Глава 3. Управление ВЭД РФ на современном этапе
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 международный внешнеэкономический торговый Россия 22 августа официально стала членом Всемирной торговой организации. Наша страна добивалась права на вступление в торговый клуб с середины 90-х годов. Более 10 лет страна вела переговоры с другими членами организации, так как, по условиям ВТО, ни один из участников клуба не должен быть против вступления нового члена. Особенно тяжелыми у России получились переговоры с США, Европейским Союзом и Грузией, из-за чего долгое время РФ была единственным крупным государством мира, которое не состояло в ВТО. Договоренностей со всеми членами торгового клуба России удалось достичь только в 2011 году, а Госдума ратифицировала протокол о вступлении в ВТО в середине июля 2012 года. Считается, что вступление России в ВТО приведет к более жесткой конкуренции российских производителей с зарубежными за местный рынок (и, как следствие, снижению цен и вытеснению неприбыльных производств), а также откроет для бизнеса новые рынки сбыта. Россия взяла на себя обязательства о снижении ставок импортных пошлин и импортных квот. По вступлению России в ВТО средневзвешенная импортная ставка сократится с 10% до 7.8%. При этом по данным Минэкономразвития России, снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,6 процентных пункта (с 12,9 до 9,2%), а средневзвешенной ставки - 4,7 процентных пункта (с 11,9 до 7,1%). В любом случае оно составит около 30% и коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит. Сокращение экспортных пошлин. Россия обязалась снизить ставки примерно на 700 товарных позиций. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максимальный эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0%. Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления. Российское законодательство за период переговоров по ВТО постепенно приводилось в соответствие нормам организации. Тем не менее, некоторые обязательства еще не полностью выполнены, в частности - в сфере реформирования системы государственных закупок, транспарентности (прозрачности) нормативно-правовых актов, ответственности за дискриминацию иностранных фирм и т. д.
Введение утилизационного сбора. С 1 сентября 2012 года в России введен утилизационный сбор. Правила его взимания, исчисления и уплаты в отношении всех колесных транспортных средств утверждены Правительством РФ. Сбор касается новых и подержанных автомобилей всех категорий: легковых, коммерческих, грузовых. Его обязаны будут платить компании-импортеры и граждане, ввозящие иномарки. Основной задачей утилизационного сбора является удорожание автомобилей, ввезенных из-за рубежа, чтобы тем самым уберечь отечественного автопроизводителя от честной конкуренции, в которой он однозначно проигрывает. На деле ситуация складывается следующим образом. Импорт продуктов со времени вступления России в ВТО вырос на 10-33,5%. В частности, за сентябрь-ноябрь ввезли замороженную говядину, свинину, молоко, сливочное масло и сыры. Ввоз молока и сгущенного молока, с учетом сезонного фактора, вырос вдвое. Импорт свинины, по прогнозам ведомства, увеличится из-за сокращения сверхквотной ставки пошлины с 75% до 65%. Глава Минсельхоза Николай Федоров отметил, что у властей есть инструменты для защиты внутреннего рынка. Он также заявил, что были приняты законодательные инициативы, которые укрепят конкурентоспособность российской продукции. В частности, в Налоговый кодекс были внесены поправки, продлевающие срок действия нулевой ставки налога на прибыль для сельхозорганизаций и льгот по НДС при ввозе племенной продукции до 2020 г.
По разным оценкам, в результате вступления в ВТО российская экономика прибавит от 3 до 11% ВВП в среднесрочной перспективе. Кроме того, уменьшение импортных пошлин снизит цены на многие товары. А значит, в итоге выиграют не только иностранные компании, но и каждый россиянин. марта 2013 г. Министр экономического развития Андрей Белоусов выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом о проекте государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности". По результатам обсуждения принято решение одобрить проект госпрограммы. Целью государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» является решение задач, сформулированных в следующих подпрограммах: «Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества»; «Формирование Евразийского экономического союза»; «Создание национальной системы поддержки ВЭД»; «Совершенствование системы государственного регулирования ВЭД»; «Совершенствование таможенной деятельности»; «Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности». Для реализации госпрограммы «Развитие внешнеэкономической деятельности» предусматривается выделение финансовых ресурсов из средств федерального бюджета в размере 422 млрд рублей (на период с 2013 г. по 2018 г.), при этом порядка 88% от этой суммы составляют расходы на мероприятия по обеспечению таможенной деятельности. Совершенствование таможенного регулирования, безусловно, необходимо, но вряд ли оно является определяющим моментом в стимулировании не сырьевого экспорта. Наращивание экспортного потенциала тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, расширением государственной поддержки экспортной деятельности, совершенствованием условий для проведения научных исследований и внедрением их результатов в конкретную технологию производства, осуществлением мероприятий по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса. Необходимы масштабные инвестиции в реальный сектор, улучшение инвестиционного климата в стране, улучшение железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, совершенствование работы портов, а также решение ряда других проблем.
Обобщая данные, описанные в третьей главе можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день нельзя объективно оценить влияние ВТО на Российскую систему управления ВЭД. Постепенное снижение импортных пошлин в среднесрочной перспективе снизит поступление средств в бюджет РФ (к 2020 году 3 трлн. руб. или 2,3% совокупного выпуска в экономике). Однако, с другой стороны поспособствует проникновению на отечественный рынок новой продукции, а как следствие - возможное увеличение качества продукции, которая производится в нашей стране для возможности конкурировать с товарами зарубежного производства. На сегодняшний день существует большое количество как скептических, так и положительных мнений о перспективах развития России в ВТО. Нужно отметить что, государство, в этих непростых условиях занимается разработкой программы по развитию и внедрению опыта зарубежных стран в внешнеэкономическую деятельность РФ, основной задачей которой является совершенствование системы управления ВЭД в России. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой работе были рассмотрены международные механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности разных стран. Управление внешнеэкономической деятельностью обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. В целом, можно выделить следующие проблемы. Проблемы, связанные с применением инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Действующее законодательство изначально содержит много правовых норм непрямого действия или норм, правоприменение которых требует сложных пояснений. Эта особенность законодательной базы включила в ход механизм ведомственного законотворчества: многие конкретные стороны таможенного регулирования внешней торговли определялись путем издания ведомственных подзаконных актов, инструкций, приказов. Их число давно уже перевалило за много сотен. В итоге сложилась громоздкая, запутанная система.
В таможенно-тарифном механизме своеобразным "белым пятном" осталась проблема размежевания компетенции законодательных и исполнительных органов власти в изменении ставок таможенных пошлин. А также усиление направленности таможенно-тарифного механизма на торгово-политическую составляющую, а не только на мобилизацию доходов в госбюджет. Существует проблема несовершенства тарифной политики импорта в России, в части защиты чувствительных отраслей российской экономики. При выработке системы государственной поддержки экспорта встает проблема выбора подотраслей и производств, заслуживающих поддержки. Для этого нужна разработка системы критериев отбора производств, заслуживающих государственной поддержки. К числу критериев, определяющих приоритетность поддержки производства и экспорта конкретных видов продукции мы считаем необходимым отнести: наукоемкость продукции; динамика спроса на продукцию на международном рынке; мультипликативный эффект от наращивания производства экспортируемой продукции; экономическая эффективность экспорта продукции. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баринов В.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / В.А. Баринов. - ИНФРА - М, 2006. - 365 с. . Корниенко О. Международная экономика / О. Корниенко. - Феникс, 2008. - 289 с. . С.А. Ситарян. Стратегические ориентиры внешнеэкономических связей России в условиях глобализации: Сценарий до 2025 г. / по ред. Ситаряна С.А. - М.: Наука, 2005. - 312с. . Ситарян С. А.: Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / под ред. С.А. Ситаряна. - М.: Наука, 2003. - 327с. . Публикации в периодических изданиях . В.Г. Свинухов, Г.П. Щербина Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России // Право и экономика, - 2001 г. - №8 . Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №3. - С.24-39 . Гончарова, О.Л. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Японии и Южной Корее / О.Л. Гончарова // Российский Экономический Журнал. - 2008. - № 8. - С. 19 - 23. . Джабиев А.П. Государственное регулирование внешней торговли России. - М.: Международные отношения, 2006. - С.11-24.
. Козырин, А.Г. Особенности нетарифного регулирования ВЭД в Японии / А.Г. Козырин // Мировая экономика. - 2007. - № 11. - С.35 - 38. . Кувалин Д.Б. Экономическая открытость для России: преимущества и проблемы / Кувалин Д.Б., Моисеев А.К., Харченко-Дорбек А. // Пробл. Прогнозирования. - 2004. - №5. - С.117-129. . Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно ориентированном развитии // Вопр. экономики. - 2004. - №8. - С.46-65. . Смирнов В. О внешнеэкономической стратегии России // Общество и экономика. - 2006. - № 11-12. - С.125-136. . Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации: тез. докл. / Мировая экономика и междунар. Отношения. - 2008. - №5. - С.3-13. Электронные ресурсы 15. WTO, International Trade Statistics, 2007÷ 2009; CIA - The World Factbook, 2007 - http://www.kaivg. narod.ru/exp. pdf
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|