Классификация органолептических показателей качества
На рис.2 приведена классификация органолептических показателей качества, соответственно воспринимаемая органами чувств. Показатели качества, определяемые с помощью зрения: внешний вид – общее зрительное ощущение, производимое продуктом; форма – соединение геометрических свойств (пропорции) продукта; цвет – впечатление, вызванное световым импульсом, определенное доминирующей длиной световой волны и интенсивностью; блеск – способность продукта отражать большую часть лучей, падающих на его поверхность в зависимости от гладкости поверхности продукта; прозрачность – свойство жидких продуктов, определяемое степенью пропускания света через слой жидкости определенной толщины.
Рис.2. Классификация органолептических показателей качества продуктов
Показатели качества, определяемые с помощью глубокого осязания (нажима): консистенция – свойство продукта, обусловленное его вязкостью и определяемое степенью деформации во время нажима; плотность – свойство сопротивления продукта нажиму; эластичность – способность продукта возвращать первоначальную форму после прекращения местного нажима, не превышающего критической величины (предела пластичности).
Показатели качества, определяемые обонянием: запах – впечатление, возникающее при возбуждении рецепторов обоняния; аромат – приятный естественный характерный запах исходного сырья (молока, фруктов, специй и др.); «букет» - приятный развивающийся запах под влиянием сложных процессов, происходящих во время созревания, брожения и ферментации (например, «букет» выдержанного вина). Показатели качества, определяемые в полости рта: сочность - впечатление осязания, производимое соками продукта во время разжевывания (например, продукт сочный, малосочный, суховатый, сухой); однородность – впечатление осязания, производимое размерами частиц продукта (однородность шоколадной массы, конфетных начинок); консистенция – осязание, связанное с густотой, клейкостью продукта, силой нажима; она чувствуется при распределении продукта на языке (консистенция жидкая, сиропообразная, густая, плотная); волокнистость – впечатление, вызываемое волокнами, оказывающими сопротивление при разжевывании продукта, которое можно ощущать качественно и количественно (например, мясо с тонкими волокнами); крошливость – свойство твердого продукта крошиться при раскусывании и разжевывании, обусловленное слабой степенью сцеплений между частицами; нежность – условный термин, оценивается как сопротивление, которое оказывает продукт при разжевывании (например, мягкое яблоко, хрустящий огурец, нежное мясо); терпкость – чувство осязания, вызванное тем, что внутренняя поверхность полости рта стягивается и при этом появляется сухость во рту; вкус – чувство, возникающее при возбуждении рецепторов и определяемое как качественно (сладкий, соленый, кислый, горький), так и количественно (интенсивность вкуса). Флевор, или вкусность – комплексное впечатление вкуса, запаха и осязания при распределении продукта в полости рта, определяемое как качественно, так и количественно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|