Представления об имамате (руководстве) и вилаяте (покровительстве над верующими) Ахль аль-Байт уходят корнями в коранические аяты и Сунну пророка Мухаммада. Эти представления присущи мусульманам-шиитам и в некоторой степени последователям суфизма, однако наиболее полное теоретическое обоснование концепция имамата и вилаята нашла в двенадцатиричном шиизме.
Терминологическая разница
Часто термины «имамат» и «вилаят» используются в качестве синонимов; однако иногда учёные проводят между ними грань различия. Так, имамат означает всеобъемлющее руководство во всех вопросах — религиозных, социальных и политических, вилаят же — наличие внутреннего сакрального знания и особая приближенность к Аллаху. Согласно шиитской доктрине, Имамы из числа Ахль аль-Байт обладают как этим знанием, так и непорочностью (исмат).
Вилаят Ахль аль-Байт в Коране и Сунне
На вилаят имама Али ибн Аби Талиба указывает аят Корана вкупе с соответствующими ему обстоятельствами ниспослания (асбаб ан-нузул), зафиксированными в Сунне: «Сегодня Я завершил ниспослание вам вашей религии, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам. (Коран - 5:3)» Обстоятельства, предшествовавшие ниспосланию этого аята, описываются следующим образом: спустя десять лет после переселения (хиджры) пророк Мухаммад пригласил множество людей присоединиться к нему во время его последнего паломничества (хаджа). Целью этого было обучение мусульман правильному выполнению обрядов хаджа. Во время последнего паломничества Мухаммада рядом с ним собралось более 70 тысяч спутников.
Эта большая группа паломников во главе с Мухаммадом прибыла в Мекку 4 зульхиджа. 18 зульхиджа, после завершения хаджа, когда группа выдвинулась из Мекки в сторону Медины, пророк Мухаммад приказал людям остановиться близ местечка Гадир Хум. Как указано в шиитских и суннитских сборниках хадисов, тогда был ниспослан аят: «О Посланник! Поведай людям то, что ниспослано тебе Господом. Если ты не сделаешь этого, то ты тем самым не передашь людям Его послания, а ведь Аллах оберегает тебя от людского зла. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверных. (Коран - 5:67)»
Об этом, в частности, говорится в следующих источниках:
Фахр ар-Рази, Тафсир аль-кабир, комментарий к аяту 67 суры 5, том 12, стр. 49-50 (от Ибн Аббаса, аль-Бары ибн Азиба, Мухаммада ибн Али);
Аль-Вахиди, Асбаб ан-нузул, стр. 50 (от Атиййи и Абу Саида аль-Худри);
Аль-Хафиз Абу Нуайм, Нузул аль-Куран (от Абу Саида аль-Худри и Абу Рафи);
Ибн Саббаг аль-Малики аль-Макки, Аль-Фусул аль-мухимма, стр. 24;
Аль-Хафиз ас-Суюти, Дурр аль-мансур, комментарий к аяту 67 суры 5;
Аль-Шавкани, Фатх аль-кадир, комментарий к аяту 67 суры 5;
Хасан Хан, Фатх аль-Байан, комментарий к аяту 67 суры 5;
Шейх Мухи ад-Дин ан-Навави, комментарий к аяту 67 суры 5;
Нур ад-Дин аль-Халаби, Ас-Сира аль-халабиййа, том 3, стр. 301;
Пророк Мухаммад приказал Салману аль-Фариси соорудить для него минбар из камней и верблюжьих сёдел. Взойдя на минбар, Мухаммад обратился к мусульманам с трёхчасовой речью, в ходе которой произнёс следующие слова, известные как хадис Сакалайн: «Мне кажется, приблизилось время, когда я буду призван Аллахом и отвечу на этот зов. Я оставляю вам две драгоценности, и если вы будете следовать обеим из них, вы никогда не собьётесь с пути после меня после моего уход. Это Книга Аллаха Коран и мой род — Ахль аль-Байт. Обе эти ценности никогда не отделятся друг от друга, пока не соединятся со мной около райского источника. Затем Посланник Аллаха продолжил: Не обладаю ли я большим правом перед верующими, чем сами они перед самими собой? Люди прокричали в ответ: Да, о Посланник Аллаха. Тогда Пророк взял Али за руку и сказал: Для кого я повелитель (мавла), для того и Али повелитель (мавла). О Аллах, люби тех, кто любит его, и враждуй с теми, кто враждует с ним.»
Хадис Сакалайн зафиксирован в следующих источниках:
Тирмизи, Сахих, том 2, стр. 298, том 5, стр. 63;
Ибн Маджа, Сунан, том 1, стр. 12, 43;
Ан-Нисаи, Хасаис, стр. 4, 21;
Аль-Хаким, Аль-Мустадрак, том 2, стр. 129; том 3, стр. 109-110, 116, 371;
Ахмад ибн Ханбал, Муснад, том 1, стр. 84, 118, 152, 330; том 4, стр. 281, 368, 370, 372, 378; том 5, стр. 35, 347, 358, 361, 366, 419 (от 40 передатчиков);
Ахмад ибн Ханбал, Фадаил ас-сахаба, том 2, стр. 563, 572;
Аль-Хайтами, Маджма аз-заваид, том 9, стр. 103 (от нескольких передатчиков);
Фахр ар-Рази, Тафсир аль-кабир, том 12, стр. 49-50;
Хафиз Джалал ад-Дин ас-Суюти, Тафсир ад-дурр аль-мансур, том 3, стр. 19; Тарих аль-хулафа («История халифов»), стр. 169, 173;
Ибн Касир, Аль-бидайа ва-н-нихайа («Начало и завершение»), том 3, стр. 213; том 5, стр. 208;
Ибн Асир, Усд аль-Габа, том 4, стр. 114;
Ат-Тахави, Мушкил аль-асар, том 2, стр. 307-308;
Мир Ханд, Хабиб ас-сийар, том 1, часть 3, стр. 144;
Ибн Хаджар аль-Хайтами, Саваик аль-мухрика, стр. 26;
Ибн Хаджар аль-Аскалани, Аль-Исаба, том 2, стр. 509; том 1, часть 1, стр. 319; том 2, часть 1, стр. 57; том 3, часть 1, стр. 29; том 4, часть 1, стр. 14, 16, 143;
Табарани — передал данный хадис от Ибн Умара, Малика ибн аль-Хавираса, Хабаши ибн Джунады, Джари, Са'да ибн Аби Ваккаса, Анаса ибн Малика, Ибн Аббаса, Амары, Бурайды и т. д.;
Аль-Хатиб Багдади, Тарих («История»), том 8, стр. 290;
Аль-Хафиз Абу Нуайм, Хильят аль-авлиййа, том 4, стр. 23; том 5, стр. 26-27;
Ибн Абд аль-Барр, Аль-Истиаб, Глава о слове «айн» («глаз»), том 2, стр. 462;
Аль-Муттаки аль-Хинди, Канз аль-Уммал, том 6, стр. 154, 397;
После того, как пророк Мухаммад завершил свою проповедь, был ниспослана та часть аята 3 суры 5, которая цитировалась в начале данного раздела.
В частности, об этом свидетельствуют следующие авторы:
Виды вилаята
Шиитские учёные выделяют следующие разновидности вилаята:
1. Аль-вилаят ат-таквиниййа — дарованная пророкам и имамам способность творить чудеса, нарушая закономерности установленной причинно-следственной связи;
2. Аль-вилаят ат-ташрииййа — политическое знание и руководство;
3. Вилаят ала-т-ташри — руководство в области закона (Шариата).
Кроме того, в шиитском исламе также существует доктрина вилаят аль-факих — правление компетентного и справедливого законоведа в период сокрытия имама Махди. В настоящее время эта доктрина в интерпретации имама Хомейни положена в основу государственного устройства Исламской республики Иран.
Хафиз Джалал ад-Дин ас-Суюти, Ад-дурр аль-мансур, том 3, стр. 19;
Хатиб аль-Багдади, Тарих («История»), том 8, стр. 290, 596 (со слов Абу Хурайры);
Ибн Магазали, Манакиб, стр. 19;
Ибн Асакир, Тарих Димашк («История Дамаска»), том 2, стр. 75;
Ас-Суюти, аль-Иткан, том 1, стр. 13;
Аль-Хаварезми аль-Ханафи, Манакиб, стр. 80;
Ибн Касир, Аль-бидаййа ва-н-нихаййа, том 3, стр. 213;