Материально-техническое обеспечение дисциплины
Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционных курсов 36 ч. На лекциях применяются следующие средства ТСО: графопроектор Практические (семинарские) занятия организуются по группам. Общий объем семинарских занятий по учебным планам: 18 часов. Часть практических занятий осуществляется с использованием мультимедийного оборудования.
Аннотация к дисциплине Преподавание дисциплины «Основы права» ставит цель дать обучаемым студентам первичные основы и представления об основных категориях права, без которых невозможно понять, усвоить действующую систему норм, правил по различным отраслям знаний, законов, иных правовых источников. В программе курса рассматривается право, система общеобязательных для всего общества правил поведения, что является основным условием развития и становления государства.
РАЗДЕЛ 2. Практические занятия по дисциплине ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие №1,2 Понятие государства и права. Теории происхождения государства и права. Основы теории права Задание: подготовить устные сообщения по следующим темам: Основные теории происхождения государства и права - теологическая теория - патриархальная теория - теория общественного договора - теория насилия - психологическая теория В рамках ответа назвать авторов (представителей) теории, обозначить основные положения, выделить положительные и отрицательные черты каждой из теорий. Дополнительные вопросы: Кто является представителем патриархальной теории происхождения государства, в чем, по вашему причины их появления представителей в различные исторические эпохи?
Охарактеризуйте теорию внешнего и теорию внутреннего насилия в их совокупности и соотношении. Какая из перечисленных теорий представляется вам наиболее правильной и почему? Соотношение государства и права: общее, различия, взаимодействие.
Механизм государства и государственный аппарат
Соотношение категорий задачи и функции государства
Форма государства: понятие и структура Дополнительные вопросы: Какова форма современного российского государства. Дайте краткую характеристику с пояснениями
Понятие и основные признаки правового государства Дополнительные вопросы: Может ли РФ быть охарактеризовано как правовое государство. Ответ обоснуйте.
Норма права: понятие, структура, классификации. Источники права. Нормативно-правовой акт как основной источник права (понятие, классификация по юридической силе).
Правоотношение: понятие, виды, характеристика состава правоотношения.
Понятие, принципы, виды юридической ответственности. Правонарушение как основание юридической ответственности. Задачи по тематике семинарского занятия Задача 1. Давая определение одной из форм права, студент Жаров сказал следующее: "Правовой обычай-это решение суда по конкретному делу, ставшее обязательным правилом для решения аналогичных дел". На что студент Аверин возразил: "Правовой обычай-это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, и санкционируемое государством в качестве общеобязательного правила". Кто из них прав?
Задача 2. Выделите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст. 331 ГК РФ "Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке".
Задача 3. Назовите элемент юридической нормы, которой указывает на условия, при которых данная норма вступает в действие: · Гипотеза · Диспозиция · Презумпция · Санкция
Задача 4. Расположите нормативные правовые акты по степени юридической силы: · Постановление Правительства РФ · Закон РФ · Инструкция Минздрав России · Указ Президента РФ.
Задача 5. К какому виду (разрешающей, запрещающей, представительно-обязывающей) относятся следующие нормы конституции РФ? · Ч.2 ст. 6 "Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ"; · Ч.2 ст. 45 "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом"; · Ч.4. ст. 109 "Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации". Литература к семинарскому занятию 1. Шкатулла, В. И. Правоведение [Текст]: учебное пособие для вузов / В. И. Шкатулла, В. В. Надвикова, М. В. Сытинская; под ред. В. И. Шкатуллы. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ "Академия", 2001. - 352 с. 2. Мухаев, Р.Т. Правоведение: Учебник для неюридических ВУЗов / Р. Т. Мухаев. - М.: ПРИОР, 2001. - 272с. 3. Правоведение [Текст]: учебное пособие / под ред. О. Е. Кутафина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 400 с. - Гриф МО "Допущено". 4. Правоведение [Текст]: учебник для студентов высших неюридических учебных заведений / отв. ред. Б. И. Пугинский. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 2008. - 462 с. - (Основы наук). - Гриф УМС "Рекомендовано". 5. Правоведение [Текст]: учебник / В. А. Алексеенко [и др.]. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Кнорус, 2008. - 472 с. - Гриф МО "Рекомендовано". 6. Чашин, А. Н. Правоведение [Текст]: учебник для неюридических вузов / А. Н. Чашин. - М.: Дело и Сервис, 2009. - 528 с. 7. Моисеенко, О. В. Правоведение [Текст]: учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения неюридических факультетов / О. В. Моисеенко; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово, 2010. - 216 с. Занятие № 2, 3. Конституционное устройство российского государства
Задание: подготовить доклады по следующим вопросам: 1. Конституция РФ как основной закон государства; Дополнительный вопрос Кратко охарактеризуйте конституции российского государства, действовавшие до Конституции 1993 года;
2. Общая характеристика Российской Федерации: -демократическое; -федеративное; -правовое; -республика; -социальное; -светское; Дополнительный вопрос: Охарактеризуйте форму правления современного российского государства (с аргументацией);
3. Органы государственной власти РФ: система и структура; 4. Теория разделения властей в российской модели построения оргаов государственной власти; Дополнительный вопрос: Изобразите схему сдержек и противовесов конституционного устройства России;
5. Региональные органы государственной власти; Дополнительный вопрос: Изобразите в виде схемы организацию региональных органов гос. Власти на примере Кемеровской области;
6. Местное самоуправление в РФ: понятие и система; Задачи по тематике семинарского занятия
Задача 1. 1 августа 1998г. в департамент здравоохранения Московской городской администрации поступила жалоба от военнослужащего Жукова. Не получив ответа 25 сентября Жуков попытался выяснить, почему нет никакой информации, однако ему ничего не пояснили, предложив еще подождать. Какие права попытался реализовать гражданин Жуков?
Задача 2. Жители поселка "Рыбачий" Окунев и Карпов, находясь на отдыхе, сломали несколько деревьев, разожгли костер, мусор после себя не убрали. Какую конституционную обязанность нарушили граждане Окунев и Карпов?
Задача 3. Гражданин Кисельман, житель Калуги, являясь индивидуальным предпринимателем, заявил в налоговую инспекцию, что не будет платить налоги и составлять декларацию, так как одновременно является гражданином Израиля и все налоги уплатил в том государстве. Правомерны ли рассуждения Кисельмана? Задача 4. Какова роль каждого из перечисленных органов в процедуре отрешения президента от должности?
· Государственная Дума РФ; · Совет Федерации РФ; · Федеральное Собрание РФ; · Конституционный Суд РФ; · Верховный Суд РФ. Задача 5. К какому виду государственных органов (законодательным, исполнительным, судебным) относятся следующие организации: Свердловская областная дума, Правительство Республики Саха, Замоскворецкий межмуниципальный суд, трибунал Забайкальского военного округа.
Задача 6. Определите требования, предъявляемые Конституцией РФ к депутатам Государственной Думы. · возраст 25 лет; · возраст 21 год; · высшее образование; · не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; · имеет право участвовать в выборах; · не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью; · не может быть собственником предприятий, акционерных обществ; · не должен иметь судимости. Литература к семинарскому занятию 1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. 2. Абова Т.Е. Арбитражный суд в судебной системе России // Государство и право. 2000. № 9. с. 5-14. 3. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для юрид. Вузов и факультетов. – М.: ИНФРА – М Норма, 2009. – 776 с. 4. Златопольский Д.Л. О сущности Конституции // Журнал российского права. 1997. № 10. 5. Котенков А.А. Президент - парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 9. с.5-8. 6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. – М.: Юристъ, 2007. – 420 с. 7. Моисеенко, О. В. Правоведение [Текст]: учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения неюридических факультетов / О. В. Моисеенко; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово, 2010. - 216 с. 8. Мухаев, Р.Т. Правоведение: Учебник для неюридических ВУЗов / Р. Т. Мухаев. - М.: ПРИОР, 2001. - 272с. 9. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ 1993г.// Государство и право. 1996. № 1. С.12-23. 10. Правоведение [Текст]: учебное пособие / под ред. О. Е. Кутафина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 400 с. - Гриф МО "Допущено". 11. Правоведение [Текст]: учебник для студентов высших неюридических учебных заведений / отв. ред. Б. И. Пугинский. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 2008. - 462 с. - (Основы наук). - Гриф УМС "Рекомендовано". 12. Правоведение [Текст]: учебник / В. А. Алексеенко [и др.]. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Кнорус, 2008. - 472 с. - Гриф МО "Рекомендовано".
13. Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2008. – 360 с. 14. Чашин, А. Н. Правоведение [Текст]: учебник для неюридических вузов / А. Н. Чашин. - М.: Дело и Сервис, 2009. - 528 с. 15. Шкатулла, В. И. Правоведение [Текст]: учебное пособие для вузов / В. И. Шкатулла, В. В. Надвикова, М. В. Сытинская; под ред. В. И. Шкатуллы. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ "Академия", 2001. - 352 с. Нормативные акты. 1. Конституция Российской Федерации. М., 2001. 2. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991г // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991.№53. Ст. 1865. 3. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994г // Собрание законодательства РФ. 1994.№13. Ст. 1447. 4. Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 5 апреля 1995г // Собрание законодательства РФ. 1995. №18. Ст. 189. 5. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997г // Собрание законодательства РФ.1997. №51. Ст. 5712; 6. Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993г// Ведомости совета народных депутатов РСФСР и Верховного Суда РСФСР. 1993. №19. Ст. 685; 7. Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания" от 8 мая 1994г// Собрание законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3466 8. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 г. // Парламентская газета. 2003. 16 января. 9. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995г // Собрание законодательства РФ. 1995. №47. Ст. 4472. 10. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 г // Российская газета. 1999. 1 и 3 июля. 11. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999г // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|