Логический анализ рассуждений естественного языка и виды вопросов
Очевидно, что все рассуждения проводятся на естественном языке, но когда возникают трудности и неясности, тогда приходится обращаться к их логическому анализу. Такой анализ предполагает перевод высказываний с естественного языка на язык логики. В результате этого все связи между предложениями естественного языка заменяются логическими коннекторами (связками), смысл которых точно задан с помощью определений. На этом языке нельзя говорить, они употребляются только при письме, но он позволяют точно воспроизводить логическую форму понятий, суждений и рассуждений. Это есть язык логики суждений (ЯЛС). Он включает в себя: а) логические термины, обозначение и значение которых мы рассмотрели ранее (Ù, Ú, ®, «, Ø); б) буквы естественного языка (p, q, r, s, d …), которые будут обозначать простые суждения. Это метаязык, язык на котором говорят о другом языке. Для его характеристики и понимания, рассмотрим такой пример. Возьмите в руки учебник английского языка для русских. В нем представлены два языка: язык, который служит предметом рассмотрения, - английский, и язык, на котором описывают другой язык, - русский. Русский здесь играет роль метаязыка. Язык, описание которого происходит при помощи метаязыка, называется объектным языком, или языком объектом. В нашем примере объектным языком является английский. Если взять учебник русского языка для англичан, то отношение обратное: русский будет объектным языком, а английский метаязыком; в) буквы (A, B, C, D, F, R…), которые будут означать выражения нашего объектного языка. На основе рассмотренного, логической формой сложного суждения будем называть его запись на языке логики суждений, в которой простые суждения заменены на буквы p, q, r, s, d … и т.д.
Например, переведем на логическую форму следующее сложное суждение: «Вы получите хорошую оценку по логике тогда и только тогда, когда Вы решите все прелагаемые Вам задачи и не будете пропускать лекции». Обозначим простые суждения при помощи переменных знаков ЯЛС. «Вы получите хорошую оценку по логике» - p. «Вы решите все предлагаемые вам задачи» - q. «Вы будете пропускать лекции» - r. Связку «тогда и только тогда, когда» - зквиваленция - «. Связку «не» - отрицание - Ø. В этом случае рассматриваемое суждение будет выглядеть следующим образом: p «(q Ù Ø r). Таким образом можно выявить логическую форму любого сложного суждения и приступить к способам определения их истинности или ложности. Поскольку сложные суждения получаются из простых при помощи логических союзов, то истинность сложных можно определить посредством построения так называемых таблиц истинности. Эти таблицы были придуманы австрийским логиком Людвигом Витгенштейном еще во время первой мировой войны в ХХ веке, а потом усовершенствованы американским логиком Ч. Пирсом. Способ построения этих таблиц основывается на комбинации значений истинности простых высказываний и последующего определения истинности сложных высказываний, образованных с помощью операций отрицания, конъюнкции, дизъюнкции и импликации. Строятся они следующим образом: 1. Каждая таблица имеет вход и выход. 2. На входе записываются все возможные комбинации истинностных значений суждений, из которых составлено рассматриваемое сложное суждение. Число строк в таблице «k» вычисляется по формуле k = 2n 3. На выходе таблицы по порядку слева направо выписываются значение сложного суждения от степени – (1- n). В каждой строчке, используя таблицы истинности логических союзов, для каждого простого суждения выписываем истинностное значение этого суждения.
4. Сложное высказывание будет тождественно-истинным, если на выходе оно принимает значение «истина» при любом наборе значений входящих в него переменных. Сложное высказывание будет тождественно-ложным, если на выходе при любом значении входящих в него переменных мы получаем «ложь». И сложное суждение будет «выполнимым», если на выходе оно примет значение «истина» хотя бы при некоторых наборах значений переменных. Логика высказываний, построенная табличным способом, дает эффективную процедуру для проверки правильности рассуждений. Рассуждения считается правильным, если между его посылками и заключением имеет место отношение логического следования. В качестве примера рассмотрим сложное суждение: «Если бы Иван IV был бы зол по природе или не заботился об интересах государства, то он не отменил бы опричнины». Выявим его логическую форму. Для этого суждение «Иван IV был зол по природе» обозначим через «p», суждение «Иван IV заботился об интересах государства – через «q», суждение «Иван IV отменил бы опричнину» - через «r». Тогда запись нашего суждения в ЯЛС будет выглядеть так: (p Ú Øq) ® Ør Построим истинностную таблицу для этого суждения: (всего в таблице 23= 8 строк). Вход таблицы: Выход таблицы:
Такова наша итоговая таблица. Мы видим, что наше суждение истинно в пяти случаях и ложно в трех. Оно выполнимо. Это фактическое суждение. В такого рода суждениях содержится неопределенность. В познании, в любой деятельности, в том числе и в судебной, человек стремится уменьшить исходную неопределенность. Для этого он задает вопросы. Вопрос – это форма мышления, в которой выражается потребность или просьба от субъекта в получения сведений, информации с целью устранения или уменьшения наличествующей у него познавательной неопределенности, расширения и углубления его знаний об окружающем нас мире, обществе, человеке. Вопрос – это такое средство познания и нашего мышления, которое позволяет нам перебросить своеобразный мостик от нашего незнания к необходимому для нас знанию.
Мы уже отмечали, что суждения не выражаются вопросительными предложениями. Последние являются грамматической формой выражения запроса мысли в языке. Без вопроса невозможно начало мышления и его продолжение. В процессе познания вопросы не возникают самопроизвольно. Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает как его базис и является предпосылкой вопроса. Роль вопроса и состоит в том, чтобы инициировать ответ, как новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание, т.е. то, которое было заключено в вопросе. Родоначальник индуктивной логики Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Применительно к деятельности судей вопросно-ответная форма выполняет роль диалогового алгоритма. С его помощью определяются важнейшие позиции и направления поиска в решении тех или иных задач, возможные границы и пределы специальной деятельности. Вопросы - это живая ткань диалога. Их много и они различны по своим функциям и по своей структуре. Рассмотрим следующие разновидности вопросов: - правильно и неправильно поставленные; - уточняющие и восполняющие; - простые и сложные. 1. Правильно и неправильно поставленные вопросы. Вопрос, в отличие от суждения, не может быть ни истинным, ни ложным. В зависимости от базисного знания, которое в нем заключается, вопросы по логическому статусу делятся на правильно и неправильно поставленные. Правильно поставленным считается вопрос, заключенные в котором базисные знания являются истинными и непротиворечивыми. Например: «Кто считается основателем науки логики?» На данный правильный вопрос можно дать правильный ответ, который полностью или частично сможет устранить нашу познавательную неопределенность. Ответ, который полностью устраняет познавательный интерес, познавательную неопределенность, называют сильным, устраняющим ее неполностью – слабым. На ранее приведенный вопрос сильным будет ответ «Аристотель». Слабым – «древнегреческий философ».
Неправильно поставленным считается вопрос, содержащиеся в котором базисные знании ложны и противоречивы. Например: «Какая была погода в день совершения преступления?» Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную мысль о том, что отвечающий был или участником или свидетелем преступления. Далее, в данном вопросе ничего не говорится о каком преступлении идет речь. О таком вопросе говорят как о неправильном или некорректно поставленном, ибо, прежде чем выяснять характерные признаки погоды, которая была в день преступления, необходимо установить факт сопричастности отвечающего с преступлением. Иногда такие вопросы используются специально. Судьи обязаны знать, что их могут задавать во время судебного заседания как с целью «провокации», так и с умыслом «уловить что-то новое». В зависимости от ситуации на эти вопросы необходимо соответствующим образом реагировать. 2. Уточняющие и восполняющие вопросы. По своей логической структуре и познавательной роли вопросы можно подразделить на уточняющие и восполняющие. Уточняющим называется вопрос, который направлен на выявление истинности выраженного в нем же знания. Уточняющие вопросы иногда называют «ли-вопросами». Грамматическим признаком данных вопросов является наличие в предложении частицы "ли". Они часто начинаются так: «Верно ли, что…», «Так ли, что…», «Является ли…», «Действительно ли, что…». Эти выражения могут заменяться синонимичными. В данных вопросах выражается знание или о предмете разговора, или о его признаке. Неизвестным в них является принадлежность реального предмета или признака аспектам, указанным в вопросе. Например, в вопросе: «Верно ли, что Петров И.П. является членом Конституционного Суда РФ?» предметом, о котором идет речь, выступает Петров И.П. Признак принадлежности его к Конституционному Суду РФ - это область поиска. Она, как видно из данного примера, ограничена односложным ответом «да», или «нет». Иногда такие вопросы называют закрытыми. Они очень часто используются в социологических исследованиях. Если же область поиска выходит за рамки односложного ответа и требует альтернативы, то такие вопросы называют иногда альтернативными. Например, в вопросе: «Действительно ли, что Сидоров В.В. квалифицированно ведет судебные заседания?» односложным ответом «да» нельзя ограничиться. Следует добавить, что данный специалист имеет способности к квалифицированному проведению судебных заседаний, что он уже демонстрировал, но сказать, что он может это делать всегда и по любым делам – это значит изначально приписать человеку качества непогрешимости. Живой человек не может не ошибаться.
Восполняющим называется вопрос, направленный на выявление каких-то новых свойств у исследуемых явлений. Обычно такие вопросы начинаются со слов: «что», «кто», «когда», «где», «как». С их помощью стремятся получить дополнительную информацию о том, что представляет собой исследуемый объект. Именно поэтому эти вопросы иногда называют «что-вопросами». Более того, данные вопросы могут быть трудными и легкими. Все зависит от степени неопределенности, которую требуется устранить. Например, такие вопросы, как: «Кто в настоящее время является министром обороны России?»; «Когда состоялся международный суд над военными преступниками второй мировой войны?», относящиеся к восполняющим, требуют дополнения новых знаний к тому базисному, которое заключено в вопросах. Ответ как новое суждение представляет собой выбор истинного суждения из множества возможных. Именно поэтому данные вопросы часто называют открытыми. Судьям надо четко знать, что очень часто уточняющие и восполняющие вопросы ставятся о целью получить сведения, которые не были получены в процессе предварительного следствия. Очень важно уметь ставить такие вопросы и заранее быть готовыми их оценивать. Необходимо продумывать такое ведение судебного заседания, чтобы выделить из его контекста уточняющие и восполняющие вопросы, одновременно обеспечивать получение соответствующей информации. 3. Простые и сложные вопросы. Простым называется вопрос, который не включает в качестве составных частей других вопросов. Простой вопрос содержит лишь одно вопросительное слово, им предусматривается выяснение истинности лишь одного базисного знания. Например: «Какова продолжительность лекции в РАПе, если Вы являетесь студентом этого учебного заведения?» Ответ на данный вопрос очевиден и поэтому его можно задавать, если оппонент готов и согласен отвечать на него. Сложные вопросы - это вопросы, которые включают в качестве составных частей другие вопросы, объединенные между собой логическими связками. Учитывая виды связок, можно сложные вопросы подразделить на соединительные (конъюнктивные), разделительные (дизъюнктивные), смешанные (соединительно-разделительные). Например, соединительный вопрос может быть таким: «Соответствуют ли меры экономического воздействия и военной агрессии против Ирака нормам международного права?» При ответе на этот вопрос оппонент вольно или невольно будет раскрывать и позицию страны, которую он представляет. Дизъюнктивный вопрос может быть таким: «Верно ли, что космическое оружие бывает наступательным или оборонительным?» Здесь также можно выявить и позицию оппонента и уровень его знаний. В целом можно оказать, что знание логического механизма отношения суждений и постановки вопросов, их конструирования служит рациональной основой успешного проведения бесед, дискуссий, встреч различного уровня. Овладение этими знаниями способствует и успешной профессиональной подготовке будущих работников судебной системы. Характеризуя вопросы с логической точки зрения, следует рассматривать вопросно-ответные ситуации, включающие предпосылки вопросов. Тот факт, что вопросы имеют предпосылки, используется для совершения уловки, называемой сокрытие необоснованного утверждения. Необоснованное утверждение выражается не явно, а в виде предпосылки вопроса. Например, вместо того, чтобы обосновать целесообразность индексации пенсий, представителям власти задают вопрос: «Когда вы начнете индексировать пенсии?» Как реагировать на данную уловку? Нужно явно сформулировать предпосылку вопроса и сказать, что она является необоснованной, а также заметить, что совершена уловка «сокрытия необоснованности утверждения». Другая уловка, связанная с предпосылками вопросов, имеет название подмена вопроса. Она заключается в следующем. Пользуясь тем, что одним и тем же вопросительным предложением могут быть выражены разные вопросы из-за различия в подразумеваемых или содержащихся в контекстах предпосылках, заданный вопрос заменяют другим или же ответ на одни вопрос выдают за ответ на другой. Например: «Вы намерены после завершения учебы работать в г. Москве или в других местах?». Ответ: «А что, есть такие места?»
Читайте также: b. Факторный анализ. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|