Борьба и победа либерализма
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Важнейшие последствия реформы. Новый упадок власти короны. Из многочисленных и важных последствий реформы скорее других сказались два наиболее значительных. Чем дальше от реформы, тем явственнее обнаруживали последовательные выборы палаты общин, что система патронажа и назначения депутатов, система, на которой держалось господство землевладельческой знати в парламенте, хоть и далеко не уничтожена, однако подорвана и обречена на гибель. А это лишало корону, - собственно, аристократическую клику, группировавшуюся за спиной королевской власти, - возможности определяюще влиять на составление кабинета министров и, главное, обеспечивать кабинету необходимое большинство в палате. Правда, мы только что видели, что уже во второй половине XVIII в. управление государством перестало зависеть от личного усмотрения короля, и влияние короля на министров ослабело. Но только реформа 1832 г. и связанное с ней перераспределение избирательных округов, изменив до известной степени классовый состав палаты, позволили окончательно закрепить освобождение кабинета от королевской зависимости, чем мимоходом было подчеркнуто растущее значение главы кабинета (премьер-министра). Королю Вильгельму IV, не желавшему понимать значение происшедших перемен, ближайшие же годы дали поучительный урок: в 1834 г. он заставил уйти в отставку вигийское министерство Мельбурна, опиравшееся на большинство палаты общин, и призвал к власти главу ториев Пиля, но последнему не удалось ни получить большинство на выборах палаты 1834 г., ни держаться у власти и править без парламентского большинства. Он ушел, и верное чувство действительности, не раз обнаруженное им и впоследствии, принудило его заявить, что конституционное правительство не вправе выступать в таких случаях против палаты общин, хотя бы и с опорой на короля и палату лордов. И действительно, в 1839 г. тот же Мельбурн, подавший в отставку ввиду потери большинства в палате и вернувшийся к власти по настоянию королевы Виктории, ничем не мог победить враждебность палаты, пока, наконец, выборы 1841 г. не привели к власти ториев во главе с Пилем.
Борьба вокруг хлебных пошлин и раскол ториев. Процесс освобождения короны от последних остатков власти и передача королевской прерогативы в фактическое владение министерства совершались медленно и не без борьбы. Но замедление это вызвано было почти исключительно внутренними трениями в среде вигов и ториев. Эти трения ослабляли, конечно, политические партии и позволяли короне использовать внутрипартийные противоречия в свою пользу. Следует иметь в виду, что усилившееся в 40-х годах народное движение за отмену пошлин на ввозной хлеб сказалось на ториях длительным расколом. "Лига против хлебных законов", руководимая выдающимися представителями промышленной буржуазии, развернула бурную агитацию, стремясь увлечь трудящиеся массы своими проектами свободной торговли. Эти фритредеры иногда выступали в союзе с вигами, иногда против них, но они, во всяком случае, имели против себя значительную часть ториев, исконных и прирожденных представителей земельной аристократии и, следовательно, безоглядных защитников земельной ренты. Фальшивое народолюбие фритредеров - фабрикантов, вроде Кобдена, не могло ввести в заблуждение передовых рабочих, понимавших, что удешевление хлеба вызовет падение заработной платы. "Понятно, что это все лицемерие вовсе не имело целью сделать дешевый хлеб менее горьким для рабочих. Да и как поверили бы рабочие внезапной филантропии фабрикантов, тех самых людей, которые продолжали вести упорную борьбу против десятичасового билля, предложенного для ограничения рабочего дня десятью часами вместо двенадцати"1. Тем не менее в борьбе промышленного капитала с крупным землевладением пролетариат стал на сторону первого, потому что поражение аристократии означало гибель последних остатков феодализма - главного препятствия на путях развития.
Движение против хлебных пошлин совершалось настолько широко и сильно, что подчинило себе известную часть ториев и нашло в Пиле предприимчивого и настойчивого защитника. Можно думать, что Пиль, предвидя неизбежную победу принципов свободной торговли, предпочел возглавить движение, чтобы ввести его в русло постепенных и последовательных реформ и тем избавить земельную ренту от быстрого и сокрушительного падения. Предводители же вигов далеко не обнаруживали такой дальновидности и смелости. Нерешительность, проявленная вигийским министерством Мельбурна, призывавшего самого бога в свидетели своей преданности интересам землевладения ("земледелия"), а потом слабость вигов, потерявших парламентское большинство после выборов 1841 г., способствовали тому, что инициатива целиком перешла к антипротекционистскому крылу ториев. В 1846 г. закон о свободной торговле хлебом принят был в палате голосами вигов и большинства ториев. Палата лордов пропустила его после жарких прений, подчиняясь авторитету Веллингтона. Свободная же торговля была установлена лишь в 1849 г. с отменой Навигационного акта и снятием всех таможенных пошлин.
Но ториям эволюции Пиля стоили долговременной потери единства. От них откололась группа, сохранившая имя своего вождя. "Пилиты" примыкали в палате общин к вигам и с течением времени растворились в либеральной партии. В 1847 г. тори были вовсе отодвинуты в оппозицию: в этом году виги получили парламентское большинство, которое они удерживали в течение двадцати лет, ториям же пришлось медленно и с трудом восстанавливать свои силы, и они лишь в редкие и короткие промежутки оказывались у власти, когда ее теряли виги, - вследствие, главным образом, соперничества своих лидеров - Ресселя и Пальмерстона. Ибо внутреннего единства довольно долго не хватало и вигам, которые между 1846 и 1856 годами являли собой пеструю коалицию собственно вигов - "аристократических представителей буржуазии"1, фритредеров - прямых и непосредственных, буржуазных, так сказать, представителей буржуазии, передового отряда промышленного капитала, тяготившихся опекой вигов, но из растущего страха перед рабочим классом все более склонных к компромиссам с аристократией, и пилитов - обломка ториев, примыкавших то к фритредерам, то к вигам.
Взаимоотношения короны и партийных кабинетов. Очевидно, что королевская власть, в лице Виктории, получала возможность играть на внутренних несогласиях вигов или ториев и выступать от времени до времени арбитром в спорных вопросах парламентской или общей политики. За двадцатилетний период между 1846 и 1868 гг. партии сменялись у власти следующим образом: виги - 1846-1852 гг., тори - 1852 г., виги - 1852--1858 гг., тори - 1858-1859 гг., виги - 1859-1866 гг., тори - 1866-1868 гг. За это время было, конечно, несколько моментов, когда личное влияние королевы с известным успехом применялось и при выборе премьер-министра, и при комплектовании кабинета. В 60-х годах один тонкий наблюдатель английских конституционных отношений с известным правом отметил: "Сверх того, что королева контролирует действия отдельных министров и в особенности министра иностранных дел, она контролирует еще известным образом и кабинет"1. Укрепление принципа ответственного правительства. И тем не менее уже в 30-х и 40-х годах практически утверждается основной принцип парламентского обихода, выработанный, как мы знаем, в XVIII в.: министерская власть механически переходит в руки той партии, которая располагает парламентским большинством и, следовательно, симпатиями большинства избирателей (если только отвлечься от действительного положения вещей и считать, что выборы действительно отражали политические настроения большинства избирателей). Теряя большинство в палате, - вследствие ли передвижек парламентских групп во время сессии или в результате новых общих выборов - кабинет уступает место лидерам нового большинства и переходит на положение руководителя парламентской оппозиции, всегда готовой при изменившихся обстоятельствах вновь взять власть. Так окончательно сформировалось политическое и практическое понятие "ответственного правительства", т. е. кабинета, составленного из лидеров большинства палаты общин и необходимо нуждающегося в поддержке - "доверии" - этой палаты, одобряющей, следовательно, общее политическое направление кабинета и отдельные мероприятия его. Утрата доверия, обнаружившаяся более или менее осязательным образом, отнюдь не лишает кабинет права апеллировать к избирателям путем досрочного роспуска палаты. И в случае роспуска и последовавших новых выборов отрицательный вотум избирателей является для кабинета обязательным.
Ответственное министерство функционирует по формальному поручению короны, остающейся за свои действия неответственной перед народным представительством, согласно уже известному нам старинному правилу: "Король не может ошибаться". Но именно поэтому конституционный король и не может, в отличие от абсолютистского, предпринимать ни одного официального акта без скрепы ("контрассигнирования") министра, политически ответственного. Так, в неизбежной связи с понятием ответственного правительства сложился в этот период принцип, определяющий положение короны: король царствует, но не управляет. Эти важнейшие основы английского парламентаризма ни тогда, ни впоследствии не были записаны ни в одном официальном акте; они явились условными - "конвенциональными" - правилами, составившими важнейшую часть английской неписаной конституции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|