Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основоположники отечественной методической школы.




в России вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках.И вместе с тем уже в XVII в. начинают проявляться изменения в общественно-экономическом развитии. Преобразования возникли не случайно, они были подготовлены всем ходом исторического развития России. Петровские реформы были предопределены. Петр I двинул эти преобразования последовательно и энергично. Государство испытывало острую потребность в грамотных специалистах. В конце XVII - начале XVIII в. создаются первые светские школы, дававшие начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ. Помимо обучения грамоте и счету школьники получали сведения и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для геологических изысканий, исследования недр, организации различных промышленных производств.В 1724 г. Петр основал Петербургскую Академию наук. К концу XVIII в. ее академиками было сделано много крупных естественнонаучных открытий.По плану школьной реформы, в городах создавались народные училища двух типов: главные - 5-летние и малые - 2-летние. Предмет «Естествознание» вводился на двух последних годах учебы в 5-летних училищах. К работе над учебником по естествознанию был приглашен Василий Федорович Зуев.В 1786 г. без указания имени автора вышел первый отечественный учебник естествознания под названием «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторыя». Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии. В.Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические задачи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, его структура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии с запросами общества, определять методы и средства обучения.Названный учебник состоит из двух частей (книг) и разделяется на три отдела: «Ископаемое царство» (неживая природа), «Прозябаемое царство» (ботаника) и «Животное царство» (зоология). Во времена Зуева растения называли «прозябениями», считалось, что они «промерзают» в зимнее время, отсюда название - «прозябаемое царство».В первой части дается описание земель, камней, солей, горючих веществ, полуметаллов и окаменелостей. Ботаническая часть начинается кратким очерком о жизни и строении растений, здесь упоминается и об их «клеточном» строении, затем следует научное описание отдельных представителей растительного царства. Интересно, что в основу разделения растений на группы положена не господствующая в то время система К. Линнея, а группировка растений по их практической значимости для человека. Зоологическая часть также излагается в научном плане, при этом ведется очень живой рассказ об отдельных животных с элементами описания их образа жизни и повадок. В книге даются сведения о строении тела человека. О человеке В.Ф. Зуев пишет: «По строению тела человек - подобное прочим зверям животное». Учебник В.Ф. Зуева «Начертание естественной истории…» стал основным и единственным пособием для учеников и учителя по изучению природы. Содержание учебника, стиль его изложения по праву заслужили высокую оценку ученых (современников автора) и методистов наших дней.Данный учебник явился одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием. В нем есть ряд указаний о том, как осуществлять процесс преподавания (автор рекомендует строить уроки в виде беседы), какие использовать средства наглядности, как организовать предметный кабинет. Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц на плотной бумаге форматом в 1/2 печатного листа. Эти таблицы широко использовались в отечественной школе на протяжении более 40 лет.Учебник Зуева переиздавался несколько раз, но им пользовались недолго. Решая практические вопросы преподавания естественной истории, В.Ф. Зуев обозначил ряд важнейших проблем методики: взаимосвязь науки и учебного предмета, научность содержания, структуру учебного предмета (от простого к сложному, от неживой природы к растениям, а затем к рассмотрению животных и человека), монографическое описание изучаемых объектов, роль натуральной и изобразительной наглядности в обучении, развитие интереса к изучаемому материалу, практическое значение естественнонаучных знаний (связь обучения с жизнью), наконец, взаимосвязь методики обучения в средней и высшей школе.Таким образом, академик В.Ф. Зуев положил начало отечественной методике обучения биологии и по праву считается ее основателем. А.Я. Герд является крупнейшим методистом естествознания конца XIX в. Его большая заслуга связана с разработкой научных основ методики преподавания этого предмета и созданием учебников на базе эколого-биологических идей В.Ф.Зуева и дарвинизма. Главной целью изучения естествознания в школе он считал развитие учеников, формирование у них материалистического мировоззрения и самостоятельности в познании. Находясь под влиянием идей дарвинизма и пропагандируя единство содержания и методов обучения, А.Я. Герд предложил новую структуру школьного курса естествознания: 2 и 3 классы - "Неорганический мир"; 4 класс - "Растительный мир"; 5 класс - "Животный мир"; 6 класс - "Человек"; 7 класс - "История Земли". В 1907 г. вышла первая отечественная общая методика естествознания Валериана Викторовича Половцова - "Основы общей методики естествознания", в которой автор изложил целостную систему знаний по методике. Ученый подробно охарактеризовал образовательное значение экскурсий и практических занятий, обосновал и развил "биологический метод" в преподавании естествознания. В отборе содержания учебного предмета Половцов предлагает руководствоваться тремя принципами (он назвал это "биологическим методом"): Образ жизни животного или растения должен изучаться в связи со средой его обитания.Для изучения в школе надо выбирать те организмы, которые дают богатый биологический материал.В своей методике В. В. Половцов впервые собрал весь опыт, накопленный многими поколениями ученых и учителей в области теории преподавания естествознания, обосновал и развил ряд методических положений. Он впервые обозначил ряд вопросов, которые определили направления исследований для методистов-естественников: о различии между научной дисциплиной и учебным предметом, об идее целесообразности в школьном преподавании, о роли гипотезы в учебном предмете, об изучении эволюционной теории, о половом просвещении, о системе подготовки учителя, о том, каким должен быть учитель естествознания, и др. в начале XX в. преимущественно трудами В.В. Половцова в содержании школьного естествознания начал развиваться экологический элемент как средство воспитания у детей материалистического мировоззрения.

Комбинированный урок.

Наиболее распространенный в практике учителя, объясняется частота исполнения данного урока его многоцелевой направленностью. Этапы урока: 1)Организационный2)Этап проверки д.з.3)Этап всесторонней проверки знаний4)Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний5)Этап усвоения новых знаний6)Этап закрепления новых знаний7)Этап информации о д.з. 1)Организационный-обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Действия: Приветствие, определить отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку(внешний вид, состояние рабочих мест, посадка учащихся). Проверка подготовленности помещения к уроку. Организация внимания (необходимо научить ребенка быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Условия достижения: Для этого необходимо, чтобы учитель всем своим видом, голосом, обращением к учащимся побуждая их остановиться и включиться в работу. Условия достижения положительного результат на этом этапе: учитель должен быть сосредоточен, выдержан, иметь самообладание, речь краткая, волевая, спокойная, уверенная, манера держаться, последовательность и постоянство в предъявлении требований. 2)Проверка д.з. – проверить правильность полноту и осознанность выполнения д.з. всем классом, выяснить причину невыполнения д.з. отдельных учеников, установить в ходе проверки пробелы и неточности. Учить дисциплине и ответственности за выполнение д.з. Действия: определение факта выполнения всем классом, определение невыполнивших и фиксирование данного факта в журнал и дневники, определение типичных недостатков и ошибок, работа над ними. Условия достижения: оперативность учителя и его целенаправленность, разнообразие методов и приемов, позволяющих определить учащихся невыполнивших домашнее задание, регулярность проверки д.з. 3)Всесторонней проверки – глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся по изучаемой теме, закрепления, уточнения и систематизации знаний, развитие мышления и речи, формирование критичности в мышлении. Действия: определение и фиксация по списку учащихся к проверке знаний, проверка знаний различными приемами, устный ответ учащихся по предложенным заданиям, комплектирование и оценка ответов учащихся. Условия достижения: методическая подготовленность этапа до проведения урока(продуманные вопросы, разнообразные задания теоретические и практические, отработка схемы саморецензирование и взаиморецензирование учащихся, четкое предварительное определение группы учащихся для контроля, спокойствие, требовательность, последовательность учителя, создание атмосферы значимости и серьезности этапа. 4)Подготовка учащихся –организовать и целенаправить учащихся, подготовить к освоению нового материала, научить формировать цель и выбирать средства ее достижения. Действия: сообщение темы изучения нового материала. Показ практической значимости данной темы, постановка учебной проблемы. Психологической основой данного этапа является формирование личной заинтерисованности учащихся в новых знаниях. Условия: детальное предварительное обдумывание учителем темы, цели, практической значимости и связи материала с жизненным опытом учащихся. Четкая формулировка темы и цели урока самим учителем. Учитель должен понимать, что методическая цель, записанная в конспекте и цель урока для учащихся это не одно и тоже. 5)усвоение новых знаний – дать учащимся конкретные знания о изучаемых фактах и явлениях, добиться усвоения материала путем воспроизведения его учащимися, на основе приобретенных знаний формировать умения и навыки, развивать учащегося. Действия: организация внимания. Организация восприятия, осознания, осмысления. Организация самостоятельной познавательной деятельности в процессе изучения материала. Осуществлять постоянный контроль познавательной активности учащихся всего класса. Условия: актуализация знаний, активизация мышления, дисциплина, контроль результативности. 6)Закрепление – закрепить в памяти учащихся знания и умения, добиться осмысления изученного материала. Действия: закрепление новых знаний и умений. Закрепление методики изучения вопроса и методики проверки знаний. Проверка понимания и выявления недочетов. Отработка навыков и умений. Условия: предварительная детальная проработка заданий и вопросов различной степени сложности. Руководящая роль учителя при проверке выполнения задания, комплективная обработка ошибок. 7)Домашнее задание – сообщить домашнее задание и методику его выполнения, мотивировать. Действия: подведение итогов работы на уроке. Мотивация на выполнение д.з. Определение дополнительного творческого задания для отдельных учащихся. Проверка записи д.з. условия: этап должен быть проведен до звонка на перемену.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...