Аят ат-Татхир и хадис аль-Киса
Ахль аль-бейт www.imamat-books.ru
Ахль аль-Байт (от араб. أهل البيت ’ахль аль-байт, «люди дома») — принятое в исламской традиции обозначение семейства пророка Мухаммада, почитаемого как шиитами, так и суннитами. В доисламской Аравии так называли членов правящего в клане семейства. В русском написании часто встречается вариант вместо "байт" - "бейт". Сунниты толкуют понятие "Ахль аль-Байт" расширительно, включая в него близких к пророку Мухаммаду людей. Одни авторы включают сюда талибитов (потомков Абу Талиба - дяди Мухаммада и отца Али) и аббасидов (потомков аль-Аббаса - также дяди Мухаммада). Другие причисляют к Ахль аль-Байт всех хашимитов. У суннитов почитание семьи Пророка имеет второстепенное значение по сравнению с обязанностью следовать "сунне Пророка". Шииты идентифицировали Ахль аль-Байт с Ахль аль-киса ("обладатели священного покрывала"), ограничивая таким образом семью Пророка Фатимой, Али, Хасаном, Хусейном и их потомками. В более же узком смысле слова сунниты относят к Ахль аль-Байт всех членов семьи пророка Мухаммада, включая его жён, шииты же настаивают на том, что к Ахл аль-Байт следует относить потомков Мухаммада по линии его дочери Фатимы Захры, а именно: саму Фатиму Захру, её сыновей Хасана и Хусейна, а также имамов Али ибн аль-Хусейна, Мухаммада ибн Али аль-Бакира, Джафара ибн Мухаммада ас-Садика, Мусу ибн Джафара аль-Казима, Али ибн Мусу ар-Ризу, Мухаммада ибн Али аль-Джавада, Али ибн Мухаммада ан-Наки аль-Хади, Хасана ибн Али аль-Аскари и Мухаммада ибн Хасана аль-Махди, который в шиизме считается живым и находящимся в Сокрытии до конца времён. Существует книга «Шавахид ат-танзил» за авторством признанного суннитского учёного Абу-л-Касима Убайда аль-Хаскани ан-Нишабури, в которой он анализирует обстоятельства ниспослания многих аятов Корана. В частности, этот учёный отмечает, что 210 аятов Корана посвящены Ахл аль-Бейт. Кроме того, он также приводит около 1200 хадисов об Ахл аль-Байт.
Ахль аль-Байт в Коране Наиболее известными аятами, связанными с Ахль аль-Байт, являются: Аят ат-Татхир и хадис аль-Киса «Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома Пророка, очистить вас всецело. (Коран - 33:33)» Сунниты считают, что под членами дома имеются в виду как внуки пророка Мухаммада по линии Фатимы Захры и Али ибн Аби Талиба — Хасан и Хусейн, так и жёны Мухаммада. Шииты же полагают, что жёны пророка Мухаммада не подразумеваются в данном аяте. Для обоснования данного тезиса шиитские учёные используют как контекстуальный, так собственно лингвистический анализ аята. Кроме того, они используют метод трактовки Корана через призму хадисов, что в целом характерно для шиитского направления и джафаритского мазхаба.
Согласно этому хадису, аят 33 суры 33 был ниспослан пророку Мухаммаду в доме его жены Умм Саламы. Затем в дом вошёл маленький внук Мухаммада Хусейн, после Фатима Захра, затем другой внук от Фатимы Захры аль-Хасан, а после этого пришёл Али ибн Аби Талиб. Пророк Мухаммад накрыл их своим чёрным плащом (киса) и возвестил о том, что они и есть Ахль аль-Байт. Тогда Умм Салама спросила, входит ли она в число Ахль аль-Байт, на что пророк Мухаммад ответил: «Нет, но ты с добрым уделом».
Исламские исследователи отмечают, что Аиша и Сафия могли слышать происходящее в доме Умм Саламы в силу архитектурных особенностей жилища пророка Мухаммада и его жён: все их дома были расположены по периметру большого внутреннего дворика и были смежными по отношению друг к другу; кроме того, перегородки между стенами были недостаточно высокими и не обеспечивали достаточной звукоизоляции. Аят аль-Мубахиля «Тому, кто будет препираться с тобой относительно 'Исы, после того как ты получил божественное знание, скажи, о Мухаммад: "Давайте призовем наших сынов и ваших сынов, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, потом смиренно возденем в молитве руки и призовем проклятие Аллаха на лжецов! (Коран - 3:61)». Обстоятельства ниспослания (асбаб ан-нузул) данного аята были связаны с инцидентом вокруг группы христиан из Наджрана. Трое из них отказывались принимать условия пророка Мухаммада, которые сводились к тройной альтернативе: принять ислам, покинуть Наджран или согласиться платить джизью. Тогда пророк Мухаммад, повинуясь приказанию, данному в аяте, предложил этим христианам провести процедуру взаимного проклятия (мубахиля), суть которого заключается в следующем: если одна из тяжущихся сторон изрекает ложь, на неё призывается проклятие Аллаха. Когда христиане увидели, что с Мухаммадом пришли самые близкие его люди — Фатима Захра и имам Али ибн Аби Талиб вместе с Хасаном и Хусейном, они были потрясены их готовностью к самопожертвованию и отказались проклинать их. Так была урегулирована данная тяжба. Шиитские комментаторы отмечают, что все члены семейства пророка Мухаммада вышли к христианам Наджрана добровольно, включая детей Хасана и Хусейна, которые, невзирая на юный возраст, обладали достаточной интеллектуальной зрелостью для принятия такого решения. Аят аль-Курба «Скажи: «Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме любви любви к моим ближним». (Коран - 42:23)». Известные суннитские комментаторы Фахр ар-Рази и аз-Замахшари в своём тафсире «Аль-Кашшаф» отмечают, что в данном аяте, обращённом к Мухаммаду, речь идёт о любви к Али ибн Аби Талибу, Фатиме Захре, Хасану и Хусейну, то есть Ахль аль-Байт.
Аят Вилаят «Ваш покровитель - лишь Аллах (и) Его Посланник, (и) верующие, которые совершают намаз, вносят закат и смиренно преклоняются (перед Аллахом) (Коран - 5:55)» Фахр ар-Рази, аз-Замахшари и ан-Нишабури передают хадис от Ибн Аббаса и Абу Зарра аль-Гифари, что в этом аяте речь идёт об Али ибн Аби Талибе. В хадисе рассказывается, что в мечеть пришёл нищий, который просил у людей милостыню, но все ему отказывали. Лишь совершавший намаз имам Али, находившийся в положении поясного поклона (руку), подал нищему знак пальцем правой руки. Нищий понял жест и снял с пальца имама Али кольцо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|