Технические решения, обеспечивающие требования охраны труда при научно-исследовательских работах и разработках
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Данный параграф посвящен рассмотрению содержания разделов «Безопасность жизнедеятельности» дипломных проектов двух направлений. Первое направление – проведение научно-экспериментальных исследований на специальном оборудовании или установке. Второе – разработка чисто теоретических проблем (построение алгоритмов, написание программ для ЭВМ, подготовка методик). Основным различием двух указанных направлений
является то обстоятельство, что в первом случае существует экспериментальная установка, которая может являться потенциальным носителем тех или иных опасностей и вредностей. Во втором случае такой носитель, казалось бы, отсутствует, поскольку в распоряжении разработчика находится лишь карандаш и бумага, и поэтому не всегда очевидно, какие вопросы студент может рассмотреть в разделе «Безопасность жизнедеятельности» дипломного проекта. Остановимся подробнее на вопросах, которые могут быть включены в материал в обоих указанных случаях. Прежде всего, необходимо отметить, что в общем виде содержание раздела «Безопасность жизнедеятельности» и поэтапная последовательность работы над темой должны полностью соответствовать схеме, подробно изложенной в параграфе, посвященном дипломным проектам конструкторского направления. Вместе с тем, специфика основных заданий дипломных проектов научно-исследовательского и теоретического направлений накладывает соответствующий отпечаток на содержание раздела по безопасности жизнедеятельности. Особенность содержания разделов в этом случае определяется тем обстоятельством, что основной акцент исследования делается на максимально полное выявление и последующий детальный анализ всех опасных и вредных производственных факторов, характерных в каждом конкретном случае специфичностью сочетаний и взаимодействий.
Коренное отличие работ, проводимых исследователем, состоит в существенной новизне, неизученности предметов, явлений и веществ, с которыми имеет дело экспериментатор. Сами объекты из-за недосмотра конструктора, неточности изготовления, неизученности явлений могут иметь не те свойства, которые приписывает им экспериментатор. Это обстоятельство скорее типично, чем исключительно, и является источником дополнительной опасности для жизни и здоровья экспериментатора. В процессе создания нового предмета или исследования вещества необходимо сформулировать правила безопасности при его изготовлении (получении), хранении и использовании, поэтому проектировщик не только не избегает
опасности сам, но и берет на себя значительную долю юридической и моральной ответственности за безопасность людей, которые будут иметь дело с этим предметом или веществом впоследствии. Долг проектировщиков и исследователей состоит в том, чтобы предвидеть возможные опасности и вредности, возникающие при использовании результатов их работы, и свести их отрицательное влияние к минимуму. К основным требованиям, предъявляемым к рабочему месту исследователей, относятся: правильная расстановка оборудования в помещении; достаточное число комфортабельных рабочих мест, оборудованных в соответствии с выполняемой работой; обеспеченность приборами, приспособлениями и устройствами, необходимыми для качественного и безопасного проведения исследовательских работ; достаточное освещение рабочих мест и вспомогательных помещений; наличие эффективно действующей вентиляции; создание удовлетворительной психологической обстановки; обеспечение возможности восстановления затраченной физической и нервной энергии.
Постоянные поиски правил и приемов безопасной работы отрицательно действуют на психику экспериментаторов, снижают эффективность труда, утомляют, мешают сосредоточиться на работе. Разработка специальных инструкций по технике безопасности, способов обеспечения безопасности исследовательского процесса, не отвлекающих внимание экспериментатора, является одной из основных задач по безопасности жизнедеятельности применительно к исследователям и проектировщикам. Поэтому в качестве одной из частей раздела «Безопасность жизнедеятельности» дипломного проекта научно-исследовательского направления студентам может быть предложена самостоятельная разработка подобных инструкций применительно к конкретному исследовательскому процессу. Оптимальная организация творческого процесса, повышение продуктивности и качества теоретических разработок тесно связаны с обеспечением наи-
более благоприятных условий труда. К основным мероприятиям, формирующим условия труда при подобного рода работах, можно отнести следующие: - совершенствование организации рабочего места (обеспечение рациональной рабочей позы, правильной осанки, удобства расположения используемых в работе предметов и материалов т. п.); - обеспечение максимального зрительного комфорта (оптимальная освещенность, наилучшая контрастность объекта с фоном, отсутствие прямой и отраженной блесткости и пульсаций светового потока); - нормализация микроклиматических условий; - исключение посторонних шумов, отрицательно влияющих на нервную систему; - снижение перенапряжения анализаторов и умственного перенапряжения; - создание гармоничной цветовой композиции интерьера; - оптимизация режимов труда и отдыха, исключающая последствия монотонности труда; - нормализация социально-психологического климата в коллективе, снижающая вероятность эмоциональных и нервно-психических перегрузок. К проектам теоретического направления относятся, например, разработки программного обеспечения ЭВМ, связанные с отладкой создаваемых программ непосредственно в помещениях вычислительных центров. Работа на ВЦ сопряжена с комплексом взаимосвязанных, отрицательно влияющих на условия труда параметров. Причем характерным является то обстоятельство, что степень этого влияния значительно усиливается при их совместном взаимодействии. Сюда можно отнести, например, наличие постоянных широкополосных и импульсных шумов, большого спектра механических колебаний, повышенной температуры, опасность поражения электрическим током и некоторые другие. Учет перечисленных параметров позволяет не только качественно охарактери-
зовать условия труда работающего, но и дать количественную оценку тяжести работ. В дипломных проектах теоретического характера целесообразно также остановиться на рассмотрении перспективных проблем безопасности жизнедеятельности при дальнейшем использовании результатов проводимых научно-теоретических разработок. Раздел БЖ в исследовательской дипломной работе выполняет студент-дипломник в соответствии с темой исследовательской работы и разработанной методикой экспериментальной части. Раздел БЖ состоит из следующих подразделов: 1. Анализ условий проведения эксперимента в отношении возможных опасных и вредных факторов. 1.1. Перечень потенциально опасных и вредных факторов по всем элементам экспериментальной части дипломной работы (электрическое напряжение, токи высокой частоты, электромагнитные поля, ионизирующие и тепловые излучения, шум, вибрация, вредные выделения, взрывоопасные объекты и т.д.); по этим данным составляется таблица по форме 1. 1.2. Краткая физико-химическая и токсикологическая характеристика всех применяемых и образующихся при исследовании веществ и материалов. 1.3. Характеристика помещения для проведения работ (санитарно-гигиеническая и противопожарная характеристика помещения в соответствии с требованиями действующих правил и норм в отношении объема, площади и ее планировки, климатических и химических параметров воздушной среды, освещенности, степени огнестойкости). 2. Мероприятия по защите от выявленных опасностей и вредностей: технические меры, организационные мероприятия, индивидуальная защита, противопожарная профилактика.
3. Расчет по одному из объектов защиты, определяемому индивидуаль-ным заданием (расчет защитного заземления, теплозащитного экрана, местной вентиляционной установки и т. д.). 4. Характеристика производственного освещения и определение коэффициента естественной освещенности в соответствии с табл. 4. 5. Охрана окружающей среды (предлагаются мероприятия по защите от вредного воздействия на окружающую среду технологических процессов цеха, участка, где могут быть внедрены результаты дипломной научно-исследовательской работы или по заданию консультанта кафедры медико-технических систем и безопасности жизнедеятельности).
Библиографический список Основной:
1. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: санитарные правила и нормы. – М.: Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора России, 1996. – 64 с. 2. Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации: учебное и справочное пособие / В.И. Гуткин, В.А. Рогалев – СПб.: МАНЭБ, 2005. – 720 с. 3. Дворянчиков, М.А. Стандарты и безопасность труда в машиностроении / М.А. Дворянчиков, П.М. Люболин, А.И. Шумилов – М.: Машиностроение, 1982. – 133 с. 4. Изменения и дополнения к Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок. – СПб.: «БАРС», 2003. – 24 с. 5. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М – 016 – 2001 РД 153 – 34.0 – 03.150-00. – СПб: Изд-во «Гидрометеоиздат», 2001. – 160 с. 6. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. - М.: Стройиздат, 2001. – 62 с. 7. Юдин, Е.Я. Охрана труда в машиностроении: учебник для вузов / Е.Я. Юдин, С.В. Белов, С.Н. Баланцев - М.: Машиностроение, 1983. – 520 с. Дополнительный: 8. Атаманюк, В. Г. Гражданская оборона / В.Г. Атаманюк, А.Г. Ширшев, Н.И. Акимов - М.: Высшая школа, 1988. – 78 с.
9. Белов, С.В. Безопасность производственных процессов: справочник / С.В. Белов — М.: Машиностроение, 1985. – 68 с. 10. Бринза, В.Н. Охрана труда в металлургии /В.Н.Бринза — М.: Металлургия, 1982. – 183 с. 11. Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности при эксплуатации ПК / В. И. Гуткин – СПб: Изд-во СЗТУ, 2004. – 136 с. 12. Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности специалистов, обслуживающих электроустановки до 1000 В: учеб. пособие / В.И. Гуткин – СПб: Изд-во СЗПИ, БИЭПП, 1997. – 96 с. 13. Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности при пожаре / В.И. Гуткин, А.С. Кириченко – СПб: Изд-во СЗПИ, 1999. – 113 с.
14. Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации / В.И. Гуткин, Р.Д. Магомет, Е.В. Мельникова – СПб: Изд-во СЗТУ, 2003. – 77 с. 15. Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности. Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности / В.И. Гуткин, Е.В. Мельникова – СПб: Изд-во СЗТУ, 2003. – 89 с. 16. Долин, П.А. Справочник по технике безопасности /П.А. Долин. - М.: Энергия, 1983. – 138 с. 17. Клюев, С.А. Освещение производственных помещений / С.А. Клюев – М.: Энергия, 1979. – 189 с. 18. Охрана труда. Раздел «Вентиляция»: метод. разработка по инженерным расчетам в разделе «Охрана труда» дипломного проекта. – Л.: СЗПИ, 1988. – 40 с. 19. Полтев, М.Н. Охрана труда в машиностроении: учебник / М.Н. Полтев – М.: Высшая школа, 1980. – 294 с. 20. Сперанский, Б.С. Охрана окружающей среды в литейном производстве / Б.С. Сперанский, Б.Ф. Туманский - Киев: Выща шк., 1985. – 237 с.
21. Юдин, Е.Я. Техника безопасности и промышленная санитария в кузнечно-прессовых цехах / Е.Я. Юдин — М.: Машиностроение, 1984. – 238 с. Содержание
Редактор Никитина А. М. Сводный темплан 2007 г.
Лицензия ЛР № 020308 от 14.02.97
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 78.01.07.953.П.005641.11.03 от 21.11.2003 г.
Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Б.кн.-журн. П.л. 4,0 Б.л. 2,0 Изд-во СЗТУ Тираж экз.
Северо-Западный государственный заочный технический университет Издательство СЗТУ, член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д. 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|