Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулирование производственного кооперирования на международном уровне




 

Международная производственная кооперация требует согласования не только на микро-, но и на макроэкономическом уровне многочисленных подходов к вопросам метрологии и стандартизации, унификации технических правил и нормативов, типизации или включения в число приемлемых стандартов отдельных параметров готовых изделий, агрегатов, узлов и деталей. Иными словами, необходимым является формирование системы регулирования производственной кооперации на международном уровне.

Регулирование производственной кооперации на международном уровне осуществляется на двусторонней и многосторонней основе.

Двусторонне регулирование международной производственной кооперации осуществляется чаще всего в виде специализированных договоров (соглашений) между двумя странами (интеграционными блоками) по поводу взаимодействия сторон соглашения в сфере международной промышленной кооперации. Чаще всего международная производственная кооперация является лишь составляющей предмета такого договора. Обычно двусторонние договоры, охватывающие, помимо прочего, и международное производственное кооперирование, касаются двустороннего экономического сотрудничества в целом.

Примером комплексных общеэкономических двусторонних договоров служат долгосрочные соглашения о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве, которые определяют конкретные его области и формы: строительство и реконструкция промышленных объектов, производство и поставка оборудования и иных товаров, покупка и продажа патентов и лицензий, обмен научно-технической информацией, проведение совместных исследований, командирование специалистов для оказания технических услуг и обучения, промышленная кооперация, совместное предпринимательство и т.п. Для содействия и наблюдения за реализацией соглашений обычно создаются смешанные комиссии из представителей сторон со статусом параорганизаций

Так, с 1997 г. действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Российской Федерацией и Европейским Союзом (ЕС). В данном соглашении определены общие юридические рамки сотрудничества сторон в различных сферах, в том числе касающихся международной производственной кооперации в различных отраслях промышленности, АПК, в области инвестиций, науки и техники, стандартизации и сертификации, профессиональной подготовки и других областях, связанных с реализацией производственных кооперационных проектов. В каждой области сотрудничества выделены приоритетные проблемы, в частности, это содействие реструктуризации и модернизации промышленности, развитию деловых связей между предприятиями, особенно малыми и средними, совершенствованию методов управления и обеспечению предприятий необходимой для их деятельности информацией; в области инвестиций – заключение соглашений по поощрению и защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения капитала; в области стандартизации предусматривается проведение переговоров по заключению соглашений о взаимном признании сертификатов качества и достижение совместимости систем защиты прав потребителей.

Кроме долгосрочных, комплексных соглашений об экономическом сотрудничестве практикуется заключение особых, более узкого содержания соглашений о производственном сотрудничестве, включая специализацию и кооперирование производства и кооперационные поставки.

Особую категорию представляют собой соглашения об оказании технического содействия в строительстве промышленных объектов, включающие условия о взаимных поставках товаров, о содействии в проектировании, монтаже, наладке и пуске в эксплуатацию соответствующих объектов. Такие соглашения могут носить генеральный, рамочный характер или же быть привязаны лишь к конкретным, часто крупномасштабным проектам. Обычными являются условия об оплате предоставляемого технического содействия поставками будущей продукции.

К соглашениям о техническом сотрудничестве примыкают и соглашения о научно-техническом содействии, основывающемся на коммерческих условиях и включающих, в частности, передачу производственного опыта ("ноу-хау"), прав использования (на основе лицензий) изобретений, обучение кадров и т.п.

С развитием интеграционных процессов в мировой экономике получил развитие особый вид межгосударственного многостороннего регулирования международного производственного кооперирования – регулирование в рамках интеграционных объединений.

Например, в практике экономических отношений стран СНГ существуют примеры комплексного международного регулирования процессов кооперирования производства. Это связано со стремлением компенсировать разрыв тех прямых связей между производствами, которые существовали во времена СССР.

Одним из базовых документов в этом отношении Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников Содружества Независимых Государств (т.н. Ашхабадское соглашение, 1993 г.).

В качестве основы для создания благоприятных условий производственной кооперации на территории СНГ в этом соглашении названы наличие технологических взаимосвязей, сложившихся между техническими и производственными потенциалами государств; решающая роль прямого производственного взаимодействия субъектов хозяйствования стран СНГ в создании общего экономического пространства на базе рыночных отношений; стремление обеспечить благоприятные условия для поддержания и взаимовыгодного развития производственной кооперации и прямых связей между предприятиями и отраслями в рамках СНГ.

Также в Ашхабадском соглашении обозначены:

- предмет кооперационных соглашений предприятий государств - участников СНГ:

"Под поставками товаров по кооперации понимаются поставки сырья, материалов, узлов, деталей, запасных частей, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих и других изделий отраслевого и межотраслевого назначения, технологически взаимосвязанных и необходимых для совместного изготовления конечной продукции.

Под предоставлением услуг понимаются проектные, ремонтные работы, техническое обслуживание и технологические операции. Под поставками в рамках таможенных режимов переработки товаров понимаются поставки товаров в соответствии с условиями, установленными таможенным законодательством стран-участниц Ашхабадской соглашения, если в ней не указано иное";

- инструменты совместного регулирования развития производственного кооперирования предприятий и отраслей государств - участников СНГ:

"Стороны будут принимать действенные меры по обеспечению государственной поддержки осуществления и развития кооперации между предприятиями всех форм собственности, отраслевыми и межотраслевыми комплексами на основе их прямых производственных связей, а также в пределах финансово-промышленных групп и транснациональных производственных объединений, совместных предприятий.

Стороны будут проводить согласованную политику в области развития международной специализации и кооперации производства, условий их осуществления, определения приоритетов в отраслях промышленности, содействие разработке и реализации совместных проектов и программ, проведения многосторонней координации производства.

Государства-участники СНГ должны заключить двусторонние межправительственные соглашения о производственной кооперации. Договаривающиеся стороны обязуются заключать отраслевые и межведомственные соглашения о производственной кооперации. Стороны признают, что основным звеном производственной кооперации и прямых связей являются договоры (контракты), которые заключаются хозяйствующими субъектами на основе соответствующих межправительственных, отраслевых и межведомственных соглашений и до создания таможенного союза является основанием для таможенных органов при пропуске товаров, поставляемых по кооперации через границу.

Стороны обязуются не применять ввозные и вывозные пошлины, налоги, акцизы и количественные ограничения в отношении товаров, поставляемых по кооперации, в рамках таможенных режимов переработки.

Стороны в необходимых случаях будут согласовывать условия предоставления кредитов и инвестиций, стимулирующих развитие кооперации в наукоемких производствах и экспортоориентированных отраслях, а также выпуск импортозамещающей продукции.

Стороны договорились в целях развития интеграционных процессов в производственной сфере проводить последовательную работу по координации и сближению норм национального законодательства в отношении хозяйствующих субъектов в части регулирования кооперационных связей предприятий и отраслей.

Стороны организуют совместную проработку следующих проблем:

- разработка типовых договоров и соглашений о долгосрочной производственной кооперации;

- проведение маркетинговых, лизинговых исследований, организация выставок и предоставления рекламных услуг;

- развитие между государствами - участниками Содружества и другими заинтересованными государствами современных информационных коммуникаций, обеспечивающих содействие в поиске партнеров, подготовке, заключении и исполнении договоров (контрактов);

- осуществление совместных мероприятий по подготовке специалистов".

Основные положения Ашхабадской соглашения детализированы Положением "О порядке поставок и таможенного оформления продукции по производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ". Данное Положение устанавливает определение производственной кооперации, структуру договорных связей и порядок реализации кооперированных поставок:

"Отраслевые и межотраслевые соглашения о производственной кооперации между министерствами и ведомствами государств-участников СНГ заключаются центральными органами исполнительной власти по направлениям.

В отраслевых и ведомственных соглашениях о производственной кооперации определяются перечни предприятий и организаций, участвующих в кооперации и сохраняющих специализацию производства продукции (оказания услуг), номенклатура и объемы кооперированных поставок продукции (оказания услуг)".

На основе Ашхабадского соглашения был разработан и подписан ряд многосторонних и двусторонних соглашений в рамках СНГ, в том числе:

- Соглашение между Правительством Украины, Правительством Казахстана и Правительством Российской Федерации о производственной кооперации, от 20.05.1999 г.;

- Соглашение между Правительством Украины, Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Беларусь о сотрудничестве и кооперации в области создания и производства химических волокон и технологического оборудования для их выпуска от 17.10.1994 г.;

- двусторонние соглашения между Правительством Украины и правительствами Туркменистана (1994 г.), Казахстана (1994 г.), Узбекистана (1994 г.), Азербайджана (1996 г., 2002 г.), Киргизской Республики (1996 г.), Беларуси (1996 г.; 2002 г.), Армении (1997 г.), Российской Федерации (1998 г.).

Основные положения Ашхабадского соглашения ежегодно детализируются Протоколом о механизме реализации Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ, где предусматривается осуществление поставок определенных товаров в рамках производственной кооперации в течение года.

К приоритетным отраслям кооперации, определенных в ряде двусторонних соглашений между странами-участницами СНГ, заключенные в соответствии с Ашхабадским соглашением, относятся: топливно-энергетический комплекс; металлургическая, химическая, нефтехимическая и деревообрабатывающая промышленность; машиностроительная и оборонная промышленность; легкая промышленность; транспорт; медицинская и фармакологическая промышленность; сельское хозяйство и пищевая промышленность.

На международном уровне важную роль в правовом регламентировании международных экономических отношений в сфере производственного кооперирования (международного промышленного сотрудничества) играют международные экономические организации. Среди них: Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комитет по промышленному развитию Экономического и социального совета ООН и ее региональные комиссии (Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Комиссия ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ), Международная торговая палата (МТП), Международная организация по стандартизации (ISO) и др.). Эти организации исследуют пути промышленного развития стран, возможность использования различных методов и инструментов регулирования промышленного развития, проводят конференции по вопросам ускорения промышленного развития, оказывают консультации по реализации программ индустриализации, формируют рекомендации по составлению и реализации международных соглашений по производственному кооперированию.

На Боннской конференции по экономическому сотрудничеству в Европе (1991 г.), отмечено:

1. Масштабы предполагаемой промышленного сотрудничества в различных формах, определяются экономической, бюджетно-финансовой, правовой и социальной инфраструктурой и политическими условиями в их странах. Каждое государство-участник будет проводить оценку своих возможностей и интересов в плане создания благоприятных условий промышленного сотрудничества.

2. Государства-участники признают важность охраны прав промышленной, коммерческой и интеллектуальной собственности для их сотрудничества как в сфере торговли, так и в сфере исследований. Они будут адекватным и эффективным образом обеспечивать охрану и осуществление прав промышленной, коммерческой и интеллектуальной собственности, в частности путем полного соблюдения международных обязательств, а также поощрять подписание между ними соответствующих договоренностей.

3. В ряде условий развития промышленного сотрудничества особое место государства-участники отводят создания соответствующих и надежных правовых и административных рамок, включающих такие элементы, как: законодательство, регулирующее вопросы налогообложения, конкуренции, банкротства и неплатежеспособности; законы о компаниях; процедуры арбитража (с учетом типового закона ЮНСИТРАЛ); защиту прав промышленной и интеллектуальной собственности; защиту капиталовложений в национальном законодательстве, а также в рамках многосторонних и двусторонних соглашений и т.п.

4. Вопрос о таких возможных формах промышленного сотрудничества как совместное производство, специализация, субподряды, лицензионные соглашения, совместные предприятия и другие формы капиталовложений, будет решаться фирмами в соответствии с существующими условий и характера и целей сотрудничества.

5. Государства-участники признают значение комплексной информации обо всех правовые положения принимающих стран в отношении форм сотрудничества. Они поощряют принимающие страны оперативно и широко предоставлять эту информацию в обновленной форме.

6. Государства-участники готовы, при наличии соответствующих условий, создавать благоприятные условия для различных форм промышленного сотрудничества на недискриминационной основе. Государства-участники согласны с важностью стандартизации и сертификации для совершенствования экономических отношений; с этой целью они предусматривают налаживание взаимного обмена информацией, расширение по сотрудничеству в рамках существующих многосторонних организаций и, при необходимости, оказание технической помощи.

ЮНСИТРАЛ для урегулирования международных кооперационных отношений, возникающих при строительстве промышленных объектов разработаны "Руководство для составления контрактов на строительство промышленных объектов".

Секретариат ЕЭК ООН разработал Руководство для составления международных соглашений о производственной кооперации («Guide on Drawing up international contracts on industrial cooperation») (2000 г.), в котором приведены рекомендации по составлению контрактов для следующих типов сделок:

- Руководство для составления международных соглашений о производственной кооперации №124;

- Руководство для составления договоров между сторонами, которые объединяются для осуществления конкретного проекта №131.

В Руководстве для составления международных соглашений о производственной кооперации №124:

- уточнена сущность международного производственного кооперирования,

- приведены общая характеристика и классификация кооперационных соглашений;

- определены особые черты кооперационных соглашений, а именно обмен товарами между заинтересованными сторонами, общность интересов, долгосрочный характер

- систематизированы мотивы реализации кооперационных соглашений в сфере производственного кооперирования в связи с усложнением форм производственного кооперирования, а именно передача технических знаний или обмен ими, поиск лучших условий производства и использования рабочей силы, расширение серийного производства, специализация производства, поиск новых рынков, сокращения издержек производства и т.д.

Согласно Руководству № 124, сферы, подлежащие координации при реализации соглашений, включают сотрудничество в области технологии, сотрудничество в области производства, передачи продукции и сбыт третьим сторонам.

При кооперировании в области производства целесообразно уделять внимание следующим аспектам:

1) сфера производства. Кроме простейшей формы – узкой специализации с применением собственной технологии – производственное кооперирование может включать совместное определение различных компонентов конечной продукции, составление технических спецификаций компонентов, распределение их производства между сторонами; распределение между сторонами изготовления различных типов продукта;

2) сфера передачи продукции, выпускаемой в результате производственного кооперирования между сторонами, и сбыт этой продукции третьим сторонам. При этом стороны должны определить в своих сделках порядок реализации продукции (установление и пересмотр цен, объемы и срок поставок, валюта сделки, рынки, на которых будет продаваться эта продукция и т.д.) в связи с операциями, предусматривающими совместный сбыт продукции;

3) координация всех видов деятельности, предусмотренных в международных соглашениях о производственной кооперации. Необходимо предусмотреть согласованные действия с целью координации различных видов сотрудничества в области технологии и производства. Полезно указывать в договорах уполномоченные органы и лица, которые должны выполнять различные виды деятельности, предусмотренные соглашением о кооперации.

Также рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций по поводу производственного кооперирования с предприятиями третьих стран:

1) усилить координацию мероприятий, проводимых кооперантами;

2) уточнить распределение задач между предприятиями-участниками производственного кооперирования, которое осуществляется в третьей стране;

3) разграничить между кооперантами риск и ответственность;

4) определить долю кооперантов в вознаграждении за поставки и услуги;

5) обеспечить необходимую квалификацию персонала.

Учитывая сложность трехсторонних кооперационных операций, предприятия вынуждены прибегать к более тесной координации своей деятельности, максимально сохраняя в тайне отношения сотрудничающих сторон. Координация может происходить в форме совместных совещаний между компетентными органами указанных предприятий, основания паритетных комитетов (групп), оформленными как ассоциации, которые не являются самостоятельными юридическими лицами, или как общества, имеющие в своем распоряжении финансовые средства, необходимые для осуществления сотрудничества с предприятием третьей страны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...