Принцип экологии взаимодействия
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Принцип экологии взаимодействия является основанием организации и проведения танцевальных психологических групп. Мы создаём на занятиях экологичный контекст. Сам танцевальный опыт через порождение аутентичных движений – это экологичная встреча с самим собой, с другими людьми. Экологичным мы называем такое общение, в процессе которого психологическое состояние партнёров по общению улучшается или хотя бы не ухудшается. Мы исходим из положения Шри Ауробиндо, что критерием развития человека является радость. Поэтому если в процессе общения состояние партнёров улучшилось, то можно предположить, что данное взаимодействие было развивающим, т.е. экологичным. Психологическим индикатором экологичности конкретного взаимодействия является собственное состояние человека. В наших исследованиях эмпирически выявлено, что у партнёров по непосредственному взаимодействию изменение психологического состояния происходит синхронно: состояние практически одновременно или ухудшается или улучшается. Например, если в ситуации общения человек чувствует, что его собственное состояние начинает ухудшаться (становится неинтересно, скучно, появляются мысли, что время теряется зря и пр.), можно быть уверенным, что в данный момент происходит ухудшение психологического состояния и у его партнера/партнёров по данному взаимодействию. Таким образом, если в процессе взаимодействия психологическое состояние партнёров по общению ухудшилось, то данное взаимодействие можно рассматривать как неэкологичное. Общение не может быть экологичным для одного, и одновременно неэкологичным для другого партнёра по общению. Взаимодействие для всех партнёров по общению или экологично или нет.
Человек, который способен стать инициатором экологичного взаимодействия, характеризуется определенным уровнем открытости и определенным уровнем субъектности, которые присущи ему изначально, или достигнуты путем психологической/психотерапевтической работы. Например, выделяют следующие базовые качества, благодаря которым человек способен к особому (в контексте нашей статьи – к экологичному) взаимодействию с миром, с самим собой, с другими людьми: восприимчивость, способность к интимности, спонтанность (Э. Бёрн); особая степень открытости миру, особая степень присоединения во время взаимодействия, особая степень контроля ситуации взаимодействия (В. Шутс); и пр. Человек, находящийся в ситуации экологичного взаимодействия, может выйти из привычного для себя диапазона способов движения, реагирования и объяснения событий. Лэйнг на вопросы: «В чём суть психотерапии?», «Каким образом осуществляется её действие?» сказал следующее: «В сущности, психотерапия – это аутентичная встреча двух людей. На эти вопросы нет чёткого ответа. Действительно решающие моменты в психотерапии – как это знает любой пациент или терапевт, переживший их на своём опыте, - непредсказуемы, уникальны, незабываемы, всегда неповторимы и часто неописуемы» (Капра Ф., 1996). Безусловно, инициатором создания единого позитивно-смыслового контекста в танцевальной группе, что и составляет основу экологичного взаимодействия, является психолог. Для этого важна способность психолога быть открытым и вовлечённым в процесс взаимодействия, что позволяет «снять» жёсткое ролевое поведение партнёров-членов группы, ослабить некоторые защитные механизмы в социальном взаимодействии.
Тело ведущего группы, танцующего групповой или парный танец с участниками тренинга, является · «главным инструментом измерения» физического и психологического состояния членов группы,
· средством расширения диапазона движений и психологических особенностей партнёров по танцу.
Непосредственное участие в качестве ведущего танцевальных психологических групп и анализ партнёрских взаимодействий на данных тренингах позволяет утверждать, что – взаимодействие участников танцевальных психологических групп экологично. Танцевальная психологическая работа – мягкий и экологичный способ взаимодействия с самим собой и с другими. В процессе работы группы возникают глубокие совместные и индивидуальные переживания, катарсис и иногда - слёзы, светлые слёзы. Одним из показателей экологичности взаимодействия с самим собой на данных группах является следующее: участники группы не устают, и через три дня танцевальной работы мышцы не болят.
Факторы, влияющие на сложность/лёгкость возникновения аутентичных движений у участников танцевальных психологических групп, - материал для эмпирического исследования в процессе работы в каждой танцевальной психологической группе.
Результатом работы в танцевальных психологических группах является: расширение у членов группы диапазона собственных движений и знакомство с опытом аутентичных движений. Участники танцевальных психологических групп выделяют отсроченный эффект данного опыта работы: повышение уверенности в себе; улучшение взаимоотношений, в том числе, появление большей открытости и спонтанности во взаимодействии с противоположным полом; и, конечно же, сознательная, а порой спонтанная актуализация танцевальных движений в разнообразных жизненных ситуациях.
Глубина совместной психической реальности (иначе -психологическая глубина танца и доля аутентичной импровизации), на которую способна данная группа с данным танцтерапевтом, имеет свой предел.
Работа с сопротивлением Сопротивление возникает тогда, когда мы говорим о том, о чем еще рано говорить, либо тогда, когда информация дается в больших дозах. В этом случае надо либо отойти от темы, либо уменьшить объём или глубину предлагаемой информации. Если то, что Вы предлагаете, в данный момент для данной группы не подходит, присутствующие на занятии дадут Вам это знать вербальной или невербальной негативной обратной связью. Люди начинают чувствовать нерешительность и желание вернуться к хорошо знакомому содержанию. Испытывая сопротивление, люди иногда хихикают, их одолевают сомнения или они становятся стеснительными.
Сопротивление возникает в тот момент, когда в аудитории возникает новое, непознанное или неодобряемое, или социально-непонятное содержание. Не важно, кто представляет в танце или проговаривает это содержание – танцтерапевт или кто-то из членов группы. Информация, в ответ на которую может возникнуть сопротивление, может быть как вербальной, так и невербальной. Сопротивление может быть на всё, что угодно, как в Вашем поведении, так и в поведении любого члена группы. Обнаружив сопротивление в группе, Вы можете продолжать свои прежние действия, но вскоре заметите, что работа продвигается труднее, чем Вам хотелось бы, а глубина Вашего взаимодействия с группой начинает уменьшаться. Аудитория может пойти за Вами, но не будет полностью вовлечена в то, содержание и взаимодействие, которое Вы предлагаете. Сопротивления надо предвосхищать, и, по-возможности, не допускать их проявления у членов группы. · Одним из моментов, когда возникает сопротивление, является время осознания человеком уровня своей компетентности (в частности, в умении танцевать, двигаться, в способности выражать свои чувства в движении).
Уровни компетентности (из конспекта семинара, который проходил в г. Новосибирске):
Уровень не осознанной компетентности Уровень осознанной компетентности Уровень осознанной не компетентности Уровень не осознанной не компетентности · Когда мы предлагаем группе упражнения, важно вслух проговорить критерии самоконтроля членов группы (например, «прошу не разговаривать друг с другом во время работы; по началу это вызывает смех, так как это не очень привычный способ взаимодействия»). Это надо проговорить для того, чтобы «снять» сопротивление у отдельных членов группы.
Важно, чтобы обозначенные Вами критерии были понятны группе. Мы должны поставить задачу, чтобы снять сопротивление. Надо говорить, что будет происходить с людьми, чтобы человек смог соотнести, то ли задание он выполняет. Мы, неполно давая инструкцию или задание, оставляем людей в неопределенности, и сопротивление на работу автоматически усиливается.
Чем меньше и слабее сопротивления в группе, тем выше качество опыта работы группы в целом и отдельных членов группы. · Телесные и эмоциональные проявления танцтерапевта - являются источником возможных сопротивлений у членов группы. Безусловно, психолог – инициатор. Важно, чтобы группа была готова и смогла присоединиться к ведущему группы на уровне телесных проявлений, диапазона и интенсивности танцевальных движений. Здесь важно помнить об оптимальности дифференциального порога телесных проявлений: например, педагог не должен вести себя слишком раскованно, когда группа чрезмерно зажата; неуместно демонстрировать отточенность своей хореографии и пластики, когда Вы работаете с клиентами, не имеющими специальной танцевальной подготовки. · По-возможности, психолог должен прогнозировать и предвосхищать сам факт появления сопротивления в группе. Хотя, безусловно, все возможные сопротивления предотвратить невозможно. Важно предотвращать возможные сопротивления членов танцевальной психологической группы на предлагаемые им информацию и формы работы в группе, а также на условия самой ситуации взаимодействия с психологом. Работая с сопротивлениями членов группы психологу первостепенно важно ориентироваться в происходящем, реагировать на, так называемые, малые стимулы, ещё неочевидные для большинства в аудитории. Очень трудно бывает порой компенсировать негативный опыт человека, полученный им в ходе участия в занятии. Психологу стоит осознавать, что субъективная плата за занятие тем выше, чем скучнее или небезопаснее для членов группы было данное занятие.
Таким образом, если в процессе взаимодействия с аудиторией Вы встретились с сопротивлением, «… если вы трижды пытались вмешаться в процесс и получили негативную обратную связь, то процесс развивается в другом направлении. Откажитесь от того, что вы делаете, оставьте свои идеи и следуйте по извилистому течению реки». (Э.Минделл, 1997, с. 106). Естественный путь не оказывает большого сопротивления. Ожидание и ориентация психолога на положительную обратную связь от аудитории означает то, что психолог затрачивает меньше энергии, и идёт по пути наименьшего сопротивления. Идти на поводу у аудитории – значит чувствовать аудиторию и возникающий социально-смысловой контекст. Идти на поводу у аудитории ещё надо уметь! · Психологу следует развивать в себе способность включаться во взаимодействие с людьми в самых разнообразных контекстах. Для этого полезно познакомиться моделью регуляции поведения Д.Леонтьева, которая раскрывает общие механизмы того, «почему люди делают то, что они делают?» На этот вопрос возможно дать 6 ответов (6 механизмов, 6 логик):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|