Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аят ат-Татхир и хадис аль-Киса

Ахль аль-бейт

www.imamat-books.ru

 

Ахль аль-Байт (от араб. أهل البيت‎‎ ’ахль аль-байт, «люди дома») — принятое в исламской традиции обозначение семейства пророка Мухаммада, почитаемого как шиитами, так и суннитами. В доисламской Аравии так называли членов правящего в клане семейства.

В русском написании часто встречается вариант вместо "байт" - "бейт".

Сунниты толкуют понятие "Ахль аль-Байт" расширительно, включая в него близких к пророку Мухаммаду людей. Одни авторы включают сюда талибитов (потомков Абу Талиба - дяди Мухаммада и отца Али) и аббасидов (потомков аль-Аббаса - также дяди Мухаммада). Другие причисляют к Ахль аль-Байт всех хашимитов. У суннитов почитание семьи Пророка имеет второстепенное значение по сравнению с обязанностью следовать "сунне Пророка". Шииты идентифицировали Ахль аль-Байт с Ахль аль-киса ("обладатели священного покрывала"), ограничивая таким образом семью Пророка Фатимой, Али, Хасаном, Хусейном и их потомками.

В более же узком смысле слова сунниты относят к Ахль аль-Байт всех членов семьи пророка Мухаммада, включая его жён, шииты же настаивают на том, что к Ахл аль-Байт следует относить потомков Мухаммада по линии его дочери Фатимы Захры, а именно: саму Фатиму Захру, её сыновей Хасана и Хусейна, а также имамов Али ибн аль-Хусейна, Мухаммада ибн Али аль-Бакира, Джафара ибн Мухаммада ас-Садика, Мусу ибн Джафара аль-Казима, Али ибн Мусу ар-Ризу, Мухаммада ибн Али аль-Джавада, Али ибн Мухаммада ан-Наки аль-Хади, Хасана ибн Али аль-Аскари и Мухаммада ибн Хасана аль-Махди, который в шиизме считается живым и находящимся в Сокрытии до конца времён.

Существует книга «Шавахид ат-танзил» за авторством признанного суннитского учёного Абу-л-Касима Убайда аль-Хаскани ан-Нишабури, в которой он анализирует обстоятельства ниспослания многих аятов Корана. В частности, этот учёный отмечает, что 210 аятов Корана посвящены Ахл аль-Бейт. Кроме того, он также приводит около 1200 хадисов об Ахл аль-Байт.

Ахль аль-Байт в Коране

Наиболее известными аятами, связанными с Ахль аль-Байт, являются:

Аят ат-Татхир и хадис аль-Киса

«Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома Пророка, очистить вас всецело. (Коран - 33:33)»

Сунниты считают, что под членами дома имеются в виду как внуки пророка Мухаммада по линии Фатимы Захры и Али ибн Аби Талиба — Хасан и Хусейн, так и жёны Мухаммада.

Шииты же полагают, что жёны пророка Мухаммада не подразумеваются в данном аяте. Для обоснования данного тезиса шиитские учёные используют как контекстуальный, так собственно лингвистический анализ аята. Кроме того, они используют метод трактовки Корана через призму хадисов, что в целом характерно для шиитского направления и джафаритского мазхаба.
Шииты обращают внимание на тот коранический контекст, в который помещён аят «Ат-Татхир»:
«Не покидайте своих домов, не носите украшения времен джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закат и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома Пророка, очистить вас всецело. Запоминайте, о жены Пророка, то, что читают вам в ваших домах из аятов и мудрости Аллаха. Воистину, Аллах Великодушен и Всеведущ. (Коран 33:33-34)»
Шиитские учёные настаивают на том, что выделенная часть аята была ниспослана отдельно, поскольку при изъятии его из контекста смысл аятов 33 и 34, они представляют собой логически связанный и цельный текст, посвящённый жёнам пророка Мухаммада.
Однако, как отмечают шиитские комментаторы, в выделенном отрывке Аллах обращается к Ахль аль-Байт, используя местоимение мужского рода, а это свидетельствует о том, что большинство из тех, кому адресованы эти слова — мужчины.
Шииты также обращают внимание на обстоятельства ниспослания аята, признаваемые также и суннитскими учёными в их книгах.
В частности, и шиитскими, и суннитскими авторами приводится хадис аль-киса, или хадис о накидке (плаще). Этот хадис приводится со слов ряда сподвижников и жён Мухаммада, а именно: от Умм Саламы, Аиши, Сафии, Умара ибн Аби Саламы, Абу Саида аль-Худри. Хадис аль-Киса содержится в следующих сборниках и трудах по тафсиру:

  1. Ат-Тирмизи, Сахих;
  2. Аль-Хаким, Аль-Мустадрак, том 2, стр. 416 (два хадиса от Ибн Аби Саламы), том 3, стр. 146-148, стр. 158, 172;
  3. Ахмад ибн Ханбал, Муснад, стр. 323, 292, 298, том 1, стр. 330-331, том 3, стр. 252, том 4, стр. 107 (от Абу Саида аль-Худри); Фада'ил ас-сахаба, том 2, стр. 578, хадис № 978;
  4. Ан-Нисаи, Аль-Хасаис, стр. 4, 8;
  5. Аль-Байхаки, Ас-Сунан (от Аиши и Умм Саламы);
  6. Аль-Бухари, Тафсир аль-кабир, том 1, часть 2, стр. 69;
  7. Фахр ар-Рази, Тафсир аль-кабир, том 2, стр. 700 (от Аиши)
  8. Ас-Суюти, Тафсир ад-дурр аль-мансур, том 5, стр. 198, 605 (от Аиши и Умм Саламы)
  9. Ибн Джарир ат-Табари, Тафсир, том 22, стр. 5-8 (от Аиши и Абу Саида аль-Худри), стр. 6, 8 (от Ибн Аби Саламы);
  10. Аль-Куртуби, Тафсир, в комментарии к аяту 33 суры 33 хадис от Умм Саламы;
  11. Ибн Касир, Тафсир, том 3, стр. 485, полная версия (от Аиши и Умара ибн Аби Саламы);
  12. Ибн аль-Асир, Усд аль-габа, том 2, стр. 12, том 2, стр. 79 (от Ибн Аби Саламы);
  13. Ибн Хаджар аль-Хайтами, Саваик аль-мухрика, глава 11, часть 1, стр. 221 (от Умм Саламы);
  14. Аль-Хатиб Багдади, Тарих («История»), том 10 (от Ибн Аби Саламы);
  15. Аз-Замахшари, Тафсир аль-Кашшаф, том 1, стр. 193 (от Аиши);
  16. Ат-Тахави, Мушкил аль-Асар, том 1, стр. 332-336;
  17. Мухибб ат-Табари, Дахаир аль-укба, стр. 21-26 (от Абу Саида аль-Худри);
  18. Аль-Хайтами, Мажма аз-заваид, том 9, стр. 166.

Согласно этому хадису, аят 33 суры 33 был ниспослан пророку Мухаммаду в доме его жены Умм Саламы. Затем в дом вошёл маленький внук Мухаммада Хусейн, после Фатима Захра, затем другой внук от Фатимы Захры аль-Хасан, а после этого пришёл Али ибн Аби Талиб. Пророк Мухаммад накрыл их своим чёрным плащом (киса) и возвестил о том, что они и есть Ахль аль-Байт. Тогда Умм Салама спросила, входит ли она в число Ахль аль-Байт, на что пророк Мухаммад ответил: «Нет, но ты с добрым уделом».

Исламские исследователи отмечают, что Аиша и Сафия могли слышать происходящее в доме Умм Саламы в силу архитектурных особенностей жилища пророка Мухаммада и его жён: все их дома были расположены по периметру большого внутреннего дворика и были смежными по отношению друг к другу; кроме того, перегородки между стенами были недостаточно высокими и не обеспечивали достаточной звукоизоляции.

Аят аль-Мубахиля

«Тому, кто будет препираться с тобой относительно 'Исы, после того как ты получил божественное знание, скажи, о Мухаммад: "Давайте призовем наших сынов и ваших сынов, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, потом смиренно возденем в молитве руки и призовем проклятие Аллаха на лжецов! (Коран - 3:61)».

Обстоятельства ниспослания (асбаб ан-нузул) данного аята были связаны с инцидентом вокруг группы христиан из Наджрана. Трое из них отказывались принимать условия пророка Мухаммада, которые сводились к тройной альтернативе: принять ислам, покинуть Наджран или согласиться платить джизью. Тогда пророк Мухаммад, повинуясь приказанию, данному в аяте, предложил этим христианам провести процедуру взаимного проклятия (мубахиля), суть которого заключается в следующем: если одна из тяжущихся сторон изрекает ложь, на неё призывается проклятие Аллаха.

Когда христиане увидели, что с Мухаммадом пришли самые близкие его люди — Фатима Захра и имам Али ибн Аби Талиб вместе с Хасаном и Хусейном, они были потрясены их готовностью к самопожертвованию и отказались проклинать их. Так была урегулирована данная тяжба. Шиитские комментаторы отмечают, что все члены семейства пророка Мухаммада вышли к христианам Наджрана добровольно, включая детей Хасана и Хусейна, которые, невзирая на юный возраст, обладали достаточной интеллектуальной зрелостью для принятия такого решения.

Аят аль-Курба

«Скажи: «Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме любви любви к моим ближним». (Коран - 42:23)».

Известные суннитские комментаторы Фахр ар-Рази и аз-Замахшари в своём тафсире «Аль-Кашшаф» отмечают, что в данном аяте, обращённом к Мухаммаду, речь идёт о любви к Али ибн Аби Талибу, Фатиме Захре, Хасану и Хусейну, то есть Ахль аль-Байт.

Аят Вилаят

«Ваш покровитель - лишь Аллах (и) Его Посланник, (и) верующие, которые совершают намаз, вносят закат и смиренно преклоняются (перед Аллахом) (Коран - 5:55)»

Фахр ар-Рази, аз-Замахшари и ан-Нишабури передают хадис от Ибн Аббаса и Абу Зарра аль-Гифари, что в этом аяте речь идёт об Али ибн Аби Талибе. В хадисе рассказывается, что в мечеть пришёл нищий, который просил у людей милостыню, но все ему отказывали. Лишь совершавший намаз имам Али, находившийся в положении поясного поклона (руку), подал нищему знак пальцем правой руки. Нищий понял жест и снял с пальца имама Али кольцо.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...