Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования метода проектов как средства развития исследовательской деятельности младших школьников




Курсовая работа

«Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения окружающего мира»

 

 

Выполнила: студентка

III курса

Ибрагимова Л.Р.

Проверил:

Ганиева Г.Р.

 


Содержание

 

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования метода проектов как средства развития исследовательской деятельности младших школьников

«Метод проектов» в процессе изучения окружающего мира

Типология учебных проектов

Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе на уроках окружающего мира

Глава 2. Метод проектов в процессе изучения окружающего мира в исследовательской деятельности младших школьников

Работа над проектом «Природа нашего края»

Работа над проектом «Достопримечательности города Набережные Челны»

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

школьник исследовательский урок

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему.

Проблема познавательной активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.

Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Особый интерес педагогов вызывает технология проектно-исследовательской деятельности. В статье В.В. Гузеева подчеркивается: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно: личностностно-ориентированное; использует множество дидактических подходов - обучение в деле, независимые занятия; представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение; поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной психомоторной областях на всех уровнях - знания, понимания, применения; анализ и синтез - приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда»

Метод творческих проектов - это инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность и познавательную активность.

Актуальность данной проблемы в современном образовании подвела нас к выбору темы нашей курсовой работы «Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения окружающего мира».

Цель курсовой работы: изучить влияние метода проектов на развитие исследовательской деятельности младшего школьника.

Объект исследования: процесс развития исследовательской деятельности младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром.

Предмет исследования - педагогические условия развития исследовательской деятельности младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром средствами метода проектов.

Задачи исследования:

- проанализировать состояние проблемы развития познавательной активности младших школьников путём использования методов проектов в обучении в психолого-педагогической литературе;

определить условия повышения эффективности развития познавательной активности младших школьников посредством использования метода проектов в обучении.

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования метода проектов как средства развития исследовательской деятельности младших школьников

«Метод проектов» в процессе изучения окружающего мира

 

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проект (от латинского projectus -брошенный вперед) - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния),в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия [4].

В педагогическом и креативном контексте проект - это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», своего позитивного отношения к жизни.

Метод проектов в начальной школе рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей: - предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;

обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;

предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;

включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку. В качестве средства обучения проектная деятельность позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности.

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата - создание проекта [12].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...