Раздел «Теория социальной работы»
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Пояснительная записка 1.1 Государственный экзамен является формой государственной итоговой аттестации. 1.2. Целью государственного экзамена является определение соответствия результатов освоения основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки: 040400 Социальная работа, профиль: Социальная защита и обслуживание семей и детей. 1.3. К государственному экзамену допускаются лица, успешно и в полном объеме завершившие освоение основной образовательной программы по направлению подготовки: 040400 Социальная работа, профиль: Социальная защита и обслуживание семей и детей. 1.4. Содержание государственного экзамена устанавливается ученым советом факультета социального образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлению подготовки: 040400 Социальная работа, профиль: Социальная защита и обслуживание семей и детей. 1.5. Программа государственного экзамена рассматривается ученым советом факультета социального образования и утверждается ученым советом университета, доводится до студентов в срок не позднее, чем за 6 месяцев до начала итоговых испытаний. 1.6. Государственная итоговая аттестация проводится в сроки, предусмотренные учебным планом направления подготовки 040400 Социальная работа, профиль: Социальная защита и обслуживание семей и детей. 1.7. Экзаменационные билеты формируются не позднее, чем за 2 месяца до государственной итоговой аттестации по установленному образцу и хранятся в учебно-методическом управлении. Экзамен проводится в устной форме. Билеты состоят из трех вопросов: один – из раздела «Теория социальной работы», второй – из раздела «Социальная политика», третий– из раздела «Технологии социальной работы».
1.8. На подготовку к государственному экзамену отводится не менее 7 дней (в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников ЧГПУ). Расписание государственной итоговой аттестации доводится до сведения студентов за месяц до начала испытаний и утверждается проректором по учебной работе по представлению декана факультета социального образования. 1.9. Сдача государственных экзаменов и защита квалификационных работ проводится на открытых заседаниях экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. 1.10. Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном количестве голосов голос председателя является решающим. Все решения государственной экзаменационной комиссии оформляются протоколами. 1.11. Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в государственную итоговую аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий. 1.12. Апелляция результатов государственных итоговых аттестационных испытаний проводится в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников ЧГПУ.
На государственном экзамене оценивается готовность к решению профессиональных компетенций:
Таблица 1. Компетенции, проверяемые на государственном экзамене
Содержание государственного экзамена Раздел «Теория социальной работы»
Теория социальной работы как область научного знания. Цель и задачи курса “Теория социальной работы”. Объект и предмет исследований в теории социальной работы. Категориально-понятийный аппарат теории социальной работы: заимствованные (социальность, социальный институт, социализация, социальная адаптация) и собственные категории социальной работы (социальная работа, социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальное обслуживание, социальная реабилитация) категории социальной работы.Закономерности социальной работы: внешние и внутренние; закономерности атрибутивные, обусловленности и эффективности.Принципы социальной работы и их классификации: содержательные, этические, организационные, методические. Функции социальной работы.Методология теории социальной работы. Методы исследования теории социальной работы (философские, общенаучные, частнонаучные). Специфика методов исследования гуманитарных наук. Философские основы теории социальной работы. Роль философии в осмыслении теории и практики социальной работы. Социальная работа как общественный феномен. Парадигмы философии социальной работы: гуманизм, позитивизм, профессионализм, утопизм. Система ценностей социальной работы и их классификация (ценности макроуровня, мезоуровня, микроуровня). Личность в социальной работе (человек нуждающийся и человек помогающий). Социологические основы теории социальной работы. Понятие социализации ее виды: стихийная и организованная; негативная и позитивная; критичекая. Институты (экономика, политика, религия, образование, семья) и агенты (помогающие в этом процессе люди) социализации. Механизмы социализации: идентификация, социальная фасилитация, подражание, внушение, конформизм. Этапы социализациии их содержания: дотрудовая, трудовая, послетрудовая (Г.М. Андреева); адаптация, индивидуализация, интеграция (А.В. Петровский). Классификации факторов социализации личности А.В. Мудрика (мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы). Характеристика мегафакторов (космос, планета, глобальные природные явления), макрофакторов (страна, этнос, экономика, политика), мезофакторов (регион, тип поселения, религия, средства массовой информации), микрофакторов (семья, группа сверстников, соседи). Психологические основы теории социальной работы. Требование к психологической подготовке социального работника. Содержание психологической компетенции социального работника. Психологические теории, обогатившие теорию социальной работы (психоанализ, гуманная педагогика, бихевиаризм, гештальтпсихология, социального научения). Использование психологических методов в теории и практике социальной работы (диагностические методы, психодрама, арттерапия, трудотерапия, гештальт-группы, тренинги и т.п.). Научные школы социальной работы. Социальная работа как феномен цивилизованного общества.Социально-экономические и политические условия возникновения социальной работы на рубеже ХIХ и ХХ веков. Возникновение учебных заведений по подготовке социальных работников. Профессионализация социальной работы и генезис теории социальной работы.Основоположники теории социальной работы Джейн Адамс (1860 – 1935) и Мэри Ричмонд (1861 – 1928) и их вклад в развитие теории социальной работы.Сущность медицинской модели в теории социальной работы. Взаимосвязь косвенного метода лечения и непосредственного метода. Характер отношений между социальным работником и клиентом.Движение сеттльментов и общинная социальная работа.Возникновение и основные направления развития теоретических школ в области социальной работыСоциально-исторические причины возникновения диагностической школы. Трансформация идей М. Ричмонд. Основные теоретические постулаты и методы.Социально-исторические условия, способствовавшие возникновению функциональной школы. Основные теоретические воззрения и методы работы с клиентом. Модели социальной работы. Классификация моделей социальной работы. Психолого-ориентированные модели: психодинамическая, бихевиористическая, гуманистическая, кризис-интервентная (или модель кризисного вмешательства). Социолого-ориентированные модели: функционализм, социально-экологическая (или теория экологических систем), марксистская, социально-радикальная теория. Комплексно-ориентированные модели: когнитивная (или познавательная) теория, социально-медицинская. социально-педагогическая, витально-ориентированная, социально-психологическая (или ролевая). Основные уровни социальной работы. Уровни социальной работы в зависимости от масштабности: федеральный, субъектов РФ, местный, индивидуальный. Индивидуальная социальная работа – социальная работа со случаем. Групповая социальная работа. Территориальная социальная работа и местное самоуправление. Социальное планирование и социальное администрирование.Уровни социальной работы и социальной политики. Микроуровень: работа со случаем, групповая работа, семейная терапия. Мезоуровень – общинная социальная работа (территориальная социальная работа и социальные программы местного самоуправления, коммунальная социальная политика). Макроуровень – социальная работа и социальная политика на уровне общества в целом. Социальное государство и социальная политика. Роль социальной работы в развитии гражданского общества. Клиенты социальной работы. Понятие «клиент социальной работы». Биопсихосоциальный, ролевой, системный подходы к понятию «клиент социальной работы». Факторы, влияющие на появление клиентов социальной работы. Классификация клиентов социальной работы (по половой принадлежности, по возрасту, по семейному положению, по состоянию здоровья, по материальному статусу, по наличию девиации, по отношению к закону, по сексуальной ориентации). Общее и особенное в подходах социальных работников к разрешению проблем разных целевых групп клиентов. Семья как объект социальной защиты и социального обслуживания. Характеристика семьи как социального института: понятие и функции семьи, составные части семьи, основные стадии развития семьи, типы семейных взаимоотношений. Социальные проблемы семьи: общие социальные семейные проблемы, показатели кризиса современной семьи, социальные проблемы в зависимости от типа семьи, типы неблагополучных семей, социальные сироты и отказные дети. Социальная защита семьи: задачи специалиста по работе с семьёй, формы и методы социального обслуживания семьи и детей. Дети как объект социальной защиты и социального обслуживания. Историко-социологический анализ детства. Положение детей в современном мире. Характеристика понятия «социальная защита детства». Формирование норм международного права по защите прав ребёнка. Государственные доклады о положении детей в Российской Федерации. Развитие системы социальных услуг для детей и подростков. Учреждения, осуществляющие социальную защиту детства. Молодёжь и молодая семья как объект социальной работы. Характеристика молодёжи как особой социально-демографической группы: молодёжь как социальная группа, социальные проблемы, связанные с молодёжью, молодёжные проблемы в сфере труда. Государственная молодёжная политика: понятие и ведущие направления государственной молодёжной политики, принципы реализации. Особенности социальной работы с молодёжью: понятие и значение социальной работы с молодёжью, основные цели социальной работы с молодёжью, структура и содержание работы социальных служб для молодёжи. Пожилые люди и семьи пожилых людей как объект социальной защиты и социального обслуживания. Характеристика пожилых людей как особой социально-демографической группы: пожилые как социальная группа, социальные проблемы пожилых людей. Особенности социальной работы с пожилыми людьми (пенсионерами): понятие и значение социальной работы, основные цели, структура и содержание работы социальных служб с данной категорией клиентов. Семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев как объект социальной защиты и социального обслуживания. Характеристика мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев пожилые как категории клиентов социальной работы: понятие, причины появления, социальные проблемы. Особенности социальной работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами: понятие и значение социальной работы, основные цели, структура и содержание работы социальных служб с данной категорией клиентов. Женщины как объект социальной защиты. Определение понятия категории «женщина». Социально-психологические особенности женщин как клиентов социальной работы. Социальные проблемы женщин. Государственная политика по улучшению положения женщин. Особенности социальной работы с женщинами. Инвалиды и семьи инвалидов как объект социальной защиты и социального обслуживания. Инвалидность как социальная проблема. Инвалидность и связанные с ней понятия, социальная защита и реабилитация инвалидов, социальное обслуживание инвалидов. Социальные проблемы инвалидов. Организационные и управленческие аспекты социальной защиты инвалидов: международные нормативно-правовые документы, российское законодательство в области социального обеспечения инвалидов, организация государственной службы реабилитации инвалидов. Формы социального обслуживания инвалидов: классификация форм социального обслуживания инвалидов: социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь. Социальная работа с лицами девиантного поведения, асоциальными и антисоциальными семьями. Понятие и виды девиантного поведения (аддиктивное, преступное, суицидальное). Социальные последствия девиантного поведения. Возрастные особенности девиаций. Формы, методы и технологии социальной работы с лицами девиантного поведения, асоциальными и антисоциальными семьями. Учреждения и структуры, осуществляющие социальную работу с лицами девиантного поведения, асоциальными и антисоциальными семьями. Социальная работа с семьей и детьми в системе образования. Содержание, особенности, формы и методы социальной работы в школе. Социальное обучение и воспитание ребенка: сущность и содержание. Социально-педагогическая деятельность: ее виды, направленность, содержание, методы. Формы и методы социальной поддержки семьи и ребенка в системе образования. Социальная профилактика, реабилитация и коррекция в системе образования. Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков. Социальная работа с семьей в системе здравоохранения. Социальные аспекты здравоохранения. Понятие и содержание медико-социальной работы. Специфика медико-социальной работы в отношении разных групп клиентов. Профилактическая медико-социальная работа с семьей и детьми. Медико-социальная помощь семье и детям. Социальная работа с семьей на промышленных предприятиях. Цели и задачи социальной работы на предприятии. Принципы и функции социальной работы на предприятии. Направления социальной работы с семьей на предприятии. Социальная защита, социальное обслуживание и социальная поддержка семьи на предприятии. Социально-правовая защита семьи на предприятии. Корпоративная социальная политика на предприятии как фактор социальной защиты семьи. Социальная работа с семьей в сельской местности. Специфика социальной работы с семьей и детьми в сельской местности. Факторы, осложняющие социальную работу с семьей и детьми на селе. Проблемы социальной работы с семьей и детьми на селе. Факторы повышения эффективности социальной работы в сельской местности. Социальная работа в этнической среде. Понятие этнической среды. Содержание и специфика социальной работы с семьей и детьми в этнической среде. Уровни социальной работы в этнической среде. Социальная работа в пенитенциарной системе. Понятие «пенитенциарная система». Генезис санкций и наказаний в пенитенциарной системе. Виды российских пенитенциарных учреждений. Нормативно-правовые аспекты социальной работы в пенитенциарной системе. Специфика социальной работы с семьей и детьми в пенитенциарных учреждениях. Социальная терапия в местах лишения свободы. Основные задачи социальной работы в учреждениях исправительной системы России. Профессиональная компетентность в социальной работе. Понятия «компетенция», «компетентность», «компетентный подход». Профессиональные роли социального работника. Понятие о профессиограмме и психограмме социального работника. Профессионально важные качества и навыки социального работника. Профессиональное мышление и способность к рефлексии социального работника. Социальное взаимодействие социального работника и клиента. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента.Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом. Восстановление социального функционирования как основная задача социального работника. Формы и методы социальной работы Этапы становления классических методов социальной работы.М. Ричмонд о методах социальной работы: директивное и недирективное лечение. Становление и развитие индивидуального метода социальной работы.Групповая социальная работа.Сущность общинного метода социальной работы. Организационные методы социальной работы. Современные трактовки методов социальной работы. Социальное администрирование и планирование как методы социальной работы. Административное управление как один из основных методов практической деятельности в социальной сфере. Проблемы управления социальной сферой: структурные и поведенческие аспекты, рационально-технические элементы, ресурсы, ограничения со стороны окружающей среды, общественный контроль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|