Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рабочая программа по литературе.

8 класс(68 часов)

№№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся Виды контроля, самостоятельной деятельности Домашнее задание
             
      ВВЕДЕНИЕ (1 час)      
  Рус-ская лите-ратура и исто-рия Урок-бе седа, урок-прак тикум Литература и история. Интерес русских пи сателей к историческому прошлому народа. Понятие об историзме. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Те стирование. Знакомство с учебником лите ратуры Знать: содержание и героев произведе ний, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь литературы и истории); по нятие историзм. Понимать: значение изучения литературы. Уметь: строить высказывания о прочитан ных книгах; пересказывать прочитанные произведения и характеризовать их героев Тест, вопросы и задания 1—3 (с. 5) Задание (с. 5), чте ние статьи В. А. Аникина «Русские на родные пес ни» (с. 6—8)
      УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часа)      
  Рус-ские народ-ные песни Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Повторение изученных жанров фольклора. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Историче ские песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Былины и исторические песни - общее и различное. Частушки как малый песенный жанр. Тематика и поэтика часту шек. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Иллюстрации к песням. Прослушивание песен в актер ском исполнении, обсуждение Знать: особенности жанра народной пес ни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причи тания-плачи); отличительные черты исто рических песен, частушек. Понимать: настроения ичувства, пе реданные в народных песнях; значение народных песен в сохранении народных традиций, народной памяти. Уметь: исполнять народные песни; разли чать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических пес нях; находить в поэтических текстах изобра зительно-выразительные средства и опре делять их роль; описывать иллюстрации; оценивать исполнительское мастерство Пересказ ста тьи «Русские народные пес ни», вырази тельное речита тивное чтение песен, вопросы и задания (с. 12), вопросы и задания руб рики «Будьте внимательны к слову» (с. 12), «Фонохресто-матии» (с. 4—5) Задания руб рики «Раз вивайте дар слова» (с. 13)
  Пре-дания Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особен ности содержания и формы народных пре даний. Предания как поэтическая автобио графия народа. Реальное и вымышленное в преданиях. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий. Словарная работа. Прослушивание преда ния «Покорение Сибири Ермаком» в актер ском исполнении, обсуждение. Репродук ция картины В. И. Сурикова Знать: особенности жанра предания; со держание преданий о Пугачеве и Ермаке. Понимать: отношение сказителей к геро ям преданий; значение преданий в жизни народа как исторической памяти. Уметь: отмечать общее и различное в ле гендах, былинах, сказках, преданиях; вы разительно читать предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки; со поставлять содержание предания с репро дукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение Выразитель-ное чтение преда ний, характе ристика геро ев, вопросы и задания 1—3 (с. 16-17), 2-3 (с. 17, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фоно-хрестома-тия», с. 5) Задание (с. 17, руб рика «Раз вивайте дар слова»), чтение статьи О. В. Тво-рогова, вопросы иза дание к ней (с. 18-19)
      ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)      
  «По-весть о житии и о храб рости бла город-ного и вели-кого князя Алек-санд ра Нев-ско го» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Понятие о жанрах жития и воинской по вести. Из «Жития Александра Невского». Автор и значение произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов вра гов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской по вести и жития. Словарная работа. Репродук ции картин П.Д. Корина, Г.И. Семирадско-го, В.А. Серова. Чтение статьи В. Шевченко «Русская история в картинах» (с. 28—30) Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невско го». Понимать: отношение неизвестного автора к герою; значение произведения в развитии русской литературы; патриоти ческий пафос «Повести...». Уметь: выразительно читать текст, опре делять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и составлять словарик; сопоставлять повесть с произведениями живописи Выразитель-ное чтение пове сти, вопросы и задания 1 —2 (с. 19), 1-3 (с. 27, рубрика «Поразмыш-ля ем над прочитан-ным»), 1—3 (с. 27, рубрика «Будьте внима тельны к сло ву»), 1-2 (с. 30) Задания (с. 27, руб рика «Будьте внимательны к слову»), 1-2 (с. 27, рубрика «Развивайте дар слова»)
  По-весть «Ше-мякин суд» Урок вне класс ного чте ния Сатирическая повесть как жанр древнерус ской литературы. «Шемякин суд». Изобра жение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVIIвека. Демократизм повести. Новые литературные герои - крестьянские и купе ческие сыновья. Сатира на судебные поряд ки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Роль гротеска, гиперболы в повести. Сло варная работа. Иллюстрации к повести. Чтение статьи В.И. Охотниковой «О "По вести о Шемякиной суде" (с. 31—32). Про слушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литера туры; сюжет и содержание повести «Ше мякин суд». Понимать: народные идеалы, отраженные в повести; сатирический пафос произведе ния; актуальность повести; смысл выраже ния «Шемякин суд». Уметь: выразительно читать и пересказы вать повесть, определять ее тему и идею; определять соотношение действительных и вымышленных событий повести; нахо дить в тексте изобразительно-выразитель ные средства и определять их роль; харак теризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи; оценивать актерское чтение Вопросы и за дания 1—4 (с. 36), (с. 36, рубрика «Раз вивайте дар слова»), 1—4 («Фонохре-стоматия», с. 5—6) Вопросы и задания 1-2 (с. 36, рубрика «Разви-вайте дар сло ва»), чтение вступи-тель ной статьи о Д.И.Фон визине (с. 37-39), статьи Ст. Рассадина «Сатиры смелый власте-лин» (с. 40-41), комедии «Недо-росль»
      ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)      
  Д.А. Фон визин. Коме-дия «Не-до росль» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Слово о Д.А. Фонвизине. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Про блема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Развитие конфлик та между положительными и отрицатель ными героями. Юмор, ирония, сарказм, речевые характеристики героев как средства создания комического. Особенности языка XVIII века. Словарная работа. Иллюстрации к комедии Знать: сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; сюжет и содержание комедии «Недоросль»; теоретико-лите ратурные понятия драма, юмор, сатира, сарказм; средства создания комического; особенности языка ХУШ века. Понимать: тему и идею комедии, ее ди дактический, сатиричес-кий, гражданский пафос; актуальность произведе-ния. Уметь: выразительно читать комедию по ролям; давать речевые характе-ристики героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять комедию с иллюстра циями к ней Пересказ ста тей о Д.А. Фон визине, выразитель-ное чтение по ро лям, характе ристика геро ев, вопросы и задания (с. 73-74) Чтение ста тьи «Фонви зин и клас сицизм» (с. 74-77), вопросы 1—4 (с. 77-78)
             
  Анна-лиз эпизо-да коме-дии Д.А. Фон визина «Не-до росль» Урок-прак тикум Основные правила классицизма в драма тическом произведении. Иерархия жанров классицизма. Закон несоответствия как основа комического. Анализ эпизода (тема, место в композиции, роль в раскрытии идеи произведения). Герои, их поступ ки и взаимоотношения. Художественные средства создания образов (гипербола, заостренность, абсурд, гротеск). Речевая характеристика героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Словарная работа Знать: сюжет и содержание комедии. Понимать: роль эпизода в раскрытии идеи произведения; роль речевых характери стик в создании комического; отношение автора к героям. Уметь: выделять эпизод в тексте коме дии, определять его тему, место и роль в композиции; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их по ступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений Выразитель-ное чтение по ро лям, вопросы и задания (с. 77-79) Подго-товка к сочине нию на тему «Человек и история в фоль-клоре, древне-рус ской ли тературе и литерату-ре XVIII века» (выбор про изведе-ний, составле-ние плана)
  Под-готов ка к сочи-нению по произ веде-ниям фоль-кло ра, древ нерус-ской лите-ра туры, лите-ратуры ХУШ века Урок раз вития речи Обсуждение темы сочинения «Человек и история в фольклоре, древнерусской ли тературе и в литературе XVIII века». Выбор произведений, составление плана, подбор материалов Знать: содержание и героев произведе ний, прочитанных ранее. Понимать: роль изобразительно- выра зительных средств в произведениях; от ношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы. Уметь: анализировать поэтические и про заические произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения Обсуждение плана, устные сочинения по плану Сочинение
      ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 часа)      
  И.А. Кры лов. Басни «Ля-гушки, про-сящие царя», «Обоз» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Повторение изученного об И.А. Крылове. Чтение вступительной статьи о баснопис це (с. 80—82). Басня «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль. Выразитель-ное чтение басен, вопросы 1—2 (с. 82), 1-5 (с. 84), 1-2 Вопросы и задания (с. 84), (с. 87), со общение об И.А. Кры лове –
      Историческая основа басни «Обоз». Критика вмешатель ства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответствен ности, зазнайства. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение. Сло варная работа. Иллюстрации к басням Понимать: аллегорический смысл басен; сатирический пафос произведений. Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанным произведениям; оценивать актерское чтение; сопоставлять басни с иллюстрациями к ним (с. 87), 1-4 («Фоно-хрестома-тия», с. 6), 1-5 («Фоно-хрестома-тия», с. 7), описание иллюстраций жур налисте, музыкан-те, писателе, фи лософе
  И.А. Кры лов - поэт и мудрец Урок вне класс ного чте ния И.А. Крылов - поэт и мудрец, язвительный сатирик и баснописец. Многогранность личности И.А. Крылова. Отражение в бас нях таланта И.А. Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа. Смешное и грустное в баснях. Выразительное чтение басен, обсуждение. Словарная работа. Ил люстрации к басням. Репродукция картины Б. Лебедева «И.А. Крылов, А.П. Вяземский, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Бе линский на вечере у В.Ф. Одоевского» Знать: о многогранной деятельности И.А. Крылова; истории создания басен; басню «Обоз» наизусть. Понимать: аллегорический смысл и сати рический пафос басен. Уметь: выразительно читать басни на изусть, определять их темы и идеи; харак теризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения Сообщения, выразитель ное чтение наизусть, описание ил люстраций и репродукции, вопросы и за дания (с. 84), (с. 87) Чтение вступи-тель ной статьи оК.Ф. Ры лееве (с. 88-89), думы «Смерть Ер мака», зада ние (с. 93)
  К.Ф. Ры леев. Дума«Смерть Ермака» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Слово о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Оценка дум совре менниками. Дума «Смерть Ермака», ее связь с русской историей. Тема расширения рус ских земель. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Дума К.Ф. Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком» (сопоста вительный анализ). Текст думы К.Ф. Ры леева - основа народной песни о Ермаке. Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись, «высокая» лексика), их роль в Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака». Понимать: тему и идею думы; отношение автора к герою; патриотический, героиче ский пафос произведения. Уметь: выразительно читать думу; нахо дить в поэтическом тексте изобразитель но-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведе ниями других видов искусства; оценивать актерское чтение Выразитель ное чтение думы, вопросы и задания 1—9 (с. 93-94), 1-5 («Фонохре-стоматия», с. 7) Вопросы и за дания рубри ки «Развивай те дар слова» (с. 94), чтение вступи-тель ной статьи Е.П. Иванова об А.С. Пуш кине (с. 95-96), подготов-ка к семинару «Истори ческая тема в произ ведениях А.С.
      произведении. Словарная работа. Прослушивание думы в актерском исполне нии, обсуждение     Пушкина» (по про изведени-ям, изученным в 5-7 клас сах)
  Исто-риче ская тема в твор честве А.С. Пуш кина Урок-семи нар Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о пребывании А.С. Пушкина в Оренбурге (рубрика «Литературные места России», с. 392—393). Интерес А.С. Пушкина к ис тории России. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта и писателя в 5-7 классах Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; содержание и героев про изведений поэта и писателя на историче скую тему. Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать текст, опре делять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравни тельную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные про изведения с произведениями других видов искусства Сообщения, вопросы и за дания (с. 96) Чтение «Истории Пугачев-ского бунта»
  А.С. Пуш кин «Ис тория Пу гачевского бунта» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа «История Пугачевского бунта» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугаче ва») и поправка Николая I («История Пу гачевского бунта») — смысловое различие. История пугачевского восстания в художе ственном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народ ное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный». Словар ная работа. Чтение статьи В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымыш ленном повествовании» (с. 102—105). Репро дукция портрета Емельяна Пугачева Знать: историческую основу и содержа ние «Истории Пугачевского бунта». Понимать: смысловое различие заглавий А.С. Пушкина и Николая I к произве дению; объективность автора, его отно шение к герою; значение исторического труда А.С. Пушкина. Уметь: пересказывать текст; давать срав нительную характеристику историческо го труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведение А.С. Пушкина с произведе нием живописи, с народной исторической песней Комменти-ро ванное чтение отрывков из произведе ния, пересказ текста Чтение рома на А.С. Пуш кина «Ка питанская дочка»
  Твор ческая исто-рия рома-на А.С. Пуш кина «Ка питан-ская дочка» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. Понятие о романе. Понятие об историзме художественной литературы. Чтение ста тьи В.И. Коровина «Исторический труд А.С. Пушкина» (с. 212—215). Прослушива ние фрагмента романа в актерском исполне нии, обсуждение Знать: историческую основу, сюжет и со держание романа «Капитанская дочка»; теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип.Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими про тотипами; находить общее и различное в произведениях на одну тему (историче ский труд и роман) Вопросы и за дания (с. 215) Под-готовка расска-зов о Гриневе, Шваб-рине, Савель-иче, вопросы к главе (с. 216)
  Жиз-нен ный путь Петра Гри-нева Урок-бе седа, урок-прак тикум Формирование характера Петра Гринева, нравственная оценка его личности. Смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Гринев и Швабрин. Швабрин как антиге рой. Гринев и Савельич. Значение образа Савельича в романе. Особенности повест вования. Устные рассказы о герое по плану. Комментированное чтение. Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфа к роману; смысл противопоставления Гринева и Швабрина; отношение автора к героям. Уметь: ориентироваться в тексте; анали зировать эпизоды романа; составлять план устного рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную ха рактеристику героев Вопросы и за дания к главам I, II (1, 3), IV, V (2), VIII (2), IX (1), XII (1), Х1У (1, 3) (с. 216-218), вопрос (с. 219) Подготов-ка рассказов о Маше Мироно-вой и ее семье, во просы и зада ния к главам Ш,У (1), Х (3), ХП (2) (с. 216-217)
  Маша Миро-нова - нрав-ствен ный идеал А. С. Пуш кина Урок бе седа, урок-прак тикум «Доброе семейство» Мироновых. Высо кие духовные качества Маши Мироновой: нравственная красота, честность, чистота, доброта, способность любить, верность, чув ство ответственности, сила воли, смелость, выдержка, самоотверженность, стойкость, простота, близость к народу. Отношения Маши с Петром Гриневым. Отношение к Маше Савельича, Палаши, попадьи, ро дителей Гринева. Анализ эпизода «Маша в Царском Селе». Репродукция П.П. Со колова к роману (с. 210). Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Маше Мироновой; отноше ние автора к героине. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о героине; характеризо вать героиню и ее поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять роман с произведениями живописи Устные расска зы, вопросы и задания к главам III,V (1), Х (3), ХП (2) (с. 216-217) Вопросы и задания к главам VI (1), УП (1), VIII (1, 3-4), XI (с. 217), вопросы и за дания 1—4 (с. 218, руб рика «Подве дем итоги»)
  Образ Пуга-чева в произ веде-ниях А. С. Пуш кина Урок-бе седа, урок-прак тикум Пугачев в историческом труде и в романе АС. Пушкина. Реальное и вымышленное в образе Пугачева. Окружение Пугачева. Значение сна Гринева. История с заячьим тулупчиком. Смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву. Отношения Пуга чева и Гринева. Значение сказки Пугачева об орле. Противоречивость образа Пугачева: ум, сметливость, широта натуры, отвага, свободолюбие, память на добро и жесто кость, кровожадность, самонадеянность, лукавство. Юмористические и трагические черты в образе Пугачева. Мотив превра щения в образе Пугачева. Размышления автора о соотношении судьбы отдельного человека и истории народа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву; соотношение фактов и вымысла в создании образа Пу гачева; неоднозначное отношение автора к герою. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нрав ственную оценку; объяснять роль дина мического портрета, фольклорных произ ведений в создании образа; сопоставлять роман с произведениями живописи Вопросы и за дания к главам У1 (1), УП (1), VIII (1, 3-4), XI, XII (2) (с. 217), во просы и зада ния 1-4 (с. 218, рубрика «Под ведем итоги»), 1-7 («Фоно-хрестома-тия», с. 8) Вопросы и задания к главам V (3), Х1У (4) (с. 216-218)
  Гумма-низм и исто-ризм А.С. Пуш кина Урок раз вития речи Особенности композиции романа. Понятие о реализме. Историческая правда и худо жественный вымысел в романе. Фольклор ные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Постановка А.С. Пушки-ным гуманистической проблемы: как достичь единства нации, примирить противоречия. Обсуждение тем сочинения: 1. Становление личности Петра Гринева. 2. Образ Пугачева в романе «Капитанская дочка». 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин. 4. Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 5. Образ Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Знать: сюжет и содержание романа; по нятие реализм в литературе; особенности композиции романа. Понимать: соотношение исторической правды и вымысла в романе; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать эпи зоды романа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литера турное произведе-ние с иллюстрациями к нему; составлять план и подбирать мате риалы по теме сочинения Вопросы и за дания к главам У (3), Х1У (4) (с. 216-218), вопросы и за дания 5—6, 8—9 (с. 219, рубрика «Подведем итоги»), 1—3 (с. 215), 1-2 (с. 219, рубрика «Развивайте дар слова») Сочине-ние, чтение сти хотворе-ний А.С. Пуш кина «19 ок тября», «Туча», К*** («Я помню чудное мгно венье...»)
      Составление плана, подбор материалов      
  А.С. Пуш кин. Сти хотво-рения «19 ок тября» (1825 года), «Ту-ча», «К***» («Я помню чудное мгно-ве нье...») Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Мотивы дружбы, прочного союза и едине ния друзей в стихотворении «19 октября». Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Разнопла новость содержания стихотворения «Туча» (зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов, философское раз мышление). Тема любви, красоты, поэтиче ского вдохновения в стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще ние любовной лирики мотивами пробужде ния души к творчеству. Словарная работа Знать: содержание, основные темы и мо тивы стихотворений А.С. Пушкина; эле менты анализа поэтического текста. Понимать: лирический пафос стихотворе ний; глубину и многоплановость пушкин ской лирики. Уметь: выразительно читать стихотворе ния наизусть и определять их жанр; анали зировать поэтические тексты Вырази-тель ное чтение наизусть, вопросы 1-3 (с. 224), 1-3 (с. 226), 1-3 (с. 228) Задания (с. 224), (с, 226), (с. 228), чте ние повести А.С. Пушки на «Пиковая дама»
  А.С. Пуш кин. По-весть «Пи-ковая дама» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа «Пиковая дама» как философско- психологическая повесть. Место повести в контексте творчества АС. Пушкина. Проблема человека и судьбы в идейном содержании произведе ния. Соотношение случайного и закономер ного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести (система пред сказаний, намеков и символических соответ ствий). Функции эпиграфов. Система обра зов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов. Значение образа Петербурга. Сочетание в характере Германна расчетливости и рациональности с воображе нием и страстями. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточ ной игры, символика чисел. Эпилог, его ме сто в философской концепции повести Знать: сюжет и содержание повести «Пи ковая дама». Понимать: смысл названия повести и эпи графа к ней; соотношение случайного и за кономерного, реального и символического в повести; противоречивость характера главного героя; отношение автора к герою. Уметь: анализировать произведение, определять его тему и идею; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нрав ственную оценку; сопоставлять повесть с музыкальным произведением (оперой П.И. Чайковского «Пиковая дама») Пересказ эпи зодов повести, характе-ристика героя, вопросы и задания (с. 229) Подго-товка к контроль ной работе по творчеству А.С. Пуш кина
  Конт-роль ная работа по твор честву А.С. Пуш кина Урок конт роля зна ний Творчество А.С. Пушкина. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы Знать: сюжеты, героев и проблематику произведений А.С. Пушкина. Понимать: роль изобразительно- вырази тельных средств в произведениях; отноше ние автора к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рас суждения Контроль-ная работа Чтение вступи-тель ной статьи В.И. Ко ровина оМ.Ю. Лер монтове (с. 230-232), сообще-ние о жизни и творчест-ве поэта
  Вопло щение исто-риче ской темы в твор честве М.Ю. Лер мон-това Урок изуче ния но вого мате риала, урок-семи нар Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте. Сообщение о памятных местах М.Ю. Лермонтова в Москве (рубрика «Ли тературные места России», с. 394—395). От ношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творче стве. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта в 5-7 классах Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; содержание и героев произведений поэта на историческую тему; особенности историзма М.Ю. Лер монтова. Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать произведе ния, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристи ку произведений и героев; сопоставлять литератур-ные произведения с произведе ниями других видов искусства Сообщения, вопросы и за дания (с. 232) Чтение поэмы М.Ю. Лер монтова «Мцы-ри»
  Сюжет и герой поэмы М.Ю. Лер мон-това «Мцы-ри» Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа Историческая основа поэмы «Мцыри» - эпизод русско-кавказских отношений. Поэ ма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, силь ный дух героя. Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы. Представления о романтическом герое, романтической поэме. Чтение статей «Начальное представление о романтизме» (с. 253—255), «Романтически-условный ис торизм М.Ю. Лермонтова» (с. 258) Знать: сюжет и содержание поэмы «Мцы ри»; теоретико-литературные понятия поэ ма, романтическая поэма, романтический герой, историзм. Понимать: противоречивость образа Мцыри (могучий дух и слабость тела); романтический пафос поэмы; авторское стремление к свободе. Уметь: выразительно читать и анализиро вать поэму, определять ее тему и идею Выразитель ное чтение, характе- ристика героя, вопросы 1-2 (с. 258) Чтение ста тьи «Поэма М.Ю. Лер монтова в оценке русской критики» (с. 255-257), вопросы и задания рубрики «Совер-шенствуй те свою речь» (с. 259)
  Худо-жест-| венные осо-бен-но сти поэмы М.Ю. Лер мон-това «Мцы-ри» Урокпрак тикум Особенности композиции поэмы. Образ мо настыря и образы природы, их роль в про изведении. Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изо бразительно-выразительные средства (эпи теты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы), их роль в поэме. Анализ эпизо да поэмы. Иллюстрации к поэме. Словарная работа. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение Знать: сюжет и содержание поэмы; элементы анализа поэтического текста; содержание литературоведческих статей о поэме. Понимать: роль образов природы в поэме; романтический пафос произведения; ав торское стремление к гармонии человека и природы. Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы наизусть; анализировать эпизоды произведения; выяснять значение незна комых слов Выразитель-ное чтение на изусть, анализ эпизода поэ мы, вопросы и задания 3-7 (с. 258-259), 1-2 (с. 259, рубрика «Совершен-ствуйте свою речь»), 1—7 («Фонохре-стоматия», с. 9) Подго-товка к сочине-нию по поэме М.Ю. Лер монтова «Мцыри»
  Подго-тов ка к со чине-нию по поэме М.Ю. Лер мон-това «Мцы-ри» Урок раз вития речи Обсуждение тем сочинения: 1. Мцыри как романтический герой. 2. Роль природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 3. Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (по выбору учащихся). 4. Изобразительно-выразительные средства и их роль в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Составление плана, подбор материалов Знать: сюжет и содержание поэмы. Понимать: позицию автора и его нрав ственные идеалы. Уметь: определять тему и идею произ ведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения Обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов Чтение комедии Н.В. Гоголя «Реви-зор», сообще-ние о жизни и творчест-ве писателя
  Исто-ричес-кая тема в худо-жест-венном твор-честве Н.В. Го голя Урок изуче ния но вого мате риала, урок-семи нар Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Сообщение о памятных местах писателя в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 395—397). Глубокий интерес Н.В. Гоголя к истории. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Повторение и обоб щение изученного о творчестве Н.В. Гоголя в 5-7 классах Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; содержание и героев произ ведений писателя на историческую тему; особенности историзма Н.В. Гоголя. Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно пересказывать про изведения, определять их тему и идею; находить в тексте изобразительно-выра зительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять ли тературные произведения с произведения ми других видов искусства Сообщения, выразитель ное чтение фрагментов комедии, ха рактеристика героев, элемен ты анализа тек ста, вопросы и задания 1 —3 (с. 262), 9, 12 (с. 357-358) Чтение статьи «0 замысле, написании и постанов-ке "Ревизо-ра"» (с. 262-265)
  «Реви-зор» Н.В. Гого ля как со циаль-ная коме-дия Урок изуче ния но вого мате риала, урок-беседа «Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Образ типичного уездного города. Цель автора - высмеять «все дурное в Рос сии» (Н.В. Гоголь). Образ Петербурга в ко медии. Отношение современной писателю критики и общественности к комедии «Ре визор». Словарная работа Знать: историю создания, сценическую судьбу, сюжет и содержание комедии «Реви зор»; оценку произведения современниками. Понимать: замысел автора; социальную остроту и сатирический пафос комедии. Уметь: определять тему комедии; выра зительно читать текст по ролям; характе ризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов Вопросы 1-3 (с. 265), 1,7 (с. 354-355), 1, 4 (с. 356, руб рика «Пораз мышляем над прочитан-ным») Вопросы и зада ния 4-5, 8 (с. 354-355)
  Разо-блаче ние поро ков чинов ниче-ства в коме-дии Н.В. Гого ля «Реви зор» Урок-бе седа, урок-прак тикум Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопо читания, угодни-чества, беспринципности, взяточничества, казно-крадства, лживости, невежества. Приемы сатирического изобра жения чиновников. Женские образы в ко медии. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выраже ния авторской позиции. Словарная работа. Иллюстрации к комедии Знать: сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения (несоответ-ствие, речевая характеристика, самоха-рактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретике-литературные поня тия комедия, сатира, юмор. Понимать: роль гротеска и речевых харак теристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в проясне нии авторской позиции. Уметь: выразительно читать текст по ро лям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопо ставлять комедию с иллюстрациями к ней Вопросы и за Дания 4—5, 8 (с. 354-355), 5, 10,13 (с. 356-358) Чтение статьи «О новизне "Реви-зора"» (с. 352-354), вопросы и задания 2-3 (с. 354), 3, 6 (с. 356, рубрика «Пораз-мышляем над прочи танным»)
  Хле-стаков и хле-ста ков-щина Урок-прак тикум Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хле стакова. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.В. Манн). Хлестаковщина как общест венное явление. Словарная работа. Вырази тельное чтение комедии по ролям. Прослу шивание фрагмента комедии в актерском исполнении, обсуждение Знать: сюжет и содержание комедии; тео ретико-литературное понятие миражная интрига; мнения критиков об образе Хле стакова. Понимать: в чем загадка образа Хлеста кова; значение слова «хлестаковщина»; сатирический пафос комедии; отношение автора к героям. Уметь: прослеживать развитие комедий ного действия; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их по ступки; выяснять значение незнакомых слов Вопросы и за дания 2-3 (с. 354), 1-3 (с. 356), 3, 6-7 (с. 356-357, рубрика «По размышляем над прочитан ным»), 1—7 («Фоно-хресто-матия», с. 10) Вопросы <
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...