Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Развитие международных финансовых организаций на современном этапе




 

Кризис мировой финансовой системы поставил перед государствами 5 основных задач [5]:

1. Улучшение прозрачности и отчетности.

2. Создание надежного регулирования.

.   Продвижение целостности финансовых рынков.

.   Укрепление международного сотрудничества.

.   Реформирование международных финансовых институтов.

Далее будет рассмотрена одна из этих задач - реформирование международных финансовых институтов, так как без решения этой проблемы кризис в лучшем случае затянется на долгие годы, а в перспективе может привести к значительно большему по масштабу глобальному кризису финансовой системы.

Как известно, с начала своего существования в ООН были созданы специализированные учреждения, призванные обеспечить глобальное управление мировой экономикой. Сама по себе идея создания подобных наднациональных структур управления международными отношениями выглядела заманчиво для всего мира - обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальных экономик на справедливых и всем понятных принципах. Например, в задачи МВФ как основного наднационального института, обеспечивающего стабильность международной валютной системы, входили: противодействие валютным ограничениям, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям, и др.

Более чем шестидесятилетний период работы этих международных организаций показал, что время иллюзий прошло, а наднациональные институты стали подвергаться справедливой и жесткой критике. Даже внутренняя служба МВФ считает, что эта организация нуждается в срочном глобальном реформировании. Как известно, изначально МВФ был создан на принципах акционерного общества, т.е. обладатель контрольного пакета определял стратегию развития этого общества, следовательно, и всей мировой валютно-финансовой системы. Из Второй мировой войны США вышли с самой сильной экономикой и наибольшими запасами золота, так как боевые действия на суше они начали примерно за год до окончания войны, вели их на чужой территории и обогащались за счет поставок оружия, продовольствия и материалов. Потому они смогли внести в МВФ наибольшую сумму денег и получили наибольшее число голосов при принятии решений. Естественно, с самого момента своего образования МВФ проводил политику, выгодную для США, в ущерб всем остальным странам. Такая же ситуация и с остальными международными институтами.

Структура их правления с момента создания практически не менялась, хотя роль развивающихся стран в мировой торговле за это время значительно выросла. В частности, сегодня на страны БРИК приходится около 20% мирового ВВП, а по темпам роста они значительно опережают промышленно развитые страны.

На протяжении десятилетий наблюдалась одна и та же картина во многих странах. Если какое-либо государство нуждалось в помощи, и эта помощь предоставлялась, то она обставлялась такими политическими условиями, что государство фактически не могло обеспечивать своих национальных интересов стратегии своего развития. В результате ситуация в этой стране ухудшалась настолько, что ей уже обоснованно отказывали в помощи. Аналогичная ситуация была в России в 90-х годах, когда условиями получения помощи были либерализация российских рынков и привязка российской денежной системы к поддержке доллара США. Известно, что результатом этого явился дефолт в 1998 г. и удешевление российских активов почти в 30 раз. Экономическое положение страны стало выправляться только после отказов от кредитов МВФ и от «советов» финансовых экспертов США.

Двойные стандарты, которые использует МВФ в своей политике, видны на примере прямых иностранных инвестиций. В 90-е годы Всемирный Банк и МВФ усиленно убеждали высших руководителей России, что ПИИ - это несомненное благо для любой страны. Пользуясь резким снижением стоимости российских активов, курса рубля и отсутствия государственных резервов, компании ведущих промышленно развитых стран скупали акции в ключевых и наиболее перспективных отраслях. Когда же экономика России окрепла и у отдельных компаний появилась возможность вложить свои капиталы в интересные для них отрасли других стран Запада, их признали нежелательными и даже опасными. Объясняют такую политику необходимостью оградить политические и экономические системы западных стран от промышленного шпионажа и влияния со стороны Китая, России и богатых арабских стран.

Второй пример. Когда банковская система Исландии из-за глобального финансового кризиса оказалась в тяжелом положении и попросила у России кредиты на 4 млрд. $, Россия выразила согласие выделить ей нужную сумму. Реакция США и МВФ на это была незамедлительной, деньги для Исландии сразу нашли из-за опасения усиления военного влияния России вблизи Канады и США.

Необходимость реформирования специализированных учреждений ООН уже осознана Евросоюзом. Так, по результатам саммита ЕС в октябре 2008 г. было сделано заявление о том, что в ближайшие месяцы Европа планирует взяться за радикальную реформу Бреттон-Вудской системы международных институтов. В то же время лидеры Европы пообещали не допустить развала какой-либо из финансовых организаций. Однако это бесперспективное занятие, так как названные международные организации являются инструментами однополярного мира, управляемого США. Без создания многополярной структура любое их реформирование будет неэффективным.

Определенная работа в этом направлении уже проводится. Так, Россия и Китай, Россия и Белоруссия уже договорились перейти во взаимных расчетах на национальные валюты. Иран и Венесуэла заявили о намерении отказаться от номинирования нефтяных контрактов в долларах США и перейти в расчетах на другие валюты. Создан Евразийский банк развития (ЕАБР), учрежденный правительствами Росси и Казахстана в январе 2006 г. Этот банк призван стать одним из ключевых элементов финансовой инфраструктуры на евразийском пространстве, эффективным инвестиционным механизмом стран-участниц в целях углубления интеграционных процессов. Подготовлено к подписанию соглашение и сотрудничестве между Межбанковским объединением ШОС и ЕАБР. Странами Латинской Америки подписано соглашение о создании Banco del Sur (Южного банка), который будет финансировать проекты на территории Южной Америки. Банк учредили Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Парагвай, Эквадор и Уругвай [12]. Являющийся одним из главных идеологов введения евро, нобелевский лауреат по экономике Роберт Манделл заявил, что через пять лет в обращение может быть введена единая азиатская валюта. Знаменитый канадский экономист отметил, что к 2015 году Китай, Япония и большинство других азиатских стран последуют по пути европейских государств, успешно использующих единую валюту [13].


Заключение

 

Подведем итоги

Международная финансовая организация (институт) - организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.

Финансовые институты оказывают услуги по передаче денег и предоставлению займов и влияют на функционирование реальной экономики, действуя в качестве посредников в процессе превращения сбережений и других денежных средств в инвестиции.

Ведущими международными финансовыми институтами являются

Международный валютный фонд

Группа Всемирного банка

Европейский банк реконструкции и развития

Банк международных расчетов

Парижский и Лондонский клубы кредиторов

Основная цель всех этих организаций - способствовать устойчивой глобализации в интересах всех слоёв населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста.

На современном этапе в условиях мирового экономического кризиса происходит постепенное реформирование всей финансовой системы, в том числе международных финансовых институтов. Основной реформой финансовых организаций должен стать переход к многополярности в представлении интересов стран, что будет способствовать развитию отношений между странами и регионами.

 


Список литературы

 

1. Красавина Л.Н., Смыслов Д.В., Былиняк С.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - М: Финансы и статистика, 2007

.   Мовсеян А.Г., Огнивцев С.Б. Международные валютно-кредитные отношения. - М.: Инфра - М, 2006

.   Суэтин А.А. Международные валютно-финансовые отношения - М.: КНОРУС, 2007

.   Суэтин А.А. Международный финансовый рынок. - М.: КНОРУС, 2006

.   Ишханов А.В, Долгов А.П. «Проблемы и пути реформирования международных финансовых институтов»// Журнал «Финансы и кредит»// № 13, 2009

6. Основы международных валютно-кредитных отношений / под ред. В.В. Круглова. - М.: ИНФРА-М, 2000

7. www.imf.org - Официальный сайт МВФ

.   www.worldbank.org - Официальный сайт ВБ

.   www.ebrd.com - Официальный сайт ЕБРР

10. www.banks-system.banks-credits.ru - Банки-Кредиты.ру

11. www.worlddebt.ru - Официальный сайт World Debt Corporation

.   http://gtmarket.ru/news/state/2007/12/12/1528 - Экспертно-аналитический Портал

.   http://www.rbcdaily.ru/2009/09/28/focus/433196 - П. Тарасенко, А. Котов «В Азии появится единая валюта» // RBK daily // 28.09.2009


Приложение

ЕБРР: страны-доноры и их вклады (2009 г.) [9]

Доноры Вклады,?
Австрия 2764738
Бельгия 75000
Канада 520140
Чехия 426849
Дания 185310
Финляндия 894725
Франция 696081
Германия 50399
Греция 20839
Ирландия 52000
Италия 3639860
Япония 4158601
Люксембург 1037775
Нидерланды 2359872
Норвегия 185000
Португалия 150000
Россия 3113947
Сингапур 293726
Испания 2191348
Швеция 3842023
Швейцария 1098137
Китай 448123
Великобритания 423480
США 1181085

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...