Технические решения, обеспечивающие требования безопасности жизнедеятельности при проектировании систем, устройств и отдельных приборов
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИПЛОМНОЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические указания
Институты все Направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования: 080000 – экономика и управление 140000 – энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 150000 – металлургия, машиностроение и материалообработка 190000 – транспортные средства 200000 – приборостроение и оптотехника 210000 – электронная техника, радиотехника и связь 220000 – автоматика и управление 230101 – информатика и вычислительная техника 240000 – химия и биотехнологии 261000 – технология художественной обработки материалов 280202 – инженерная защита окружающей среды
Санкт-Петербург Издательство СЗТУ
Утверждено редакционно-издательским советом университета
УДК 331.82:502.7(075)
Проектирование дипломное: безопасность жизнедеятельности: метод. указ. /сост. В.И. Гуткин, Р.Д. Магомет, С.А.Филенко. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2007. – 66 с.
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В методических указаниях изложены требования и порядок выполнения раздела «Безопасность жизнедеятельности» в дипломных проектах. Даны пояснения для выполнения отдельных частей раздела, а также необходимых расчетов по освещению и воздухообмену в производственных помещениях. Методические указания предназначены для студентов всех специальностей очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Рассмотрено на заседании кафедры медико-технических систем и безопасности жизнедеятельности 22 января 2007 г., одобрено методической комиссией факультета информатики и систем управления 22 января 2007 г.
Рецензенты: кафедра химических технологий и органических веществ СЗТУ (зав. кафедрой А. И. Алексеев, д-р техн. наук, проф.); А. А. Бочков, канд. техн. наук, проф. кафедры «Технология обслуживания и транспортных средств» СПбГУСЭ.
Составители: В. И. Гуткин, д-р биол. наук, проф., Р. Д. Магомет, канд. техн. наук, доц., С. А. Филенко, канд. мед. наук, доц.
© Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2007 Введение
В методических указаниях для студентов-дипломников всех специальностей раскрываются содержание, требования и порядок выполнения раздела «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ) в дипломных проектах и работах. Задачей данного раздела является систематизация знаний студентов по дисциплине БЖ, закрепление навыков самостоятельной работы при использовании учебной и нормативной литературы. Раздел выполняют под руководством консультанта-преподавателя кафедры медико-технических систем и безопасности жизнедеятельности (МТС и БЖ). Объем и содержание раздела в каждом конкретном случае согласовывают с консультантом и руководителем проекта (работы), эскизы и чертежи выполняют на отдельных вкладышах и листах. При выполнении дипломного проекта или работы студент обязан выбрать (разработать) технологический процесс и оборудование в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации, обеспечить безопасные и безвредные условия жизнедеятельности работающих и остального населения. Необходимо также сделать прогноз чрезвычайных ситуаций (ЧС) и разработать мероприятия по защите людей от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Раздел БЖ разрабатывают на основании материалов, собранных в период прохождения практики, литературных источников, СНиП, других правил и норм, их содержание отражено в приложениях 1-7.
Дипломный проект должен быть выполнен в соответствии с действующими правилами и нормами по технике безопасности и промышленной санитарии для проектирования соответствующего производства. В записке следует указать санитарную характеристику помещений, категорию пожароопасности и степень огнестойкости зданий.
Работая над проектом, необходимо помнить: - недостаточные или неправильные решения вопросов БЖ могут привести к несчастным случаям на производстве или загрязнению окружающей среды; - незнание или неправильное понимание правил и норм не снимает ответственности, в том числе и уголовной, с инженерно-технических работников на производстве. Раздел БЖ выполняют в соответствии с требованиями, установленными стандартом предприятия СТП-ГАЦМиЗ-99.
Оформление раздела «Безопасность жизнедеятельности» Раздел «Безопасность жизнедеятельности», выполненный в соответствии с заданием, оформляется отдельной главой пояснительной записки и состоит из расчетно-пояснительной части и, если это требуется, графического материала. Объем расчетно-пояснительной записки по охране труда должен составлять 15… 18 страниц. Материал раздела «Безопасность жизнедеятельности» размещается перед главой, посвященной экономическому обоснованию эффективности проектируемого объекта. В списке литературы, приводимом в конце общей пояснительной записки, должны быть указаны источники, которыми пользовался студент-дипломник при разработке раздела. Ссылки на литературные источники даются в обычном порядке при помощи цифр, заключенных в квадратные скобки и обозначающих порядковый номер источника в общем списке литературы. При составлении тезисов выступления при защите дипломного проекта студенту необходимо предусмотреть краткое освещение вопросов охраны труда.
Требования к содержанию Раздел «Безопасность жизнедеятельности» должен содержать комплекс решений, имеющих целью создание на проектируемом объекте или в месте установки проектируемого устройства наиболее благоприятных условий труда, охраны окружающей среды, санитарно-бытового обеспечения трудящихся и производственной эстетики на основе установленных норм и правил, а также инженерную разработку мер безопасности на определенном участке производства.
Технические задания, разрабатываемые в разделе «Безопасность жизнедеятельности», могут включать: - характеристику проектируемых технологических процессов, агрегатов и устройств, оценку уровня их механизации и автоматизации и условий труда работающих; - выявление потенциально опасных и вредных факторов производственной среды и выбор оптимальных путей защиты от них; - разработку объемно-планировочных решений зданий и сооружений проектируемого объекта: построение генерального плана, расчет кубатуры и площади производственных помещений, компоновку оборудования, размещение проездов и проходов и пр.; - подготовку технических расчетных решений по технике безопасности и производственной санитарии: вентиляции, отопления, освещения, звукопоглощения, защиты от излучений, электробезопасности и пр.; разработку чертежей, графиков, эскизов, схем защиты от конкретного опасного и вредного фактора производственной среды; - совершенствование мер пожарной профилактики, включающих выбор категории производств по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности, выбор систем пожаротушения, расчет противопожарных преград и ширины эва-
куационных выходов, разработку мероприятий по хранению легко-воспламеняющихся и горючих материалов, расчет систем молниезащиты и др.; - разработку мероприятий по производственной эстетике и эргономике (архитектурное оформление зданий, интерьеров производственных помещений, озеленение территорий, расположение органов управления, расчет усилий при управлении, анализ устройств сигнализации и средств информации и пр.); - выбор организационных и технических мер по охране окружающей среды (воздушного бассейна, водоемов и почвы), способов и средств улавливания и нейтрализации пыли, газов, растворов, утилизации отходов производств, организации малоотходной и безотходной технологий.
Содержание расчетно-пояснительной части должно быть последовательным и конкретным. Расчетно-пояснительную записку по разделу «Безопасность жизнедеятельности» недопустимо заполнять общими рассуждениями, перечислением решений по БЖ без их раскрытия и переписыванием нормативных положений, правил, инструкций и других подобных материалов. Вопросы охраны труда должны быть раскрыты применительно к конкретному рабочему месту, участку, цеху и так далее, независимо от характера выполняемого дипломного проекта – конструкторского, технологического или исследовательского. Студент-дипломник должен сопоставить условия жизнедеятельности людей в производственной и окружающей среде на проектируемом предприятии (цехе, участке) с условиями на аналогичных действующих предприятиях (а для проектов по реконструкции − сопоставить условия труда до и после реконструкции). При построении текста необходимо выполнять следующие требования: - записи должны вестись грамотно и аккуратно, без сокращения слов; - цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц; таблицы должны иметь тематические заголовки, раскрывающие их содержание, и располагаться в тексте сразу за первым упоминанием о них;
- на все таблицы, формулы и рисунки должны быть даны ссылки по ходу текста; - цифровые данные, приводимые в тексте, в обязательном порядке должны иметь ссылки на источник (санитарные нормы, СНиП и другие нормативные документы); - должны приводиться ссылки на те чертежи дипломного проекта и страницы общей пояснительной записки, где приведены решения отдельных вопросов охраны труда и защиты окружающей среды; - оригинальные конструктивные и принципиальные технические решения по технике безопасности, производственной санитарии, пожарной профилактике, эргономике и охране окружающей среды выносятся на плакаты и чертежи. В общем случае все расчетно-пояснительные записи по разделу «Безопасность жизнедеятельности» должны включать два основных подраздела. В первом подразделе даются характеристики и анализ проектируемого объекта (цеха, участка, установки, стенда, поточной линии, прибора и т. д.), технологического или исследовательского процесса с точки зрения техники безопасности, производственной санитарии, пожаро- и взрывоопасности, эргономики и инженерной психологии, охраны окружающей среды. Оценку условий труда на конкретном рабочем месте следует производить, опираясь на соответствующие нормативные источники: государственные и отраслевые стандарты, санитарные нормы, строительные нормы и правила и другую нормативную документацию.
В результате сравнения фактической величины выявленных при анализе опасных и вредных производственных факторов с их нормативными значениями делается общий вывод о необходимости использования специальных средств защиты жизни и здоровья трудящихся и чистоты окружающей среды. Для более полного анализа опасных и вредных факторов конкретного производства необходимо четко определить все параметры, влияющие на формирование условий труда.
Во втором подразделе по результатам проведенного анализа разрабатываются инженерные решения наиболее важных для данного проекта вопросов охраны труда и окружающей среды и производится расчет конкретных технических устройств защиты. Например, из опасных и вредных производственных факторов для данного рабочего места выбираются те, которые оказывают максимальное влияние на формирование отрицательных условий труда, и детально разрабатываются и подтверждаются расчетом мероприятия по устранению их влияния. В пояснительной записке дипломного проекта студент обязан также излагать вопросы безопасности жизнедеятельности применительно к теме дипломного задания. Например, при разработке конструкций устройств и машин он должен предусмотреть защитные кожуха, ограждения, блокировки; при разработке электротехнических схем, сетей и установок – возможность организации заземления, зануления или другого вида защиты с указанием допустимых сопротивлений заземляющих устройств, сечения зануляющих проводов со ссылкой на действующие стандарты, нормы и правила. В разделе «Безопасность жизнедеятельности» должны приводиться ссылки на те чертежи дипломного проекта и страницы общей пояснительной записки, где приведены решения отдельных вопросов охраны труда и защиты окружающей среды. Оригинальные конструктивные и принципиальные технические решения по безопасности, производственной санитарии, пожарной профилактике, эргономике и охране окружающей среды выносятся на плакаты и чертежи.
4. Общие указания к выполнению основных вариантов задания Направление разработок раздела дипломного проекта по безопасности жизнедеятельности в соответствии с основными темами заданий можно условно разбить на четыре группы:
1. Технические решения, обеспечивающие требования безопасности жизнедеятельности при проектировании систем, устройств и отдельных приборов (конструкторский проект). 2. Технические решения, обеспечивающие требования техники безопасности, производственной санитарии и пожарной профилактики при разработке технологических проектов производств, цехов, участков (технологический проект). 3. Технические решения, обеспечивающие требования безопасности жизнедеятельности при проведении научно-исследовательских работ и теоретических разработок (исследовательский проект). 4. Технические решения, обеспечивающие охрану окружающей среды от загрязнения промышленными выбросами. Такое деление позволяет с наибольшей полнотой отразить особенности последовательности работы студентов в процессе разработки раздела «Безопасности жизнедеятельности» дипломного проекта.
Технические решения, обеспечивающие требования безопасности жизнедеятельности при проектировании систем, устройств и отдельных приборов
Содержание задания подобного направления включает следующие параграфы: - вводная часть; - анализ потенциально опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на условия труда при проектировании, изготовлении, наладке, эксплуатации и ремонте разрабатываемого устройства; - классификация и категорирование проектируемого объекта; - разработка мероприятий по обеспечению безопасности труда, инженерно-технические решения и расчеты;
- разработка мероприятий по обеспечению производственной санитарии; - организация пожарной профилактики; - охрана окружающей среды; - безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях; - разработка специальных решений по эргономике и художественному конструированию; - оценка экономической эффективности разработанных решений.
Вводная часть Указывается цель, поставленная студентом-дипломником при составлении. Вводная часть раздела должна содержать сведения об основных путях интенсификации производства, для которого ведется проектная разработка, и о роли охраны труда в выполнении поставленных перед данной отраслью задач. Кроме того, необходимо привести краткую характеристику проектируемого объекта с точки зрения особенностей труда персонала (месторасположение, габаритные размеры, количество этажей и пролетов, вид выпускаемой продукции, классификация предприятия и ширина санитарно-защитной зоны в соответствии с санитарными нормами), отразить оригинальность и новизну предлагаемых инженерных решений, раскрыть тематическую направленность раздела «Безопасность жизнедеятельности». При изложении материала следует руководствоваться постановлениями правительства. Объем данного параграфа – не более одной страницы. Анализ потенциально опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на условия труда работающих при проектировании, изготовлении, наладке, эксплуатации и ремонте разрабатываемого устройства Целью анализа является детальное изучение проектируемого объекта и рабочего места с точки зрения выявления опасных и вредных производственных факторов. Совокупность выявленных факторов, а также величины их отклонений от предельно допустимых значений дают инженеру исчерпывающую информацию о направлении специальных разработок и расчетов по оптимизации условий труда. Основным элементом производства является рабочее место или рабочая зона. Поэтому анализ условий труда обычно производится именно на рабочих местах. В тех случаях, когда производственная деятельность работающих не локализована и осуществляется на значительном пространстве (ИТР, ремонтный и дежурный персонал и др.), анализ необходимо проводить по профессиям (специальностям) с учетом их функциональных особенностей. В общем виде все опасные и вредные производственные факторы целесообразно сгруппировать по элементам, характеризующим источник их возникновения: - предметы и продукты труда; - орудия и средства производства; - производственная среда (микроклиматические условия, флора, фауна, люди и условия их производственной деятельности). Опасные и вредные факторы рабочей среды представлены в табл. 1 (названные элементы, естественно, не исчерпывают всех опасных и вредных факторов, которые могут возникать в условиях реального производства).
Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|