь: усваивать высказывания и советы мастеров слова; строить собственные вы сказывания о книгах и чтении; объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать ихгероев Тест, вопросы и задания (с. 5-6) Сочине-ние-рассужде-ние по восточно му высказы ванию, при веденному В. П. Астафь евым (с. 5)
      УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 часов)      
  Преда-ния   Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в предани ях. Чтение статьи Н.А. Криничной (с. 7—8). Чтение преданий, обсуждение. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художест венными особенностями преданий Знать: особенности жанра предания. Понимать: значение преданий в жизни народа как исторической памяти, поэти ческой автобиографии. Уметь: отмечать общее и различное в ле гендах, быличках, преданиях Чтение преда ний, вопросы к ним (с.10), вопросы 1—2 (с. 10) Задание (с. 10), чте ние статьи В.П.Ани-ки на «Былины» (с. 11-15), вопрос и за дание к ней (с. 15)
  Были-ны. «Воль-га и Мику-ла Селя-нино-вич» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Понятие о былине. Чтение и составление тезисного плана статьи «О собирании, ис полнении, значении былин» (с. 15-17). Воплощение нравственных идеалов рус ского народа, прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула - носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щед рости, физической силы. Словарная работа. Иллюстрации к былине Знать: особенности жанра былины; сюжет исодержание былины «Вольга и Микула Селянинович»; особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концов ка). Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти. Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризо вать героев и их поступки; выяснять зна чение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль Составление тезисного плана статьи «О собирании, исполнении, значении бы лин», вырази тельное чтение, характери-стика героев, во просы и зада ния 1-4 (с. 17), 1-3,5 (с. 23) Задания 4, 6 (с. 23), чте ние былины «Садко», выполне-ние иллюстра-ции к былинам
  Бы-лина «Садко» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Киевский и новгородский циклы былин. Былина «Садко». История жизни и путе шествий героя. Образ Садко: находчивость, предприимчивость, талантливость, муже ство. Фантастический образ морского царя. Изобразительно-выразительные средства (повторы, гиперболы, постоянные эпитеты), их роль в былине. Словарная работа. Иллю страции к былине Знать: особенности жанра былины; осо бенности былин новгородского цикла; сю жет и содержание былины «Садко». Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризо вать героев и их поступки; выяснять зна чение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произ ведения фольклора и живописи Выразитель-ное чтение, характери-стика ге роев, вопросы и задания 1—4 (с. 35, к былине «Садко»), во прос рубрики «Устное народ ное творчество и живопись» (с. 35) Задание (с. 35, к былине «Садко»), чтение бы лины «Илья Муромец и Соловей-разбой-ник», вопросы и за дания к ней (с. 35)
  Каре-ло-фин-ский эпос «Ка лева-ла» Урок вне класс ного чте ния История зарождения карело-финского эпо са. Понятие о рунах. Труд Э. Ленрота. Время и пространство в эпосе. Отражение в рунах природы, быта, хозяйства, занятий, обычаев народа. Герои «Калевалы». Карело-финский эпос и русские былины - общее и различ ное. Иллюстрации к «Калевале» Знать: историю карело-финского эпоса; тему и содержание эпоса «Калевала». Понимать: общность эпоса разных народов. Уметь: выразительно читать фрагменты произведений; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изо бразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять каре ло-финский эпос и русские былины, про изведения фольклора и живописи Выразитель-ное чтение, харак теристика ге роев, вопросы и задания (с 41) Чтение статьи «По словицы и поговор-ки» (с. 42-43), задание (с. 49)
             
  Посло-ви цы и пого ворки Ком- бини- рован- ный урок Развитие понятия о пословицах и пого ворках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, мудрость, образность, красота. Выражение опыта, мудрости, нрав ственных представлений народа в послови цах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Ритм и рифма в по словице. Пословицы и поговорки народов мира. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И. Даля. Конкурс на знание пословиц и поговорок Знать: отличительные особенности по словиц и поговорок, их виды. Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и погово рок в жизни народа; общность тем посло виц и поговорок разных народов; гумани стический пафос пословиц и поговорок. Уметь: использовать пословицы и пого ворки в речи Конкурс на знание по словиц и пого ворок, вопросы и задания 1—2 (с. 44), 1-3 (с. 49), 1-6 (с. 49, руб рика «Обога щайте свою речь»), работа со словарем В.И.Даля, сборниками пословиц и по говорок Задания (с. 44), (с. 49), вы полнение рисунка по мотивам фольклор-ных произведе ний
      ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа)      
  «По-весть вре-мен-ных лет». «По уче-ние» Вла-димира Моно-маха (отры-вок) Урок изуче ния ново го Мате-риала, урок-беседа Книжность в Древней Руси. Развитие пред ставлений о летописи. «Повесть временных лет». Жанры «Повести...» (сказания, преда ния, хождения, поучения, притчи и т. д.). Язык «Повести...». Из похвалы князю Ярославу и книгам (мудрость, метафоричность и красота языка). Отражение в «Поучении» Владимира Мономаха народных идеалов: трудолюбия, миролюбия, милосердия, со страдания, верности слову, смирения, почи тания старших, уважительного отношения к людям, доброты. Нравственные заветы Древней Руси. Словарная работа Знать: черты и основные жанры древне русской литературы; содержание «Поуче ния» Владимира Мономаха. Понимать: актуальность поучений Влади мира Мономаха; значение летописи в развитии литературы; гуманистический пафос древнерусской литературы. Уметь: выразительно читать текст (на древнерусском языке и в переводе), определять его основную мысль; выяснять значение незнакомых слов Выразитель-ное чтение, во просы и зада ния 1-3 (с. 52), 1-2 (с. 54) Задания 3-4 (с. 54)
  «По-весть о Петре и Фев-ро- нии Му ром- Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви, вер ности. Образы главных героев. Речевая ха рактеристика Февронии. Реальное и фанта стическое в «Повести...» Связь «Повести...» с фольклором Знать: черты древнерусской литературы; сюжет и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских». Понимать: нравственные идеалы и заветы Древней Руси; связь «Повести...» с фольк лором. Вопросы (с. 63) Подго-товка к письмен ной работе по произ ведениям фолькло-ра и древне-
  ских»   (сказочный образ Февронии - мудрой девы, фантастические превращения змея, посмертные чудеса героев). Словарная работа. Иллюстрации к «Повести...» Уметь: выразительно читать и переска зывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи   рус ской литера туры
  Пись-мен ная работа Урок раз вития речи Темы: 1. Народная мудрость в произведениях рус ского фольклора. 2. Художественные особенности русских былин. 3. Русские былины и карело-финский эпос - общее и различное. 4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. 5. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя? Знать: жанры фольклора и древнерусской литературы; содержание и героев произве дений. Понимать: выражение в произведениях фольклора и древнерусской литературы опыта народа, его нравственных идеалов. Уметь: писать небольшие сочинения-рассуждения; анализировать текст и опре делять его основную мысль; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль Сочинение- рассужде-ние Чтение вступи-тель ной статьи В.И. Корови на о М.В. Ло моносове (с. 65-66)
      ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА (2 часа)      
  М.В. Ломо носов. Ода «К статуе Петра Вели-ко го», «Ода на день вос-шест-вия на Всерос сий-ский престол Ее Вели-чества Госу-дары ни Импе ратри-цы Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворения «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия...». Особенности языка XVIII века. Уверенность М.В. Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм М.В. Ломоносова. Признание труда, деяний на благо России важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды Знать: сведения о жизни, творчестве, филологической и поэтической деятель ности М.В. Ломоносова; содержание «Оды на день восшествия...», оды «К статуе Петра Великого»; теоретико-литературные понятия ода, поэма, трагедия, драма, са тира, эпиграмма, штиль.Понимать: особенности языка XVIII века. Уметь: выразительно читать оду, опреде лять ее тему и идею Вопросы и за дания 1-2 (с. 66), 1-3 (с. 67), 1-2 (с. 67-68, рубрика «Обо гащайте свою речь») Чтение вступи-тель ной статьи В.И. Федоро ва о Г.Р. Дер жавине (с. 68-69), задания 3-5 (с. 68)
  Елиса-веты Пет-ровны 1747 года» (отры-вок)          
  Г.Р. Держа вин. Сти хотво-рения «При зна-ние», «На птич ку», «Река времен в своем стрем-ле ньи...» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Слово о Г.Р. Державине. Стихотворе ния «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Философские размышления поэта о смысле жизни, судьбе. Понимание необходимости свободы твор чества. Соединение «высокой» и «низкой» лексики. Начало развития реалистического языка. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты), их роль в стихотворениях Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; содержание стихотворе ний «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Понимать: философский смысл и гумани стический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворе ния; вести беседу по прочитанным произ ведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль Выразитель-ное чтение, во просы и зада ния 1-4 (с. 71), 1-2 (с. 71, рубрика «Раз вивайте дар слова») Задание (с. 71, руб рика «Раз вивайте дар слова»), чтение статей об А.С. Пуш кине (с. 72-75), задание (с 76)
      ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х1Х ВЕКА (28 часов)      
  А.С. Пуш кин. Поэма «Пол-тава» («Пол-тав ский бой») Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о квар тире А.С. Пушкина на Арбате (рубрика «Литературные места России», ч. 2, с. 272). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Историческая основа поэмы «Полтава». Ма стерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев Петра I и Карла XII. Обучение выразительному чте нию. Мозаичная картина М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; высказывания русских пи сателей о поэте. Понимать: патриотический пафос произ ведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнитель ную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения с произведе ниями других видов искусства Вопросы к статье об А.С. Пуш кине (с. 74), вопросы и за дания, 1—2 (с. 75-76), 1-2 (с. 76, руб рика «Будьте внимательны к слову»), 1—2 (с. 76, рубрика «Развивайте дар слова»), 1-2 (с. 77) Задания 3 (с. 76, руб рика «Раз вивайте дар слова»), 3 (с. 77)
  А.С. Пуш кин. Поэма «Мед-ный всад-ник» (вступ ление «На берегу пустынных волн...») Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Выражение чувства любви к Родине в поэме «Медный всадник». Прославление дея ний Петра I. Образ автора во вступлении. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры, срав нения), их роль в поэме. Ритм, настроение, мелодия фрагмента поэмы. Иллюстрации к поэме Знать: историческую основу поэмы «Мед ный всадник». Понимать: чувства, пронизывающие текст (восхищение, гордость, любовь); высокий патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст; про слеживать изменение ритма, настроения, мелодии в произведении; находить в поэ тическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства   Выразитель-ное чтение, во просы и зада ния (с. 79-80) Чтение «Песни ове щем Олеге» А.С. Пуш кина
  А.С. Пуш кин «Песнь о вещем Олеге» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа «Песнь о вещем Олеге» — живой, эмоцио нальный рассказ о старине. Летописный и исторический источники баллады. Худо жественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания, формы, компо зиции баллады А.С. Пушкина. Своеобразие языка баллады. Основная мысль баллады. Смысл сопоставления Олега и волхва. Сло варная работа. Иллюстрации к балладе Знать: теоретико-литературное понятие баллада; историческую основу, сюжет и содержание «Песни о вещем Олеге». Понимать: аллегорический смысл балла ды; мысль о тщете земного всевластия. Уметь: выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобрази тельно-выразительные средства и опре делять их роль; сопоставлять балладу с летописным источником; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстра циями к нему Выразитель-ное чтение, во просы и зада ния (с. 86-87) Составле-ние устного рас сказа «Па мятник одно му из героев "Песни..."» или создание киносце-на рия по балла де А.С. Пуш кина, чтение фрагмента драмы АС. Пуш кина «Борис Годунов»
  А.С. Пуш кин. Драма «Борис Году-нов» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монасты ре). Историческая основа драмы, история ее создания, публикации, сценической жизни. Персонажи драмы. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. Знать: теоретико-литературные понятия драма, диалог, ремарка; историю созда ния, сюжет и содержание драмы «Борис Годунов». Понимать: значение драмы для русской культуры; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать текст; пере сказывать сюжет драмы; Вопро-сы и задания (с. 96-97) Сочинение на тему «Ис тория России в произ ведениях А.С. Пушки на»
      Характеры Пимена и Григория. Словарная работа. Иллюстрации к драме. Подготовка к сочинению характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять разные ва рианты одного текста; сопоставлять лите ратурное произведение с иллюстрациями к нему    
  А.С. Пуш кин. Цикл «Пове-сти Белки-на». «Стан цион-ный смо-три тель» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа История создания цикла «Повести Белки на». Развитие понятия о повести. Точность, краткость, мужественность прозы А.С. Пуш кина. Сюжет и герои повести «Станцион ный смотритель». Автор и рассказчик в про изведении. Особенности детали в повести. Комментированное чтение. Элементы ана литического пересказа текста. Иллюстрации к повести Знать: историю создания цикла «Повести Белкина»; особенности жанра повести; сюжет и содержание повести «Станцион ный смотритель». Понимать: гуманистический пафос пове сти; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и переска зывать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопостав лять литературное произведение с иллюст рациями к нему Описание иллюстра ций, вопросы и задания 1—4 (с. 112-113) Вопросы и задания 5-6 (с. 113), 1-2 (с. 113, рубрика «Обогащайте свою речь»)
  Анна-лиз эпизо-да пове-сти «Стан цион-ный смот ри-тель» (Сам-сон Вырин у Мин ского, с. 107-109) Урок-прак тикум Комментированное чтение и анализ эпизо дов повести. Судьба Дуни. Сравнительная характеристика двух эпизодов «Самсон Вырин у Минского». Поведение героев. Ре чевая характеристика героев. Средства соз дания образов. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. При зыв к уважению человеческого достоинства Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: душевное состояние героя; роль деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести; зна чение открытия темы «маленького челове ка» для русской литературы; гуманистиче ский пафос повести. Уметь: выразительно читать и подробно пересказывать эпизоды повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочи танному произведению; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений Вопросы и за дания 5—6 (с. 113), 1-2 (с. 113, рубрика «Обогащайте свою речь») Задание (с. 113, руб рика «Обога щайте свою речь»), чтение вступи-тель ной статьи И.Л. Анд роникова о М.Ю. Лер монтове (с. 114-117), сообщение о жизни и творчестве писателя
  М.Ю. Лер мон-тов. Исто-ричес-кое про шлое Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Сообщение о доме-музее поэта в Москве (рубрика «Литературные места России», ч. 2, с. 272—273). Чтение статьи «Как работал Лермонтов» (с. 118). «Песня про... купца Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; сюжет и содержание «Песни про... купца Калашникова». Понимать: роль художественных средств, характерных для фольклорных Пересказ вступитель ной статьи о М.Ю. Лер монтове, во просы к ней (с. 118), сооб щения, выра зительное Вопросы и зада ния 3—6 (с. 135-136)
             
  Руси в «Песне про царя Ивана Ва силье-вича, моло-дого оприч-ника и удало-го купца Ка-лаш-нико- ва»   Калашникова» - поэма об ис торическом прошлом Руси. Особенности сюжета поэмы. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Комментированное чтение. Сред ства создания образов. Обучение вырази тельному чтению. Иллюстрации к «Песне...» произведе ний (зачин, повторы, диалоги, концовка; постоянные эпитеты, образный паралле лизм), в создании образов; драматический пафос произведения. Уметь: выразительно читать произведение; объяснять значение картин старинного быта для понимания характеров, идеи про изведения; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литератур ное произведение с иллюстрациями к нему чте ние, элементы анализа текста, вопросы и за дания 1-2 (с. 135)  
  Проб-лема долга и че сти в поэме М.Ю. Лер монто-ва «Песня про царя Ивана Ва силье-вича, моло-дого оприч-ника и удало-го купца Ка лаш-нико ва» Урок-бе седа, урок-прак тикум Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Суд царский и суд народный в поэме. Связь поэмы с произведениями устного народ ного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Понятие о фольклоризме литературы. Комментированное чтение Знать: сюжет и содержание «Песни...». Понимать: смысл столкновения Калашни кова с Кирибеевичем и Иваном Грозным; отношение автора к изображаемому; роль фольклорных традиций в произведении. Уметь: выразительно читать произведе ние; характеризовать героев и их поступ ки; объяснять значение устаревших слов и выражений Выразитель-ное чтение, харак теристика ге роев, вопросы и задания 3—6 (с. 135-136), 1-3 (с. 140, рубрика «Раз вивайте дар слова») Чтение статьи «Чита-тели Лермон-това о своих впечат-лениях» (с. 136-138), выра-зитель ное чтение стихот-воре ний поэта
  М.Ю.Лер мон-тов. Стихо творе-ния «Мо литва», «Ан-гел», «Когда волну-ет ся жел тею-щая ни-ва...» Урок-прак тикум Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравне ния, метафоры, олицетворения, аллитера ция), их роль в стихотворениях. Лирический герой стихотворения «Молитва». Мелодика стихотворения «Ангел». Впечатления Д.С. Мережковского от стихотворения «Ан гел». Обучение выразительному чтению, анализу Знать: элементы анализа поэтическо го текста; содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова; одно стихотворение наизусть. Понимать: авторское стремление к гармо нии человека и природы. Уметь: выразительно читать и анализиро вать стихотворения, определять их жанр; сопоставлять свои впечатления от сти хотворения «Ангел» с впечатлениями Д.С. Мережковского; находить в поэтиче ских текстах изобразительно-выразитель ные средства и Выразитель ное чтение, элементы ана лиза текста, вопросы 1—3 (с. 140), зада ние рубрики «Литература, живопись, скульптура» (с. 140) Вырази-тель ное чтение одного из сти хотворе-ний наизусть, задание 4 (с. 140, рубри ка «Развивай те дар слова»), выполне-ние иллюстра-ции к
      поэтического текста. Словесное рисование определять их роль   стихо творенияМ.Ю. Лер монтова
  Конт-роль ная работа по твор честву А.С. Пуш кина и М.Ю. Лер мон-това Урок конт роля зна ний Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермон това. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы Знать: содержание и героев произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отноше ние авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэ тические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения Контроль-ная работа Сообще-ние о жизни и творчест-ве Н.В. Гоголя, чтение по вести «Тарас Бульба»
  Н.В. Го голь. Това рище-ство и брат-ство в по-вести «Тарас Буль-ба» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащих ся). Эпоха и герои повести «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа пове сти. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому то вариществу. Подвиги запорожцев в борьбе за родную землю. Развитие понятия о лите ратурном герое. Роль портрета, интерьера в изображении героев. Изобразительно- вы разительные средства (гиперболы, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), их роль в создании образов. Комментирован ное чтение. Словарная работа Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; сюжет и содержание повести «Тарас Бульба». Понимать: патриотический пафос пове сти; роль портрета, интерьера, изобрази тельно-выразительных средств в создании характеров; отношение автора к героям. Уметь: выступать с сообщениями на ли тературную тему; выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступ ки; объяснять значение устаревших и диа лектных слов Сообщения, вопросы к ста тье о Н.В. Го голе (с. 144), выразитель-ное чтение, харак теристика ге роев, элементы анализа текста, вопросы и за дания 1, 3—5 (с. 210-211) Вопросы и задания 2, 6 (с. 210-211), составле-ние словарика диалект-ных слов из пове сти
  Пат-рио тичес-кий пафос пове-сти Н.В. Гого ля «Тарас Буль-ба» Урок-прак тикум Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Бескомпро миссность Тараса Бульбы. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в произведении. Роль пей зажа. Голос автора в повести. Своеобразие, сочность, Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: роль пейзажа, изобразительно-выразительных средств в создании образов; поэтический характер изображения приро ды в повести; отношение автора к героям; патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать и переска зывать Сравнитель-ная характери-стика Остапа и Андрия, художест венный пере сказ, вопросы и задания 2, 6 (с. 210-211), вопрос Составле-ние устного рас сказа-харак теристики одного из ге роев повести
      яркость, образность языка. Сочетание юмора, драматизма, трагизма в произ ведении. Иллюстрации к повести текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов; сопоставлять литера турное произведение с иллюстрациями к нему рубрики «Литература и другие виды искусства» (с. 211)  
  Под-готов ка к со чине-нию по пове-сти Н.В. Гого ля «Тарас Буль-ба» Урок раз вития речи Обсуждение тем сочинения: 1. Остап и Андрий - братья и враги. 2. «Что такое Тарас?» (В.Г. Белинский) 3. Тарас Бульба - характер, рожденный вре менем. 4. Три смерти. 5. Лирическое и эпическое в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 6. Запорожская Сечь. Воплощение автор ских идеалов. Составление плана, подбор материалов Знать: сюжет и героев повести. Понимать: роль изобразительно- вырази тельных средств в создании образов; пози цию автора, его нравственные идеалы. Уметь: писать творческие работы; анали зировать текст и определять его основную мысль; составлять план и подбирать мате риалы по теме сочинения Составление плана сочине ния, подбор материалов Сочине ние, чтение рассказа И.С. Тургене ва «Бирюк», сообщения о жизни и творчестве писателя и по расска зам цикла «Записки охотника»
  И.С. Тур генев. Рас-сказ «Би-рюк» Урок изуче ния нового мате риала, урок-прак тикум Слово об И.С. Тургеневе (сообщения уча щихся). Цикл рассказов «Записки охотни ка». Взаимоотношения помещиков и кресть ян. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Портретная и речевая характеристика лесника. Нравственные проблемы в рассказе. Мастерство писателя в изображении картин природы и внутрен него состояния человека. Изобразительно-выразительные средства (детали, метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения), их роль в рассказе. Смысл названия рассказа. Своеобразие языка рассказа. Словарная ра бота. Иллюстрации к рассказу Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева; сюжет и содержание рас сказа «Бирюк». Понимать: роль пейзажа, портрета в соз дании образов; смысл названия рассказа; отношение автора к героям; гуманистиче ский пафос произведения. Уметь: выступать с сообщениями на лите ратурную тему; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразитель но-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературное произведе ние с иллюстрациями к нему; сопоставлять описание природы у разных авторов (произ ведения Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева) Сообщения, выразитель-ное чтение, харак теристика ге роев, вопросы и задания 1—2, 4, 6 (с. 223) Вопросы и задания 3, 5, 7 (с. 223)
  И.С. Тур генев. Сти-хо-тво-рения в Урок изуче ния нового мате риала, урок-прак Понятие о стихотворениях в прозе. «Рус ский язык». И.С. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и Знать: особенности жанра стихотворений в прозе; содержание стихотворений в про зе И.С. Тургенева. Понимать: авторские критерии нрав ственности в стихотворениях в прозе. Уметь: выразительно Выразитель ное чтение, элементы анализа тек ста, вопросы и задания 1—3 Вопросы и задания 4 (с. 225), 1-2 (с. 226)
             
  прозе тикум человеческие взаимоотношения. Изобразительно- вырази тельные средства, их роль в стихотворениях. Чтение статьи «В творческой лаборатории Тургенева» (с. 225—226) читать стихотворе ния в прозе; находить в тексте изобрази тельно-выразительные средства и опреде лять их роль (с. 225)  
  Н.А. Не красов. Поэма «Рус-ские жен-щины» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-прак тикум Слово о Н.А. Некрасове. Поэма «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэ мы. Величие духа русских женщин, отпра вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Особенности композиции поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубец кой с губернатором Иркутска». Речевая ха рактеристика героев. Диалог-спор. Словар ная работа. Иллюстрации к поэме Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Русские жен щины»; теоретике-литературные понятия композиция, диалог. Понимать: восхищение поэта силой духа, мужеством, самоотверженностью, настой чивостью, непреклонностью, уверенно стью героини в своей правоте. Уметь: выразительно читать поэму; харак теризовать героев и их поступки;
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...