Индустриализация и коллективизация. Внешняя политика.
Выявляя тенденции социально-экономического и политического развития советской России, следует обратить внимание на общие черты и особенности периодов новой экономической политики, сталинской коллективизации и индустриализации. Важно также охарактеризовать причины происходивших в стране изменений, основные мероприятия власти в экономической сфере на отдельных этапах развития и их результаты. При характеристике сталинизма надо учитывать не только личностные особенности вождя и его ближайшего окружения, но и господствовавшие в советском обществе настроения и традиции, т.е. рассматривать сталинскую модель как социально-экономический, политический и идеологический феномен российской цивилизации. Экологический кризис 1920-х гг. прошел почти незаметным. Причина проста – во всех сферах жизни в 1921-1924 годах положение было тяжелое. Однако это не помешало решать не только основные задачи восстановления экономики в режиме нэпа, но и сохранения природы. Более того, в первые послереволюционные годы советское правительство создало самый первый пласт нормативных документов, которые определили основные направления экологической политики страны. При изучении истории индустриализации и коллективизации следует рекомендовать разобраться в принципиальных вопросах: зачем эти процессы были нужны, какова их «цена» и формы проведения? Если их сопоставить с событиями внутрипартийной борьбы за высшую власть после смерти Ленина, то тогда можно выстроить вполне цельную картину формирования индустриального общества параллельно с попытками реализации политической утопии. Индустриализация и коллективизация – это две половины одного и того же процесса. Создание новейшей промышленности требовало огромных средств, которых у государства не было. Возможности получения необходимых средств при помощи внутренних или внешних займов практически не существовало. Устами Л.Д.Троцкого на заседании ЦК ВКП(б) был дан единственный рецепт финансирования – путем ограбления крестьянства. Поэтому коллективизация стала важнейшим источником получения огромных масс сельскохозяйственной товарной продукции, которой СССР с успехом торговал на мировом рынке даже в условиях Великой депрессии!
Столь жестокая модель индустриализации огромной страны, конечно, потребовала максимальной централизации управления экономикой, основанной не на логически просчитываемых плановых показателях, а на желании достижения сверхрезультата. Для этого использовалось все – продажа сырьевых природных ресурсов (лес, полезные ископаемые, энергоносители и т.д.), торговля произведениями искусства и многое другое. Необходимо помнить, что лагеря системы ГУЛАГ создавались, как правило, в местах, где начиналась разработка новых источников природного сырья и ресурсов – угля, руд, леса, золота и т.д. На этом фоне вполне логичным продолжением стал культ личности, который завершил систему образования командно-административной системы в СССР, существовавшей практически до его распада. В то же время, следует помнить, что в этом жестко централизованном государстве было введено бесплатное образование, здравоохранение, осуществлялась настоящая культурная революция. В послереволюционные годы велась большая работа по борьбе с массовой неграмотностью, безработицей, массовыми болезнями и т.д. Наука и искусство в 1920-30-х годах были представлены именами мировой величины. В стране начал создаваться слой технической интеллигенции, которой оказалось по плечу решать любые задачи организации современной индустрии и военно-промышленного комплекса.
Следует обратить внимание, что итогом экономического развития страны в 1920-х - 30-х гг. XX века явилась сталинская модернизация, создание в СССР индустриально-аграрной плановой экономики. В то же время нужно помнить, какой ценой это было достигнуто, на какой основе создавалась советская индустрия, возможно ли было ее дальнейшее успешное развитие. При изучении вопроса о формировании тоталитарного режима в СССР следует обратить внимание на борьбу в правящей верхушке советского общества по вопросам о методах, задачах, целях построения социалистического общества. Сталинская идея о нарастании классовой борьбы по мере успехов социализма нашла свое воплощение в осуществлении массовых репрессий, создании системы ГУЛАГ, формировании тоталитарной машины власти в стране, проводившей политику государственного насилия. «Чистка» 1937-1938 гг. была целенаправленной операцией, спланированной в масштабах страны. Основной целью этой политики явилась ликвидация «пятой колонны» в преддверии большой войны. Она проводилась под контролем и по инициативе высшего руководства СССР. Решения о начале террора были санкционированы и утверждены Политбюро (постановление от 2 июля 1937 г. и приказ № 00447 от 31 июля 1937 г., постановление от 19 января 1938 г. и другие). В конечном счете, если в экономике сталинская модернизация привела к определенным успехам, то в социально-политической сфере советское общество эволюционировало в сторону тоталитаризма левого толка. В эколого-историческом плане именно индустриализация и коллективизация привели к быстрой смене приоритетов в этой области. Если в 20-е годы экологическая политика сроилась на признании необходимости исключения ценных или исчезающих природных объектов из любых форм хозяйственного использования, то уже в самом начале 30-х годов этот принцип был изменен – все для построения технической базы социализма. Вопросы для самопроверки 1. Итоги и значение новой экономической политики. 2. Изменения в природопользовании в ходе первых пятилеток 3. Особенности промышленного развития в СССР в годы первых пятилеток. 4. Эволюция внешней политики СССР в 20–30-е гг.
5. Экономика и Вооруженные Силы СССР накануне Великой Отечественной войны. Литература Основные учебники: 1. Соколов, В.В. Отечественная история. Россия имперская. Россия советская. Россия изменяющаяся. / В.В. Соколов. – Т. 2. - СПб., 2005. 2. Зуев, М.Н. История России / М.Н. Зуев. – М., 2008. 3. История России с древнейших времен до наших дней / под ред. Н.Д. Козлова. – М., 2009. 4. Шумилов, М.И. История России: конец XIX- начало XXI веков / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – СПб., 2008. Дополнительные учебники: 1. Барсенков, А.С. История России. 1917-2007 / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М., 2008. 2.История России (IX – начало XXI в.). Учебник. / Под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозика [и др.]. – М., 2007. 3. Капченко, Н.И. Политическая биография Сталина. Т. II. (1924-1939) / Н.И. Капченко. – Тверь, 2006; Т. III. (1939-1953). – Тверь, 2009. 4.Орлов, А.С. Основы курса истории России. / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. – М., 2008. 5.Отечественная история. Учебник. / Под ред. Р.В. Дегтяревой и С.Н. Полторака [и др.]. – М., 2007. 6. Чубарьян, А.О. Канун трагедии: Сталин и международный кризис. Сентябрь 1939 – июнь 1941 года / А.О. Чубарьян. – М., 2008. 17.Жуков, Ю.Н. Иной Сталин / Ю.Н. Жуков. – М., 2008.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|