Параллели в пространственных моделях мира древних германцев и древних славян 7 глава
«…Познакомился я с ним, когда был еще маленьким. Я обратил внимание, что как только я куда-то иду, ветер всегда следует за мной. Тогда я еще не был шаманом и поначалу меня это даже пугало. Когда сильные шаманы путешествуют, мы, люди, их не видим, мы видим только сильный ветер, гуляющий вокруг. Потом он назвал меня по имени и сказал, что он мой предок-шаман, тогда я понял, что он мой союзник, и это событие определило мою карьеру шамана…» (188).
У каждого шамана есть свои ветры-союзники. Чтобы научиться контролировать ветер, для начала, надо выбрать тихое спокойное место, найти небольшой куст или деревце. Встать неподалеку и вспомнить свои ощущения, когда ветер касается тебя, шумно потянуть воздух ноздрями и замереть. Когда он придет, вы поймете, что этот ветер именно ваш, что это ветер вашей магии. Ничего не делайте, просто дышите. Дайте ветру время познакомиться с вашей энергией, вашей личной Силой. Когда это произойдет, ветер изменит направление и задует с другой стороны. Повернитесь в новом направлении, по ветру и двигайтесь вместе с вашим ветром, летите… Шаманы используют ветры-союзники очень часто и по разным поводам. Ветер способен проникать куда угодно. Ветер влияет на настроение и характер, помогает в путешествиях, приносит удачу. При помощи ветра вы можете перемещаться вашим сознанием на большие расстояния и «заглядывать в окна». Это очень ценный союзник. Отыщите свой ветер, и вы сами поймете, что к чему.
Интуиция Интуиция на бытовом уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности. В психологической концепции К.Г. Юнга, интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно-важных решений (245).
Что такое интуиция? Все знают, что она есть. Но какова ее сущность? Как ее формализовать, как измерить? Как пользоваться интуицией, когда она нужна? Как сделать ее своим инструментом? По большому счету, никто не знает. Некоторые говорят об интуиции, как об еще одном органе чувств и это не лишено смысла. Существуют различные объяснения феномена интуиции. Но, при всех различиях, подчеркивается связь интуиции с неосознаваемыми формами психической деятельности (95). Тем не менее, теоретически, следует отличать интуицию от чутья (органически присущего большинству животных). Чутье происходит от инстинктов и может быть очень сильно, но чаще совершенно подавлено у современного городского человека. В то время как в феномене интуиции, на неосознаваемом уровне, наряду с чувственными образами активно работает понятийное, логическое мышление. Таким образом, в художественном, научном и техническом творчестве интуиция играет решающую роль. Это качество весьма полезно и в обычной жизни. Точно так же, как совсем не помешает чуточку «звериного чутья» каждому из нас. Интуитивные механизмы составляют суть всех гадательных процессов, практик и мантических систем. Феномен интуиции – сложное и многосоставное понятие, включающее в себя и просветление, и озарение, и вдохновение, и прозрение, а также такие «приземленные» понятия, как чутье, «нюх на ситуацию» и т.д. Как же его развить, с шаманской точки зрения? Практически все шаманские практики интуитивны. Интуиция, чутье, нюх связаны со способностью человека к интроспективной деятельности (т.е. к самоисследованию), открытию внутренних резервов «подсознания», способностью путешествия по внутреннему космосу нашей психической реальности.
В отличие от высокоорганизованной «интуиции», понятие «нюха» весьма актуально в решении обычных жизненных задач. Шаман способен «чуять» ситуации: избегать нежелательных и «унюхивать» благоприятные. Также, весьма важно бывает «учуять» момент для выполнения того или иного дела.
Упражнение 40 Выйдите из дома и идите «куда глаза глядят». Бродите по городу несколько часов бесцельно, не отдавая себе отчета в том, где вы находитесь. Постарайтесь не узнавать места, здания, улицы, а просто ходить туда-сюда. Попробуйте оказаться в «незнакомом» городе, увидеть город с другой стороны. Садитесь на первый попавшийся автобус или троллейбус и проезжайте несколько остановок, выходите, пересаживайтесь и т.д. Через некоторое время, подумайте о доме. Не старайтесь вернуться туда сознательно, просто продолжайте делать то же самое. Если через некоторое время вы обнаружите себя возле подъезда – не удивляйтесь.
Упражнение 41 Проделайте то же самое, что и в предыдущем упражнении, только на природе. Для начала, выберите местность, в которой вы не можете заблудиться по-настоящему. Пусть это будет городской парк или небольшой лесок возле дачи и т.п.
Упражнение 42 Поход в гости. Составьте произвольный список друзей и знакомых. Выбросите из головы все мысли. Абсолютно бездумно выберите из списка 2-3 фамилии. Отправляйтесь к этим людям в гости. Объясните хозяевам, что вы просто проходили мимо и заскочили на минуту. Перекиньтесь парой фраз и идите к следующему. Не задерживайтесь, если только не подвернется что-нибудь действительно интересное.
Упражнение 43 Возьмите колоду карт. Задумайте карту. Перетасуйте колоду. Сформируйте намерение вытащить ту карту, которую вы задумали. Вытащите эту карту. Это упражнение выполняется не больше трех раз в день.
4.5 Один Вкус
Еще одним органом чувств является вкус. В настоящее время не установлено точное количество независимых вкусовых рецепторов в человеческом организме. Традиционно в европейских странах принято считать, что существует четыре базовых вкуса: кислый, сладкий, горький, соленый. В восточных странах выделяют пять базовых вкусов. Пятый вкус – умами – важная составляющая вкуса морской капусты, соевого соуса и сыров пармезан и рокфор, грецких орехов, винограда и др. Тем не менее, в некоторых восточных странах выделяют 6 вкусов, в том числе «жгучий» или острый.
Длительная история исследований вкусового анализатора, сколь ни странно, до сих пор поддерживает множество заблуждений: во многих книгах по физиологии повторяется «вкусовая карта» языка, которая не имеет научного подтверждения. Можно ожидать, что интенсивное развитие современной науки скоро позволит определить специфические характеристики и механизмы работы вкусовых рецепторов, а число признаваемых «базовых» вкусов будет только увеличиваться. В терминологии профессиональных дегустаторов число используемых базовых вкусов существенно больше, но эти термины, в большинстве своем, относятся скорее к аромату, нежели собственно к вкусу. Шаманское понятие вкуса несколько шире общепринятого и затрагивает не только систему пищеварения и орган чувств, но и некоторые феномены психодуховного характера. Вкус – это понятие, опять-таки, интегративное. Это синестезия всех других органов чувств в нечто целостное, голографическое. О нем говорят, как о вкусе к жизни, о вкусе к ситуации или, в конце концов, как о чувстве вкуса. Очень интересное понятие в обиход современной психологии ввел Кен Уилбер в книге с аналогичным названием «Один Вкус» (204). Говоря о вкусе с уилберовской точки зрения, мы говорим о синестезии. Сплавляя все первоэлементы в одно, вы получаете новое качество восприятия бытия. В этом состоянии человек раскрывается для переживаний, описанных в эзотерических трактатах всех великих религий и философских систем. И ключевым чувством здесь выступает чувство Красоты. С одной стороны, вкус Бытия (как и вкус любой пищи в процедуре дегустации) возможно ощутить только «отстранившись» от этого Бытия. Точно так же, как мы не можем оценить вкус изысканного блюда, если будем сильно голодны и съедим все, не вникая в нюансы. Для того что бы осознать вкус еды, нужно, перед тем как начать есть, настроиться на дегустацию, на оценку этого блюда. Потом нужно его съесть неспешно, с той скоростью, которая позволит не только утолить голод, но еще и успеть заметить особенности и отличия этого блюда. Необходима некоторая оценочная позиция, а не полная вовлеченность в процесс употребления. Точно так же дело обстоит и с жизнью, с Бытием. Для того что бы осознать красоту всего происходящего, нужно найти точку из которой вы будете способны оценить эту красоту. Это и есть, в некотором роде, чувство «вкуса к жизни». Шаманы нарабатывают подобные состояния в течение всей своей жизни. В количественных характеристиках, это измеряется терминами «Безупречности» и «Личной Силы» (в терминологии К. Кастанеды) (83-85).
Очень интересно, что красоту мира в обычной жизни люди замечают мало. Сознание фиксируется на повседневных делах и заботах, магических практиках, духовных путешествиях и т.д. Еще больше внимания уходит на развлечения и игры. Времени и внимания на красоту мира не остается. Между тем, во многих смыслах восприятие красоты творения, наверное, самое главное, что есть в этой жизни. Никто не говорит, что поиски пропитания и обучающие игры не нужны. Однако думается, что все-таки не это составляет суть именно человеческого бытия. Возможно, что человек тем и отличается от животного, что способен к восприятию красоты природы, мира, бытия...
Упражнение 44 Синестезия (http://www.coolways.newpsychology.ru/?q=node/97) «Нащупайте свой пульс, не глядя при этом на часы. Не подсчитывайте удары сердца, просто чувствуйте внутренние приливы и отливы, ощутите перемещающиеся по венам потоки крови. Постигайте ритм своего сердцебиения – это ваш основной ритм. Ни у кого другого нет точно такого же темпа. Индонезийские островитяне верят, что пульс есть у всего живого. Тысячи лет назад они отливали бронзовые барабаны размером со слона и отбивали с их помощью ритмы Сотворенного, чтобы настроить собственный пульс на сердцебиение Вселенной. Задействуйте воображение. Какого цвета ваша кровь? Вы уверены, что она красная? Но почему тогда ваши вены синие? Меняется ли цвет крови? Почему? Не пытайтесь вспомнить школьные уроки биологии. Ответ несет в себе сама кровь. Спросите у нее. Следите за тем, как она проходит через сердце, и найдите ответ самостоятельно. Сердце первым получает от легких ярко-красную, богатую кислородом кровь; насытившись, оно передает ее другим органам тела. Перенесите внимание на свое дыхание. Прикройте сначала одну ноздрю, затем другую. Какой вам легче дышать? Обычно человек дышит несколько часов одной ноздрей, затем другой. Следите за тем, как воздух проникает в легкие через дыхательное горло. Какие ощущения это вызывает? Как течет дыхание, прерывисто или плавно? Где зарождается вдох и как долго он тянется?
Перейдем к обонянию. Как пахнет ваше тело? У каждого из нас свой, уникальный запах. Понюхайте пальцы после того, как разомнете в ладони дольку чеснока или веточку базилика. Постарайтесь учуять как можно больше запахов прямо сейчас. Большая часть млекопитающих полагается, прежде всего, на обоняние. Белый медведь способен учуять нерпу за пятьдесят километров. Собаки обнюхивают друг друга при встрече. Таящийся в кустах лев чувствует запах страха, исходящий от жертвы. После этого погрузитесь в мир осязания. Кожа – самый обширный орган чувств. Она создана из той же ткани, из какой состоят мозг и нервная система. Кожа жива. Она пылает от гнева и мягко светится от нежности. Погладьте себя по лицу. Ощупайте свои губы, проведите пальцем вокруг рта. Погладьте лицо любимого человека. Перенесите внимание на свои ступни. Пошевелите пальцами ног. Человеческий мозг работает по принципу запрета. Надевая утром туфли, мы обращаем внимание на разницу температур и ощущения в подошвах. Затем мозг отключает эти ощущения, ведь нам совсем не нужно целый день сосредоточиваться на своих ногах. Чувства возвращаются лишь в том случае, если в обувь попадает камешек. Когда сядете за стол, поменяйте местами вилку и нож. Обратите внимание, какое странное чувство при этом возникает. Используйте его, чтобы ощутить вкус и запах каждого съедаемого кусочка. Какова на вкус ваша кожа? Лизните свое запястье. Кожа соленая или сладковатая? Какой вкус у вашей крови? Если порежетесь, попробуйте ее языком. Какой вкус у обычной воды? Считается, что она лишена вкуса и запаха, но это не так. У воды есть заметный вкус. В каждом городе, в каждом ручье он особый, уникальный. Пейте воду медленно, смакуйте. Ощутите ее прохладу и станьте этой прохладой; почувствуйте, как она наполняет рот, а затем распространяется по всему телу. Пусть прохлада наполнит вас целиком. Наконец, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и прислушайтесь. Какие звуки вас окружают? Постарайтесь выделить как можно больше естественных звучаний. Поют ли птицы? Не слышится ли жужжание пчелы? Какие из звуков имеют искусственное происхождение? Шумят ли машины? Слышны ли выкрики, разговоры? При охоте на ягуара жители Амазонки внимательно прислушиваются к птицам. Их крики служат предупреждением и указывают на появление гигантской кошки еще до того, как охотники ее видят. Замечательное упражнение по развитию синэстезии связано с ощущением «вкуса» эмоций. Почувствуйте вкус у себя во рту. Он сладкий, кислый, деревянный, металлический? Вспомните случаи, которые вызывают у вас печаль, и обратите внимание, как меняются вкусовые ощущения во рту. Мысленно обратитесь к радостным событиям. Как изменился вкус? Теперь вспомните обстоятельства, когда вам было страшно. Вам удалось выделить вкус страха, любви и радости?» Постарайтесь соединить все чувства в один поток. Пускай у вас в сознании возникнет единый образ какого-нибудь явления или предмета. Попробуйте воспринять таким образом весь мир, и вы осознаете его красоту на ином уровне.
4.6 Шаманские путешествия за Силой
Ключевой особенностью шаманской практики являются шаманские путешествия. Во всех традициях и культурах, шаманы путешествуют в Нижние, Средние и Верхние миры в поисках Силы, откровения, в лечебных целях или для решения каких-то иных, шаманских задач, а также, для выполнения ритуальных действий или просто для интереса. Прежде чем переходить к практике путешествий, нужно понять одну вещь: дело в том, что шаманы не могут не камлать. Не потому, что их кто-то заставляет (хотя, довольно часто дело обстоит именно так). Они не могут не камлать, как влюбленный не может не дарить подарки своей любимой. Шаманские путешествия – это любовь всей жизни шамана, иногда трагическая, бывает, что и мучительная, но никогда не безответная! Именно таким образом, шаман камлает и путешествует в другие миры в поисках Силы. Сила коренится в разных сферах Космического, в разных мирах. Разные шаманы предпочитают разные источники уверенности и могущества. В зависимости от специализации, шаманы оперируют разными уровнями Силы Духа. Есть шаманы, которые предпочитают заниматься целительством, поиском пропавших предметов или возвращением потерянных душ, заклинанием дождя или стихий, но есть и просто исследователи, не всегда возвращающиеся в наши миры. Для того чтобы найти свой источник Силы, вам необходимо определиться с жизненной позицией, устремлениями и смыслами. Задайте себе следующие вопросы: Кто вы? Чего вы хотите в жизни? Какой вопрос вы считаете главным, требующим ответа? Что для вас важнее всего? И т.п. Постарайтесь ответить на них как можно внимательнее. Когда вы определитесь с ответами, вы поймете, где искать Силу, для решения поставленных вами задач. Есть миры и их представители, способные помочь в достижении любых целей и смыслов. Есть сущности, которые будут стремиться помешать вам. Это нормально для жизни не только шамана, но и любого живого существа. Отличие лишь в том, что шаман знает, как все это устроено, и кто есть кто, а простой обыватель даже не догадывается. Поймите одну очевидную истину: только Вы САМИ ответственны за свою судьбу. Только Вы можете решить, чем вам заниматься в жизни и где лежит Ваш интерес. Найдите свою сферу деятельности и двигайтесь по пути Красоты и Истины честно и прямо, как луч Солнца. И хотя, в современной физике существует явление отклонения солнечных лучей от прямой линии на больших расстояниях, подобное явление невозможно с силой, превосходящей свет по скорости и мощи – с силой Мысли. Существуют основные векторы шаманских путешествий: вертикальный и горизонтальный. Шаман может двигаться в Верхние и Нижние миры, а также перемещаться в плоскостях, составляющих весь спектр Средних миров. И в этом ему помогают его помощники и покровители: тотемы, духи-помощники, животные Силы, союзники, стражи, хранители, а иногда, даже боги. Прежде, чем переходить к практике, важно разобраться с еще одним вопросом. Давайте остановимся подробнее на вопросе, который обходят стороной многие авторы. Речь идет о социокультурной укорененности шаманских практик. Любой визионерский опыт всегда обрабатывается сознанием в образах и символах, характерных для времени и культуры, в которых живет сам шаман. Практика камланий и опыт путешествий, трактуются сознанием шамана в тех образах и символах, которые ему близки и понятны, т.е. в системе языка его цивилизации и культурной традиции. В большинстве случаев, шаман всегда привязан к социально-культурному контексту своего племени, а весь спектр деятельности описывается в терминах и на языке корневой этнической группы. Даже если шаман перебрался жить, скажем, из джунглей Амазонки в США и открыл там школу амазонских целителей, в этой школе все термины, образы, упражнения, а, самое главное, мифы, будут амазонские. Раскрывая для себя шаманизм, надо понимать, что не следует подражать какому-то конкретному шаманскому течению или школе. Даже если это будет школа М. Харнера или К. Кастанеды и уж тем более, если это знания австралийских аборигенов или бушменов. Почему? Потому, что образы и символы из других жизнеописаний не способны прижиться в сознании адекватно. Даже если вы досконально изучите Кастанеду или каббалу, вам придется потратить огромные усилия для вживления терминологии и понятийного аппарата, придется пройти процедуру насильственного внедрения чужой мифологии и взглядов на природу своей реальности и т.д. Это похоже на то, как если бы вы добровольно согласились, чтобы хирург выпотрошил вас изнутри, и вставил вам чужие органы (не факт, что здоровые), зачем-то изменил вам форму носа, вставил другие глаза и оставил от вас прежнего только кожу. И главное, зачем все это? Другое дело, если бы вы были смертельно больны и другого выхода, кроме как пересадка всего (даже части мозга), не существовало бы. Но ведь все поправимо без хирургического вмешательства! Подумайте, если все заменить, то это уже будете не вы! Это будет Карлос Кастанеда или Майкл Харнер. Миру достаточно одного Кастанеды и одного Харнера точно так же, как и одного Владимира Козлова или Алексея Карамышева. Замысел Великой Игры заключается в разнообразии. Не нужно вживлять в себя чужие мифы! Мало того, что это не сработает, вы можете просто никогда не добраться до реальных вещей. Если вам кажется, что чье-то учение сильное и подходит вам – это самообман. Подойти может только одно – то, что вы придумали самостоятельно. Большинство даже самых лучших книг написаны только как примеры. Даже если в них излагаются практики и даются советы о том, как эти практики лучше выполнять, необходимо понимать, что это не критерий истины. Это только примеры того, как кто-то решил задачу, которую вам еще предстоит решить. Но решать ее надо своими методами, на основе своего опыта и своей терминологии. С того момента, когда это понимаешь, и начинается собственно шаманизм. И, как следствие, приходят новые вопросы: «Что, из того, что есть внутри нас, можно считать своим? Где заканчивается Я, и начинаются другие? Можно ли вообще отделить какое-то «личное» знание от «общественного»? Как создать свой собственный Большой Шаманский Миф?» и др. И только вы сами способны на них ответить. Вполне возможно, что мы все – свободные и светящиеся существа, созданные для бесконечного путешествия по Вселенной. Вполне возможно, что с этой точки зрения, шаман – это тот, кто стремиться преодолеть человеческие ограничения, вырваться за пределы обыденного сознания в области запредельного, в Неизвестное и Непознаваемое, которое, на самом деле, является по-настоящему и единственно человеческой судьбой. В любом случае, у каждого шамана есть свой Большой Шаманский Миф о происхождении шамана и Вселенной. Если вы еще не сделали наметки по этому вопросу, постарайтесь определиться прежде, чем переходить к самим путешествиям. В дальнейшем, вы получите опыт, который поможет конкретизировать ваши представления и Большой Шаманский Миф. В конце концов, Сила приходит туда, где ее ждут. 4.7 Путешествие в Нижние миры
Путешествие в Нижние миры, из всех других путешествий, считается по многим причинам наиболее опасным, но также оно является и наиболее информативным. Это путешествие в глубины собственного Я, в подсознание, туда, куда обычно не достает луч нашего обыденного внимания. Здесь нет морали и нравственности, здесь живут странные и чудовищные существа, мысли и переживания, здесь все, как в зазеркальном кошмаре. Однако, как и в сказках, здесь есть свой родник с живой водой и свое дерево с молодильными яблоками. В наше время, для простого западного человека, бессознательное открывается ключами обыденных образов и символов, но также и древними рычагами метафор и архетипов. Что бы узнать свои «ключи доступа», вам необходима только практика. Традиционно, проходов в нижний мир существует несколько, но все они, так или иначе, связаны с образами спуска куда-то вниз, под землю, хотя и не всегда. Спуск под землю или погружение под воду, в океан – ассоциируются с погружением внутрь себя, в свое собственное подсознание. В этом отношении, интересна карта психической реальности, предложенная С. Грофом (51). Гроф считает, что, при погружении вглубь себя, первыми слоями являются слои человеческой памяти (а особенно, травмирующие эпизоды прошлого), живущие в теле человека и влияющие на его поведение в настоящем. Затем идет сам процесс рождения, который делится у Грофа на 4 стадии. Каждая из стадий (в зависимости от того, как она пройдена), по-своему определяет всю дальнейшую человеческую жизнь. Ниже этого уровня лежат слои коллективного человеческого бессознательного (К.Г. Юнг), архетипы, мифы и зона непознаваемого. При вхождении в ИСС, человек последовательно проходит слои телесного дискомфорта, воспоминаний из собственного прошлого, переживает фазы рождения и т.д. По С. Грофу, в этой структуре есть место и «прошлым жизням» и «другим мирам» – все это находится где-то между мифами и непознаваемой зоной. Нужно оговориться, что в данном случае, нам достаточно только обобщенного взгляда на модель. В некотором роде, сама эта схема одинакова для всех людей, вне зависимости от места рождения и культуры. Однако образы, в виде которых подсознание предстает нашему вниманию, могут быть очень разными и далеко не всегда можно догадаться о том, что это такое и с чем связанно. Да и не всегда нужно. Можно просто работать с тем, что появляется. Для похода в Нижние миры, шаманы пользуются образами тропы, норы, реки и т.п. Для путешествий используют норы, днища оврагов или пересохшие русла рек, дупла, корни деревьев, пещеры, пороги и др. В современном мире появились и свои традиционные места: подземные переходы, подвалы, коммуникации, метро, люки, лифты, туннели. В некоторых случаях, как показывает опыт, к таким местам можно отнести стройки и заброшенные дома. Подобные образы дают возможность структурировать увиденное в понятные и связные конструкции. Это метафора путешествия, пути. На пути встречаются те или иные сущности, объекты, происходят всяческие события. Все это лишь способ организации опыта и переживаний того, что в принципе не желает быть узнанным. Для шамана не важно, что он видит на самом деле – важно действовать процессуально и активно и, в конце концов, получить ощутимый результат своих действий. Результат этот выражается в помощи больному или получении важной информации, обретении уверенности в своих силах, решении проблемы и т.д. В некоторых традициях нижний мир населяют тотемные существа (32, 39, 41, 174, 194). Это мир, в котором живут наши тотемы, как говорят шаманы. Еще там находятся души умерших, предки шаманов, различные силы, духи и пр. (4, 188, 241). Путешествуя по мирам, вы откроете для себя истину о многогранности космоса, о множественности и разнообразии его миров. Важно помнить, что, как правило, существа, которые не являются нашими тотемами, бывают не очень дружелюбны по отношению к человеку. Враждебность Нижних миров и существ их населяющих, основана не столько на реальной опасности, сколько на том, что правила обитания в этих мирах отличаются от привычных нам. Обитатели этих миров не испытывают свойственных нам социально культурных влияний, их жизнь протекает под воздействием совершенно других правил, начиная с того, что время для них обладает другими свойствами. Они могут путешествовать по времени, как вперед, так и назад, в отличие от нашего прямого направления в одну сторону. Некоторые авторы описывают такие их качества, как пристрастие к поеданию наших эмоций. Некоторые трактуют их, как откровенно Адские. Если вы приглядитесь к буддистской картографии, вы поймете, что все, что ниже мира человека, так или иначе, представляет собой какие-нибудь ужасы. Этот взгляд не охватывает всего объема Нижних миров. Есть и вполне «приличные» миры, где все спокойно и гладко, и даже очень интересно. Но все равно опасно для человека. Таковы, к примеру, миры эльфов, гномов и прочих малых народцев. Эти миры полны всевозможными ловушками, временными сдвигами и др. В обычной жизни, это может выражаться тем, что путешественник, побывавший, скажем, в мире эльфов, как бы «теряется», придя в обычное состояние сознания. Создается впечатление, что он не совсем вернулся, что какая-то часть его внимания не здесь. Тогда говорят о захвате внимания этими сущностями. В результате, на поиск потерянных частей души этого «клиента», должен отправиться более опытный шаман (если такой, конечно, имеется поблизости). Таких историй много, ведь отправиться в путешествие в Нижние миры может каждый, лучше всего об этом знают заведующие отделениями пограничных состояний в психиатрических клиниках… Мир шамана далеко не прост. Однако если действовать осторожно и с умом, отслеживая свои состояния, и должным образом завершая путешествия, ничего подобного не произойдет. Исследуя внутренний мир с соблюдением всех предосторожностей, люди обретают психологическую устойчивость и целостность, лучше понимают себя и свое место в мире, в обществе, в котором они живут. Общеизвестен тот факт, что многие шаманы стали шаманами только потому, что во время своей инициации, преодолели свои слабости и болезни (зачастую, психическую дисфункцию или даже клиническое заболевание). Научно вполне доказано и общепринято представление о шамане, как о полноценном и здоровом человеке (241). Если вспомнить буддистскую или скандинавскую картографию, можно заметить, что деление на Нижний и Средний, а также на Средний и Верхний миры несколько условно. Иногда Нижний мир описывается как пограничный или область, через которую надо пройти, чтобы попасть в другие миры (11). Но чаще Нижний мир подразделяется на отличающиеся друг от друга зоны, что и воспринимается как идея различных миров (4). В своей практике, мы столкнулись с явлением «перехода» из зоны в зоны или из мира в мир. Обычно это какие-либо мосты, двери или преграды, которые необходимо преодолеть. За преградой иногда открывается настолько иное пространство, что удобнее всего назвать его все-таки другим миром. В некоторых мирах живут существа, для которых наши эмоции служат пищей. Причем, только те эмоции, которые соответствуют энергетическим характеристикам их мира. Если это миры раздражения, значит, проходя через эти миры, мы можем испытать раздражение или гнев, который будут стремиться вызвать гневные сущности. Если мы посетим миры сладострастия, то встречи с суккубами или инкубами нам не избежать. Наши сильные эмоции, такие как страх, любовь, гнев, для существ Нижних миров настолько привлекательны, что они готовы их воспринимать постоянно. Из-за этого они провоцируют нас на все большее и большее их проявление, что и представляет угрозу для людей. К примеру, если это страх, то они начнут показывать нам «самое ужасное», что смогут найти в нашем сознании. Они могут просто опустошить нас настолько, что мы умрем, но стоит нам перестать проявлять нужные им эмоции, как они сразу же перестают обращать на нас внимание. Они уходят искать себе другую «жертву». Поэтому, путешествуя в Нижний мир, шаман должен оставаться спокойным, несмотря ни на что. Если же шаман хочет позвать кого-нибудь из жителей Нижнего мира – ему просто необходимо проявить ту эмоцию, которая привлечет необходимого ему духа. Причем, чем ярче будет эмоция, тем больше шансов призвать кого-нибудь сильного и стоящего. Для человека с европейским складом ума, Нижние миры вполне могут приобрести очертания библейского Ада. Если вы столкнетесь с чертями и орущими на сковородах грешниками, вы откроете в себе христианство. Помимо всего сказанного, к Нижним мирам приписывают обители душ умерших и демонов. Сейчас уже трудно сказать, почему так получилось, возможно, сказывается влияние современных религий, но так или иначе, мертвые и демоны «переехали» в Нижний мир. Практически везде (но не обязательно), путешествие в Нижний мир начинается с входа в землю, который может иметь вид пещеры, норы, дупла или родника и продолжается по туннелю. Некоторые уподобляют его шахте или норе, уходящей вглубь земли. Возле входа в нору, вы встречаетесь со «стражем порога». Это может быть насекомое, животное, Дед или какая-то другая сущность, охраняющая вход. Интересно, что представления о «страже порога» существуют в большинстве мифов, описывающих подобные путешествия. Так, к примеру, в греческих мифах о схождении в Ад, все герои сталкиваются с гигантским псом Цербером, охраняющим вход. Если вы не видите никого поблизости, обязательно его отыщите. Вам необходимо договориться со стражем. Обычно это легко сделать. Просто попросите его помочь вам в вашем путешествии. Если страж даст свое согласие, он будет охранять и защищать вас во время всего путешествия, а также поможет вам мгновенно вернуться из любой точки обратно к входу. Это своеобразная «резинка», вытягивающая вас из любого состояния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|