Компьютернаяграфика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве:компьютерный дизайн, анимация, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Различия в восприятиивизуального произведения: классического и с использованиемкомпьютера.
Электронная музыка. Электронная музыка как музыкальноесопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов.
Мультимедийное искусство. Влияние технического прогрессана традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Цифровое фото. Фотография как способхудожественного отражения действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объёма.Эстетическое воздействие телевидения на человека.
Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном нформационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видахискусства, специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусствав духовном и интеллектуально-творческом развитии личности.
Тематический план 8 класс
№
п/п
Разделы, темы
Количество
часов по программе 8-9 класс
Количество
часов по рабочей программе
Искусство в жизни современного человека
Искусство открывает новые грани мира
Искусство как универсальный способ общения
Красота в искусстве и жизни
Прекрасное пробуждает доброе
Исследовательский проект
Воздействующая сила искусства
Искусство предвосхищает будущее
Дар созидания. Практическая функция искусства
Искусство и открытие мира для себя
Исследовательский проект
Итого
Поурочное планирование уроков
№
Тема урока
Основное содержание
Характеристика видов деятельности обучающихся
Дата
1.Искусство в жизни современного человека (2 ч)
Искусство вокруг нас. Знание научное и знание художественное
Искусство вокруг нас,его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с цельювыявления его полифункциональностии ценности для людей, живших во всевремена.
Роль искусства в формировании творческого мышления (художественного и научного).
1. С.В. Рахманинов Фрагменты «Всенощного бдения».
2. П.И. Чайковский Фрагменты балета «Лебединое озеро».
3. Т. Нарита «Восход солнца».
4. И.С. Бах «Скрипичная партита № 2».
5. А. Шнитке «Соната» для виолончели и фортепиано
8. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Определятьместо и роль искусства в жизни человека и общества.
Исследовать многообразие явлений искусства и жизни, открывая для себя полифункциональность искусства.
Восприниматьхудожественные произведения разных видов искусства и выражатьсвоё отношение к ним.
Выражать(устно и письменно) своё отношение к произведениям разных видов искусства,отражающим различные жизненные проблемы.Размышлятьо специфике воплощения содержания, особенностях художественногоязыка, средствах художественной выразительности и особенностях произведенийразных видов искусства.
Работать в группе, в коллективе одноклассников.
Исследовать природу и специфику временных, пространственных и пространственно-временных видов искусства.
Интерпретироватьи создаватьхудожественные образы в многообразных видахтворческой деятельности.
Рассказыватьо своих впечатлениях от посещения театра, музея, выставки, концерта,от просмотра телевизионных передач и кинофильмов, от полюбившихся художественных произведений.
Формулироватьцели, задачи, составлятьплан деятельности, корректироватьего всоответствии с учебными задачами урока.
Осуществлятьпоиск информации в словарях, энциклопедиях, Интернете.
Соотноситьпроизведения разных видовискусства по стилю, образному строю.
Размышлятьо соотношении научного и художественного творчества.
Различатьвиды, стили и жанры искусства.
Распознаватьосновные жанры народного ипрофессионального искусства.
Пониматьсмысл употребляемых терминов.
Художественный образ – стиль – язык
Виды искусства. Специфика языка разных видов искусства. Стилистическиеособенности.
Музыкальные произведения по выбору учителя для иллюстрации основных стилей в искусстве.
Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Ф.К. Музыкальная викторина
2.Искусство открывает новые грани мира (3 ч)
Искусство как образная модель окружающего мира.Пейзаж в живописи, музыке литературе
Искусство как образная модельокружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и пред-
ставления о мире. Искусство как духовныйопыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познаниямира и самого себя. Открытие предметови явлений окружающей жизни с помощьюискусства. Знакомство с мировоззрениемнарода, его обычаями, обрядами, бытом,религиозными традициями.
Общечеловеческие ценности и формыих передачи в искусстве. Художественнаяоценка явлений, происходящих в обществе и в жизни человека.
1. А. Вивальди Фрагменты из концертов «Времена года»
2. П.И. Чайковский Пьесы из цикла «Времена года».
3.С.В. Рахманинов Концерт №3 для фортепиано с оркестром
4. Г.В. Свиридов «Вечерняя музыка»
5. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Ф.К. Презентация на тему «Пейзаж в музыке, литературе, живописи»
Наблюдатьжизненные явления и сопоставлятьих с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.
Соотноситьособенности композиции (формы) произведений живописи и музыки.
Устанавливатьассоциативные связи между произведениями разных видов искусства, осознавать их роль в творческой и исполительской деятельности.
Подбиратьмузыкальные произведения, созвучные картинам русских художников, живописные полотна, созвучные литературным образам и др., художественные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира.
Составлятьмузыкально-литературные композиции, создаватькомпьютерные презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».
Проводитьбеседы с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.
Выражать собственное отношение к содержанию художественных образов, интерпретироватьи оценивать произведения разных видов искусства.
Выявлятьособенности жанра пейзажа в изобразительном, поэтическом и музыкальном творчестве.
Самостоятельно приобретать и интегрироватьзнания на основе сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Проявлять волевые качества при выполнении учебных задач, находитьпути достижния качественного результата.
Находитьи сохранятьинформацию, необходимую для усвоения темы урока.
Выявлятьвыразительные средства, воплощающие отношение творца к природе, их сходство и различие.
Выражатьразные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живописных).
Знакомитьсяс современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений и оцениватьих художественную значимость.
Различатьжанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвоватьв художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Собиратьхудожественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времён».
Устанавливатьассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами-представлениями и анализироватьсредства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
Осознавать познавательно-эвристическую, ценностно-ориентирующую функции искусства.Применятьсамостоятельно приобретённые знания в процессе коллективной и групповой работы, соотносить их с освоенным учебным материалом из других областей знаний.
Участвоватьв дискуссиях по поводу интерпретации художественных образов.
Планироватьсобственные действия, необходимые для переноса и интеграции знаний.
Осуществлятьперевод художественных впечатлений с языка музыки на литературный поэтический язык, язык жестов, графики и др.
Интерпретироватьпортреты различных эпох и стилей на основе имеющегося художественного опыта, знаний, приобретённых в процессе изучения темы.
Познаватьчерез портретные образы духовные, жизненные, религиозные устремления человека.
Выражатьличное отношение к художественным произведениям, творцам портретов и их моделям в форме устных и письменных аргументированных высказываний.
Осуществлять сбор и систематизацию информации о создателях портретов, об эстетической, нравственной атмосфере в конкретные исторические эпохи.
Создаватькомпьютерные презентации для демонстрации и обсуждения в классе. Анализироватьособенности воплощения образа средствами разных видов и жанров искусства в историко-культурной ретроспективе.
Приобретатьновые знания о великих соотечественниках — музыкантах, художниках, писателях, меценатах.
Обогащатьэмоционально-речевой словарь.Находитьинформацию в энциклопедиях, словарях, книгах по искусству, Интернете и использовать её.
Ориентироватьсяв системе ценностей, представленных в произведениях музыкального и изобразительного искусства.
Сопоставлятьобразы человека в разных видах искусства (в музыке, литературе,изобразительном, театральном искусстве).
Определятьспецифику музыкального портрета на примере изученных и новых для учащихся музыкальных произведений.
Выявлятьдуховно-нравственные аспекты в характеристике героев музыкальных сочинений, соотноситьих действия, поступки с этическими нормами.
Анализироватьосновные средства художественной выразительности, создающие музыкальные образы. Сопоставлятьих в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа.
Находить ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.
Использовать знаково-символические средства и логические операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки и др. в процессе знакомства с музыкальными портретами и в диалоге с одноклассниками по их поводу.
ИспользоватьИКТ в решении проблем, в процессе сотрудничества, самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловой ориентации.
Сравниватьисопоставлятьмузыкальную информацию из разных источников, оценивать её с точки зрения полезности, значимости для усвоения данной темы.
Анализировать образ героя, представленного разными видами искусства, осознавая значимость его личности и деятельности для истории России (на примере святого благоверного князя Александра Невского).
Работатьс текстом учебника.
Даватьисчерпывающие словесные характеристикиразнообразным явлениям истории, искусства.
Вестивиртуальный диалог с создателями художественных произведений.
Анализироватьобраз композитора и его творчество сквозь призму литературных произведений, театральных постановок, кинематографа и книжной графики.
Изучатьсодержание и духовные основы творчества композитора (на примере музыки В.-А. Моцарта). Стремитьсяк расширению познавательных интересов в процессе знакомства с образом композитора вразных видах искусства.
Высказыватьсвою точку зрения в процессе изучения произведений разных видов искусства.
Составлятьплан телепередачи или радио-спектакля о жизни и творчестве композитора, представляя себя в роли режиссёра и ис-пользуя знания, приобретённые в процессе изучения темы.
Участвоватьв подготовке альбома, газеты, альманаха, компьютерной презентации (по выбору учащихся) на тему «Жанр портрета в культуре разных эпох», включая в свою художественно-творческую работу информацию о художниках, скульпторах, графиках, а также стихи, прозу, фрагменты музыкальных произведений, созвучные образам подобранной портретной галереи.
Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино
Образы природы, человека, окружающейжизни в произведениях русских и зарубежных авторов.
1.П.И. Чайковский «Средь шумного бала».
2.С.С. Прокофьев Фрагменты из кантаты «Александр Невский».
3. Фрагменты из Ж. Бизе «Кармен» и Р. Щедрина «Кармен-сюита».
4. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Портреты наших великих современников в искусстве
Портреты музыкантов в живописи, литературе и кино (А.Г. Рубинштейн, А.П. Бородин, В.А.Моцарт, Ф. Шопен, Ф.И. Шаляпин).
По выбору учителя:
1. А.П. Бородин Симфония №2 «Бородинская»; «Ноктюрн» из струнного квартета №2.
2. Фрагменты из произведений Шопена.
3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Ф.К..Подбор музыкальных произведений, созвучных картинам художников
3.Искусство как универсальный способ общения (4ч)
Искусство – проводник духовной энергии.
Уникальный музей Джона Мостославского «Музыка и время».
Искусство как проводникдуховной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
1.Произведения П.И. Чайковского в исполнении победителей конкурса имени П.И. Чайковского.
2.Произведения в исполнении Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса.
3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Ф.К. Сообщение о значимых музыкально-культурных событиях своего края.Разработка вопросов для интервью с победителями конкурса.
Пониматьроль искусства в жизни человека и общества, использовать коммуникативные свойства искусства.
Расширятьпредставления о многообразии жизни, различных трактовках одних и тех же явлений в художественных образах разных видов искусства.
Постигатьзначение коммуникативной функции искусства для освоения окружающего мира, осмысления объективных явлений через их субъективное восприятие художником.
Устанавливатьдиалогические взаимоотношения с творцами художественных произведений,приобретать опыт сопереживания, эмоционально-ценностных отношений.
Осмысливать объединяющую роль искусства, возможность диалога культур благодаря общечеловеческому (межнациональному) языку искусства.
Выявлятьроль музеев в сохранении и пропаганде мировых культурных традиций.
Собиратьинформацию о региональном музее или об одном из культурных объектов малой родины. Представив себя в роли экскурсовода (по музею, городу), разработатьмаршрут и записать текст экскурсии для определённого возраста.
Накапливатьинформацию о деятелях искусства, художественных произведениях, музеях.
Владетьинформацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности и знакомитьсяс творческими достижениями их лауреатов.
Знакомитьсяв Интернете с выступлениями победителей известных российских и международных конкурсов, записыватьих, выбиратьнаиболее интересные для обсуждения в классе.
Исследоватьновые явления искусства в процессе самообразования. Вырабатыватькритический взгляд на явления культуры и искусства в процессе их изучения.
Воспринимать произведения разных видов искусства, анализироватьособенности их языка и соотносить их с эпохой.
Раскрыватьспецифику искусства и егоособенности как универсального способа общения.
Интерпретироватьсодержание (художественную информацию) шедевров мирового музыкального искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности.
Знатьмузеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения.
Рассказыватьо значимых культурно-исторических объектах своего края.
Проявлятьтворческую активность при создании своего варианта афиши конкурса или фестиваля, при разработке вопросов интервью с победителями.
Участвоватьв разных видах художественно-исполнительской деятельности, понимать её коммуникативное значение.
Оцениватьзначение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.
Сравниватьсодержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же поэтического текста и др.) как средства общения между людьми разных национальностей.
Выявлять стилистические особенности художественного перевода.
Анализироватьразличные варианты трактовки оригинальных литературных текстов в художественных переводах.
Проявлятьволевые усилия при планировании, коррекции, оценке собственной художественно-творческой деятельности, её рефлексии.
Осуществлять поиск информации и её запись на электронные носители.
Исследоватьспецифику художественно-образной информации и пониматьеё отличие от научной, бытовой и др.
Раскрыватьсмысл художественного образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля.
Выявлять духовно-нравственные смыслы содержания художественных образов, открыватьдля себя значимость непосредственного контакта с художественным творением, его влияния на чувства, эмоции, физическое состояние людей.
Планироватьспособы освоения учебного материала урока. Собиратьи систематизировать материалы по теме урока.
Рассматриватьспособы художественной коммуникации, её лаконичность и ёмкость.
Заниматьсясамообразованием в области культуры и искусства.
Пониматьуниверсальные функции искусства как межнациональной, поликультурной коммуникации.
Самостоятельно ставить учебные задачи, планироватьучебные действия, осуществлять рефлексию, оцениватьсобственное отношение к искусству.
Осуществлятьпоиск, отбор, систематизацию, обработку разного рода информации и применятьеё в урочной и внеурочной художественно-творческой деятельности.
Различатьзнаки и символы искусства и интерпретироватьих.
Вести диалог с авторами произведений и их персонажами, отстаиватьсобственную точку зрения в дискуссии с одноклассниками.
Регулироватьэмоциональные состояния, планироватьпоследовательность учебных действий по освоению материала учебной темы.
Выбирать и классифицироватьинформацию в контексте темы урока.
Рассказыватьо значимом событии в жизни класса, школы, семьи языком знаков и символов искусства.
Находитьв энциклопедиях, справочниках, Интернете определения ключевых понятий, в том числе «фольклор», «народные традиции».
Оценивать значение народного творчества для развития культуры и искусства.
Поддерживать народные традиции. Обращатьсяк фольклору как к живому роднику новых идей, нравственных ценностей.
Выявлятьнравственные основы народного творчества, осознаватьего непреходящую ценность для понимания картины мира.
Изучать,сохранятьи популяризироватьнародное искусство.
Расширятьимпровизационные возможности исполнительской, театрально-музыкальной деятельности в процессе изучения «посланий» предков.
Изучатьмифы, ритуалы, обряды в народном творчестве.
Находитьобразцы народного творчества, классифицироватьих по видам и жанрам,сохранятьи транслироватьв процессе участия в праздниках, фольклорных фестивалях.
Разрабатыватьсценарии народных праздников (по выбору учащихся), используя знаки и символы,раскрывающие смысл праздника.
Участвоватьв разработке совместного художественно-исследовательского проекта.
Пониматьсимволику основных религиозных обрядов, икон.
Анализироватьхудожественные идеи, нравственно-эстетический смысл образов-символов (дороги, солнца, огня и др.)
Участвоватьв подготовке компьютерной презентации на тему «Образы-символы в искусстве».
Выявлятьсимволическую основу русских народных песен. Готовитьсяк их исполнению в классе (соло, ансамблем, под фонограмму и др.).
Восприниматьхудожественные тексты и анализироватьдиалог искусств как форму обращения творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Знакомитьсяс вечными темами жизни и искусства, воссозданными в художественныхпроизведениях.
Осознаватьзначение шедевров мирового искусства в формировании эстетического вкуса, исторической памяти современных людей, потребности общения с искусством.
Приобретатьопыт анализа произведений древнерусского искусства, распознавания его духовных смыслов. Изучатьсимволику иконы.Аргументироватьнепреходящую значимость шедевров религиозного искусства.
Анализироватьсинтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.
Ставить цели, учебные задачи, планироватьи оцениватьдействия в процессе освоения учебной темы.
Создавать и передаватьинформацию в различных формах (текстовой, звуковой, графической и др.).
Осваиватьинформацию о значении образов-символов. Осмысливатьосновополагающие жизненные проблемы человека на основеизучения мотива дороги в разных видах русского искусства.
Актуализироватьпредшествующий художественный опыт школьников в процессе постижения символичности искусства.
Понимать духовно-нравственную основу образов-символов народного искусства, коммуникативную функцию народного и профессионального творчества.
Участвоватьв дискуссиях по вопросам развития и функционирования народного искусства в современном обществе.
Планироватьдействия по исполнению, театрализации образцов фольклора и корректировать их качество.
Создаватьдомашнюю коллекцию народной музыки (аутентичной и в современной обработке).
Участвовать в подготовке компьютерной презентации на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников».
Составлятьплан проведения конкурса презентаций, разрабатывать критерии их оценки, сформировав на компьютере табличный вариант листа оценки для членов жюри с указанием критериев.
Рассматривать проблемы воздействия цвета при восприятии абстрактных композиций на примере творчества русского художника-авангардиста В. Кандинского.
Осуществлятьв Интернете поиск записей электронной музыки, созвучной картинам художника,участвоватьв их обсуждении с одноклассниками.
Осознаватьабстрактное искусство как отклик на изменения окружающей действительности. Высказыватьсвоё отношениек абстракционизму.
Находить аналогии абстрактного искусства с образами реального мира, расшифровыватьизвестные знаки и символы, отбиратьинформацию об экспериментальных направлениях в области искусства.
Создаватьцветовую композицию, передавая различные настроения.
Анализировать понравившееся живописноеполотно, обращая внимание на сочетание в нём тёплых и холодных, светлых и тёмных тонов.
Размышлятьо влиянии такого рода сочетаний на раскрытие содержания картины.
Познакомитьсяс фрагментами симфонической поэмы «Прометей» А. Скрябина, необычностью замысла её исполнения (сочетание музыки и цвета), осмысливать
грандиозность духовно-нравственной задачи «пропеть гимн дерзновенной воле человека».
Расширятьпредставления об исторических этапах развития музыкального искусства России.
Осознавать возможности общения композитора со слушателями и зрителями в процессе интеграции искусств. Размышлять, участвоватьв дискуссиях при решении проблемных ситуаций.
Планироватьработу в процессе восприятия и анализа музыки.
Осуществлять поиск информации об экспериментах в сфере цветомузыки.
Находитьв Интернете музыкальные произведения, воссоздающие образ солнца, огня.
Анализироватьхудожественные средства передачи энергии стихии.Написатьреферат или составитькомпьютерную презентацию на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи, музыке».
Пониматьзначение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.
Процесс художественной коммуникации.
Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации.
1.Романсы 19 века по выбору учителя.
2.Д. Кабалевский «Сонет №90» и Б. Горбонос «Сонет №90», М. Таривердиев «Сонеты Шекспира».
3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Знаки и символы в жизни и искусстве
Знаково-символический характер искусства. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, жанровых картинах.
Символика архитектуры. Символика в скульптуре,
живописи. Лаконичность и ёмкость художественной коммуникации.
1.Музыкальный фольклор - русские народные песни.
2. Г.В. Свиридов «Тройка», В.Я. Шебалин «Зимняя дорога»
3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Ф.К. Интерпретация знаков и символов искусства. Оценка вокально-хоровых навыков учащихся
Обобщающий урок «Художественные послания предков. Разговор с потомками»
Диалог искусств. Искусство художественного перевода — искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Создание или воспроизведение в образно-символической форме сообщения потомкам о современном человеке средствами разных видов искусств.
Ф.К.Защита творческого задания «Разговор с потомками».Презентация «Знаки и символы в искусстве».
4.Красота в искусстве и жизни (4 ч)
Что такое красота в музыке
Что такое красота. Способность искусства дарить людям эстетические переживания.
1. Д. Каччини, И.С. Бах, Ф. Шуберт «Аве Мария».
2. П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».
3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, воплощённые в произведениях искусства, и объяснятьразницу.
Выявлятьобщее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии, в произведениях литературы и музыкального искусства.
Восприниматькрасоту в природе, в человеческих отношениях, в искусстве, во внешнем облике и внутреннем мире человека.
Высказыватьсуждения о красоте окружающего мира, людей, их образов в разных видах искусства.
Расширятьпредставления об исторической ценности храмовых построек, их значении в развитии культуры как носителей высокой духовности и красоты, о значимости и
красоте религиозного искусства (духовные стихи, молитвы, иконы, алтари).Осваиватьсимволику культовых сооружений. Систематизироватьсведения о роли церковного искусства в становлении идеалов красоты.
Составлять электронные альбомы, коллекции шедевров храмовой архитектуры и иконописи.
Осуществлятьпоиск информации, позволяющей классифицировать проявления красоты в разных сферах художественной деятельности.
Накапливать базу данных о разных видах искусства, об авторах, истории создания произведений, создаватьэлектронную коллекцию произведений искусства, классифицироватьих по жанрам и стилям. Искатьинформацию, раскрывающую тему урока.
Ставитьцели, задачи, определятьпоследовательность их решения в процессе анализа художественных произведений.
Расширятьзнания о законах красоты на примере произведений искусства разных эпох и стилей, находитьв словарях, энциклопедиях определения терминов «гар-мония», «мера», «симметрия», «пропорция» («золотое сечение»), «ритм», «композиция».
Выбиратьи использоватьразличные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.
Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы.
Проводитьбеседу с младшими школьниками на тему «Что есть красота?», сопровождая её примерами из разных видов искусства.
Находитьисистематизироватьинформацию об идеалах красоты человека в различные эпохи у разных народов, о красоте религиозных, бытовых, героических, лирических
образов.Выявлятьособенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.Составлять электронную коллекцию «Мода всех времён и народов», аудиоколлекцию музыкальных шлягеров, хитов сезона, аргументироватьсвой выбор.
Расширятьпредставления о природе художественного творчества, постигатьсекреты создания произведений искусства. Накапливатьсведения о специфике художественного творчества.
Создаватькомпозицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, худо-жественное конструирование).
Наблюдатьза развитием музыки (драматургией музыкального произведения), пониматьзначение контраста в создании гармонии как выражения красоты.
Создавать музыкальную композицию на заданную тему с использованием ИКТ (клавишный синтезатор, компьютер и др.).
Сопоставлятьразличные исполнительские трактовки музыкальных произведений и раскрыватьобразно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.
Различатьжанры искусства и их роль в жизни человека.
Различатьистинные и ложные ценности, пониматьсамоценность различных явлений.
Анализироватьжизненные основы искусства, соотношение красоты и пользы художественных произведений в разные исторические периоды, прикладное назначение искусства, его практические функции.
Вырабатывать индивидуальную позицию читателя, слушателя, зрителя в процессе аналитической деятельности, общения с учителем, одноклассниками.
Развиватьучебные действия, направленные на самоорганизацию, самообразование в процессе изучения искусства.
Анализировать и оцениватьпроизведения различных видов искусства, знатьспецифические особенности языка.Восприниматьи анализироватьхудожественные образы с позиции эстетических категорий: прекрасное — безобразное, возвышенное — низменное, трагическое — комическое, определять тсредства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания.
Осмысливатьпознавательное, социальное, воспитательное значение произведений искусства, запечатлевших образы войны, смерти, зла, трагические жизненные ситуации, выявлятьсимволику образов искусства.
Передаватькрасоту современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, поэзии), графике, живописи, скульптуре, фотографии (реалистические и абстрактные изображения, коллаж).
Воплощатькрасоту различных состояний природы и человеческих отношений сред-ствами одного из видов искусства (графики, живописи, фотографии, музыки или поэзии).
Записыватьсвои размышления о терапевтической функции искусства — эссе на тему «Музыка лечит, музыка губит», участвоватьв подготовке презентации художественных произведений, раскрывающих тему красоты и пользы в искусстве.
Законы красоты
Законы красоты.Различные реакции (эмоции, чувства, поступки) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.
1. В. Чичерин Моцарт. Фрагменты из книги.
2. В.А. Моцарт «Симфония № 40» 1 часть.
3.Создание композиции с выразительным художественным образом на тему «Музыка», «Дискотека» и т.д.
4. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Ф.К. Композиция с выразительным художественным образом на тему «Музыка», «Дискотека» и т.д.
Роль творчества в искусстве
Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порождённой фантазией художника. Красота в понимании разныхсоциальных групп в различные эпохи.
1.Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
2.Создание собственных музыкальных обработок с помощью компьютерных программ, например «Band-in-Box».
3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Ф.К. Музыкальая композиция с использованием ИКТ
Понятие красоты в искусстве
Красота и польза. Образы другой реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др.
Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
1.Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке (К.В. Глюк, Л. Бетховен, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Г.В. Свиридов и др.).
2. Д.Д. Шостакович «8 симфония», 3 часть.
3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
5.Прекрасное пробуждает доброе (1 ч)
Преобразующая сила музыки
1.Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке (К.В. Глюк, Л. Бетховен, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Г.В. Свиридов и др.).
2. Авторские песни (И. Дунаевский, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Б. Окуджава, А. Розенбаум, Ю. Ким и др.).
Ф.К. Оценка вокально-хоровых навыков учащихся
Размышлятьо произведениях искусства, выявляя важные, значимые жизненные проблемы.
Приводитьпримеры преобразующей силы искусства, его воздействия на мысли, чувства, поступки, поведение человека, его эстетические идеалы, художественный вкус, влияния на жизнь людей.
Использоватьздоровьесберегающий потенциал искусства в повседневной жизни.
Идентифицировать себя с персонажами, лирическими героями художественных произведений.
Участвоватьв просветительской деятельности по передаче знаний об искусстве, его законах окружающим людям.
Применятьв учебной деятельности способы, действия, технологии художественно-творческой направленности.
Овладеватьинформационно-коммуникационными технологиями для расширения представлений о преобразующих и созидающих свойствах искусства как части человеческой жизни.
Работатьв группах, выполнятьхудожественно-творческие задания, направленные на реализацию представлений о нравственных ценностях.
Создаватьэскизы плакатов или рекламных листовок на социально значимые темы.
Составлятьпрограммы концертов (классической музыки, авторской песни, современных композиций и др.) и участвоватьв их презентации перед младшими школьниками, раскрывая нравственно-эстетические, гражданско-патриотические идеалы и ценности общества.
6. Исследовательский проект (2 ч)
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа. Музыкальные образы весенней сказки «Снегурочка».
1.П.И. Чайковский. Музыка к спектаклю «Снегурочка».
2.Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».
Разрабатыватьхудожественную идею и замысел совместного проекта, сценарий его презентации.
Постигатьвечные темы искусства и жизни, базовые национальные ценности, законом