Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самоанализ урока как показатель профессионализма учителя.




Это 3 этап подготовки учителя к уроку. Является обязательным планированием учебно-воспитательной работы учителя. Проводится по результатам определенного урока с целью определения степени реализованности задач проведенного урока и результатов деятельности учащихся на уроке. План самоанализа:1)Какие задачи были реализованы в какой мере.2)Соответствовали на уроке цели урока, содержание урока и выбранные методы достижения цели.3)Анализ деятельности учащихся проводится для определения степени усвоения учащимися предложенного материала, а так же недароботок самого учителя в процессе освоения с целью коррекции процесса обучения.4)Анализ урока – средство проффесионального роста учителя.5)Анализ урока – способ психолого-педагогического изучения характеристик класса и отдельных учащихся.6)Анализ урока помогает скорректировать тематическое планирование в соответствии с особенностями класса.

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии.

Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности учеников во всех ее структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. Цели самостоятельной работы: качественное усвоение учебного материала, выработка умений и навыков учебной деятельности, формирование познавательных способностей учащихся и интереса к изучаемому материалу, формирование готовности к самообразованию, формирование самостоятельности как качества личности. Преимущества самостоятельной работы: в полной мере учитывается стремление учащихся к действию и проявлению активности, учащиеся сознательно принимают участие в достижении цели урока, самостоятельная работа, как правило, вызывает интерес у большинства учащихся, процесс обучения становится более живым и увлекательным, есть возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ученику, есть возможность решать самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи, способствует овладению учениками умениями подняться от усвоения простого правила до продуманных оценок и идей. Виды самостоятельной работы: классные(активное восприятие объяснения учителя, самостоятельные задания под руководством учителя, самостоятельные дифференцированные задания, исследовательские и учебные задания и работы, на лабораторных и практических занятиях) и внеурочные(участие в предметных олимпиадах, конкурсах, самостоятельное изучение отдельных тем, подготовка к семинарам и практическим занятиям, подготовка к коллоквиумам, зачетам и экзаменам). Мотивы самостоятельной работы: чувство долга и ответственности, положительное отношение к учению, потребность в знаниях, интеллектуальные чувства, удовлетворение от познания, профессиональные установки, амбиции. Уровни самостоятельной работы: низкий – отсутствие умений и навыков самостоятельной работы при потребности в не(побуждение – стимулирование учителем, жесткий контроль, выработка необходимых умений и навыков); средний – умения выполнять задания по данной инструкции, организовывать свою работу(побуждение – стимулирование учителя и личная мотивация); высокий – самостоятельное планирование, организация и выполнение заданий без предварительной инструкции, инициативный поиск новой информации, переход в самообразование(побуждение – личная мотивация). Компоненты самостоятельной работы: процессуальный компонент(особенности мыслительной сферы: самостоятельность, гибкость, оперативность, креативность, способность к анализу, синтезу, обобщениям, наблюдательность; умение ставить и разрешать познавательные задачи; владение разными типами чтения и фиксации прочитанного; умения подбирать и усваивать определенное содержание; умения контроля и самоанализа) и организационный компонент(умения планировать время и свою работу; умения перестраивать систему деятельности; умения осуществлять информационный поиск, работать в библиотеках, сетях Интернет, ориентироваться в современных классификаторах источников; пользоваться оргтехникой, банками данных и современными информационными технологиями). Этапы самостоятельной работы: самонастройка(целеполагание, составление программ), самоорганизация (планирование: перспективное, текущее, конкретного задания. Выбор средств и источников; реализация, использование приемов усвоения и переработки информации; применение знаний; фиксирование результатов: подготовительные, черновые итоговые записи, памятки, аннотации, списки литературы, рецензии, тезисы, конспекты, тексты докладов, сообщения, рефераты), самоанализ и контроль(оценка значимости самостоятельной работы и корректировка результатов; оценка эффективности приемов работы и ее результатов; заключение о направлениях оптимизации самостоятельной работы и работы по самообразованию). Управление самостоятельной работой(формирование побуждающих мотивов; постановка целей и задач; планирование; инструктаж и консультирование; создание инструментария: рекомендации, руководства, пособия, алгоритмы, программы, дидактические материала; разработка критериев результативности самостоятельной работы; групповая и индивидуальная коррекция самостоятельной работы; разработка системы контроля и учета результатов самостоятельной работы и ее осуществления). Результаты самостоятельной работы: обучающая – накопление фактического материала и опыта его личностного осмысления и оценки; развивающая – предельная активность и напряжение психических сил обучаемых, формирование умений и навыков самостоятельного труда; воспитательная – воспитание таких качеств как добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность, ответственность и др.; диагностическая – проявляет истинную картину усвоения обучаемых знаний, умений и навыков, развития их интеллектуальных и физических сил и способностей.

Методы обучения биологии.

Метод обучения – важнейший компонент урока, упорядоченные способы взаимосвязанные деятельностью учителя и учащихся, направлены на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в источниках, видах познавательной и самостоятельной деятельности учащихся и способов управления познавательными процессами учителю. Метод – совместная деятельность учителя и учащихся. Классификация: 1)по источникам знаний: словесные, наглядные, практические. 2)по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа. 3)по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, продуктивный. 4)по характеру движения мысли в изложении материала: индуктивный, дедуктивный, традуктивный. 5)по уровню: обще-дидактические, частно-дидактические, специальные. Значение методов: 1)обеспечивает взаимодействие учителя и учащихся через содержание учебного материала 2)метод является каркасом, обеспечивающим передачу содержания образования 3)метод определяет содержание деятельности учителя и учащихся на уроке 4)метод является спроектированным, схематизированным процессом взаимодействия компонентов урока и участников учебного процесса. Словесные – учитель передает знания учащимся главным образом посредством слова в сопровождении по мере надобности иллюстративного материала. Основным носителем знаний является слово, поэтому деятельность учащихся-слушание и фиксация информации. Осмысление через систему вопросов и ответов. К видам относится беседа, объяснение, рассказ, лекция. Беседа характеризуется совместным участием в решении вопроса. Беседа может быть вводной и обобщающей. Рассказ применяется, если речь идет о каком-либо явлении, случае из жизни, биографии, выдающемся открытии. Рассказывать может и учитель и учащийся. Виды рассказа: сюжетный, иллюстративный и информационный. Объяснение материала это четкое изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств, выстраивание логической цепочки и взаимосвязи между элементами знаний с формулировкой выводов. Лекция используется в старших классах в целях наиболее емко представить характеристики и содержание наиболее общих вопросов и тем учебного материала. Наглядные методы – учитель передает знания учащимся посредством показа, демонстрации предметов, явлений, а также формируя наблюдения, определяя точность его восприятия. Учащиеся наблюдают, осмысливают, сопоставляют и сравнивают, делают выводы, получая знания в процессе контакта с натуральными объектами, наблюдениями опытов. К наглядным методам относится демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация изобразительных пособий. Практические методы – сложный комплекс взаимодействующих между собой снова, наглядности и практической познавательной деятельности учащихся организуемый и направляемый учителем, преследующий цель развития позновательной деятельности учащихся. Применение практических методов связано с активной деятельностью рецепторов ребенка и асфекторов органов чувств учащихся. К основным видам практической деятельности от-ся распознание и определение объектов, наблюдение с последующей регистрацией явлений(кратковременные и длительные). Эксперимент – поиск ответа на вопрос опытным путем. Информационно-рецептивный – сущность его в том, что учитель организует разными средствами и способами восприятие, осознание, информацию учащимся. Как организуется восприятие информации для учащихся: 1)предъявление учащимся натурального объекта, с объяснением его строения 2)предъявление изображения изучаемого объекта на картинке, или спец.средств 3)учитель может показать опыт или предложить учащимся провести вместе с ним, но с объяснением смысла. Во всех случаях деятельность учителя направлена на организацию предъявления готовой информации в полном объеме. Параллельно с деятельностью учителя идет процесс информации восприятие. Репродуктивный – основан на восприятии знания через работу с заданиями, т.е. учитель конструирует задания, выполняя которые учащийся отрабатывает способы применения знаний. Репродуктивный метод включает в себя применение знаний в процессе упражнения на 2 уровнях: 1)по образцу 2)творческое использование знаний. Задания при репродуктивном методу классифицируются по признакам, для неоднократного повторения, вариативные задания сходства которых с ранее известными образцами легко распознается. Исследовательский метод – творческий уровень в репродуктивном методе усваивается за счет решения проблем и проблемных задач, но по образцу. Учитель конструирует методическую систему проблем и проблемных задач, адаптирует ее к конкретной ситуации учебного процесса и предъявляет ее учащимся. Учащиеся решают эту проблему, творчески применяют и усваивают методы познания, овладевают процедурой творчества, обеспечивая себе сдвиг в структуре и уровне умственной деятельности. В основе лежит творческое усвоение знаний и умений. Эвристический метод – служит поэлементному обучению творческому мышлению. Предшествует исследовательскому методу. Данный метод проявляется в разных формах: 1)учитель сообщает факт>учитель направляет деятельность учащихся и мысль поиска решений>вывод учащиеся делают сами. 2)учитель поставил проблему>гипотезу формирует учащийся 3)учитель дает задачу сложную, а также дополнительные данные для поиска верного ответа 4)дается сложная задача. А к ней подобная но с другим текстом. Сущность заданий – учитель включает учащихся в поиск решения не всей целостной задачи, а отдельных ее элементов, которые в совокупности ведут к конечному результату. Метод проблемного изложения – учитель формулирует проблему, взятую из истории науки или сконструированную на основе изучаемого современного научного материала. Учитель сам раскрывает противоречия процесса, приводит доказательства, а ученики следят за ходом мысли. В конце этого изложения вопросы должны быть разрешены. Развивается критическое и творческое мышление. Методы обучения классифицируются в соответствии с выбранным критерием. Они соотносятся с содержанием образования, способами их усвоения, характером деятельности учителя и учащихся.

Рисунок на уроках биологии.

Значение: 1)точное и ясное представление о предмете и опыте 2)рисунок, воспроизводимый учащимся, позволяет точнее выяснить, в какой степени учащийся знает тот или иной предмет 3)рисунок, выполняемый учителем на доске и зарисованный учащимися в тетрадь, облегчает запоминание того, что объяснил учитель 4)при изучении того или иного предмета постепенная зарисовка его заставляет учащихся внимательно всматриваться в предмет, подмечать детали, прежде чем дать полный рисунок, отметить наиболее существенные признаки. Процесс зарисовки – способ развития наблюдательности, уметь владеть и осознавать увиденное, уточняются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развивается логическое мышление. Требования: 1)простой и четкий рисунок, чтобы учащиеся могли занести в тетрадь 2)учитель должен проработать рисунок дома 3)обдумать надписи к рисункам и их расположение 4)необходимо педагогу овладеть графической грамотностью 5)используемые для опытов приборы рисуются схематично. Для усиления четкости рисунка используется цветные мелки, а учениками цветные карандаши. Без штриховки рисунок должен быть простым, понятным для учащихся, должен отвечать целям урока и быть технически достаточно грамотным. Зарисовки помогают закрепить знания. Помогает использовать полученные знания, приучать кратко выражать свою мысль, объяснять излагаемый вопрос, пользуясь рисунком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...