Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности сопровождения замещающей семьи на этапе подросткового кризиса подопечного




 

Кризис подросткового возраста у детей истощает воспитательный ресурс семьи, снижает способность к совладанию с семейным стрессом, вызывает сопротивление и, как следствие, приводит к отторжению, а нередко и возврату приемного ребенка из замещающей семьи в учреждение.

При этом в развитии аффективно-личностной сферы у подростков, воспитывающихся в семьях родственной и неродственной опеки, выделяются значимые различия. Подростки, воспитывающиеся в расширенной биологической семье, более сохранны и менее подвержены депривационным нарушениям в развитии. Для детей из неродственной опеки проблема недоверия остается ведущей. Для них характерны возрастная регрессия, нежелание принять свою половозрастную роль, «заторможенность» при взаимодействии с людьми, высокий уровень тревоги, негативных эмоциональных переживаний, постоянное ожидание неприятностей. Их протестные реакции, попытки противодействовать внешнему давлению выражены слабее, чем у подростков родственной опеки.

В семьях родственной опеки опекун остается объектом глубокой привязанности, но неспособным удовлетворить потребности подростка в эмоциональной близости, нежности, любви и безусловном принятии. Это актуализирует у подростка потребность в его обесценивании, выплеске негативных эмоций, ярости.

В семьях неродственной опеки отношение к опекуну носит двойственный характер, который проявлялся, с одной стороны, в стремлении идентифицироваться с ним, признании его значимости, определенной идеализации взаимоотношений, с другой, в невозможности установить отношения стабильной привязанности, стремлении к постоянной проверке его личностных границ.

Независимо от родства с ребенком на этапе подросткового кризиса снижаются способности семьи к осуществлению валидирующих и поддерживающих функций. Это выражается в низкой сензитивности опекунов к потребностям и состоянию подростков, высоком уровне недоверия, восприятии опекуна как сверхкритичного авторитарного родителя, «застревание» подростков в роли идентифицированного клиента.

Для опекунов - не родственников характерен более низкий уровень сензитивности к состоянию подростков, чем у опекунов - родственников. При этом семьи с неродственной опекой более сохранны в отношении общей травматизации. Мотивы приема у них, в основном, связаны с потребностью в ребенке, а события, предшествующие приему, с задачами развития семьи («пустое гнездо», «потеря работы», повторный брак).

Семьи с родственной опекой до приема ребенка в семью пережили смерть близкого, исчезновение собственного ребенка- родителя подопечного, лишение собственного ребенка - родителя подопечного родительских прав вследствие тяжелой химической зависимости и невозможности воспитывать детей, смерть родителя подопечного после установления опеки. Мотивы установления опеки над ребенком связаны у них с «жалость и сострадание к детям, оставшимся без родительской заботы», долгом перед умершими родственниками. Их прием носит, нередко, вынужденный характер. Сами опекуны (попечители) чувствуют себя жертвой трагических обстоятельств своей семьи. Для них характерен крайне высокий уровень неудовлетворенности в основных сферах жизнедеятельности (семья, личная жизнь, карьера, досуг и т.д.), значительно превышающий данный показатель у опекунов неродственной опеки.

В родственной опеке пубертатный кризис подопечных может привести семью на грань деструктивного функционирования.

В семьях неродственной опеки пубертатный кризис подопечного возвращает семью к структурному кризису начальных этапов становления семьи в качестве замещающей, когда «базовая» семья (семья до приема), пытаясь сохранить свою целостность, сплачивалась, а приемный ребенок «застревал» на периферии в роли «идентифицированного клиента».

Анализ реакции семей с родственной и неродственной опеки на пубертатный кризис подростков позволил выделить основные мишени сопровождения.

В семьях с родственной опекой специфическими мишенями сопровождения должны стать:

- ситуация вертикальной (из поколения в поколение) травмы в семье, патологизирующие паттерны взаимодействия между ее членами;

- образы межпоколенных взаимоотношений в семье;

       - проекции деструктивных семейных сценариев на будущее подростка;

       - уровень стрессоустойчивости семьи;

       - негативный эмоциональный фон у опекуна;

       - преобладание паттернов критики и наказания при явном дефиците поддержки;

       - дефицит эмоционально близких и четких иерархических отношений;

       - низкий уровень согласия и в плане ролевых ожиданий друг от друга;

       - смешение ролевых функций в семье (опекуны вынуждены выполнять как прародительские, так и родительские роли в семье, что осложняло реализацию и тех и других функций);

       - «застревание» подопечных в роли «идентифицированного клиента», «члена семьи, «создающего неприятности».

В семьях с неродственной опекой к мишеням сопровождения можно отнести:

       - структурный кризис в семье;

       - незавершенность процессов интеграции приемного ребенка;

       - эмоциональные ресурсы семьи;

       - подготовка подростка к самостоятельной жизни.

 

В соответствии с выделенными мишенями сопровождения можно наметить специальные направления сопровождения семьи.

Семьи, где опекуны/попечители являются родственниками ребенка: Завершение ситуации вертикальной травмы в семье через:

1. Работу с историей семьи, выделение и проработку патологизирующих образцов поведения, передающихся из поколения в поколение – различные виды зависимости, суициды, убийство, в т.ч. собственного ребенка (намеренное или «по недогляду»), депривационное воспитание детей, сиротство, социальная изоляция и др.

Основной метод работы «Генограмма семьи». «Семейная генограмма» позволяет изобразить родственные связи в семье в виде графической схемы. Данная техника используется, как в качестве диагностического инструмента, так и в качестве терапевтического. «Генограмма» позволяет отрефлексировать и отреагировать патологические паттерны взаимоотношений в вертикальной системе семьи, их влияние на взаимоотношения и поведение членов семьи, осознать причины семейной тревоги, «прервать» негативные паттерны в системе, проанализировать семейные способы сопротивления и избегания изменений. Она также позволяет снизить чувство вины, которое негативно влияет на эмоциональный фон и настроение опекуна и подопечного подростка, способствует «удержанию» их в состояния конфликта и глобальной неудовлетворенности отношениями. «Генограмма» также дает возможность осознать ресурсы своей семьи, выделить ее героев, создать образ семейной поддержки, позволяющий противостоять постоянным стрессам и травмам. Проводится в рамках семейного консультирования;

2.  Работу с горем и утратой (смерть родителей, близких и т.д.). Работа строится в зависимости от этапа горевания. На первом этапе (период шока) она направлена на поддержку, на втором (период отрицания) - на минимизацию горя, третьем (период принятия) - на выражение чувств к умершему или к себе (вина, стыд, агрессия), открытие доступа к воспоминаниям, завершение отношений с умершим;

3. Развитие способности семьи к валидизации и поддержке подопечного через обучение и отработку членами семьи методов идентификации и вербализации собственных эмоциональных состояний, эмоций других членов семьи, техник психологической поддержки. Проводится в рамках групповой работы или семейного консультирования;

4. Коррекцию ролевой структуры семьи через четкое распределение семейных ролей, определение внутренних границ семьи- правил взаимоотношений между подсистемами. Проводится в рамках групповой работы или семейного консультирования.

5. Разработку «жизненного проекта» подростка, включающего в себя определение жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, необходимых для реализации «проекта» личностных качеств и компетенций, способов их развития и достижения, внутренних критериев оценки собственной успешности.

 

Семьи, где опекуны/попечители не являются родственниками ребенка (посторонние граждане):

1. Завершение процессов интеграции подопечного подростка в семью через реструктуризацию семейной системы, «открытие» границ детской подсистемы и включение в нее приемного ребенка.

2. Поддержка эмоциональных ресурсов семьи через включение семьи (опекуна) в группу психологической поддержки (взаимопомощи), которая функционирует по принципу “помогая вам, я помогаю себе”, поскольку все ее участники одновременно являются помогающими и получающими помощь; назначение наставника из числа замещающих родителей, справившихся с подобной ситуацией (при согласии опекуна); обучение членов семьи техникам эмоциональной поддержки;

3. Подготовка подростка к самостоятельной жизни через разработку его «жизненного проекта», включающего в себя профессиональное самоопределение, формирование установок на стабильную трудовую занятость, профессиональную активность, создание семьи, навыков эффективной коммуникации, развитие жизнеспособности, адекватных стратегий и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...