Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности сопровождения семьи с ребенком – инвалидом




Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, как правило, нуждаются в сопровождении кризисного уровня из- за стресса, вызванного приемом в семью «особого» ребенка.

Категория «особых» детей представлена детьми, имеющими различные по степени сложности и характеру отклонения в психическом или физическом развитии - нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, процессов коммуникации, расстройства моторно-двигательной сферы. Ограничение психофизических возможностей не является чисто количественным фактором. Это системное изменение всей личности в целом.

Замещающая семья для ребенка-инвалида рассматривается как реабилитационная структура, обеспечивающая условия его оптимального развития. Такое понимание семьи является основным критерием в организации ее сопровождения.

При этом опекуны инвалидность подопечного ребенка рассматривают, в основном, с точки зрения ограничения, что снижает реабилитационный потенциал семьи. Поэтому важнейшей задачей сопровождения является изменение их установок на ограничения возможностей ребенка - ограничение одних возможностей может стать основанием для акцентирования других возможностей.

Независимо от кровного родства родителям сложно принять особенности личности ребенка - инвалида. При этом они склонны к проявлению чрезмерной опеки в отношении ребенка, пренебрегая возможностями и потребностями детей в активной самостоятельной деятельности, что нередко способствует его еще большей инвалидизации. Для родителей характерны неадекватность, противоречивость ожиданий от ребенка. С одной стороны, они ждут от него взросления и самостоятельности, с другой, способствуют его зависимости и инфантилизации. Неадекватные родительские ожидания способствуют усугублению эмоциональных нарушений у детей-сирот, значительно затрудняют их коррекцию.

Для детско-родительских отношений в замещающих семьях, воспитывающих детей с инвалидностью, характерен недостаток родительского авторитета и эмоциональной близости с приемным ребенком, трудности в отношениях приемных детей с другими членами семьи. Семьям также не хватает согласия в супружеской подсистеме и родительской последовательности. Выражение недовольства детьми сменяется потворствованием в удовлетворении их потребностей. В замещающих семьях значительные различия выявлены в оценках предъявляемых требований к детям у опекунов и их подопечных. Опекуны оценивают свои требования как низкие, дети как чрезмерно высокие. Данные разногласия нередко становятся причиной конфликтов.

Анализ показателей, характеризующих межличностную сферу приемных детей- инвалидов, указал на недостаток положительного отношения к близким людям и значимым сверстникам, трудности во взаимодействии с членами семьи, социальной адаптации и контроля своего поведения, а также высокий уровень конфликтности и неумение сотрудничать. Семейную ситуацию они зачастую воспринимают как конфликтную, а отношения в семье как напряженные, недостаточно сплоченные и теплые. Подопечные склонны конкурировать с кровными детьми замещающих родителей.

Таким образом, в качестве основных мишеней кризисного сопровождения семьи с приемным ребенком - инвалидом целесообразно выделить следующие:

- негативное восприятие особенностей личности, нарушений поведения ребенка;

- неадекватные ожидания от ребенка, несоответствующие его возможностям;

- нарушения в восприятии родителями внутренней картины болезни и инвалидности ребенка;

- нарушения привязанности у приемных детей, коррекция их оценок взаимоотношений в семье;

- низкий уровень контроля у замещающих родителей и приемных детей;

- нарушения структуры семейной системы: низкая сплоченность, хаотичность или чрезмерная жесткость внешних и внутренних границ семейной системы; хаотичность или жесткость иерархии;

- динамические характеристики семейной системы: трудности в приспособлении к текущим требованиям жизни и развития семьи, недостаточный обмен информацией в семье, неадекватность выражения чувств, недостаточная взаимная забота, трудности в удовлетворении эмоциональных потребностей членов семьи, проблемы в организации автономной жизни, уровень конфликтности в семье, инверсия воспитательных ролей родителей.

В соответствии с выделенными мишенями сопровождения можно наметить основные направления сопровождения замещающей семьи с приемным ребенком-инвалидом:

- коррекция структурных и динамических нарушений в функционировании семейной системы, которая проводится в рамках семейного консультирования или психотерапии;

       - работа над формированием позитивного образа приемного ребенка у родителей, позитивного образа членов семьи у ребенка через получение чувственного насыщения, наполнения энергией образа, возможность удовлетворить собственные потребности в присоединении и идентификации, осознание проекций собственных отрицательных и положительных эмоций на другого;

- получение новых знаний о психологии приемного ребенка с инвалидностью, психологии замещающей семьи и т.д.;

- создание адекватной внутренней картины болезни.

Работа психолога с родителями по созданию внутренней картины болезни приемного ребенка проводится через формирование адекватного представления о комплексе его болезненных ощущений, переживаниях ребенка в отношении своей болезни и ее последствий, понимание сути его заболевания, возможностей лечения и комплексной реабилитации, реальных возможностей и целей, адекватной оценки перспектив развития ребенка, выработку адекватного отношения к заболеванию ребенка, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на его развитие, адаптацию и самопринятие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...