Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философско-этическая система конфуцианства, ее роль в культуре Китая




 

Оригинальное терминологическое обозначение конфуцианства как «Школа образованных людей» уже само по себе указывает на то, что данная идеологическая система никогда не возводилась собственно традицией к теоретическому наследию одного-единственного мыслителя. Действительно, конфуцианство представляет собой совокупность учений и доктрин, которые возникли в результате концептуализации и этизации древних идеологем и мифологем. Поэтому правомерно говорить, сто конфуцианство - это порождение и воплощение всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации.

Тем не менее выделение конфуцианства в качестве самостоятельной идеологической системы и возникновение соответствующей школы оправданно связывается с теоритической и прикладной деятельностью строго конкретного исторического персонажа, известного за пределами Китая под именем Конфуций. Это латинизированная форма оригинального сочетания Кун-Фу-цзы (или Кун-цзы), досл. «Учитель (из рода/по фамилии) Кун». Подлинные имена Конфуция - Цю (лосл. Холм) и Чжунни (досл. «Второй из глинозема»), которые объясняются в первоисточниках как намек на обстоятельства его рождения: в пещере близ «священного холма» (недалеко от современного г. Цюйфу в пров. Шандун) - его родители совершали к этому холму паломничество с целью испросить себе сына.

Хотя подобные легенды о рождении Конфуция, равно как и другие апокрифы, содержать в себе немало откровенных мифологем, Учитель Кун является первым древекитайским философом, личность которого полностью достоверна. А его жизненный и творческий путь подробно освещается в позднечжоуских и ханьских текстах, включая его отдельное жизнеописание, составленное во II-I вв. до н.э.

Конфуций родился в 551 (552?) г. до н.э. в семье обедневших аристократов, уроженцев царства Сун. Но в силу преклонного возраста его отца (63 года) либо же по каким-то иным причинам брак родителей был признан незаконным. После смерти отца трехлетний Чжунни вместе с матерью был изгнан из отчего дома и лишен всех имущественных и наследственных прав. Они оказались на положении изгоев. Детство и юность Конфуция прошли в лишениях и страшной нужде. Вынужденный заниматься тяжелым физическим трудом и браться за самую низкую и презренную, с точки зрения представителей высших сословий, работу, он все таки нашел в себе мужество и силы заняться самообразованием, видя в этом единственно возможный для себя путь занять со временем надлежащее ему по праву рождения место в обществе. В двадцать лет ценою немалых унижений ему удалось поступить на службу в личный штат удельного князя царства Лу. Но, разуверившись в чиновничьей карьере, он в возрасте тридцать лет подал в отставку и открыл частную школу, став первым в истории Китая профессиональным преподавателем. Школу Конфуция прошли, по легенде, в общей сложность 3000 студентов. В течение последующих двадцати лет Конфуций совмещал педагогическую деятельность с изучением древних памятников, на основании которых он разрабатывал собственную систему взглядов. Достигнув 50-летнего возраста, Конфуций решил вернуться к карьере государственного деятеля, дабы получить возможность претворить в жизнь свои идеи. Он совершил несколько путешествий по царствам Китая, пытаясь заинтересовать ими их правителей. Но все его усилия остались втуне. Последние годы жизни он провел в царстве Лу, где и скончался в 479 году до н.э.

Факт происхождения Конфуция из царства Лу и его долговременное проживание в этом царстве тоже не является простой биографической реалией. В позднечжоускую эпоху царство Лу было место сосредоточения отставленных от кормила власти ученых-интеллектуалов, специализировавшихся в хранении и воспроизведении письменного наследия древности и бывших, возможно, отдаленными потомками, правящей верхушки иньской династии.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам т. н. гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавало конфуцианство священной, дарованной свыше, небом. Считая, что «управлять - значит исправлять», Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном». Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.

Конфуцианцы - прежде всего общественники и человековеды. В школе Конфуция преподавались: мораль, язык, политика и литература. Главная характеристика школы и направления Конфуция может быть определена как принципиальный традиционализм. Сам Конфуций говорил о своем учении: «Излагаю старое и не создаю нового».

Из природных явлений конфуцианцев интересует лишь небо, как высшая сила, управляющая земной жизнью. Причем характеристика «быть управляющей силой» - несопоставимо более значимая для конфуцианцев характеристика неба, чем его природность. Эта управляющая сила мало походит на бога-творца религий Запада. Небо не вне мира, а над миром, который, несмотря на все тяготы, не «юдоль скорби и греха», а Поднебесная. Небо - это судьба, рок, Дао Поднебесной. Небо - это закон.

Главной проблемой для Конфуция является рационализация общего для всей китайской культуры культа предков. Конфуций предпринимает парадоксальную с точки зрения европейца и естественную для китайца попытку сохранить традицию, сделав ее немножко меньше традицией и несколько больше обоснованным убеждением. То, что заповедано традицией, должно быть глубоко укоренено в человеке посредством тщательного личного размышления над ней. Важно осознанное, а не слепое следование установленным в Поднебесной порядкам. Человек должен жить достойно, и это будет лучшим способом следовать предкам. И, наоборот, ради своей достойной жизни нужно следовать издревле заповеданному.

Эта проблема звучит у Конфуция в виде вопроса: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?» Человеку предопределено всё сугубо человеческое, и неестественно «зарывать голову в песок небесных и спиритуалистических дел», «скитаться за пределами мира пыли и грязи». Всё тайное и невыразимое - за границами человеческого рассмотрения: суть неба и Дао, тайна рождения и смерти, суть божественного и высшего. Но жизнь человека, с ее реальным течением, - это его дело. «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?» - спрашивает Конфуций. И вот ведать, что такое жизнь, человек может и обязан, чтобы быть человеком, и человеком достойным.

Жизнь - это служба людям. Это является важнейшей и фундаментальнейшей этической идеей конфуцианства, определяя как его достоинства, так и недостатки. Сосредоточившись на подробном рассмотрении «службы людям», как нравственной, так и государственной, конфуцианство не испытывает потребности к отвлечениям, абстракциям и т.п. Их место занимает тщательность «анализа» общепринятых правил организации жизни людей.

Область размышлений Конфуция - по преимуществу практическая нравственность. Основные этические понятия-заповеди, на которые опирается это размышление: «взаимность», «человеколюбие», «золотая середина». В целом они составляют «правильный путь» - Дао, которым должен следовать всякий, кто стремится жить в согласии с самим собой, другими людьми и Небом, а значит, жить счастливо.

«Взаимность» - это любовь к людям, как исходная приветливость, открытость, сердечность, вежливость по отношению к тому, с кем вступаешь в общение; любовь к ближнему в прямом смысле слова. Нравственное отношение «к дальним» - это «человеколюбие». Это любовь и уважение к человеку вообще и к человеческим нормам жизни. Поэтому «человеколюбие» предполагает, прежде всего, почтительность и уважение по отношению к родителям, и в целом старшим, и стоящим выше по социальной лестнице. Правило «золотой середины» предполагает умение находить меру между несдержанностью и осторожностью. Выполнение этих заповедей позволяет осуществлять главный этический принцип: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Эти заповеди могут быть выполнены с помощью пяти «простых и великих» добродетелей: 1. мудрость, 2. милосердие (гуманность), 3. верность, 4. почитание старших, 5. мужество. Обладание этими добродетелями практически означает добросовестное отношение и глубокое уважение к себе и другим. А это главное в проявлении человеколюбия и милосердия, которые в конфуцианстве почти совпадают.

Милосердие - суть человеколюбия. Оно имеет место тогда, когда у человека «сердце как у людей», сердце, живущее по правилам людей и потому «милое». Милосердие - необычная форма любви, «сублимация» (используя современный термин) непосредственно переживаемого чувства симпатии, сердечности. Милосердие коренится в этом непосредственном чувстве, но значительно превосходит его. Милосердие - это радость жизни, мудрость доброты, добрая и спокойная совесть. «Знающему далеко до любящего, любящему далеко до радостного». В этом качестве милосердие становится нравственным императивом, имеющим, возможно, и огромную общественную пользу. «Милосердный находит в милосердии покой, мудрый находит в милосердии пользу». Кроме того, милосердие, важнейшая «несущая конструкция» Поднебесной, сила, являющаяся антиподом зла в мире.

Через понятия милосердия этические координаты человеческой жизни естественно перетекают в координаты социальные. Политическая структура человеческой жизни определяется степенью осуществления милосердия в жизни людей. По мнению конфуцианцев, лишь избранные и полноценные люди способны на милосердие, т.е. обладают «сердцем как у людей», сердцем тех, кто достоин называться человеком. Именно на этих людях держится социальный порядок и иерархия Поднебесной.

Человек, способный на милосердие и следующий заповедям, - «благородный муж», и он резко отличается от «низкого человека», для которого милосердие недостижимо. «Благородный муж» и «низкий человек» - это одновременно этические и политические понятия. Только тот, кто выполняет заповеди и осуществляет милосердие, может быть достойным высшим сановником и государем, поскольку точно соответствует имени «государь». «Если государь должным образом относится к родственникам, то в народе процветает человеколюбие». Мораль благородного мужа дает ему право на власть. Если верхи будут вести себя должным образом, то «со всех четырех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной».

Политическая структура Поднебесной опирается на нравственность, а не на закон. Сила нравственного примера, а не нагромождение законов должно быть сутью власти. И именно из этого благородного и высокого побуждения рождается глубинное трагическое противоречие конфуцианства. Власть, базирующаяся на морали, приобретает характеристики святости, неприкосновенности и незыблемости. Поэтому внимание к человеку и правилам его жизни перерастает в пиетет перед общественно определенными стандартами нравственности и святости.

Высвобождение из мифологизированной традиции в область светской нравственности оказывается обязательной зависимостью от правильного общественного порядка-ритуала, который безусловен как в своих моральных основаниях, так и во внешних церемониальных формах. Конфуцианство придает этой зависимости положительный смысл, поскольку понимает ее не только как политическую, но и как культурную форму. Государственная задача понимается почти эстетически. Музыка и искусство - главные инструменты управления страной.

Личность, высвобождающаяся из мифологии, высвобождается не в индивидуальную свободу, но в искусно построенную «мозаику» правил поведения людей. Личность не становится самоцелью, она - часть общественного мироустройства. Основные структуры этого миропорядка - человечность - «жень», добродетель - «дэ» и порядок - «ли».

Для субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности - «и». Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно».

Исправное поведение требует особой нравственной силы - совести. Совесть - фактически порядочность, упорядоченное поведение, а также внутренняя, духовная и интеллектуальная жизнь. Исправное поведение - это путь образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Необходимо достигнуть должного уровня управления и стремиться, чтобы потом все подвергалось как можно меньшим изменениям. Для этого нужно все время приводить вещи в соответствие с их былым значением. Это и будет разумным, рационализированным культом предков. Этот важнейший процесс общественной жизни называется «исправлением имён». Требование быть реальным государем, сановником, отцом или сыном означает, что при любом отклонении от нормы к ней следует возвратиться, исправив имя, или исправившись в имени. «Если имена неправильны, речь противоречива, если речь противоречива, дела не завершаются успехом, когда дела не завершаются успехом, не процветают правила поведения и музыка, когда не процветают правила поведения и музыка, наказания и штрафы накладываются неправильно, народу некуда поставить ноги и положить руки».

«Исправления имён» должно теоретически помогать практическому самопознанию, для того, чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и традиции. Это общество, дающее индивиду возможность не только и не столько заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение, действуя на благо людей и государства.

Представления о разуме, познании и знании определяются общей направленностью политико-нравственных воззрений конфуцианства. Знания для конфуцианцев - это, прежде всего, знания людей (знания, направленное на понимание людей, и знание, являющееся людским знанием). В редких людях существует врожденное знание. Эти люди стоят выше всех. Конфуций считал, что он сам им не обладает. Он человек учения. Эти люди стоят за обладающими врожденным знанием. Третий вид знаний - это знания о природе, которое необходимо тем, кто работает, прежде всего, земледельцам.

Обучение - не достижение суммы знаний, оно всегда связано с размышлением. Обучение дает возможность: обучиться поведению, чтобы правильно выполнять ритуал, и овладеть надежным познавательным процессом. Настолько надежным, что он будет позволять изрядно судить о предмете, не имея конкретных знаний о нем. «Обладаю ли я знаниями? Нет, но когда низкий человек спросит меня о чем-нибудь, то даже если я не буду ничего знать, я смогу рассмотреть этот вопрос с двух сторон и обо всем рассказать ему».

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали несколько различных направлений, число которых к III в. до н.э. уже приближалось к десяти. Духовными наставниками Конфуция считались философы Мэн Кэ и Сюнь Куан, авторы трактатов «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы». Первый из них сосредотачивался на исследовании морально-психологической, а второй - социальной и гносео-праксиологической сторонах человеческого бытия.

Параллельно конфуцианство превратилось в авторитетную идейно-политическую силу, став главным оппонентом легизма и режима Цинь-ши-хуанди, за что подверглась жестоким репрессиям. В 213 г. до н.э. по приказу императора Цинь большая группа ученых-конфуцианцев была арестована, 460 из них заживо закопаны, остальные сосланы на границу. Конфуцианские книги совместно с прочей гуманитарной литературой были сожжены.I вв. до н.э. соотносится качественно новый этап в истории развития конфуцианства, ознаменовавшийся четким разделением учения на ортодоксальное («Древняя словесность») и неортодоксальное («Новая словесность») направления. Представители первого из них доказывали незыблемость авторитета Конфуция и его приемников, абсолютную истинность идей, непреложность их заветов и отрицали любые попытки смысловой ревизии их теоретического наследования. Представители «Новой словесности», возглавляемые выдающимся ханьским мыслителем Дун Чжуншу, настаивали на правомерности и необходимости творческого подхода к воззрениям древних мыслителей, интерпретации этих воззрений с учетом новых историко-политических реалий, исходя из актуальных для современного общества и государства проблем. Дун Чуншу принадлежит авторская редакция древнего конфуцианства. Используя даосские и легистские идеи, а также идеи «Школы имен» и «Школы Инь-Янь», он создал целостную онтолого-космологическую доктрину, обосновавшую ту теорию общественно-государственного устройства, которая была разработана в рамках морально-этических и натурфилософских положений Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы. В результате в редакции Дун Чжуншу, определяемое как классическое конфуцианство, учение Конфуция обрело черты всеобъемлющей мировоззренческой системы, способной функционировать в качестве официальной идеологии централизованного имперского режима.

Кроме того, раннеханьский период отчетливо проявляется воздействие конфуцианства на всю историко-культурную ситуацию. Так, непосредственной реализацией конфуцианских педагогико-образовательных идей стало учреждение в 125 г. до н.э. «Государственной академии» («Го сюэ»), призванной исполнять функции центрального теоретико-гуманитарного и высшего учебного заведения империи. В рамках «Государственной академии» был основан институт «ученых-эрудитов» (боши) - своеобразный аналог современной профессуры.

Тем не менее официальная доктрина раннеханьских монахов пока что опиралась на даосский вариант учения о государственности и легистские идеи. Конфуцианство было провозглашено государственной идеологической системой страны только в I в. н.э., конкретно - во времена правления ханьского императора Мин-ди (58-75 гг.). Превращение конфуцианства в официально принятое учение повлекло за собой унификацию древних текстов, утверждение списка канонических книг и становление культа Конфуция по модели культов божественных персонажей, сопровождающееся сложением апокрифических легенд о нем и оформление соответствующей литургии (церемонии жертвоприношения Конфуцию и его ученикам). В начале VI в. был воздвигнут первых храм, посвященный Конфуцию. Строительство конфуцианских культовых сооружений продолжалось и в дальнейшем. Наиболее авторитетным из них является мемориально-культовый комплекс, заложенный в XI в. (1075 г.) на месте рождения Конфуция. Он включает в себя пещеру, в которой родился будущий философ, копию родовой усадьбы семейства Кунов и грандиозный храмовый ансамбль.

 


Заключение

 

Настоящее этой грандиозной страны нельзя понять, не зная её прошлого.

Изучение Китая началось сравнительно недавно, лишь в конце XIX века. Однако долгое время истинное лицо великой китайской культуры, вызывающей чувство глубочайшего уважения, оставалось нераскрытым. В настоящее время страна, сбросившая с себя оковы многовекового рабства и достигшая за короткие годы таких значительных успехов во многих областях, привлекла к себе внимание. Величественная история, всепобеждающая сила ее древней и самобытной культуры являются как бы ключом к современному Китаю. Огромный, прекрасный и ещё малоизвестный нам мир культуры Китая дополнил собой и бесконечно обогатил наше представление о стране.

Китай сегодня осваивает бывшие многие столетия недоступным ему трудом и достижения Запада, и вместе с тем он бережно сохраняет те ценности, которые созданы талантом его народа.

 

 


Список литературы

даосизм правитель конфуцианство мифологический

1) История Древнего Востока. Под ред. Кузищина В.И., 3-е изд. Перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2003.

2) История философии. Пер. с чеш. Богута И.И. - М.: «Мысль», 1995.

)   История Востока. Васильев Л.С.: В 2-х тт. М., 1994.

)   История культуры Китая. Кравцова М.Е. Изд. «Лань», 2003.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...