Я учусь понимать суть искусства
Наши уроки с профессором Клинглером проходили следующим образом: я играл ему заданные пьесы, а он вносил поправки. Урок обычно длился два часа. Он всегда задавал мне сразу несколько вещей, чтобы я мог осваивать большой объем музыкального материала. Я думаю, что он специально вносил такое разнообразие, чтобы лучше исправлять мои ошибки. Клинглер никогда не жалел на меня времени. Но для меня с моей склонностью к лени такой объем был довольно утомительным. Как уже говорилось, я не питал иллюзий относительно своих способностей к исполнительской деятельности. Но я не знал, что это объясняется не отсутствием таланта, а просто неумением развить его. Нужно было всего лишь сотни раз повторять одну и ту же вещь, чтобы добиться высокой техники и качественного звучания. Однако у Клинглера я научился разбираться в сути искусства. Моим самым главным желанием было не играть, а понимать музыку. И в этом плане Клинглер научил меня очень многому. Первые четыре года мы посвятили концертам и сонатам, а последующие четыре — камерной
музыке. Именно поэтому я так полюбил камерную музыку, тем более что профессор Клинглер был признанным корифеем в этой области. Таким образом, я занимался тем, что доставляло мне удовольствие. Моим опекуном становится Эйнштейн Решив обосноваться в Берлине и брать уроки у Клинглера, я снял себе квартиру у одной седовласой вдовы и ее пожилой служанки. Обе женщины были туговаты на ухо и не проявляли недовольства по поводу моих музыкальных упражнений. Помимо этой удачи, мне повезло еще и в другом. Я познакомился с профессором медицины доктором Михаэлисом и его семьей, которые были очень добры ко мне. Когда профессор бывал в Японии, мы частенько приглашали его к себе домой и очень подружились. Получив затем приглашение на работу в Америке в должности декана университета Джона Хопкинса, он сказал мне: «Я уже больше не смогу посвящать вам время, поэтому я попросил своего друга приглядеть за вами». Этим другом оказался Альберт Эйнштейн, создатель теории относительности.
Вот так, совершенно неожиданно, я познакомился и подружился с этим всемирно известным ученым и окружавшими его выдающимися людьми. Это одно из самых удивительных происшествий в моей жизни. В дальнейшем это знакомство помогло мне создать базу методики воспитания талантов и найти в себе силы, чтобы без всяких сомнений применить ее в работе с детьми. Мое знакомство с этим великим человеком началось так. «Все люди одинаковы, мадам» Еще до того как доктор Михаэлис отправился в Америку, он как-то раз давал обед, за которым следовал музыкальный вечер. Хотя я был и не самым лучшим скрипачом, меня тоже попросили выступить, и я сыграл одно из самых любимых своих произведений — концерт Бруха*, над которым как раз работал вместе с Клинглером. После концерта, за чаем, одна пожилая дама, сидевшая справа от Эйнштейна, сказала: «Я просто не в состоянии понять: Судзуки вырос в Японии, в обстановке, совершенно отличной от нашей, но в его исполнении я абсолютно ясно почувствовала немецкий дух Бруха. Как такое может быть?» После короткой паузы Эйнштейн, в то время еще молодой человек, годившийся ей в сыновья, ответил спокойным тоном: «Все люди одинаковы, мадам». Я был крайне тронут его замечанием. * Макс Брух (1838-1920), немецкий композитор, дирижер и скрипач. Прим. перев. Ученые-виртуозы Эйнштейн часто приглашал меня на концерты. Он обычно звонил и говорил: «У меня есть билеты, приходите».
Его хорошим другом был скрипач Буш (1891-1952). Эйнштейн всегда высоко отзывался о нем как о человеке и музыканте. Обычно перед концертом Буша Эйнштейн договаривался со мной по телефону, на какой автобусной остановке и в какое время мы встретимся. Как я ни старался приехать пораньше, этот выдающийся ученый всегда опережал меня. Несмотря на то, что я был всего лишь юнцом, он считал, что раз уж пригласил меня, то должен относиться ко мне как к гостю. Мне в таких случаях оставалось лишь смущенно раскланиваться. Доктор Михаэлис был блестящим пианистом. Он обычно аккомпанировал своей жене, которая обучалась вокалу в Венской музыкальной академии. Как-то раз на домашнем концерте жена шепнула ему, чтобы он играл на полтона ниже, так как она простужена. «Хорошо, дорогая», — ответил он и тут же начал аккомпанировать на полтона ниже. К тому же это была сложная пьеса Брамса, а играл он без нот. Я был просто поражен. Как и доктор Швейцер, который никак не мог решить, стать ли ему профессиональным пи- анистом или врачом, доктор Михаэлис тоже разрывался между музыкой и медициной. Эйнштейн был признанным виртуозом-скрипачом. Он нигде не появлялся без своей скрипки. Свои любимые вещи, например чакону Баха, он всегда исполнял с блеском, и я всегда поражался его легким и уверенным движениям пальцев. По сравнению с его игрой мое исполнение, несмотря на все старания и труды, выглядело довольно бледным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|