Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бенджамин Франклин. Автобиография

(1706 - 1790)

Американкский государственный деятель, дипломат и ученый

“Frankling is a statesmen…” (http://en.wikipedia.org/wiki/Poor_Richard's_Almanack)

 

LiveLib

 

Интересный момент повествования приходится на описание работы Бенджамина в типографии. В этот момент автор постигает многое из книг, происходит становление, выработка жизненных принципов.

● Учился работать над слогом, улучшал изложение.

● Всячески выискивал время на упражнения (даже не посещал общественные богослужения, на что его отец сердился)

● устранял пробелы в знаниях - изучил по книге арифметику, которая тяжело ему давалась в школе.

Прочитанные книги: Локк “О человеческом разуме”, “Икусство мышления”.

“Воспоминания о Сократе” Ксенофонта... “я уже больше не прибегал к ни к отрицанию, ни к позитивной аргументации, а усвоил дозу смиренного вопрошателя”,

Шефтсбери, Коллинс - скептическое отношение к религиозным доктринам.

Достиг искусства добиваться от весьма умных людей таких допущений, последствий которых они предвидеть не могли.

Постепенно отказался от этого метода, сохранив лишь привычку высказывать свое мнение с величайшей скромностью, не употребляя выражений “разумеется”, “несомненно”. Предпочитаю говорить “мне представляется или думается, что дело обстоит так” или “В силу таких то причин я бы сказал что”, “Если я не ошибаюсь, то...”. Заносчивая безапелляционная манера говорить настраивает недоброжелательно слушателей, это мешает вас выслушать.

Если вы хотите, чтобы другие уделили вам от своих знаний, то не следует заявлять о своей приверженности к вашим нынешним взглядам. Скромные и рассудительные люди, которые не любят споров, наверное предоставят вам и дальше пребывать в ваших заблуждениях. “Говорить хотя и уверенно, но с напускной скромностью.”

“Недостаток скромности есть недостаток ума”

 

 

Получил некоторую известность от написания статей при работе в типографии.

Много читал - договорился с книготорговцем брать на дом книги.

С пристрастием относился к работе.

Не забывал нагружать себя физически прямо на работе - носил сразу две тяжелых печатных формы.

Пил на работе воду вместо употребления пива с коллегами. Приучил коллег к здоровому питанию - есть кашу вместо распития пинт пива. И здоровье, и голова светлая.

Был в хороших отношениях с хозяйкой дома, и когда он сказал, что собирается переехать, она снизила ему квартплату.

Тратил деньги только на книги и на театр, экономил.

Своего состояния не улучшил при работе в Лондоне, но обогатил свои знания, познакомился с интересными людьми, беседы с которыми принесли большую пользу, много прочел.

 

Не боялся делиться приобретенным опытом с работниками типографии Кеймера, зная что Кеймер может его уволить, когда он передаст опыт.

 

Изобрел первый печатный станок с медной гравировальной доской - первый в Америке.

 

Постепенно я начал убеждаться, что истина, искренность и честность между людьми имеют важное значение для счастья жизни. Я написал максимы в дневнике, чтобы следовать им в течение всей своей жизни.

Пришел к выводу, что действия из писания запрещены, потому что они плохи для нас или предписаны, потому что они полезны нам по своей собственной природе, при учёте всех обстоятельств.

Я вступал в жизнь со сносным характером, я оценил это в себе и решил сохранить.

 

… я основал клуб, объединивший многих из моих наиболее способных знакомых. Клуб этот, названный нами Хунтой, имел целью взаимное усовершенствование. Собирались по вечерам каждую пятницу. Составленные мною правила требовали, чтобы каждый член Хунты в порядке очередности выдвинул на обсуждение членами клуба один или несколько тезисов по какому-либо вопросу морали, политики или натурфилософии и раз в три месяца представил и прочел написанный им доклад на любую тему по его собственному выбору.

 

 

Добродетели, которые сформулировал автор и которым старался следовать всю свою жизнь:

1. Воздержание. — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.

2. Молчание. — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

3. Порядок. — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.

4. Решительность. — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

5. Бережливость. — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не рас­точать.

6. Трудолюбив. — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.

7. Искренность. — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придержи­ваться этого правила.

8. Справедливость. — Не причинять никому вреда; не со­вершать несправедливостей и не опускать добрых дел, кото­рые входят в число твоих обязанностей.

9. Умеренность. — Избегать крайностей; сдерживать, на­сколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от неспра­ведливостей.

10. Чистота. — Не допускать телесной нечистоты; соблю­дать опрятность в одежде и в жилище.

11. Спокойствие. — Не волноваться по пустякам и по по­воду обычных или неизбежных случаев.

12. Целомудрие. —.......................

13. Скромность. — Подражать Иисусу и Сократу.

Я хотел выработать навык во всех этих добродетелях; с этой целью я решил не разбрасываться в погоне за всеми сразу, но в течение определенного времени сосредоточивать внимание только па одной добродетели; когда же я ею овладею, переходить к другой и так далее, пока, наконец, не приобрету все тринадцать. А так как одни из них облегчают приобретение других, то я расположил все добродетели в том порядке, в каком они перечислены выше. На первом месте я поставил воздержание, так как оно способствует приобретению хладнокровия и яс­ности мысли, необходимых там, где требуется непрестанная бдительность и охрана от упорной притягательной силы старых навыков и постоянных соблазнов. Приобретение и укоренение этого навыка облегчит молчание. Я стремился, совершенст­вуясь в добродетелях, одновременно приобретать знания и, считая, что в беседе полезнее слушать других, чем говорить самому, жаждал изжить в себе привычку к пустословию, калам­бурам и остротам, которая делала меня всегда желанным гостем в обществе бездельников. Поэтому молчание я поставил на вто­рое место. Я надеялся, что приобретение этого и следующего навыка — порядка позволит мне выделить больше времени как для осуществления моего проекта самоусовершенствования, так и для моих занятий. Навык решительности будет поддержи­вать меня в стремлении приобрести все дальнейшие доброде­тели; бережливость и трудолюбие освободят меня от долгов и обеспечат мне богатство и независимость, что в свою очередь облегчит приобретение навыков искренности, справедливости и т. д. и т. п

 

 

… я считал сущностью моей религии, содержащей, как я думал, основные положения всех известных религий и свобод: «О, всемогущая благость! Щедрый отец! Милосердный руководитель! Возрасти во мне мудрость, которая откроет мне мое истинное благо. Укрепи мою решимость исполнять то, что предписывается мудростью. Прими добро, которое я делаю другим твоим детям, — только это могу я принести тебе в благо­дарность за твои постоянные милости ко мне»

 

Я использовал также маленькую молитву, которую нашел в стихотворениях Томе она:

“Света и жизни отец, ты всевышнее благо! О, научи меня, что есть добро, научи меня сам! От безрассудства, пороков, тщеславия душу спаси! Низких желаний избави и душу мою ты наполни Знанием, миром душевным и добродетелью чистой;

Неувядаемым, вечным, священным блаженством.”

 

Бенджамин издавал “Альманах бедного Ричарда Саундерса” (http://en.wikipedia.org/wiki/Poor_Richard's_Almanack), где издавал загадки, поговорки для жителей колоний в Новом Свете. Вот некоторые из поговорок:

  1. “Тот кто однажды сделал вам добро, охотнее снова поможет вам, чем тот, кому вы сами помогли.”
  2. “Пустому мешку нелегко стоять прямо”
  3. “Земледелец на своих ногах выше дворянина на коленях”
  4. «Кто плохо одет, тому недостает добродетели»,— гласит календарь на 1736 г.
  5. «В торговле нет ни друзей, ни родных»,—писал он в календаре на 1736 г.

“В поучениях Франклина с его добродушием и чувством юмора нет и следа ригоризма или религиозного пафоса; тем не менее очевидно, что от обогащения у него зависит добродетельность. Вспоминая об издававшемся им календаре, он писал: «Я заполнил все промежутки между знаменательными датами в календаре краткими изречениями и поговорками, направленными главным образом на внедрение трудолюбия и бережливости, как средств достижения благосостояния, а тем самым обеспечения добродетели: человеку, находящемуся в нужде, труднее поступать всегда честно; как гласит одна из этих поговорок: «Пустому мешку нелегко стоять прямо»

 

“... привожу это как урок молодым людям, занимающихся ведением чужих дел, что бы они всегда вели счета с большой четкостью и пунктуальностью. Эти качества служат лучшей рекомендацией в глазах нанимателей и лучшим залогом успеха в делах”

 

Бенджамин отказался от патента на свое изобретение - пенсильванский камин.

Один из важных принципов Бенджамина:

“Если мы охотно пользуемся преимуществами чужих изобретений, то мы должны быть рады случаю послужить, и мы должны это делать бескорыстно и великодушно.”

 

Одно из главных правил, проверенное опытом:

«избегать выступать перед публикой в качестве автора какого-то плана в её пользу»

 

Выдвинул предложение и написал статью «образование молодежи в Пенсильвании», что привело к открытию Академии послужившая основой Филадельфийскому университету.

 

Человеческое счастье создается не столько большими удачами, которые случаются редко, сколько небольшими каждодневными улучшениями.

 

Те кто правит, как правило, не любят сверх своих многочисленных дел брать на себя труд рассматривать и проводить в жизнь новые проекты. Самые лучшие общественные меры редко принимаются в результате предварительного мудрого размышления; обычно они диктуются обстоятельствами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...