Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулирование производственного кооперирования на национальном уровне




Тема 3. Институциональная среда производственного кооперирования: национальное и международное измерение

 

План

Регулирование производственного кооперирования на национальном уровне

Регулирование производственного кооперирования на международном уровне

 

Регулирование производственного кооперирования на национальном уровне

 

Регулирование международной производственной кооперации как одной из форм внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий (организаций, учреждений, их объединений различных организационных форм) осуществляется на двух уровнях – национальном (государственном) и международном (двустороннем и многостороннем).

Национальная экономика как совокупность экономических субъектов (субъектов микроуровня) и взаимосвязей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках, подвергается влиянию эффектов международной производственной кооперации на микроэкономическом и макроэкономическом уровнях.

Международная производственная кооперация обусловливает ряд преимуществ как для развития национальной экономики в целом, так и предприятий-кооперантов в частности (подробнее см. п.п. 1.3).

Соответственно основными задачами микроуровня (получения эффектов от международной кооперации на микроэкономическом уровне) являются анализ и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка (конкуренции в отрасли, регионах сбыта) с целью поиска иностранных партнеров и форм взаимодействия с ними. Важнейшей задачей является включение в стратегическое планирование и управление предприятием различных вопросов, связанных с организацией МПК: от налаживания совместного производства, вложения капитала в новое зарубежное предприятие, закупки сырья, полуфабрикатов и отдельных компонентов до определения рынков совместного сбыта конечной продукции или услуг, послепродажного сопровождения клиентов, включая гарантийное обслуживание.

Макроэкономический уровень влияния международной кооперации на национальную экономику определяется тем, что международная производственная кооперация становится важнейшим макроэкономическим фактором современного этапа экономического развития страны. Новые приоритеты экономического развития (устойчивый рост, модернизация экономики, уровень развития человеческого капитала) требуют серьезных капиталовложений со стороны государства в современные международные научные, инфраструктурные и другие проекты.

Экспансия на внешние рынки, включая развитие международной производственной кооперации, всегда опирается на экономико-политическую мощь государства, что положительно сказывается на макроэкономических показателях страны. Однако, развитие международной кооперации требует целенаправленных усилий со стороны органов государственной власти по вопросам стимулирования ВЭД предприятий, привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), развития научно-технического сотрудничества, разрешения международных торговых споров в рамках Всемирной торговой организации, создания региональных торговых союзов и т. д.

Это обусловливает необходимость формирования и развития институциональной среды участия субъектов национальной экономики в международном производственном кооперировании.

Институциональная среда международного производственного кооперирования представляет собой совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, образующих основу для кооперационного взаимодействия субъектов хозяйствования из разных стран.

Важнейшей составляющей институциональной среды международной производственной кооперации на национальном уровне является государственное регулирование международной производственной кооперации.

Характерной особенностью государственного регулирования международной производственной кооперации является недостаточное развитие специализированного национального законодательства. Чаще всего нормы, регулирующие международную производственную кооперацию, на национальном уровне регламентируются законами, касающимися ВЭД в целом, иностранного инвестирования, создания совместных предприятий, налогообложения и т.п.

На Украине основным специализированным законом, регулирующим все формы ВЭД является Закон Украины о "ВЭД, принятый в 1991 г.

Согласно этому закону, одной из форм ВЭД является международная кооперация, под которой понимается взаимодействие двух или более субъектов хозяйственной деятельности (из которых хотя бы один является иностранным), при которой осуществляется совместная разработка или совместное производство, совместная реализация конечной продукции и других товаров на основе специализации в производстве промежуточной продукции (деталей, узлов, материалов, а также оборудования, используемого в комплексных поставках) или специализации на отдельных технологических стадиях (функциях) научно-исследовательских работ, производства и реализации с координацией соответствующих программ хозяйственной деятельности.

Согласно тому же закону, субъектами международной производственной кооперации как формы ВЭД, являются:

- физические лица – граждане данной страны, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют гражданскую правоспособность и дееспособность согласно законам данной страны и постоянно проживают на ее территории;

- юридические лица, зарегистрированные в данной стране и имеющие постоянное местонахождение на ее территории (предприятия, организации и объединения всех видов, включая акционерные и другие виды хозяйственных обществ, ассоциации, союзы, концерны, консорциумы, торговые дома, посреднические и консультационные фирмы, кооперативы, кредитно-финансовые учреждения, международные объединения, организации и др.), в т.ч. юридические лица, имущество и/или капитал которых полностью находится в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности;

- объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, которые не являются юридическими лицами в соответствии с законами данной страны, но имеют постоянное местонахождение на ее территории и которым гражданско-правовым законодательством не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность;

- структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими лицами (филиалы, отделения и т.д.), но имеют постоянное местонахождение на территории данной страны;

- совместные предприятия с участием субъектов хозяйственной деятельности данной страны и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, зарегистрированные и имеющие постоянное местонахождение на территории страны;

- другие субъекты хозяйственной деятельности.

Инструментами государственного регулирования международной кооперации может быть льготное таможенное регулирование поставок оборудования или производственных линий, целых производственных комплексов, содействия торговле лицензиями. Особое направление государственного регулирования международной производственной кооперации представляет собой содействие развитию новых видов технологий, соответствующем обеспечению информацией, ноу-хау. Товарообмен, происходящий в соответствии с международными договорами подряда, также может претендовать на более благоприятный режим регулирования.

Особое значение в современных национальных экономиках приобретают государственные программы поддержки развития кооперации крупного, среднего и малого бизнеса.

Основным механизмом поддержки и придания качественно нового уровня взаимодействию крупного и малого бизнеса в странах ЕС является создание региональных сетей кооперации, центров поддержки малого бизнеса, а также структур кооперации крупного, среднего и малого бизнеса. Они служат основой консолидации усилий практически всех структур (государства, учреждений науки и образования, банков и т. д.), заинтересованных в успешной работе малых предприятий и их кооперации с крупным бизнесом.

Так, в г. Генте (Бельгия) функционирует Центр поддержки малых предприятий, организованный 18 акционерами, среди которых компании "Volvo", "Honda", пять крупнейших банков, администрация города, различные организации с государственным финансированием.

Органы власти участвуют в создании подобных центров опосредованно, путем формирования фондов поддержки малого бизнеса. Крупные компании берут на себя часть затрат центров, помогают в организационной работе. Партнерами малых предприятий могут выступать высшие учебные заведения, что позволяет вести работу по повышению квалификации специалистов и более эффективному использованию потенциала высшего учебного заведения.

В Германии, Испании, Италии и Японии существуют специальные региональные структуры кооперации крупного, среднего и малого бизнеса – территориально-производственные сети предприятий, создаваемые на основе соответствующих соглашений. Участие в сетевом соглашении позволяет малым предприятиям получить следующие преимущества: сокращение издержек при заключении сделок (фактор доверия); снижение производственных издержек (за счет углубления специализации и разделения труда); расширение доступа к информационным ресурсам, создаваемым всеми членами сети; распределение рисков между членами сети пропорционально вкладу в общие усилия по поддержанию высокой эффективности сетевого соглашения. Так, в Германии (земля Баден-Вюртемберг) сформирована «текстильная сеть», представляющая собой сложную систему связей и соглашений малых и средних предприятий с научными и инновационными фирмами, центрами подготовки кадров, маркетинговыми агентствами, консультационными предприятиями и др. Члены "текстильной сети" совместно разрабатывают новые технологические процессы, выбирают поставщиков сырья и материалов, заказывают научные исследования.

В промышленных округах Италии "производственная сеть" объединяет большое число малых и средних предприятий, микрофирм, специализирующихся на каком-либо виде продукции (обувь, керамика, одежда, музыкальные инструменты). Местные власти и ассоциации предпринимателей создают комплекс профессиональных услуг, "привязанных" к сетям специализации, для содействия в сбыте продукции, маркетинге, повышении квалификации кадров и др.

В Японии в "производственные сети", наряду с малыми и средними, входят крупные предприятия. Такие предприятия через лизинг и франчайзинг обеспечивают достаточно высокую техническую оснащенность малых предприятий, участвующих в кооперации.

В Испании поддержка субконтрактации осуществляется через созданный при Торгово-промышленной палате г. Бильбао Центр промышленной кооперации и субподряда, к которому впоследствии прибавился Международный выставочный центр (один из крупнейших в мире). Основными механизмами поддержки являются: информационные услуги (выпуск каталога субконтракторов), организация и обеспечение участия национальных предприятий в монографических специализированных выставках (Чикаго, Копенгаген, Париж, Ганновер, Бирмингем).

Использование механизма субконтрактации, формирование специализированного рынка – условия промышленного роста в Японии, странах ЕС, Турции, государствах Юго-Восточной Азии. Однако из существующих мер поддержки данные страны используют только информационную и организационную (в виде организации выставочных мероприятий) поддержку.

Благодаря продуманной внешнеторговой и инвестиционной политике как элементам государственной поддержки развития международной производственной кооперации ряд стран смогли занять лидирующие позиции в мировом производстве, прежде всего в высокотехнологичных отраслях – в производстве электронного оборудования, аэрокосмической техники, сложных инструментов, фармацевтической продукции и т.п. К числу подобных стран следует отнести Венгрию, Китай, Малайзию, Республику Корея и др.

Благодаря государственной политике стимулирования инвестиционной активности и производственного кооперирования в развивающиеся страны переносится трудоемкое производство (сборка, тестирование), хотя капиталоемкие стадии (разработка, производство наиболее сложных компонентов) остаются в странах – промышленных лидерах. Так, компоненты компьютеров производятся в Ирландии, Малайзии; сборка – на Филиппинах, в Коста-Рике, Израиле.

Процесс изготовления сложных изделий разбивается между многими участниками; наиболее простые и дешевые детали и компоненты выпускаются в развивающихся странах с дешевой рабочей силой. По выпуску частей и компонентов сложной промышленной продукции развивающиеся страны в настоящее время занимают лидирующие позиции.

В Российской Федерации международные кооперационные связи до сих пор не получили достаточного развития. С одной стороны, в результате дезинтеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве, оказались разрушенными традиционные кооперационные связи, имевшие место между предприятиями бывших союзных республик, ставших независимыми государствами. С другой стороны, особенности экономического, технологического, институционального развития Российской Федерации, как и прочих постсоветских государств, не позволяют занимать ведущие позиции в международных производственных кооперационных связях.

Тем не менее, осознавая важность международной производственной кооперации для экономического развития, органы государственной и региональной власти в Российской Федерации в последние годы уделяют все большее внимание созданию благоприятных условий для участий российских предприятий всех размеров и разных форм собственности в программах производственной кооперации, в том числе на международном уровне.

Государственное (и региональное) регулирование произвосдвтенной кооперации в Российской Федерации включает комплекс организационных и экономических мер, предусматривающих:

- формирование правового поля в сфере производственной кооперации;

- системный мониторинг деятельности промышленных предприятий страны (региона) с позиций производственной кооперации;

- развитие частно-государственного партнерства;

- привлечение отечественных и зарубежных инвесторов;

- информационное и инфраструктурное обеспечение производственной кооперации.

Поддержка кооперационного взаимодействия производственных предприятий осуществляется в Российской Федерации с использованием двух подходов:

1) системный подход, который предполагает формирование институциональной среды развития производственной кооперации в регионе (стране) в целом путем принятия программ, стратегий, планов развития территориального комплекса, существенными элементами которых являются мероприятия в сфере развития производственного кооперирования. К подобным программным документам относятся: программы социально-экономического развития территорий, программы развития малого и среднего бизнеса, отраслевые программы развития (например, нефтегазового комплекса, АПК, машиностроения, торговли и т.д.), специализированные программы развития производственной кооперации;

2) точечный подход, предусматривающий создание институциональной базы для участия в производственном кооперировании на национальном и/или международном уровне конкретных предприятий. При этом предполагается стимулирование заключения как внутриотраслевых (между предприятиями одной отрасли) так и межотраслевых (т.н. картельные соглашения – между предприятиями разных отраслей) кооперационных соглашений.

Также отдельные субъекты Российской Федерации на региональном уровне принимают законодательные акты, регламентирующие производственное кооперирование с участием предприятий региона. Так, в Челябинской области законодательно установлены приоритетные отрасли, в которых производственная кооперация имеет целью более эффективное выполнение регионального заказа; в Ленинградской области принят региональный закон о квотировании местных производителей, что способствует расширению участия местных предприятий в субконтрактных отношениях в автомобилестроении.

Наиболее стабильными источниками инвестиций в развитие кооперации в Российской Федерации являются средства нацпроектов, федеральных целевых программ, региональных и муниципальных программ развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...