Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль III. Человек, общество, культура.

Тема: Специфика человеческого бытия

План

1. Человек как предмет философии. Природа и сущность человека. Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начала в человеке.

2. Образы человека в истории философской мысли. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

3. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Личность и общество. Человек в системе социальных связей. Роль личности в истории.

 

Основные понятия темы: воля, деятельность, дух, душа, идеалы, индивидуальность, интерес, интуиция, личность, мировоззрение, мораль, ответственность, право, самосознание, свобода, сознание, смысл жизни, темперамент, труд, убеждения, ценность, человек.

 

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

 

Вопрос 1. Обратите внимание на то, что проблема человека была одной из центральных на протяжении всей истории философской мысли. Начиная со второй половины ХIX в. возникает множество наук о человеке. Важно поэтому уяснить специфику философского осмысления этой проблемы, показать, что философия изучает природу и сущность человека, стремится построить целостный философский образ человека, выявляет место человека в мире, его отношение к миру, соотношение биологического и социального в человеке. Философия отвечает на вопрос, что такое человек как личность, какова структура личности.

Вопрос 2. При изучении вопроса важно уяснить специфику понимания человека в различные исторические периоды. Так, для античной философии существенно сопоставление человека с внешним миром, Космосом, гармоничным строем Бытия. Человек – малый мир, микрокосм. Наряду с этим в античной философии были сделаны важные шаги в понимании души и тела человека, нравственно-этических, политических начал человеческого бытия.

Следует уделить внимание христианской концепции человека как образа и подобия Бога, развиваемой в средневековой философии.

Философское осмысление человека в эпоху Возрождения сопряжено с раскрытием автономности человека, признанием его безграничных творческих возможностей.

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Разум человека – высшая добродетель, высшая инстанция и мера самого человека. В этот период формируется идеал «человека разумного», закладываются основы понимания человека как продукта природных и социальных сил. Новая постановка проблемы человека в философии ХХ века связана с такими направлениями, как философская антропология, экзистенциализм, персонализм.

Вопрос 3. Важным моментом рассматриваемой темы является знакомство с концепцией антропосоциогенеза. Следует подчеркнуть, что человек – биосоциальное существо. Биологическое и социальное существуют в нем в нераздельном единстве. Именно это интегральное единство приводит к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности. Раскройте содержание понятий человек, индивид, личность, индивидуальность. Личность как результат социализации человеческого индивида.

Рассматривая вопрос о месте человека в системе социальных связей, о взаимоотношении личности и общества, дайте характеристику социальных ролей личности: личности как труженика, личности как собственника, личности как потребителя, личности как гражданина, личности как семьянина.

Рассмотрите вопрос о роли личности в истории и его интерпретацию в различных философских учениях.

 

Для проверки приобретенных знаний, умений и навыков ответьте на вопросы и выполните предлагаемые задания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем специфика философского осмысления человека?

2. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке? Какие решения этой проблемы вы знаете?

3. Какие вы знаете основные черты господствующего понимания человека в эпохи Античности, Средневековья и в Новое время? 112

4. Назовите направления в философии ХХ в., сделавшие экзистенциальные проблемы бытия человека объектом специального анализа.

5. Чем отличается гуманизм от антропоцентризма?

6. Какие концепции свободы вы знаете?

7. Каково содержание «золотого правила нравственности»?

8. Как потребности и интересы человека отражаются в его ценностных представлениях?

 

Темы эссе

1. Как Вы понимаете мысль Марка Аврелия: "Телу принадлежат ощущения, душе - стремления, духу основоположения"? Что он имел ввиду под "основоположениями"?

2. Объясните смысл высказываний: "Свобода начинается тогда, когда я говорю "нет" (Ж. - П. Сартр) и "Свобода - это осознанная альтернативность" (Э. Фромм). Какое из них, на Ваш взгляд, точнее отражает сущность свободы?

3. В чем, на Ваш взгляд, проявляется драматизм человеческого существования (экзистенции)?

4. Что такое грех? Одинаковы ли понятия греха и преступления?

5. Почему философское кредо Протагора «Человек есть мера всех вещей» до сих пор актуально?

6. Реализован ли в наше время проект эпохи Просвещения?

7. Прокомментируйте «В человеке обязанности царя осуществляет разум» Э.Роттердамский).

8. Прокомментируйте «Человек думающий, что он свободен, подобен брошенному камню, который думает, что он летит» (Б.Спиноза)

9. Прокомментируйте «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья» (И.Кант)

 

Дополнительная литература

 

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

2. Гуревич, П.С. Проблема целостности человека / П.С. Гуревич. – М.: ИФ РАН, 2004. – 178 с.

3. Гуревич, П.С. Философская антропология: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л, 2008. – 607 с.

4. Ерофеева, К.Л. Человек в информационном обществе: сущность и существование / К.Л. Ерофеева. – Иваново, 2007. – 420 с.

5. Ерофеева, К.Л. Грани субъективности/ К.Л. Ерофеева.– Иваново, 1999. – 73с.

6. Камю, А. Бунтующий человек/ А. Камю. – М.: Политиздат, 1990.– 415с.

7. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. – М.: Гардарики, 1998. – 784 с.

8. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П.Т. де Шарден. – М.: Наука, 1992. – 240 с.

9. Франк, С.Л. Смысл жизни / Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. – М.: Республика, 1992. – С. 147 – 216.

10. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сб. / В. Франкл; пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

11. Фромм, Э. Бегство от свободы: пер с англ. / Э. Фромм; общ. ред. и послесл. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс, 1989. – 272 с.

 

Тема: Духовное и ценностное освоение действительности (для самостоятельного изучения)

План

1. Аксиология как философское учение о ценностях. Специфика ценностного отношения к миру.

2. Нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

 

Основные понятия темы: аксиология, добро, долг, достоинство, идеалы, нравственность, право, прекрасное, равенство, религия, свобода, свобода совести, справедливость, счастье, ценности, честь.

 

Рекомендации

 

Вопрос 1. Понятие ценности широко используется в философской литературе. Оно указывает на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности.

В ходе самостоятельной подготовки по данной теме рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

- природа ценностей; понятие ценности; ценность как социальное явление; место и роль ценностей в жизни человека и общества.

- классификация ценностей. Отнесение к ценностям происходит в процессе взаимодействия человека с объектами окружающего мира.

Ценностный подход к явлениям природы и общества – важнейшее условие деятельности и самой жизни человека как существа, имеющего различные потребности, интересы и цели. Ценности – это такие материальные или духовные явления, которые обладают положительной значимостью для личности, той или иной социальной группы, общества в целом и служат средствами удовлетворения их потребностей и интересов.

Раскройте содержание понятия высшей ценности или идеала. Укажите на значение идеалов для формирования и самореализации личности.

Обратите внимание на иерархию ценностей и ее отражение в жизненной стратегии человека. Проанализируйте связи ценностного мира человека и его убеждений, иерархии ценностей с решением проблемы смысла существования индивида.

Раскройте содержание ценностей физического существования человека (жизнь, здоровье, достаток) и духовных ценностей, отражающих родовую сущность человека (Добро, Истина, Красота).

Вопрос 2. Важно разобраться в классификации ценностей. В учебной литературе выделяют следующие группы ценностей: природные (необходимые, естественные условия существования человека); экономические (предметы труда, орудия производства, произведенные материальные блага); социально-политические (свобода, равенство, справедливость); этические (добро, честность, верность долгу); эстетические, научные, религиозные.

Основанием классификации ценностей могут выступать особенности объекта, а также сам субъект ценностного отношения. При рассмотрении первой подгруппы выделяются ценности материальные и духовные, а при различии ценностей по субъекту – индивидуальные, групповые и общечеловеческие.

Человек, будучи носителем и творцом материальных, социально- политических и духовных ценностей, сам выступает как безусловная ценность в мире. Важным элементом ценностных отношений в обществе являются системы ценностных ориентаций личности. Ценностная ориентация образует устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценностных ориентаций составляют мировоззренческие, нравственные убеждения человека. Рассматривая социальную обусловленность ценностных ориентаций, следует обратить внимание на то, что тип ориентаций определяется как типом ценности, так и способом деятельности субъекта. Следует дать характеристику, во-первых, эгоистической, коллективистской или альтруистической ценностной ориентации; во-вторых, потребительской и творческой, созидательной и разрушительной ценностной ориентации. Следует обратить внимание на то, что в истории общественной мысли предпочтение тех или иных ценностей отражено в различных теориях (гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, утилитаризм, соборность).

 

Для проверки приобретенных знаний, умений и навыков ответьте на вопросы и выполните предлагаемые задания.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Определите предмет аксиологии. Какое место она занимает в структуре философского знания?

2. Определите роль ценностей в мировоззрении и поведении личности.

3. Существует ли иерархия ценностей?

4. Дайте определение высших ценностей?

5. Назовите ценности физического существования человека.

6. Какие духовные общечеловеческие ценности вам известны?

7. Является ли свобода ценностью?

8. Дайте характеристику любви как общечеловеческой ценности.

9. Какие эстетические ценности вам известны?

 

Темы эссе

1. В чем отличие «свободы от…» от «свободы для…»?

2. Каково содержание «золотого правила нравственности»?

3. Как потребности и интересы человека отражаются в его ценностных представлениях?

4. В чем заключается общее и различное между стыдом и совестью?

5. Этика ненасилия – реальный способ решения социальных проблем или наивные мечтания?

6. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей.

7. Какое явление И.В.Бестужев-Лада называет «киборгизация личности»? Напишите об этом.

8. И.Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Проанализируйте этот императив.

9. Прокомментируйте слова Л.Н.Толстого «Власть над собой – самая высшая власть, порабощенность своими страстями – самое страшное рабство».

10. Прокомментируйте слова А.Камю «Именно свободный выбор создает личность. Быть – значит выбирать себя».

11. Прокомментируйте слова Н.А.Бердяева «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни».

12. Прокомментируйте: «Я стыжусь, следовательно, существую; не физически только существую, но и нравственно, – я стыжусь своей животности, следовательно, я еще существую как человек» (В. С. Соловьев).

 

Дополнительная литература

 

1. Баева, Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии: монография / Л.В. Баева. – М.: Прометей: МПГУ, 2003. – 240 с.

2. Ерофеева, К.Л. Человек в информационном обществе: сущность и существование / К.Л. Ерофеева. – Иваново, 2007. – 420 с.

3. Микешина, Л.А. Эпистемология ценностей / Л.А. Микешина. – М.: РОССПЭН, 2007. – 439 с.

4. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н.С. Розов. – Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та. – 1998. – 292 с.

5. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии / Л.Н. Столович. – М.: Республика, 1994. – 464 с.

6. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой. – М.: Грааль, 2001. – 336 с.

7. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.

 

Тема: Общество как система: основные сферы жизни общества

План

 

1. Общество как предмет философского анализа.

2. Понятие общества. Различные интерпретации его природы в истории социально-философской мысли.

3. Общество как развивающаяся система. Основные сферы общества.

 

Основные понятия темы: государство, гражданское общество, индустриальное общество, история, классы, культура, народ, нация, нравственность, общественная жизнь, общественное производство, общественное сознание, общественно-экономические формации, общественные отношения, политика, постиндустриальное общество, прогресс, регресс, способ производства, социальная общность, социальный институт, сферы общественной жизни, традиционное общество, цивилизация.

 

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Вопрос 1. Общество – это один из наиболее сложных объектов философского анализа, поскольку оно состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем. Приступая к изучению темы, прежде всего, обратите внимание на философское определение понятия общества. В широком смысле общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле общество – это продукт взаимодействия людей, система связей и отношений, которые реализуются в процессе их совместной деятельности. Проанализируйте эти определения. Следует выделить два подхода к анализу структуры общества. Первый рассматривает структуру общества как структуру общественно- экономической формации, используя такие понятия, как производительные силы (технологический фундамент), производственные отношения (экономический базис), надстройка, которая подразделяется на политическую (государство, политические партии и другие общественные организации) и идеологическую (формы общественного сознания). Согласно второму подходу общество рассматривается как совокупность таких сфер, как материально- производственная, социальная, политическая и духовная.

Вопрос 2. При изучении вопроса следует обратить внимание на то, что в истории философской мысли обнаруживаются различные интерпретации природы общества, различные ответы на вопрос о том, что же лежит в основе развития общества. В связи с этим необходимо дать характеристику натуралистического направления, согласно которому развитие общества определяется природными условиями (географический детерминизм); идеалистического направления, отдающего приоритет в развитии общества духовному началу, сознанию (Бога, Абсолюта, отдельных людей); материалистической теории, рассматривающей в качестве источника и основы развития общества материальное производство. Наряду с этими направлениями следует уяснить суть учений представителей технологического детерминизма, теории факторов.

Изучая проблему направленности исторического процесса, необходимо выделить концепции циклического развития Античности (Полибий), провиденциализма Средневековья (Августин), исторического прогресса Нового времени (Дж. Вико, Ж. Кондорсе, И. Гердер, Г.В. Гегель), теории общественно- экономических формаций (К. Маркс); концепции локальных обществ (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин) и дать их характеристику. Вопрос 3. Рассматривая вопрос об обществе как системе, дайте характеристику основных сфер общественной жизни: - материально-производственной, или экономической, сферы и ее основных элементов (материально-производственная (экономическая) деятельность, производительные силы, человек как главная производительная сила, производственные отношения, результаты материально-производственной деятельности; экономическое пространство; институты управления экономикой); - социальной сферы и её основных элементов (индивиды, их социальный статус и социальная роль. Основные типы социальных структур: по кровнородственным связям – семья, род, племя; по этнокультурным корням – этносы (народы, нации); по социально-экономическому статусу – касты, сословия, классы; социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь).

Рассмотрите вопрос о тенденциях развития социальной структуры

- политической сферы и ее элементов (политическая деятельность, политические отношения, государство, политические партии, общественные организации);

- духовной сферы и ее основных элементов (духовная деятельность, духовные ценности, духовные отношения, общественное сознание и его формы – политика, мораль, наука, религия, искусство, философия). Рассматривая вопрос об обществе как развивающейся системе, следует указать на исторический характер общественной жизни. Проанализируйте категории возможности и действительности, необходимости и случайности применительно к историческому процессу. Рассмотрите вопросы источников и факторов социальной динамики, роли личности в истории, проблемы направленности социального развития, прогресса и его критериев.

 

Для проверки приобретенных знаний, умений и навыков ответьте на вопросы и выполните предлагаемые задания.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Определите предмет, проблемное поле и функции социальной философии.

2. Какова динамика представлений об обществе от мифологии к теоретически обоснованным системам философского знания?

3. В чем сущность натуралистической программы (интерпретации общества)?

4. В чем специфика культурно-исторической исследовательской программы?

5. Какова специфика выделения психологических факторов в объяснении социальной жизни?

6. Насколько актуально марксистское учение социального развития в современном мире?

7. Какова роль идей в общественном развитии?

8. Дайте определение общественного сознания.

9. Назовите основные черты общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы.

10. В чем сущность линейных и нелинейных интерпретаций социальной истории?

11. Существует ли прогресс в истории? Каковы его критерии?

12. Какова, на ваш взгляд, роль выдающихся личностей в истории?

13. Назовите представителей теорий «индустриального общества» и «постиндустриального общества».

14. Как связаны между собой революционное и эволюционное в истории? Каковы характерные черты социальных революций?

 

Темы эссе

1. Опишите существующие модели взаимодействия власти, политики, нравственности.

2. Может ли современный человек жить в «Утопии» Т.Мора?

3. Прокомментируйте слова Ж.Жореса «Революция – варварский способ прогресса».

4. Почему современное общество называют обществом всеобщего отчуждения?

5. Прокомментируйте слова Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью».

6. Прокомментируйте следующие слова: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».

7. Прокомментируйте следующее изречение В.С.Соловьева: «Степень подчинения лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без чего общественная среда никаких прав на единичного человека не имеет».

 

Дополнительная литература

 

1. Алексеев, П.В. Социальная философия: учеб. пособие / П.В. Алексеев. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 256 с.

2. Барулин, В.С. Социальная философия. Ч. 1: учебник / В.С. Барулин. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 336 с.

3. Барулин, В.С. Социальная философия. Ч. 2: учебник / В.С. Барулин. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 240 с.

4. Глобализация и мультикультурализм: монография / отв. ред. Н.С. Кирабаев. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 332 с. Гумилев, Л.Н. География этноса в исторический период / Л.Н. Гумилев. – Л.: Наука, 1990. – 253 с.

5.. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М.: Книга, 1991. – 574 с.

6. Диалог цивилизаций. Повестка дня / сост. и общ. ред. В.И. Толстых. – М.: ИФ РАН, 2005. – 145 с.

7. Ерофеева, К.Л. Человек в информационном обществе: сущность и существование / К.Л. Ерофеева. – Иваново, 2007. – 420 с.

8. Круглый стол «Роль личности в истории» // Вестник аналитики. – 2012. – № 1 (47). – С. 101 – 124.

9. Луман, Н. Общество как социальная система / Н. Луман. – М.: Логос, 2004. – 232 с.

10. Меняющаяся социальность: новые формы модернизации и прогресса / отв. ред. В.Г. Федотова. – М.: ИФ РАН, 2010. – 274 с.

11. Максимов, М.В. Владимир Соловьёв и Запад: невидимый континент / М.В. Максимов. – М: Прометей, 1998. – 242 с.

12. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999. – 640 с.

13. Новикова, Л.И. Русская философия истории / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Изд-во «Магистр», 1997. – 328 с.

14. Пигров, К.С. Социальная философия: учебник / К.С. Пигров. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 296 с.

15. Руткевич, М.Н. Общество как система. Социологические теории / М.Н. Руткевич. – СПб.: Алетейя, 2001. – 444 с. Семенов, Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции / Ю.И. Семенов. – М.: Старый сад, 1999. – 380 с.

16. Тойнби, А. Дж. Исследование истории. В 3 т. / А.Дж. Тойнби. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Издательство Олега Абышко», 2006. – Т. 1. – 408 с.; Т. 2. – 446 с.; Т. 3. – 479 с.

17. Тоффлер, А. Шок будущего: пер. с англ. / А. Тоффлер. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 557 с.

18. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 603 с.

 

Тема: Философия истории

План

1. Общество как динамическая система. Основные факторы социальной динамики.

2. Направленность истории и ее смысл.

3. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Феномен информационного общества. Признаки и противоречия современной технической цивилизации.

4. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества как проявление линейных и нелинейных интерпретаций исторического процесса. Волновая модель общественного развития.

 

Основные понятия темы: антиглобализм, глобализация, доиндустриальное общество, волюнтаризм индустриальное общество, информационное общество, история, общественно-экономическая формация, постиндустриальное общество, прогресс, социальная динамика, социальное время, социальное пространство, социальный прогресс, способ производства, стагнация, техногенная цивилизация, фатализм, философия истории, цивилизация.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Вопрос 1. Общество как органическая система находится в постоянном движении, развитии, изменении. Вопрос о путях изменения, источниках и движущих силах развития общества, детерминантах общественной жизни занимал умы исследователей истории во все времена. Среди множества факторов социальной динамики в числе наиболее важных можно выделить:
1) социально-экономические (изменения экономики, научные открытия, развитие техники и т.д.); 2) природно-географические (размеры занимаемой человеческими сообществами, локальными цивилизациями, отдельными народами и этническими группами) территории, географическое расположение, климат, рельеф местности, удаленность или близость к коммуникациям (торговле, транспорту и т.д.); 3) демографические (численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам, соотношение численности городских и сельских жителей и т.д.); 4) этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей и др.).

При ответе на этот вопрос следует исходить из понимания того, что диалектика общественной жизни включает в себя взаимодействие природного и социального, объективного и субъективного, общества и личности, уровней и сфер жизни общества и другие процессы. Она проявляется в действии прогрессивного и регрессивного и безнаправленного развития, в нацеленности общественной жизни на удовлетворение потребностей и интересов человека, социальных общностей.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников (а к участникам этого процесса мы можем отнести народ, нацию, массы, толпу, социальные классы, выдающихся личностей). Посредством их совместной деятельности осуществляется и разворачивается история. Хотя история и есть деятельность всех индивидов и общностей, однако вклад их в исторический процесс различен. Поэтому, в философии истории используются два близких, однако, не тождественных понятия - субъект истории и движущие силы истории. Общим у них является реально оказываемое влияние на ход развития общества, а различаются они по степени осознанности этого влияния.

Вопрос 2. Исследование социальной сферы с точки зрения ее развития предполагает анализ проблемы направленности общественных изменений, форм социальной динамики. Говоря о направленности общественного развития можно выделить две основные тенденции: общественный прогресс и общественный регресс.

Общественный прогресс - есть поступательное движение общества по восходящей линии, понимаемое как усложнение системно-структурной организации общества. Общественный регресс - есть противоположное направление социальных изменений, ведущих к упрощению, деградации общества.

Идея общественного прогресса имеет давнюю историю. Свое теоретическое обоснование она получает в XVIII веке. Эта идея была поддержана А. Тюрго, Ж. Кандорсе, И. Кантом, Г. Гегелем, А. Сен-Симоном, О. Контом, К. Марксом, в XX веке развивается на основе идеологии технократизма (Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер и др.). Согласно идее общественного прогресса, беспрерывное совершенствование общества обеспечивается на основе успехов науки и техники, развития производительных сил общества.

В XX веке, принесшем человечеству огромное множество проблем социального, политического и экологического характера, нестабильность в мире в целом, взгляды на общественные прогресс начинают изменяться. В частности, К. Ясперс пришел к выводу, что прогресс науки, техники, производства не ведет автоматически к прогрессу самого человека и «все великое гибнет, все незначительное продолжает жить». То есть прогресс в сфере науки и техники может совмещаться с резким отставанием и даже регрессом в других областях общественной жизни.

Идеи регрессизма, связанные с идеализацией прошлого (представления о минувшем «золотом веке») и пессимистической оценкой будущего человечества можно обнаружить у Конфуция, Гесиода, Сенеки, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, Ф. Фукуямы и др.

Вопрос 3. При ответ на этот вопрос надо иметь ввиду, что термин «цивилизация» (от лат. civilis - городской, государственный, гражданский) появился в середине XVIII в. и использовался французскими просветителями, которые при его помощи характеризовали общество, основанное на началах разума и справедливости, а в наши дни термин «цивилизация» имеет разные смысловые значения. Чаще всего он понимается следующим образом:

- как ступень исторического развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф.Энгельс);

- как синоним культуры (французские просветители, А.Тойнби);

- как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (в выражении «античная цивилизация»);

- как определенная стадия упадка и деградации культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев);

- как характеристика технико-технологической стороны жизни общества (Д.Белл, А.Тоффлер).

В современной философии истории обычно выделяют три подхода к интерпретации понятия «цивилизация»: локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический.

Вопрос 4. Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация»

Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам) (Л. Морган, О. Тоффлер, Ростоу), так и концепции локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Гумилев). Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций.

Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

 

Для проверки приобретенных знаний, умений и навыков ответьте на вопросы и выполните предлагаемые задания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как соотносятся закономерное, случайное и стихийное в истории.

2. В чем заключаются смысл истории и идея исторического прогресса.

3. В чем заключается проблема типологии исторического процесса.

4. В чем заключается основной вопрос философии истории?

5. Как выражается идея единства истории?

6. Проанализируйте понимание философами вопроса о роли в истории отдельных личностей и социальных групп.

7. Что такое «столкновение цивилизаций»?

8. Дайте характеристику постиндустриального общества.

9. Назовите основной круг основных задач современной философии истории.

10. В чем состоят признаки кризиса современной цивилизации с точки зрения Н.Бердяева, А.Тойнби, П.Сорокина и какие пути выхода из кризиса они предлагали?

Темы эссе

1. Является ли народ «творцом истории» или же ход исторического процесса определяется «хитростью мирового духа»?

2. Реален ли «конец истории»?

3. Что такое «социальная амнезия»?

4. Как бы вы соотнесли смысл своей жизни (в чем и как он вам видится?) со смыслом истории.

5. Об идолах и идеалах современной истории.

6. Место России в современном мире.

7. Особенности социального пространства и социального времени.

8. В чем, по вашему мнению, заключается разница между историей и философией истории?

9. Возможна ли глобальная цивилизация?

10. Согласно данным ЮНЕСКО, в мире существуют семь основных цивилизаций: европейская, североамериканская, индийская, мусульманская, тропически-африканская, латиноамериканская, дальневосточная. Каковы основные достижения, ценности присущие каждой цивилизации?

11. Прокомментируйте слова А.Тойнби: «Самое оживленное движение часто наблюдается в тупиках истории».

 

Дополнительная литература

 

1. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.: Университетская книга, 2000. - 543 с.

2. Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы: морфология и история. М.: Новое издательство, 2004. - 348 с.

3. Губин В. Д., Стрелков В. И. Власть истории. Очерки истории философии истории. М.: РГГУ, 2007. - 330 с.

4. Мегилл А. Историческая эпистемология. М.: Канон+, 2007. - 480 с.

5. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М.: РОССПЭН, 2004. - 480 с.

6. Нисбет Р. Прогресс: История идеи. М.: ИРИСЭН, 2007. - 560 с.

7. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. М.: Мир, 2004. - 368 с.

8. Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: ЭКСМО; Алгоритм, 2009. - 640 с.

9. Пантин В. И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. М.: Новый век, 2003. - 276 с.

10. Реймон А. Введение в философию истории. М.: Университетская книга, 2000. - 364 с.

11. Семенов Ю. И. Политарный («азиатский») способ производства: сущность и место в истории человечества и России. Философско-исторические очерки. М.: Либроком, 2011. - 376 с.

12. Семенов Ю. И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М.: Современные тетради, 2003. - 776 с.

13. Философия истории/ под ред. А. С. Панарина. М.: Гардарики, 2001.-432 с.

14. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2005. - 588 с.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА

1. Понятие мировоззрения. Основные типы мировоззрения.

2. Важнейшие проблемы философии. Предмет философии.

3. Основные функции философии.

4. Становление древнегреческой философии. Натурфилософия Милетской школы, Пифагор, Гераклит.

5. Учение Демокрита. Понятие «атом» и «пустота».

6. Поворот к человеку. Философское учение софистов и Сократа.

7. Система объективного идеализма Платона.

8. Учение о движении в физике и космологии Аристотеля.

9. Философия эллинизма: Эпикур, стоики, скептицизм.

10. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.

11. Латинская патристика. Августин Блаженный.

12. Основные этапы развития средневековой схоластики. Христианская философия Фомы Аквинского.

13. Особенности становления философии эпохи Возрождения.

14. Философия Высокого Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского.

15. Гуманизм и антропоцентризм, политическая социология Н. Макиавелли, социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

16. Философское учение о природе Джордано Бруно.

17. Особенности формирования философии Нового времени. Ф.Бэкон – основатель опытной науки Нового времени.

18. Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

19. Раци

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...