Русский модернизм и его разновидности
Часто путают три слова: декадентство, модернизм и символизм. Между тем смысл их различен. Модернизм - шире символизма. Модернистами были все писатели, искавшие новые пути в литературе: акмеисты, футуристы и даже писатели, которых называли «неореалистами». В России начала XX века было модно подражать «туманным стихам» символистов, рядиться в блоковских «Незнакомок». Была в русских символистах одна черта, которая легко имитировалась людьми, никакого отношения к символизму не имеющими: необычная манера поведения. Собственно «символизм» - это литературное течение, сознательно взявшее символ за основу искусства. Сложность изучения русского символизма состоит в том, что все три элемента - модернизм, декадентство и собственно символизм - проявлялись в нем в неразрывном единстве. Символизм Символизм был своеобразной попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей и истин. Это обусловило отход символистов от традиций демократической русской мысли и от гражданских традиций русской классической литературы к философско-идеалистической реакции в эстетике, противопоставляемой символистами эстетике революционно-демократической. Символизм не был явлением внутренне однородным. Он представлял собой сложное, исторически развивающееся литературное направление, связанное с именами крупнейших поэтов начала XX века. Русскими учителями нового направления стали писатели XIX в. В начале 1900-х гг. внутри символизма обозначались три течения. Первое из них на рубеже XIX-XX вв. было представлено группой писателей (Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус и др.), связавших искусство с богоискательскими идеями, с идеями «религиозной общественности». Критика тогда же назвала их декадентами Белый Андрей.
Второе течение (в нем главенствовали В.Брюсов и К.Бальмонт), заявившее о себе во второй половине 90-х гг., рассматривало новое направление как чисто литературное явление, как естественную закономерность в поступательном движении искусства слова Там же. Этим писателям было свойственно импрессионистическое восприятие жизни и стремление к чисто художественному обновлению русской поэзии. «Младшие» символисты - А.Блок, А.Белый, В.Иванов, С.Соловьев, Эллис (Л.Кобылинский) при своем вхождении в литературу выступили как приверженцы философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии В.Соловьева. Все три группы не были отделены друг от друга непроницаемой стеной. Они были объединены общим неприятием реалистического искусства. В то же время в среде самих символистов постоянно шли ожесточенные споры. Чтобы понять символизм, нужно принять его несколько «театральное» отношение к жизни как должное, как нечто естественное и даже необходимое. «Театральность» не была игрой. Русские символисты жили в состоянии непрерывных ожиданий, причем не вполне определенных, но зато катастрофического размаха. Жизнь в состоянии ожидания сделала их чуткими к малейшим колебаниям духовной атмосферы. И потому творчество символистов - подвижно и переменчиво. В литературе, живописи, музыке, в самом сознании людей конца XIX в. преобладали сине-серые цвета, пессимизм, ощущение бесцельности жизни. На исходе столетия становится ощутимым разрыв времен: «старое отделилось от нового». С началом века мрачный дух Шопенгауэра сменился влиянием Ницше, во всем чувствовалось веяние нового времени. Именно в эти годы приходит новое поколение символистов: В.Иванов, А.Белый, А.Блок, Эллис (Л. Кобылинский), С.Соловьев. Их жизнь - непрерывные духовные скитания. Они запечатлеваются непосредственно в творчестве и во взглядах на искусство. В конце 1944 г. уже в преклонном возрасте В.Иванов напишет в стихах своего рода «эстетический трактат» символизма, знамени которого он был верен всю жизнь.
В 1910-е гг. символизма как школы уже не существует. На смену ему приходят новые поэтические течения. Завершил символизм как литературное течение И.Анненский. Именно после его смерти в 1909 г. обозначился кризис символизма. В Анненском уже содержатся зерна и даже ростки дальнейшего развития русской поэзии. Но при этом символисты не перестали быть символистами. Ни Иванов, ни Белый, ни Блок в собственном творчестве не отрекались от символизма. Их поэзия насыщается реалистическими деталями, но в целом - это тот же символизм. Название поэмы Блока «Двенадцать» - символ. Символом становятся и блоковские «Скифы». И в этом состоянии символизм пережил все прочие литературные течения начала века. 2. Модернизм - Как направление в отечественной культуре конца XIX - начала XX века. «Серебряный век» русской литературы Конец XIX - начало XX вв. - сравнительно короткий, но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Это время называют еще «серебряным» веком», сравнивая с «золотым веком» - эпохой наивысшего расцвета русской литературы и искусства - XIX столетием. Конец XIX - начало XX вв., вплоть до революции 1917 г., мыслящие люди России прожили в предчувствии конца одной эпохи и начала какой-то новой, которая одними ожидалась с радостью, другими - со страхом и трепетом. Модернизм, совпавший с господством стиля модерн конца XIX в., в других областях искусства - живописи, архитектуре, дизайне, в поэзии, был представлен плеядой «мэтров» символизма. Одних поэтов - великих, крупных и просто значительных - десятки. Аннеский, Блок, Гумилев, Бунин, Ахматова, Есенин, Маяковский, Пастернак, Хлебников, Клюев, Северянин, Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Волошин, Ивановы (Вячеслав и Георгий), Кузмин, Цветаева, Ходасевич, Гиппиус, Мандельштам Мандельштам О. - это только самые заметные, да и то не все. В конце XIX в. поэзия начала теснить с «привилегированного» места прозу, она сама теперь претендовала на роль выразительницы чувств молодого поколения. В 1890-е годы течение модернизма еще до конца не оформилось. Оно по образному выражению В.Брюсова «пробивалось там и сям отдельными ручейками».
Переживание конца, «декаданса», стремительного падения в пропасть, охватившее интеллигенцию даже раньше реального поражения России в русско-японской войне, революции 1905-1907 годов, отступлений на германском фронте, кровавой гражданской войны с ее миллионами погибших в творчестве «новых» стихотворцев, поначалу мало чем отличалась от «скорбных» песен гражданской лирики. Наиболее чуткие художники «серебряного века» жили с чувством страшного разлада между своей культурой и жизнью России, которая в то время все еще оставалась страной крестьянской. «Серебряный век» отличался крайним субъективизмом восприятия мира. Литература перестает быть правдивым отражением реальности и выражает, скорее, внутренние переживания художников. Эпоха сама назначала своих певцов и кумиров. И они обостренно переживали зависимость от нее, видели себя «блаженными» на этом жизненном пире порой роскошно-карнавальном, порой кроваво-трагическом. Писатели «серебряного века» почти всерьез считали себя ожившими героями Достоевского: «Карамазовыми», «Ставрогиными», «Раскольниковыми». В то же время огромной популярностью пользовалась эстетика XVIII в. с ее масками, карнавалами, утонченными развлечениями. В литературе вспоминаются «Балаганчик» Блока и «Петербург» Белого. Но к той же эстетике отчасти относились философские вечера в «Башне» В.Иванова. Жизнь и искусство обычно разделены какими-то границами. В искусстве присутствует элемент игры, условности. В жизни все серьезно, основательно, реалистично. «Серебряный век» размыл эти границы. В своем бытовом поведении люди «Серебряного века» играли, но в то же время искусство всерьез определяло не только их судьбы, но и жизнь целой страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|