Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль II. Сущность, основные формы и

Модуль I. Истоки, смысл и предназначение

Философии.

Тема: Философия: происхождение, предмет и функции

План

1. Предпосылки возникновения философии. Философия и мировоззрение.

2. Предмет философии, специфика философского знания.

3. Структура философского знания.

4. Функции философии.

5. Исторические типы философии.

 

Основные понятия темы: агностицизм, аксиология, антропология, бытие, гносеология, диалектика и метафизика, метод, методология, дуализм, материя, мировоззрение, миф, мифологическое сознание, монизм, идеализм и материализм, онтология, основной вопрос философии, плюрализм, рационализм, религия, субстанция, философия, ценности.

 

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Вопрос 1. При подготовке к семинарскому занятию по теме «Философия: происхождение, предмет и функции», следует уяснить социально-экономические и культурно-исторические предпосылки возникновения философии в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции в VII – V вв. до н.э. К первой группе предпосылок относятся изменения в экономической и социальной сферах, связанные с отделением умственного труда от физического и разделением общества на классы. Также следует отметить значение полисной организации жизни древнегреческого общества для становления и развития философии в Древней Греции.

Рассматривая культурно-исторические предпосылки возникновения философии, важно уяснить синкретический (нерасчлененный) характер знаний, которыми обладали древние греки, место и роль зарождающегося теоретического, философского знания. Важно также понять причины и последствия кризиса мифологического сознания, специфику и соотношение образного – мифологического и зарождающегося философского – понятийного мышления. Ознакомьтесь с теорией «осевого времени» К.Ясперса.

Обратите внимание на значение художественной культуры, и прежде всего древнегреческой драмы, для развития философских представлений о человеке.

Важно уяснить содержание понятия «мировоззрение», структуру мировоззрения, соотношение философии и мировоззрения, а также исторические типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, философское) и их специфику.

Вопрос 2. Рассматривая вопрос о предмете философии, обратитесь к его пониманию такими выдающимися философами, как Аристотель, Р.Декарт, Г. Гегель, К. Маркс, Н.Бердяев. Попытайтесь выявить общие черты и специфику их трактовок предмета философии. Обратите внимание на изменения, происходящие в понимании предмета философии в связи с её развитием в тех или иных конкретно-исторических условиях. Чтобы понять специфику философского знания, необходимо провести сопоставительный анализ философии и науки, философии и религии, философии и искусства. Тем самым становится понятным место философии в системе культуры. Отличительной чертой философского знания является его ценностный характер.

Вопрос 3. Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Обратите внимание, что структура философского знания относительна. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.

Важнейшим разделом философии является онтология. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т.д.

В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества. Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная философия.

Вторым основополагающим разделом философии выступает гносеология, изучающая сущность и содержание процесса познания. В современной гносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как эпистемология и науковедение.

Следующим после онтологии и гносеологии ведущим разделом философии является логика – наука о законах мышления.

Следует уяснить, что онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие периферийные разделы: этика, эстетика, история философии.

Вопрос 4. Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.

Рассматривая вопрос о функциях философии, обратите внимание на такие функции, как мировоззренческая, аксиологическая и методологическая функции. Следует уяснить, что м ировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека.

Вопрос 5. При рассмотрении вопроса об исторических типах философии, уясните основания периодизации истории философии и её основные этапы. Обратите внимание на социально-исторические корни историко-философского процесса, на исторические трансформации философии в связи с основными вехами развития человеческой культуры и цивилизации. Подумайте о специфических чертах, характерных для античной философии, средневековой философии, философии эпохи Ренессанса, философии Нового времени, неклассической и современной западной философии, а также русской философии. Важно соотнести всемирно-историческое и региональное, общечеловеческое и национальное в историко-философском процессе, уяснить специфику философии Запада, Востока, русской философии и их взаимодействие.

 

Для проверки приобретенных знаний, умений и навыков ответьте на вопросы и выполните предлагаемые задания.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Назовите предпосылки возникновения философии и раскройте их основное содержание.

2. Дайте определение понятия «мировоззрение» и назовите его структурные элементы.

3. Каковы специфические характеристики мифологического, религиозного и философского типов мировоззрений?

4. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?

5. Сформулируйте основные принципы философской рациональности.

6. Каковы функции философии?

7. В чем состоит специфика историко-философского процесса и чем обусловлены единство и взаимосвязь всех философских учений?

8. Что общего между философией и религией? Что их различает?

9. Какова структура философии?

10. В чем назначение философии, каковы ее основные функции?

11. Почему в процессе становления и развития философии менялся и круг ее проблем?

12. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?

 

Темы эссе

1. Уступает ли философия науке в рациональности?

2. Уступает ли философия искусству в образности?

3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?

4. Обладает ли философия практической действенностью?

5. Прокомментируйте: «Философия есть... эпоха, постигнутая в мысли», - утверждал Г. Гегель (ХIХ век).

6. «Я стал философом, - писал русский мыслитель XX века Н. Бердяев, - чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной «жизни»... Прокомментируйте.

7. Почему в философии так много «измов»?

8. Прокомментируйте суждение Аристотеля о том, что удивление побуждает людей философствовать. Помогает ли философия удовлетворить любопытство и получить ответы на все вопросы?

9. «Философия – мать наук. Первые естествоиспытатели как древнего, так и нового времени были философами» (Л.Фейербах). Согласны ли вы с таким определением философии?

10. «Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров…каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют (Р.Декарт)». Прокомментируйте.

11. Прокомментируйте суждение Б.Рассела «Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающая атакам с обеих сторон; эта Ничья земля и есть философия».

12. Какие вопросы рассматривает философия? Почему философских вопросов не так много, как ответов?

 

Дополнительная литература

1.Антология мировой философии. В 4 т. – М.: Мысль, 1969 – 1972. – Т. 1. Ч. 1. – 576 с.; Ч. 2. – 361 с.; Т. 2. – 776 с.; Т. 3. – 760 с.; Т 4. – 712 с.

2. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с.

3. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. – М.: Мысль, 1972. – 312 с.

4. Наука – философия – религия: в поисках общего знаменателя / отв. ред. П.П. Гайденко, В.Н. Катасонов. – М.: ИФ РАН, 2003. – 284 с.

5. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / гл. ред. В.С. Степин; Ин-т философии Российской акад. наук. – М.: Мысль, 2010. – Т. 1. – 744 с.; Т. 2. – 634 с.; Т. 3. – 692 с.; Т. 4. – 736 с.

6. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994. – Т. 1. – 321 с.; Т. 2. – 355 с.; Т. 3. – 714 с.; Т 4. – 850 с.

7. Русская философия: энциклопедия / сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков; под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007. – 736 с.

8. Хайдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С.113-123.

 

Тема: Античная и средневековая философия

План

1. Античная философия и её периодизация. Досократовская философия.

2. Классическая античная философия.

3. Эллинистическая и римская философия (III в. до н.э. – VI в. н.э.)

4. Средневековая философия, её специфика и основные проблемы.

Основные понятия темы: атомизм, бытие, диалектика, душа, Единое, космоцентризм, «майевтика», материя, натурфилософия, неоплатонизм, объективный идеализм, скептицизм, стоицизм, форма, эйдос (идея), эпикуреизм; апологетика, гностицизм, догма, душа, креационизм, провиденциализм, номинализм, патристика, провиденциализм, реализм, символизм, существование, сущность, схоластика, теология, теоцентризм, универсалии.

 

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

 

Вопрос 1. При подготовке к семинарскому занятию по вопросу «Ан- тичная философия и её периодизация. Досократовская философия» обратите внимание на следующие важные аспекты:

1) на хронологические рамки античной философии: VII – V вв. до н.э. – VI в. н.э.; основные этапы античной философии: досократовский (VI – V вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.), эллинистическо-римский (III в. до н.э. – VI в. н.э.);

2) на космоцентрический характер философии досократовского периода (VI – V вв. до н.э.), нашедший выражение в учениях о началах и элементах природы. Следует рассмотреть учения представителей Милетской школы: Фалеса (625 – 547 гг. до н.э.), Анаксимена (ок. 585 – 525 гг. до н.э.), Анаксимандра (ок. 611 – 546 гг. до н.э.). Ярким представителем этого периода является Гераклит Эфесский (544 – 480 гг. до н.э.). Рассмотрите его учение об огне как генетическом и субстанциальном начале, учение о Логосе. Уясните значение диалектического учения Гераклита о совпадении противоположностей. Дайте характеристику учения Пифагора (580 – 500 гг. до н.э.) о количественной основе мира. Обратите внимание на практический, мистический и нравственный аспекты этого учения. Важными достижениями досократовской философии были учение о бытии и «Едином» Парменида (540 – 470 гг. до н.э.), диалектика Зенона Элейского (ок. 490 – 430 гг. до н.э.), плюралистические концепции оснований бытия (Эмпедокла, Анаксагора). Важно изучить атомистическую трактовку бытия Левкиппом (500 – 440 гг. до н.э.) и Демокритом (460 – 370 гг. до н.э.).

3) на появление философского интереса к человеку в античности в творчестве софистов. Рассмотрите учение Протагора (ок. 481 – ок. 411 гг. до н.э.) и максиму его философии «Человек есть мера всех вещей».

Вопрос 2. При рассмотрении вопроса «Классическая античная фи- лософия (V – IV вв. до н.э.)» уясните основные положения учений Сократа, Платона и Аристотеля. Рассматривая учение Сократа (469 – 399 гг. до н.э.) о философии как диалоге и самопознании, определите сущность диалектического метода Сократа, раскройте содержание понятий иронии и майевтики. Обратите внимание на содержание этического рационализма Сократа. Знакомясь с философией Платона (428 – 348 гг. до н.э.), сосредоточьтесь на следующих вопросах, раскрывающих основные части его системы объективного идеализма: 1) учении о сверхприродном мире как бытии идей; иерархии идей; соотношении идей и вещей; мифе о пещере; 2) учении о человеке и бессмертной душе; метемпсихозе – учении о переселении душ; 3) рационалистической гносеологии («теория припоминания»); диалектике как искусстве оперирования понятиями; соотношении мнения и истины; 4) учении о добродетелях и принципах устройства идеального государства. Уясните понимание Платоном мудрости как ценности, социальный статус и предназначение философа.

Рассматривая философию Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), уясните следующие вопросы: 1) метафизика как наука о первых причинах и началах, предназначение философии; 2) критика платоновской теории идей, учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия, понятие целевой причины, идея перводвигателя; 3) теория познания и логика; 4) этическое учение Аристотеля, добродетель и структура души, нравственные и интеллектуальные добродетели, учение о «золотой середине»; 5) учение о государстве, государство и природа человека, происхождение, сущность, принципы устройства и функционирования государства, учение о формах правления: правильные и неправильные формы правления.

Вопрос 3. Подготовка к вопросу «Эллинистическая и римская философия (III в. до н.э. – VI в. н.э.)» предполагает знакомство с основными философскими школами и направлениями этого периода.

К ним относятся стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и неоплатонизм. Рассматривая учения представителей стоицизма, обратите внимание на следующие моменты стоической картины мира: а) Космос, как огненный организм; б) человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразная любовь к тому и другому; в) подобное понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии.

Рассматривая скептицизм, выделите основные этапы его эволюции. Характеризуя специфику скептического способа рассуждения, раскройте смысл выражений: «воздерживаюсь от суждений». Уясните специфику гносеологического и морального скепсиса.

Рассматривая философское учение Эпикура (341 – 270 гг. до н.э.), обратите внимание на его основные разделы: - каноника (учение об истине); физика (учение об атомах); этика (раскройте смысл тезиса «жить по природе», отношение к богам и смерти, проблема свободы человека, идеал мудреца). Рассмотрите вопрос о том, как решалась Эпикуром проблема соотношения необходимости и случайности.

Неоплатонизм. Плотин (204/205 – 270 гг.) и Порфирий (234 – 301/305 гг.). Влияние неоплатонизма на дальнейшее развитие философии.

Вопрос 4. Подготовка к вопросу «Средневековая философия, её специфика и основные проблемы» предполагает уяснение следующих тем: 1) периодизация средневековой философии и определение её специфики; 2) характеристика основных принципов средневекового философствования, определивших характер и специфику христианского мировоззрения: теоцентризм, монотеизм, креационизм, провиденциализм, персонализм, эсхатологизм; 3) характеристика основных этапов средневековой философии – патристики и схоластики.

Определяя хронологические рамки и специфику средневековой философии, обратите внимание, что она возникает как синтез древнегреческой философии и иудаизма – древнейшей монотеистической религии.

Важно уяснить культурно-исторические условия формирования восточной и западной патристики, выявить их специфику, основные проблемы, указать мыслителей, обращавшихся к решению этих проблем. Восточная патристика представлена деятельностью каппадокийских отцов церкви: Григория Богослова (329 – 389 гг.), Василия Великого (330 – 379 гг.), Григория Нисского (ок.335 – после 394 гг.), посвятивших свои труды обоснованию догмата о Св. Троице, развитию учения о творении, разработке теории познания. Важное место в их трудах занимает учение о человеке, трактуемом как образ и подобие Бога.

Западная патристика и её основные проблемы могут быть рассмотрены на примере творчества Аврелия Августина Блаженного (354 – 430 гг.), систематизировавшего христианское мировоззрение. В его учении могут быть выделены следующие группы проблем: учение о Боге как высшей сущности, учение о познании; учение о человеке, философия истории.

Характеризуя схоластическую философию (VI – начало XIV в.), обратите внимание на суть основных проблем схоластики: соотношение религии и философии, веры и разума, сущности и существования, души и тела, предопределения и свободы воли. Объясните, в чем сущность спора об универсалиях, приведшего к формированию номинализма и реализма.

Характеризуя зрелую схоластику, следует обратить внимание на место аристотелизма в схоластической философии XIII в. и роль университетов. Уясните основные положения философии крупнейшего представителя этого периода – Фомы Аквинского (1225 – 1274 гг.), обращавшегося к решению таких проблем, как соотношение веры и разума, теологии и философии, сущности и существования, разработавшего систему доказательств бытия Бога, учение о человеке и социальную доктрину.

Следует обратить внимание на возникновение в этот период опытного естествознания. В связи с этим познакомьтесь с философскими и естественнонаучными идеями Роджера Бэкона (1214 – 1292 гг.). Основные черты поздней схоластики обнаруживаются в творчестве Иоанна Дунса Скота (1265/1266 – 1308 гг.) и Уильяма Оккама (1285 – 1349 гг.). Рассмотрите трактовку соотношения веры и разума, философии и теологии Уильямом Оккамом. Объясните суть афоризма «Бритва Оккама».

 

Для проверки приобретенных знаний, умений и навыков ответьте на вопросы и выполните предлагаемые задания.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Охарактеризуйте культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли в Древней Греции.

2. Определите хронологические рамки и периоды античной философии.

3. В чем особенность атомистического учения Демокрита по сравнению с другими натурфилософскими учениями античного материализма?

4. В чем смысл учения Сократа о человеке?

5. Что представляют собой идеи сами по себе и мир окружающих человека вещей по учению Платона?

6. В чем сущность учения Аристотеля о материи и форме?

7. Определите общность и различие в философии Платона и Аристотеля.

8. Какие ценности становятся определяющими для эллинистического философа?

9. Назовите хронологические рамки средневековой философии.

10. Какие принципы определяют специфику средневековой философии?

11. Сформулируйте основные проблемы средневековой философии.

12. Как решалась проблема соотношения веры и разума в патристической философии?

13. Как Аврелий Августин рассматривает проблему исторического времени и смысла истории?

14. Каковы разновидности и смысл теодицеи?

15. Как вы понимаете выражение «Схоластика – служанка богословия»? 16. Возможно ли доказательство бытия Бога?

17. Какие точки зрения на соотношение разума и веры, религии и философии были высказаны представителями схоластики?

18. Чем объяснить особое внимание средневековых мыслителей к проблеме соотношения общего и отдельного? В чем сущность проблемы универсалий? В чем различие в понимании этой проблемы номиналистами и реалистами?

19. Раскройте содержание правила «бритвы Оккама».

 

Темы эссе

1. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы»

2. Чьим детищем является атомарная гипотеза: философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного?

3. По мнению К.Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. На чем основано это мнение?

4. Античные стоицизм, эпикуреизм, скептицизм – какое учение вам более симпатично и почему?

5. Нарисуйте портрет Мудреца (Аристотель «Никомахова этика»)

6. Почему киники стали циниками?

7. Платон говорил, что из философов получились бы лучшие правители. Каковы его аргументы?

8. Как можно использовать учение стоиков, чтобы справиться с неприятностями, которые постигают каждого.

9. Почему понятие бытия является исходным во многих философских учениях?

10. Прокомментируйте изречение Пифагора: «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».

11. Гениален ли Платон как философ? Если да, то в чем?

12. Раскройте философский смысл афористического высказывания Эпикура: «Величайший плод ограничения желаний – свобода».

13. Почему Аристотель критически относился к демократии?

14. Трактовка времени у Аристотеля и Августина (сравнение).

15. Прокомментируйте слова А. Августина: «Все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться»?

16. Чем успокоила Философия Северина Боэция («Утешение философией»)?

17. Проведите сравнительный анализ мысли А.Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли П.Абеляра «понимаю, чтобы верить».

 

Дополнительная литература

 

1. Античная философия: энциклопедический словарь / под ред. П.П. Гайденко, М.А. Солоповой. – М.: Прогресс-Традиция, 2008. – 896 с.

2. Гайденко, П.П. История греческой философии в ее связи с наукой: учеб. пособие / П.П. Гайденко. – М.: Книжный дом «Либроком», 2000. – 264 с. 3. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с.

4. Жильсон, Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века: пер. с фр. / Э. Жильсон. – М.: Республика, 2004. – 678 с.

5. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении [Электронный ресурс] / А.Ф. Лосев. – Режим доступа::http://psylib.org.ua/books/losew01/index.htm

 

Тема: Философия эпохи Возрождения и Нового времени

План

1. Философия эпохи Возрождения и её основные тенденции: гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия.

2. Научная революция XVII в. и проблема метода познания в философии. Опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона. Рационалистическое учение Р. Декарта о методе.

3. Философия французского Просвещения: трактовка человека, природы и общества.

 

Основные понятия темы: антропоцентризм, Возрождение, гуманизм, натурфилософия, неоплатонизм, пантеизм, протестантизм, Реформация, секуляризация, «ученое незнание»; атрибут, «врожденные идеи», первичные качества и вторичные качества, дедукция, деизм, дуализм, естественное право, «призраки ума», индукция, метафизика, метод, монада, научная революция, общественный договор, рационализм, сенсуализм, субстанция, эмпиризм.

 

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Вопрос 1. Подготовка к семинарскому занятию по первому вопросу предполагает уяснение следующих моментов: 1) определить социально-экономические основы культуры эпохи Возрождения. Обратите внимание на прогресс в развитии материального производства, формирование буржуазных производственных отношений, развитие банковского дела, судостроения, светского образования. Следует отметить значение великих географических открытий. Все эти процессы были бы невозможны без процесса секуляризации, т. е. освобождением всех сфер общественной жизни от влияния церкви; 2) дать характеристику духовных оснований культуры Возрождения: провести анализ отношения выдающихся деятелей эпохи к культурному наследию Античности, оценку значения средневековой культуры и Реформации. Важно указать на ценность творчества Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.), ставшего предтечей возрожденческого гуманизма: учение о человеческом достоинстве и личной активности, ценности земной человеческой жизни. Подумайте о смысле названия эпохи – «Возрождение»; 3) следует уяснить характеристики основных тенденций эволюции философской мысли эпохи Возрождения – гуманизма, неоплатонизма, натурфилософии. Рассматривая философию итальянского гуманизма, следует указать на её основателя – выдающегося поэта и мыслителя Франческо Петрарку (1304 – 1374 гг.), охарактеризовать его критику схоластики и замысел преобразования философии.

Обратите внимание на то, что определяющей чертой философии гуманизма является антропоцентризм. Он характерен для творчества Джаноццо Манетти (1396 – 1459 гг.), утверждавшего гуманистический идеал «обожествленного человека». Ярким представителем гуманистической мысли был Пико делла Мирандола (1463 – 1494 гг.). Необходимо дать характеристику его понимания свободы, творчества и достоинства человека, представления о нравственной роли философии. Важно отметить его идею «всеобщей мудрости» как синтеза философии, теологии и науки.

Рассматривая соотношение и взаимосвязь идей гуманизма и Реформации, обратитесь к анализу полемики Эразма Роттердамского (1469 – 1536 гг.) и Мартина Лютера (1483 – 1546 гг.) о свободе воли, божественном предопределении, ответственности человека и его природе. Обратитесь к трактату Э.Роттердамского «Похвала Глупости». Важный аспект рассматриваемого вопроса – определение философской основы культуры Возрождения - неоплатонизма. В связи с этим следует обратиться к анализу творчества Марсилио Фичино (1433 – 1499 гг.) и Николая Кузанского (1401 – 1464 гг.).

Выдающимся философом, ученым и богословом эпохи Возрождения является Николай Кузанский. Необходимо уяснить его понимание проблемы соотношения Бога и мира, обоснование принципа совпадения противоположностей и его мировоззренческое значение. Подумайте о содержании тезиса Николая Кузанского об «ученом незнании» и его представлении о соотношении веры и знания. Характеризуя натурфилософию Возрождения, обратите внимание на пантеистические идеи Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.): учение о Едином, о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров, учение о познании, ступенях приближения к истине, совпадении противоположностей и минимуме. Важно отметить научное и мировоззренческое значение гелиоцентрической модели мира Николая Коперника (1473 – 1543 гг.), натурфилософских идей Иоганна Кеплера (1521 – 1630 гг.) и Галилео Галилея (1564 – 1642 гг.).

Социально-политические идеи Возрождения могут быть рассмотрены на примере творчества Николо Макиавелли (1469 – 1527 гг.), Томаса Мора (1478 – 1535 гг.) и Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.).

Вопрос 2. Приступая к рассмотрению вопроса, прежде всего, дайте характеристику социально-исторического и культурного контекста развития философской мысли в Европе XVI – XVII вв., укажите и проанализируйте его важнейшие черты:

- формирование буржуазного общества;

- секуляризация общественной жизни. Переосмысление места и роли религии в обществе (деизм, его онтологическое, гносеологическое и нравственное содержание);

- научная революция XVII века и формирование нового миропонимания. («Натуральная философия» Исаака Ньютона (1643 – 1727 гг.);

- проблема метода познания в философии и осмысление путей её решения. Ведущими направлениями философии Нового времени являются эмпиризм и рационализм. Характеризуя эмпирический, опытно-индуктивный, метод Ф.Бэкона (1561 – 1626 гг.), следует раскрыть его замысел «великого восстановления наук» и новое понимание задач философии и роли науки в жизни общества. Обратите внимание на следующие моменты, характеризующие творчество Ф. Бэкона:

- поиск достоверных первых принципов как основания реформы философии и науки. Теоретические и прикладные науки. Опыты «светоносные» и «плодоносные». Соотношение философии и теологии. Концепция «двух истин». Смысл тезиса «знание – сила»;

- учение об «очищении» ума, критику схоластики, учение об «идолах (призраках) разума» как наиболее распространенных заблуждениях человеческого ума;

- характеристику путей познания: «путь паука», «путь муравья» и «путь пчелы»;

- роль эксперимента в познании;

- сциентистскую утопию Ф. Бэкона «Новая Атлантида».

Анализ рационалистического учения Рене Декарта (1596 – 1650 гг.) о методе следует начать с рассмотрения его представлений о предмете и методе философии. Уясните понимание Декартом места и роли философии, опираясь на его характеристику системы наук – «древа мудрости»: «корневище» (метафизика), «ствол» (физика как учение о началах вещей) и «ветви» (механика, медицина, этика). Важно понять смысл проблемы методического сомнения и поиска Декартом достоверного начала познания. Уясните смысл и значение сформулированного им принципа: «Я мыслю, следовательно, существую».

Рассматривая учение Р. Декарта о достоверном и очевидном познании, дайте характеристику его понимания интеллекта, воображения, чувства и памяти как познавательных способностей. Уясните правила и процедуры рационалистического метода Декарта, понимание интеллектуальной интуиции и её роли в познании, раскройте содержание дедукции.

Рассмотрите учение Декарта об врожденных идеях и проблеме заблуждения. Обратите внимание на дуалистический характер философии Декарта.

Вопрос 3. Рассматривая философию французского Просвещения, остановитесь, прежде всего, на характеристике следующих моментов:

- социально-экономических, политических и духовных оснований века Просвещения как особой исторической эпохи;

- гуманистических идеалов (свободомыслие и разум как высшие ценности, деизм, антиклерикализм, гражданское общество, принципы демократии и свободы) и новом понимании человека как образованного, автономного индивида, субъекта права и собственности;

- «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», ее роли и значении в распространении просветительских идей; французского Просвещения и Французской революции.

Характеризуя философские взгляды французских просветителей, следует обратиться к взглядам П. А. Гольбаха (1723 – 1789 гг.), указать на присущий им механистический детерминизм и фатализм. Учение французских просветителей о природе человека может быть рассмотрено на примере творчества Ламетри (1709 – 1751 гг.). Здесь следует указать на связь философской трактовки человека с естествознанием, в связи с этим раскройте тезис Ламетри о «человеке-машине». В учении о человеке Гельвеция (1715 – 1771 гг.) следует отметить его понимание человеческой природы как физической чувствительности и отстаивание принципа себялюбия (личного интереса) как ее выражения.

Характеризуя учение французских просветителей об обществе и истории, обратитесь к творчеству Ф.Вольтера (1694 – 1778 гг.), его философии истории, критике провиденциализма, представлениям о субъекте истории и концепции «просвещенного абсолютизма». Рассмотрите учения о «естественных правах человека», о соотношении «естественных» и «общественных» законов Шарля Монтескье (1689 – 1755 гг.). Уясните его понимание влияния географической среды и климата на общественное развитие. Важно проанализировать философские и социально- политические воззрения Жана-Жака Руссо (1712 – 1778 гг.): соотношение естественного состояния и цивилизации, противоречия цивилизации.

 

Для проверки приобретенных знаний, умений и навыков ответьте на вопросы и выполните предлагаемые задания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит смысл названия эпохи Возрождения?

2. Назовите хронологические рамки и основные проблемы философии эпохи Возрождения.

3. Каковы основные черты культуры Возрождения и в чем ее отличие от средневековой культуры?

4. Какие особенности философии Возрождения характеризуют ее специфику и самостоятельность?

5. В чем состоит специфика гуманизма философии Возрождения?

6. Каково место науки и философии в культуре Возрождения? Назовите главных представителей натурфилософии в XIV – XV вв.

7. Дайте определение понятия «пантеизм». Какие мыслители Возрождения стояли на позициях пантеизма?

8. Каковы основные идеи концепции Н. Кузанского об «ученом незнании»?

9. Какой выглядела представляется Вселенная в трудах Н. Кузанского, Н. Коперника, Дж. Бруно?

10. В чем пантеистическое учение Д. Бруно противоречило официальной доктрине церкви?

11. Назовите хронологические рамки и основные проблемы философии Нового времени?

12. На каком основании XVII век называют «веком гениев»?

13. Что определило критическое отношение Ф. Бэкона и Р.Декарта к схоластической философии?

14. Каков смысл учения Ф. Бэкона об идолах человеческого ума?

15. Кому принадлежит изречение «Я мыслю, следовательно, существую»? В чём его смысл?

16. В чем суть идеи картезианского сомнения и рационалистического метода Р. Декарта?

17. Какие «правила для руководства ума» были разработаны Р. Декартом?

18. Сравните две концепции научного метода – концепции Ф. Бэкона и Р. Декарта. В чем их различие?

19. Назовите авторов концепций «естественного права» и «общественного договора». В чем суть этих концепций?

20. Как понимались человек и общество в философии французских материалистов?

21. Назовите основные стратегии решения гносеологической проблематики в философии раннего Нового времени.

 

Темы эссе

1. Почему Данте называют предтечей ренессансного мышления? Приведите конкретные примеры из текстов.

2.Раскройте содержание тезиса Вольтера: «Мнения правят миром».

3. Проанализируйте понятие «достоинство человека» в эпоху Возрождения.

4. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона «Vivere est cogitare» («Жить, значит мыслить») и Р.Декарта «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно существую»).

5. Почему с Р. Декарта начинается современная философия?

6. «Знание есть только путь к силе» (Т.Гоббс). Что такое «сила знания»? В чем сила философского знания?

7. Прокомментируйте следующее суждение Декарта: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся о том, чтобы открыть их».

8. Политический мыслитель Возрождения Н.Макиавелли отстаивал идею о том, что во имя государственных интересов правитель может поступать по принципу «цель оправдывает средства». Определите и обоснуйте свою позицию.

9. Прокомментируйте слова Фичино Марсилио: «Удовольствуемся же деятельностью ума, которая не зависит от внешних обстоятельств, но прибывает в себе, не ожидая награды, ведь наградой служит получаемое ею наслаждение».

10. Д.Юм: «Прежде всего, меня приводит в ужас и смущение то безнадежное одиночество, на которое обрекает меня моя философская система». Почему так писал Юм?

11. Прокомментируйте слова Д.Юма: «…Себялюбие…порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних».

12. Что хотел сказать К.А.Гельвеций: «С заблуждениями будет покончено лишь тогда, когда обломки мира будут блуждать в пространстве».

 

Дополнительная литература

 

1. Виндельбанд, В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2 т. Т. 1: От Возрождения до Просвещения [Текст]: пер. с нем. / В. Виндельбанд. – М.: Канон-Пресс-Ц, Терра-Книжный клуб, 2000. – 640 с.

2. Гайденко, П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко. – Изд. 2-е, испр. – М.: Либроком, 2009. – 376 с.

3. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с.

4. Делюмо, Ж. Цивилизация Возрождения [Текст]: пер. с фр. / Ж. Делюмо. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 720 с.

5. Дильтей, В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации [Текст]: пер. с нем. / В. Дильтей. – М.: Университетс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...