Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Управление ВЭД РФ на современном этапе




международный внешнеэкономический торговый

Россия 22 августа официально стала членом Всемирной торговой организации. Наша страна добивалась права на вступление в торговый клуб с середины 90-х годов. Более 10 лет страна вела переговоры с другими членами организации, так как, по условиям ВТО, ни один из участников клуба не должен быть против вступления нового члена. Особенно тяжелыми у России получились переговоры с США, Европейским Союзом и Грузией, из-за чего долгое время РФ была единственным крупным государством мира, которое не состояло в ВТО. Договоренностей со всеми членами торгового клуба России удалось достичь только в 2011 году, а Госдума ратифицировала протокол о вступлении в ВТО в середине июля 2012 года.

Считается, что вступление России в ВТО приведет к более жесткой конкуренции российских производителей с зарубежными за местный рынок (и, как следствие, снижению цен и вытеснению неприбыльных производств), а также откроет для бизнеса новые рынки сбыта.

Россия взяла на себя обязательства о снижении ставок импортных пошлин и импортных квот. По вступлению России в ВТО средневзвешенная импортная ставка сократится с 10% до 7.8%. При этом по данным Минэкономразвития России, снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,6 процентных пункта (с 12,9 до 9,2%), а средневзвешенной ставки - 4,7 процентных пункта (с 11,9 до 7,1%). В любом случае оно составит около 30% и коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит.

Сокращение экспортных пошлин. Россия обязалась снизить ставки примерно на 700 товарных позиций. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максимальный эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0%. Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления. Российское законодательство за период переговоров по ВТО постепенно приводилось в соответствие нормам организации. Тем не менее, некоторые обязательства еще не полностью выполнены, в частности - в сфере реформирования системы государственных закупок, транспарентности (прозрачности) нормативно-правовых актов, ответственности за дискриминацию иностранных фирм и т. д.

Введение утилизационного сбора. С 1 сентября 2012 года в России введен утилизационный сбор. Правила его взимания, исчисления и уплаты в отношении всех колесных транспортных средств утверждены Правительством РФ. Сбор касается новых и подержанных автомобилей всех категорий: легковых, коммерческих, грузовых. Его обязаны будут платить компании-импортеры и граждане, ввозящие иномарки. Основной задачей утилизационного сбора является удорожание автомобилей, ввезенных из-за рубежа, чтобы тем самым уберечь отечественного автопроизводителя от честной конкуренции, в которой он однозначно проигрывает.

На деле ситуация складывается следующим образом. Импорт продуктов со времени вступления России в ВТО вырос на 10-33,5%. В частности, за сентябрь-ноябрь ввезли замороженную говядину, свинину, молоко, сливочное масло и сыры. Ввоз молока и сгущенного молока, с учетом сезонного фактора, вырос вдвое. Импорт свинины, по прогнозам ведомства, увеличится из-за сокращения сверхквотной ставки пошлины с 75% до 65%. Глава Минсельхоза Николай Федоров отметил, что у властей есть инструменты для защиты внутреннего рынка. Он также заявил, что были приняты законодательные инициативы, которые укрепят конкурентоспособность российской продукции. В частности, в Налоговый кодекс были внесены поправки, продлевающие срок действия нулевой ставки налога на прибыль для сельхозорганизаций и льгот по НДС при ввозе племенной продукции до 2020 г.

По разным оценкам, в результате вступления в ВТО российская экономика прибавит от 3 до 11% ВВП в среднесрочной перспективе. Кроме того, уменьшение импортных пошлин снизит цены на многие товары. А значит, в итоге выиграют не только иностранные компании, но и каждый россиянин.

марта 2013 г. Министр экономического развития Андрей Белоусов выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом о проекте государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности". По результатам обсуждения принято решение одобрить проект госпрограммы.

Целью государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» является решение задач, сформулированных в следующих подпрограммах: «Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества»; «Формирование Евразийского экономического союза»; «Создание национальной системы поддержки ВЭД»; «Совершенствование системы государственного регулирования ВЭД»; «Совершенствование таможенной деятельности»; «Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности».

Для реализации госпрограммы «Развитие внешнеэкономической деятельности» предусматривается выделение финансовых ресурсов из средств федерального бюджета в размере 422 млрд рублей (на период с 2013 г. по 2018 г.), при этом порядка 88% от этой суммы составляют расходы на мероприятия по обеспечению таможенной деятельности. Совершенствование таможенного регулирования, безусловно, необходимо, но вряд ли оно является определяющим моментом в стимулировании не сырьевого экспорта.

Наращивание экспортного потенциала тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, расширением государственной поддержки экспортной деятельности, совершенствованием условий для проведения научных исследований и внедрением их результатов в конкретную технологию производства, осуществлением мероприятий по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса. Необходимы масштабные инвестиции в реальный сектор, улучшение инвестиционного климата в стране, улучшение железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, совершенствование работы портов, а также решение ряда других проблем.

Обобщая данные, описанные в третьей главе можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день нельзя объективно оценить влияние ВТО на Российскую систему управления ВЭД. Постепенное снижение импортных пошлин в среднесрочной перспективе снизит поступление средств в бюджет РФ (к 2020 году 3 трлн. руб. или 2,3% совокупного выпуска в экономике). Однако, с другой стороны поспособствует проникновению на отечественный рынок новой продукции, а как следствие - возможное увеличение качества продукции, которая производится в нашей стране для возможности конкурировать с товарами зарубежного производства. На сегодняшний день существует большое количество как скептических, так и положительных мнений о перспективах развития России в ВТО.

Нужно отметить что, государство, в этих непростых условиях занимается разработкой программы по развитию и внедрению опыта зарубежных стран в внешнеэкономическую деятельность РФ, основной задачей которой является совершенствование системы управления ВЭД в России.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены международные механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности разных стран.

Управление внешнеэкономической деятельностью обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли.

В целом, можно выделить следующие проблемы. Проблемы, связанные с применением инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Действующее законодательство изначально содержит много правовых норм непрямого действия или норм, правоприменение которых требует сложных пояснений. Эта особенность законодательной базы включила в ход механизм ведомственного законотворчества: многие конкретные стороны таможенного регулирования внешней торговли определялись путем издания ведомственных подзаконных актов, инструкций, приказов. Их число давно уже перевалило за много сотен. В итоге сложилась громоздкая, запутанная система.

В таможенно-тарифном механизме своеобразным "белым пятном" осталась проблема размежевания компетенции законодательных и исполнительных органов власти в изменении ставок таможенных пошлин. А также усиление направленности таможенно-тарифного механизма на торгово-политическую составляющую, а не только на мобилизацию доходов в госбюджет. Существует проблема несовершенства тарифной политики импорта в России, в части защиты чувствительных отраслей российской экономики.

При выработке системы государственной поддержки экспорта встает проблема выбора подотраслей и производств, заслуживающих поддержки. Для этого нужна разработка системы критериев отбора производств, заслуживающих государственной поддержки. К числу критериев, определяющих приоритетность поддержки производства и экспорта конкретных видов продукции мы считаем необходимым отнести: наукоемкость продукции; динамика спроса на продукцию на международном рынке; мультипликативный эффект от наращивания производства экспортируемой продукции; экономическая эффективность экспорта продукции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баринов В.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / В.А. Баринов. - ИНФРА - М, 2006. - 365 с.

.   Корниенко О. Международная экономика / О. Корниенко. - Феникс, 2008. - 289 с.

.   С.А. Ситарян. Стратегические ориентиры внешнеэкономических связей России в условиях глобализации: Сценарий до 2025 г. / по ред. Ситаряна С.А. - М.: Наука, 2005. - 312с.

.   Ситарян С. А.: Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / под ред. С.А. Ситаряна. - М.: Наука, 2003. - 327с.

.   Публикации в периодических изданиях

.   В.Г. Свинухов, Г.П. Щербина Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России // Право и экономика, - 2001 г. - №8

.   Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №3. - С.24-39

.   Гончарова, О.Л. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Японии и Южной Корее / О.Л. Гончарова // Российский Экономический Журнал. - 2008. - № 8. - С. 19 - 23.

.   Джабиев А.П. Государственное регулирование внешней торговли России. - М.: Международные отношения, 2006. - С.11-24.

.   Козырин, А.Г. Особенности нетарифного регулирования ВЭД в Японии / А.Г. Козырин // Мировая экономика. - 2007. - № 11. - С.35 - 38.

.   Кувалин Д.Б. Экономическая открытость для России: преимущества и проблемы / Кувалин Д.Б., Моисеев А.К., Харченко-Дорбек А. // Пробл. Прогнозирования. - 2004. - №5. - С.117-129.

.   Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно ориентированном развитии // Вопр. экономики. - 2004. - №8. - С.46-65.

.   Смирнов В. О внешнеэкономической стратегии России // Общество и экономика. - 2006. - № 11-12. - С.125-136.

.   Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации: тез. докл. / Мировая экономика и междунар. Отношения. - 2008. - №5. - С.3-13.

Электронные ресурсы

15. WTO, International Trade Statistics, 2007÷ 2009; CIA - The World Factbook, 2007 - http://www.kaivg. narod.ru/exp. pdf

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...