Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Россия в эпоху реформ и контрреформ второй половины XIX века.




Важную роль в создании духовной атмосферы, подготовившей отмену крепостного права, сыграли изменения во внутренней политике после 1855 г., т.е. поражения в Крымской войне. Правительство Александра II разрешило свободную выдачу загра­ничных паспортов, отказалось от военных поселений, сложило недоимки и освободило на три года податные сословия от рекрутских наборов. Кроме того, был ослаблен цензурный контроль, объявлена амнистия политическим заключенным (декабристам, петрашевцам и участникам польского восстания 1831 г.).

Серьезной и крупномасштабной попыткой ликвидировать отставание России от европейских стран была серия реформ 60-х – 70-х гг. XIX в. По вопросу о причинах, вызвавших реформы в России существует несколько мнений. Одни историки считают, что причиной являлось состояние крепостного хозяйства, его разложение и кризис, другие – реформаторская деятельность либеральной части царской бюрократии, третьи – крестьянское движение. В последнее время получила развитие точка зрения, что причиной реформ стало поражение России в Крымской войне. Война показала технико-экономическую отсталость России, именно неизбежность военной реформы вызвала к жизни все остальные преобразования, включая и отмену крепостного права.

Реформы Александра II берут начало из главного решения эпохи – отмены крепостного права. Непосредственно реформа коснулась помещичьих крепостных кресть­ян, которых по ревизии (переписи) 1858 г. числилось 20,2 млн. человек, или 39% всего насе­ления, относимого к сословию крестьян. Следует также помнить, что хотя крепостное право существовало лишь в Европейской части империи, но она была наиболее густонаселенной. Однако следует обратить внимание, что реформа сохранила общину, ставшую юридическим владельцем той земли, которую получил каждый из крестьян. Эта существенная деталь, объясняющая причины копившегося десятилетиями недовольства крестьян своим положением. Общинные отношения серьезно мешали развитию капиталистических отношений в главном секторе экономики России – сельском хозяйстве. В условиях общины перетасовывались земельные участки, продать свою долю земли было нельзя, а выкупные платежи исправно взимались государством.

Следует обратить внимание на то, что подготовка реформ началась в обстановке общеполитического подъема в стране, но их проведение растянулось на полтора десятилетия и проходило уже в то время, когда социальная напряженность была снята. Самодержавие вышло из политического кризиса, отсюда непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ 1863-1874 гг. Наряду с буржуазными принципами в новых органах управления, судебной системе, народном образовании и т. д. сохранились старые административно-полицейские методы, сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны. Тем самым создавались условия для проведения серии контрреформ в правление Александра III.

В 1863 г. была проведена университетская реформа, в ос­нове которой лежала идея автономии университетов в состав­лении и реализации учебных планов, а также предоставления им хозяйственной и административной самостоятельности.

В 1864 г. была проведена одна из самых важных реформ - земская (а в 1870 г. — городская). Предусматривалось создание выборных органов местного самоуправления (уездные и губернские земства, городские думы), в ведение которых передавались вопросы начального образования, содержания школ, приютов и больниц, проведение землемерных работ, статистического учета, работы городского хозяйства и др.

Осенью 1864 г. началась самая последовательная из всех «великих реформ» — судебная. Суд стал бессословным и формально независимым от властей. Судопроизводство становилось гласным. Вводилась состязательность судебного процесса с наличием обвинителя (прокурора) и защитника (адвоката). Для решения вопроса о виновности или невиновности обвиняемого вводился институт присяжных. В 1865 г. власти объявили о реформе печати. Была отменена предварительная цензура для книг и журналов, сохраненная, однако, для газет.

В 1874 г. серьезные перемены произошли в армии. Вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Значительно сократились сроки воинской службы. Усовершенствованная система военно-учебных заведений позволила значительно повысить профессиональный уровень подготовки кадров для армии и флота.

Затронув не только социально-экономическую, но и политическую сферы жизни общества, «Великие реформы» привели к радикальному изменению положения основной массы населения страны, в особенности тех социальных групп, которые в предшествующие годы были слабо затронуты процессом модернизации. Приспосабливаясь к новым условиям, люди часто меняли не только сферу деятельности, но и мировоззрение, впервые, или по-новому формулируя свои политические взгляды и требования. Одним из результатов реформ, таким образом, стал заметный рост политической активности общества

В 1876 г. была создана централизованная нелегальная народническая организация «Земля и воля». Ее участники ставили целью передачу земли крестьянам, организацию общинного самоуправления в деревне. Осуществить эти цели предполагалось путем политического переворота, в подготовке которого использовались как пропагандистские меры, так и индивидуальный террор. В 1879 г. в организации произошел раскол на две самостоятельные части. «Черный передел» в основу своей деятельности положил пропагандистскую работу (его возглавил Г. В. Плеханов). «Народная воля» в качестве важнейшего метода борьбы использовала индиви­дуальный террор (ее лидерами стали А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер и др.).

В 1870-е гг. появились первые рабочие организации. В 1875 г. в Одессе был образован «Южнороссийский союз рабочих». В 1878 г. в Петербурге был создан «Северный союз русских рабочих». Их целью стала борьба за широкие политические свободы. Таким образом, общественное движение в 60—70-е гг. характеризовалось резкой активизацией, созданием первых революционных организаций, началом формирования рабочих союзов.

Реформы эпохи Александра II расчистили путь капиталистическому развитию, прежде всего в промышленности. Ее бурное развитие вширь, дополненное завершением промышленного переворота (вспомните, в чем его суть), быстро вовлекает в хозяйственное использование все новые и новые виды природных ресурсов – ширится использование каменного угля, начинается добыча нефти и т.д. Строительство железных дорог потребовало огромного количества леса. Вторая половина XIX века была отмечена количественными и качественными изменениями в природопользовании. За эти полвека общество оказалось, по словам А.Е.Ферсмана, сравнимо по своей мощи, масштабам вторжения в природные процессы, с геологическими процессами Земли!

Стремительное расширение антропогенного влияния на природу, конечно, вело к видимым экологическим последствиям – ликвидации лесов, обмелению рек, ухудшению экологических условий в крупных (и не только) городах. Это пока было едва заметно, но уже начинало тревожить просвещенную публику. Первые настоящие заповедники были организованы в XIX веке на частных землях. Наибольшую известность получил "Чапли" ("Аскания-Нова"), созданный Ф.Э.Фальц-Фейном в 1874 году. Идея развития заповедного дела получила широкую поддержку научной общественности на рубеже XIX-XX веков. С именами Г.А.Кожевникова, И.П.Бородина, Д.Н.Анучина, А.П. Семенова-Тян-Шанского, Г.Ф.Морозова и многих других ученых она связана неразрывно. На рубеже веков оформляется природоохранное общественное движение в ряде крупных городов России – Москве, Санкт-Петербурге, Харькове. К движению примыкает интеллигенция, служители церкви, пользуется поддержкой в государственных структурах. Одной из его характерных черт стала полная отстраненность от политических течений.

Время Александра II окончилось трагедией 1 марта 1881 года. Великие реформы остались незавершенными. Крестьянская реформа в огромной степени содействовала капиталистическому развитию России. Но главная реформа была и непоследовательной – дав свободу, она не дала права полной собственности на землю каждому из этих освобожденных крестьян. В условиях общины, с ее уравнительным землепользованием, терялся личный интерес в увеличении урожайности, собственного участка и развития предпринимательской деятельности, плодородия земли и т.д. В экологическом отношении реформа лишь ухудшила формы землепользования, быстро истощая почву и снижая урожайность пашни. До реформы помещик-крепостник заботился о сохранении плодородия своей земли. В новых условиях его роль было просто некому принять на себя – крестьянин не стал собственником земли, а община не могла его принудить заботиться о плодородии. Перед нами – классический замкнутый круг, из которого не выведут даже любезные российскому чиновнику административные меры – указы, распоряжения и т.д. Отсюда и массовый голод начала 1890-х годов. Экологически неграмотная общественность оказалась загипнотизированной малоземельем российского землепашца и увидела в качестве единственного решения проблемы увеличение земельного надела крестьян. Между тем это было лишь продолжением все тех же экстенсивных форм природопользования, что длилось многие века до этого и, в конце концов, привело империю к глубокому кризису, в том числе - экологическому.

Поэтому капитализм в сельском хозяйстве еще несколько десятилетий будет серьезно отставать от темпов его развития в промышленности. Именно аграрный сектор станет источником мощных социально-политических возмущений в самом близком будущем. Историческое значение реформ состоит в том, что самодержавный строй России приспосабливался к требованиям развивавшегося капитализма. В новых исторических условиях власть выбрала старые формы правления. Это противоречие привело в ближайшем будущем к самому серьезному системному кризису России.

Отказ от продолжения реформ стал историческим выбором, сделанным имперской властью. Это означало, что вместо либерализации общества, привлечения к управлению огромной страной новых слоев населения, власть выбрала политику сохранения самодержавия. За этим легко увидеть отказ от компромиссов, без которых уже становилось невозможно управлять империей и без того опоздавшей с реформами. Численность социальной верхушки общества (помещики, крупная буржуазия и высшее чиновничество) в 1897 году составляла только 3 млн. человек, т.е. 2,4% всего населения России. Основную массу населения (63,7 млн. человек, т. е. 50,7%) представляли пролетарии и полупролетарии. Беднейших хозяев в городе и деревне было 35,8 млн. (28,5% населения). Это свидетельствовало о том, что наибольшая часть населения жила в условиях нищеты, а, следовательно, оказывалась восприимчивой к революционным идеям переустройства общества.

При изучении контрреформ следует обратить внимание, что их целью было восстановление принципа сословности, усиление позиций дворянства во всех сферах жизни общества и усиление правительственной власти на местах. Правительство приняло шаги к обеспечению «общественного спокойствия» и наведению порядка. Министр внутренних дел и генерал-губернаторы получили право объявлять в отдельных районах страны чрезвычайное положение. Для контроля за политическими настроениями в обществе были созданы новые жандармские отделения по охране порядка. В 1884 г. была отменена университетская автономия, а через несколько лет издан указ о «кухаркиных детях», ограничивавший возможность обучения в гимназиях для детей из малообеспеченных семей. Были отменены должности и учреждения, основанные на бессословных выборных началах, их функции переходили к земским участковым начальникам, назначаемым властями. В начале 1890-х гг. выборные руководители земских и городских органов самоуправления были объявлены государственными служащими, а для избирателей был введен высокий имущественный ценз. Политика контрреформ не была полностью реализована, поскольку вступила в явное противоречие с объективным ходом исторического развития России.

В эту эпоху огромная страна уже начинает ощущать проблемы охраны природы. Конечно, это коснулось тех ресурсов, которые имели прямое отношение к экономике, финансам. Исторический опыт XIX века показал, что пренебрежение делами сохранения природных ресурсов, пусть даже и очень богатых, приносит прибыли сопредельным государствам. Напротив, когда к этим проблемам привлекалась вся мощь страны (например, российский флот), дававшая браконьерам достойный отпор, промысел быстро входил в «цивилизованное русло». И хотя принимавшиеся меры были направлены на защиту экономических интересов государства, объективно они способствовали выживанию ценных промысловых видов. Более того, способность защитить свои ресурсы поднимала международный авторитет России. Император, однако, вполне осознавал и серьезные проблемы России, вызываемые ее мощью, фантастическими пространствами и природными богатствами. Уже на смертном одре он напутствовал наследника-цесаревича Николая: «Знай - у России нет друзей. Нашей огромности боятся...»

Александр III оставил своему сыну сильную империю, но уже несущую в себе самые серьезные проблемы – экономические, политические, социальные. Шел болезненный слом национально-традиционных форм жизни и труда огромной части населения, его последовательная «европеизация». В этом ряду были и проблемы экологические, которые с начала ХХ века будут все более тревожить профессионалов и государственных деятелей империи.

Вопросы для самопроверки:

1. Что послужило причинами разработки и принятия реформ в эпоху правления Александра II?

2. В чем была противоречивость отмены крепостного права?

3. Итоги и значение реформ 60-70-х гг. XIX в.

4. Капитализм и формы природопользования в России 2-й половины XIX века.

5. Причины нарастания экологических проблем России в XIX в.

6. Почему с начала 80-х годов во внутренней политики России начинается ограниче­ние реформ предшествующего периода?

7. С чем связано обострение «крестьянского» и «рабочего» вопросов в жизни россий­ского общества второй половины XIX века?

Литература

Основные учебники:

1. Соколов, В.В. Отечественная история. Россия имперская. Россия советская. Россия изменяющаяся. / В.В. Соколов. – Т. 2. - СПб., 2005.

2. Зуев, М.Н. История России / М.Н. Зуев. – М., 2008.

3. История России с древнейших времен до наших дней / под ред. Н.Д. Козлова. – М., 2009.

4. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов. – М., 2004.

 

Дополнительные учебники:

1.История России (IX – начало XXI в.). Учебник. / Под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозика [и др.]. – М., 2007.

2.Орлов, А.С. Основы курса истории России. / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. – М., 2008.

3.Федоров, В.А. История России 1861-1917. / В.А. Федоров. – М., 2004.

4. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций: Учеб. пособие / Н.А. Троицкий. – М., 2003.

5.Николаев, В. Александр II. Биография / В. Николаев. – М., 2005.

6.История России XIX век. Учебник для студентов вузов. В 2 ч./ В.Г. Тюкавкин [и др.]; под ред. В.Г. Тюкавкина. – М., 2001.

7.Федоров, В.А. История России 1861 – 1917 / В.А. Федоров. - М., 2004.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...