Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Импровизация и хореография




Танцевальный психологический тренинг

В группе возникают условия для спонтанного танца, свободной импровизации, аутентичных движений под музыку. Танцевальная психологическая группа – это свободно рождающийся танец; это движения, противоположные какой-либо тренировке.

 

Следует отметить, что танцевальный психологический тренинг отличается от телесно-ориентированной психотерапии и от танцевальной психотерапии. Данная работа не предполагает целенаправленный выход на проблемы клиента, не предполагает доминирующей, «корректирующей» роли психолога.

·

Вслед за Д.А. Леонтьевым, хочется отметить постепенное изменение смыслового контекста взаимодействия психолога с окружающими. Со времени развития психоанализа реализуется система "психолог - пациент"; гуманистическая психология привнесла систему "психолог - клиент"; современные тенденции развития психологии и общества предполагают возникновение новой системы "психолог - и его ученики". Очевидно, что к созданию и жизнедеятельности в такой системе "психолог - и его ученики" способен далеко не каждый человек, имеющий диплом психолога.

 

 

·

1) В процессе телесно-ориентированной психотерапии клиенту предлагают определённые упражнения, конкретные техники движения и дыхания. Важными задачами психотерапевта, использующего телесно-ориентированные техники, являются, во-первых, верно выбрать техники в соответствии с индивидуальными физическими и психологическими особенностями клиента; во-вторых, следить за правильностью освоения и выполнения клиентом предложенных техник и упражнений.

В танцевальной психологической группе техника движений участников имеет второстепенное, опосредованное значение. При организации работы танцевальной психологической группы отсутствуют точные инструкции о том, как надо двигаться; любое задание психолога, ведущего группу, - это, скорее, приглашение к движению, к порождению своего танца, а не простого исполнения движений под музыку по образцу. Ситуация работы группы близка к естественным условиям. Ведущий группы отслеживает не технику движений, а отношения и атмосферу в группе. В группе важна не техника и эстетика исполнения, а степень включённости человека, опыт создания собственных движений под музыку, что предполагает максимально возможную для конкретного человека степень спонтанности и открытости.

 

2) Танцевальная психотерапия предполагает работу с проблемой клиента менее «директивно» нежели телесно-ориентированная психотерапия, т.е. терапевт помогает клиенту посредством движений под музыку (частные техники при этом могут быть, безусловно, очень разнообразны).

Однако танцевальный психологический тренинг не предполагает целенаправленный выход на проблемы клиента, не предполагает доминирующей, ведущей (читай «корректирующей») роли психолога. Главная идея организации подобного рода танцевальных психологических групп: помогать тем, кто и так хорош (а не помогать исправлять то, что мешает клиенту).

 

Главная идея организации подобного рода танцевальных психологических групп: помогать тем, кто и так хорош.

Главное предназначение танцевальных психологических занятий – создать условия для возникновения особого опыта движений, в результате которых может возникнуть:

а) большая осознанность в восприятии движений (собственных движений и движений других участников группы);

б) расширение диапазона собственных движений;

в) и как следствие, осознание способности к порождению аутентичных движений.

 

Опыт участия в танцевальной психологической группе позволяет человеку обнаружить у себя

способность к порождению аутентичных движений.

 

Здоровые дети до кризиса потери естественности двигаются аутентично, а затем они начинают осваивать различные социально-ролевые движения, учатся смотреть на себя со стороны, в этом их активно поддерживают воспитатели и родители, тем самым в процессе социализации человек «забывает» о своей способности двигаться естественно. Однако опыт движений в танцевальной психологической группе позволяет участникам «вспомнить» о своей способности к порождению аутентичных движений, о способности, которая в обычных жизненных условиях не востребована социумом.

 

Особую роль для участников группы играет опыт наблюдения за тем, как двигаются другие члены группы: иногда ведущий специально предлагает понаблюдать за движениями друг друга, чаще возможность смотреть на танцующих вокруг возникает в связи с тем, что практически каждый танец не заканчивается одновременно всеми участниками: кто-то уже завершил своё движение, а рядом кто-то продолжает порождать свой танец. Несинхронность в завершении танца – это явление, которое возникает во всех танцевальных психологических группах, когда постепенно то у одного, то у другого участника группы возникают аутентичные движения, а это предполагает свой субъективный ритм, особую амплитуду и протяженность возникающих движений.

Во время работы группы возможны различные варианты организации (возникновения) танца: индивидуальный танец, танец в парах, в микрогруппах, групповой танец.

 

Для участия в танцевальной психологической группе приглашаются все желающие. Наличие или отсутствие танцевального опыта не имеет существенного значения.

Импровизация и хореография

Александр Гиршон

Хореография употребляется здесь не в широком смысле как искусство танца вообще, а в первоначальном – «записанные движения, т.е. заданные и утверждённые заранее».

Хореография подразумевает «владение» телом, тело в этом случае является объектом, на который направлено действие.

Импровизация предполагает со-творчество с телом, признание одинаковой значимости предварительно оформленных замыслов и опыта и сиюминутных импульсов. Импровизации тоже можно учиться – это, в первую очередь, техники релаксации и осознания тела, более тонкого чувствования внутренних сигналов, импульсов движения, чувствования партнёра, пространства/времени как элементов, рождающих композицию.

Синтия Новак: «Импровизация означает выбор среди возможностей, присутствующих в данный момент, в противовес исполнению определенного материала, выбранного заранее».

 

Для участия в танцевальной психологической группе приглашаются все желающие. Наличие или отсутствие танцевального опыта не является существенным фактором эффективности работы человека в данной группе. Хотя, безусловно, в начале каждой группы на этапе знакомства ведущий просит участников рассказать о своём отношении к танцам, а также о своём танцевальном опыте. Опыт организации и проведения танцевальных психологических групп (на данное время - 20 групп), позволяет констатировать, что наличие танцевального опыта (в том числе профессионального танцевального опыта) у участников не является ведущим фактором, определяющим: а)глубину психологических переживаний, инсайтов, расширения диапазона движений, возникающих у конкретного человека в процессе работы в танцевальной психологической группе; б) глубину и спектр социально-психологических эффектов последействия после окончания работы в группе.

Хочется отметить, особые впечатления от участия в танцевальных психологических группах людей, кто многие годы занимался танцами: «Мы даже не ожидали, что, танцуя, можно испытывать такие эмоции, находиться в таких состояниях».

·

Уровень физического здоровья человека для участия в таких группах нами не рассматривался, так как двигательный режим работы группы в целом строится ведущим группы по следующему принципу – важно, чтобы члены группы получали удовольствие от собственных движений под музыку, а усталость и выносливость – это удел всякого рода тренировок.

Танцевальная психологическая группа – это спонтанно, свободно рождающийся танец, это нечто, противоположное какой-либо тренировке. Однако, чтобы предотвратить возможную усталость группы, целесообразно выбирать мелодии среднего темпа (например, инструментальный джаз), т.е., наряду с быстрой и медленной музыкой, именно мелодии среднего темпа должны преобладать в ходе работы группы.

·

Мы обнаружили, что интеллектуальный уровень является важным критерием, ограничивающим возможность участия человека в данного рода тренингах. Однажды в группе старшеклассников частной школы оказался мальчик с низким интеллектом, он не смог уловить развитие контекста спонтанных танцевальных движений в парах. Отсутствие регламентирующих указаний тренера о том, что делать и как двигаться, он расценил, как возможность проявить сексуальный интерес к своим одноклассницам. И ведущий и члены группы сразу увидели несоответствующее поведение юноши, далее тренер во всех парных упражнениях работал в паре с данным мальчиком: сам факт совместных движений со взрослой малознакомой преподавательницей позволил молодому человеку определить социально-приемлемые границы допустимых движений на данных танцевальных занятиях. Мы не рекомендуем для работы в танцевальных психологических группах, основанных на спонтанных и аутентичных движениях, приглашать людей с интеллектуальным уровнем на границе возрастной нормы.

 

Нами выделены общие правила подбора музыки для танцевальных психологических групп.

1. Музыка должна нравиться ведущему тренинг. Так как ведущий танцевального психологического тренинга - активно действующий протагонист, танцующий вместе с группой.

2. Не стоит использовать для работы популярную музыку, т.к. популярная музыка может вызвать приятные или неприятные ассоциации у присутствующих, а это, в свою очередь, актуализирует конкретный социально-психологический контекст с определёнными социальными ролями, что, безусловно, помешает возникновению процесса порождения аутентичных движений в танцевальной группе. Иногда, в конце работы группы, ведущий предлагает принести на занятие любимую мелодию, но замысел предложения участникам потанцевать в группе под любимую мелодию – особый. А в целом, знакомые мелодии «уводят» нас в социальный контекст, тем самым препятствуют возможной встрече в движениях под музыку с самим собой.

3. В процессе работы группы должна преобладать музыка среднего темпа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...