Глава 3. Развитие международных финансовых организаций на современном этапе
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Кризис мировой финансовой системы поставил перед государствами 5 основных задач [5]: 1. Улучшение прозрачности и отчетности. 2. Создание надежного регулирования. . Продвижение целостности финансовых рынков. . Укрепление международного сотрудничества. . Реформирование международных финансовых институтов. Далее будет рассмотрена одна из этих задач - реформирование международных финансовых институтов, так как без решения этой проблемы кризис в лучшем случае затянется на долгие годы, а в перспективе может привести к значительно большему по масштабу глобальному кризису финансовой системы. Как известно, с начала своего существования в ООН были созданы специализированные учреждения, призванные обеспечить глобальное управление мировой экономикой. Сама по себе идея создания подобных наднациональных структур управления международными отношениями выглядела заманчиво для всего мира - обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальных экономик на справедливых и всем понятных принципах. Например, в задачи МВФ как основного наднационального института, обеспечивающего стабильность международной валютной системы, входили: противодействие валютным ограничениям, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям, и др. Более чем шестидесятилетний период работы этих международных организаций показал, что время иллюзий прошло, а наднациональные институты стали подвергаться справедливой и жесткой критике. Даже внутренняя служба МВФ считает, что эта организация нуждается в срочном глобальном реформировании. Как известно, изначально МВФ был создан на принципах акционерного общества, т.е. обладатель контрольного пакета определял стратегию развития этого общества, следовательно, и всей мировой валютно-финансовой системы. Из Второй мировой войны США вышли с самой сильной экономикой и наибольшими запасами золота, так как боевые действия на суше они начали примерно за год до окончания войны, вели их на чужой территории и обогащались за счет поставок оружия, продовольствия и материалов. Потому они смогли внести в МВФ наибольшую сумму денег и получили наибольшее число голосов при принятии решений. Естественно, с самого момента своего образования МВФ проводил политику, выгодную для США, в ущерб всем остальным странам. Такая же ситуация и с остальными международными институтами.
Структура их правления с момента создания практически не менялась, хотя роль развивающихся стран в мировой торговле за это время значительно выросла. В частности, сегодня на страны БРИК приходится около 20% мирового ВВП, а по темпам роста они значительно опережают промышленно развитые страны. На протяжении десятилетий наблюдалась одна и та же картина во многих странах. Если какое-либо государство нуждалось в помощи, и эта помощь предоставлялась, то она обставлялась такими политическими условиями, что государство фактически не могло обеспечивать своих национальных интересов стратегии своего развития. В результате ситуация в этой стране ухудшалась настолько, что ей уже обоснованно отказывали в помощи. Аналогичная ситуация была в России в 90-х годах, когда условиями получения помощи были либерализация российских рынков и привязка российской денежной системы к поддержке доллара США. Известно, что результатом этого явился дефолт в 1998 г. и удешевление российских активов почти в 30 раз. Экономическое положение страны стало выправляться только после отказов от кредитов МВФ и от «советов» финансовых экспертов США. Двойные стандарты, которые использует МВФ в своей политике, видны на примере прямых иностранных инвестиций. В 90-е годы Всемирный Банк и МВФ усиленно убеждали высших руководителей России, что ПИИ - это несомненное благо для любой страны. Пользуясь резким снижением стоимости российских активов, курса рубля и отсутствия государственных резервов, компании ведущих промышленно развитых стран скупали акции в ключевых и наиболее перспективных отраслях. Когда же экономика России окрепла и у отдельных компаний появилась возможность вложить свои капиталы в интересные для них отрасли других стран Запада, их признали нежелательными и даже опасными. Объясняют такую политику необходимостью оградить политические и экономические системы западных стран от промышленного шпионажа и влияния со стороны Китая, России и богатых арабских стран.
Второй пример. Когда банковская система Исландии из-за глобального финансового кризиса оказалась в тяжелом положении и попросила у России кредиты на 4 млрд. $, Россия выразила согласие выделить ей нужную сумму. Реакция США и МВФ на это была незамедлительной, деньги для Исландии сразу нашли из-за опасения усиления военного влияния России вблизи Канады и США. Необходимость реформирования специализированных учреждений ООН уже осознана Евросоюзом. Так, по результатам саммита ЕС в октябре 2008 г. было сделано заявление о том, что в ближайшие месяцы Европа планирует взяться за радикальную реформу Бреттон-Вудской системы международных институтов. В то же время лидеры Европы пообещали не допустить развала какой-либо из финансовых организаций. Однако это бесперспективное занятие, так как названные международные организации являются инструментами однополярного мира, управляемого США. Без создания многополярной структура любое их реформирование будет неэффективным. Определенная работа в этом направлении уже проводится. Так, Россия и Китай, Россия и Белоруссия уже договорились перейти во взаимных расчетах на национальные валюты. Иран и Венесуэла заявили о намерении отказаться от номинирования нефтяных контрактов в долларах США и перейти в расчетах на другие валюты. Создан Евразийский банк развития (ЕАБР), учрежденный правительствами Росси и Казахстана в январе 2006 г. Этот банк призван стать одним из ключевых элементов финансовой инфраструктуры на евразийском пространстве, эффективным инвестиционным механизмом стран-участниц в целях углубления интеграционных процессов. Подготовлено к подписанию соглашение и сотрудничестве между Межбанковским объединением ШОС и ЕАБР. Странами Латинской Америки подписано соглашение о создании Banco del Sur (Южного банка), который будет финансировать проекты на территории Южной Америки. Банк учредили Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Парагвай, Эквадор и Уругвай [12]. Являющийся одним из главных идеологов введения евро, нобелевский лауреат по экономике Роберт Манделл заявил, что через пять лет в обращение может быть введена единая азиатская валюта. Знаменитый канадский экономист отметил, что к 2015 году Китай, Япония и большинство других азиатских стран последуют по пути европейских государств, успешно использующих единую валюту [13].
Заключение
Подведем итоги Международная финансовая организация (институт) - организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты. Финансовые институты оказывают услуги по передаче денег и предоставлению займов и влияют на функционирование реальной экономики, действуя в качестве посредников в процессе превращения сбережений и других денежных средств в инвестиции. Ведущими международными финансовыми институтами являются Международный валютный фонд Группа Всемирного банка Европейский банк реконструкции и развития Банк международных расчетов Парижский и Лондонский клубы кредиторов Основная цель всех этих организаций - способствовать устойчивой глобализации в интересах всех слоёв населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста. На современном этапе в условиях мирового экономического кризиса происходит постепенное реформирование всей финансовой системы, в том числе международных финансовых институтов. Основной реформой финансовых организаций должен стать переход к многополярности в представлении интересов стран, что будет способствовать развитию отношений между странами и регионами.
Список литературы
1. Красавина Л.Н., Смыслов Д.В., Былиняк С.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - М: Финансы и статистика, 2007 . Мовсеян А.Г., Огнивцев С.Б. Международные валютно-кредитные отношения. - М.: Инфра - М, 2006 . Суэтин А.А. Международные валютно-финансовые отношения - М.: КНОРУС, 2007 . Суэтин А.А. Международный финансовый рынок. - М.: КНОРУС, 2006 . Ишханов А.В, Долгов А.П. «Проблемы и пути реформирования международных финансовых институтов»// Журнал «Финансы и кредит»// № 13, 2009 6. Основы международных валютно-кредитных отношений / под ред. В.В. Круглова. - М.: ИНФРА-М, 2000 7. www.imf.org - Официальный сайт МВФ . www.worldbank.org - Официальный сайт ВБ . www.ebrd.com - Официальный сайт ЕБРР 10. www.banks-system.banks-credits.ru - Банки-Кредиты.ру 11. www.worlddebt.ru - Официальный сайт World Debt Corporation . http://gtmarket.ru/news/state/2007/12/12/1528 - Экспертно-аналитический Портал . http://www.rbcdaily.ru/2009/09/28/focus/433196 - П. Тарасенко, А. Котов «В Азии появится единая валюта» // RBK daily // 28.09.2009 Приложение ЕБРР: страны-доноры и их вклады (2009 г.) [9]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|