Развитие русского фортепианного искусства от
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Клементьев В.В. Освоение фортепианной музыки русских композиторов первой половины ХIХ века как педагогическая пробема (в вузовской подготовке учителя музыки) âûïóñêíàÿ êâàëèôèêàöèîííàÿ ðàáîòà áàêàëàâðà (áàêàëàâðñêàÿ ðàáîòà)
ïî íàïðàâëåíèþ 050100.62 Ïåäàãîãè÷åñêîå îáðàçîâàíèå (ïðîôèëü - Ìóçûêà)
Íàó÷íûé ðóêîâîäèòåëü: профессор, к.п.н., Каузова А.Г.
Ìîñêâà, 2015 ã СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы исследования 1.1 Зарождение русской фортепианной музыки, её народно-песенные истоки; Фортепианное творчество композиторов конца ХVIII-начала ХIX веков........................................................................................................................7 2.1 2.1 Методика исполнительского освоения фортепианных произведений русских композиторов ….................................................................................... 27
2.2 2.3 Заключение..........................................................................................................39 2.4 2.5 Список литературы............................................................................................41 2.6 2.7 ÂВЕДЕНИЕ Â ïåäàãîãè÷åñêîì âóçå çàíèìàþòñÿ ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêîé ó÷èòåëÿ ìóçûêè. Îñíîâíûìè êîìïîíåíòàìè ìóçûêàëüíîãî ïåäàãîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ ÿâëÿþòñÿ îáùåêóëüòóðíàÿ, ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ, ìóçûêàëüíî-òåîðåòè÷åñêàÿ, ìåòîäè÷åñêàÿ ïîäãîòîâêè. В этом ряду важное место занимает исполнительская подготовка студента как будущего учителя музыки. Это неоднократно подчёркивается в программе Кабалевского: «Из всех знаний, которыми должен обладать учитель музыки, надо выделить владение инструментом, - пишет он. - Это важно по крайней с трёх точек зрения: живое исполнение всегда создаёт в классе более эмоциональную атмосферу; …При живом исполнении учитель может, если надо, остановиться в любой момент, повторить любой эпизод, даже отдельный такт, вернуться к началу и т. д.;...учитель, играя на музыкальном инструменте (и к тому же поющий), служит хорошим примером для своих питомцев, показывая на практике, как важно и интересно самому исполнять музыку».
Îäíà èç òåíäåíöèé ìóçûêàëüíîé ïåäàãîãèêè âûðàæàåòñÿ â ñòðåìëåíèè îáó÷àòü ìîëîäûå ïîêîëåíèÿ ìóçûêàíòîâ íà îñíîâå àêàäåìè÷åñêîé áàçû, в центре которой - ðóññêая è зарубежная музыка 2-é ïîëîâèíû ХIХ âåêà. Ê ñîæàëåíèþ, â ó÷åáíîì ïðîöåññå íåäîñòàòî÷íî âîñòðåáîâàíà ðóññêàÿ ôîðòåïèàííàÿ ìóçûêà ïåðâîé ïîëîâèíû ХIХ âåêà, è ýòî — ïðîáëåìà, âåäü ýòà ìóçûêà ÿâëÿåòñÿ ïî ñóòè èñòîêîì íàöèîíàëüíîé øêîëû, à áåð¸ò îíà ñâî¸ íà÷àëî åù¸ ñ êîíöà ХVIII âåêà. XIX век выдвинул целую плеяду музыкантов: композиторов, исполнителей и педагогов-просветителей в области фортепианного и особенно вокального искусства. Это прежде всего Глинка, который явился основоположником русской классической музыки. Это и его современники (Алябьев, Гурилёв, Варламов) и последователи (Балакирев и Даргомыжский).
А связь с народной песней придаёт музыке особую мелодичность, искренность и проникновенность, что развивает у пианистов певучее, «вокальное» звукоизвлечение, придаёт исполнению образную выразительность и осмысленность при отсутствии внешних эффектов и технической перегруженности. Следует подчеркнуть, что указанные черты композиторского творчества и задачи, стоящие перед исполнителями, были новыми для своего времени, но они не утратили актуальности в наши дни. Таким образом, оñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ðóññêîé ôîðòåïèàííîé øêîëû â öåëîì íåâîçìîæíî âûÿñíèòü áåç ïîíèìàíèÿ çíà÷åíèÿ ðóññêîé ôîðòåïèàííîé ìóçûêè ïåðâîé ïîëîâèíû XIX âåêà, поэтому обращение к ней представляется чрезвычайно важным в процессе подготовки учителя музыки. Сказанное подчёркивает актуальность представленного исследования. Îáúåêò èññëåäîâàíèÿ — образовательный процесс в фортепианном классе педагогического вуза.
Ïðåäìåòîì èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿþòñÿ педагогические условия и ñïîñîáû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè â õîäå исполнительского îñâîåíèÿ ìóçûêè ðóññêèõ êîìïîçèòîðîâ 1-é ïîëîâèíû XIX âåêà ñòóäåíòàìè ìóçûêàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêîãî âóçà. Гипотеза исследования. Художественно-полноценное осмысление и использование развивающих возможностей русской фортепианной музыки первой половины 19 века будет эффективным и действенным при соблюдении следующих условий: - Выявления национальных особенностей исполняемой музыки (через интонацию русского фольклора и народной песенности) - Правдивого воссоздания образа сочинения на основе проникновения в замысел композитора и нахождения соответствующих средств его воплощения. - В пианистической подготовке — развитие способностей «пения» на рояле (и даже «мелодизированной виртуозности») Îáúåêò, ïðåäìåò è âûäâèíóòàÿ ãèïîòåçà ïîçâîëÿþò обозначить çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ: -Выявить перспективы расширения рамок учебно-исполнительского процесса с целью стимулирования интересов студентов к фортепианной музыке русских композиторов 1-й половины XIX века и формирования потребностей в её освоении. -Провести теоретический анализ фортепианного творчества выдающихся композиторов первой половины XIX века (Глинки, его современников Алябьева, Гурилёва, Варламова, и его продолжателей Балакирева, Даргомыжского и других) -Конкретизировать содержание работы за счёт целенаправленного отбора произведений композиторов обозначенного периода, определить особенности их стиля и художественно-образного содержания. -Разработать комплексную методику работы, включающую в себя, помимо собственно пианистических приёмов работы, методы, использующие практику обучения по другим специальностям. (Вокал, концертмейстерский класс) -Подтвердить опытным путём целесообразность предложенного содержания и методов работы по освоению музыки Глинки, Алябьева, Даргомыжского.
Ìåòîäîëîãè÷åñêóþ îñíîâó èññëåäîâàíèÿ ñîñòàâèëè: -Музыковедческие труды, посвященные изучению творчества избранных композиторов (А.Д Алексеев) и анализу проблем исполнительского освоения их произведений (А.Малинковская) -Культурологические труды, раскрывающие различные аспекты музыкального исполнительства (А.Д Алексеев, Б.В Асафьев, В.В Медушевский) и педагогические концепции инструментальной подготовки учащихся (Л.А. Баренбойм, Я,И. Мильштейн, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг) -Музыкально-педагогические исследования, посвященные проблемам вузовской подготовки педагога-музыканта (Э.Б. Абдуллин, А.В.Малинковская, Г.М Цыпин) Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ: - Теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, музыкознание, методика игры на музыкальном инструменте) -Изучение передового педагогического опыта и обобщение собственного опыта музыкально-просветительской работы. Глава 1. Теоретические основы освоения русской фортепианной музыки Русская фортепианная музыка начала формироваться в конце ХVIII века, а с 60-х годов ХIХ века уже вступила в эпоху творческой зрелости.  òå âðåìåíà, в период начавшегося распространения фортепиано, инструментальная культура России заметно отставала в своём развитии от вокальной. Рóññêèå ñëóøàòåëè ïðîÿâëÿëè èíòåðåñ ïî÷òè èñêëþ÷èòåëüíî ê âîêàëüíîé ìóçûêå. Îñîáåííî ëþáèëè íàðîäíóþ ïåñíþ. Все лучшее в музыкальном искусстве было создано в области народно-песенного и хорового творчества. Первоклассными исполнителями являлись хоры во главе с Придворной певческой капеллой. [3, 13] Интенсивное развитие вокального искусства и его преобладание над инструментальным в течение длительного времени оказывало большое влияние на отечественную музыкальную культуру. Это влияние во многих отношениях было благотворным: оно способствовало приобщению инструментальной музыки к народному творчеству и утверждению искусства пения на инструментах в качестве характернейшего творческого принципа композиторской и исполнительской школ. [3, 14] Ìóçûêàëüíûå èíñòðóìåíòû, ñóùåñòâîâàâøèå â Ðîññèè, èìåëè â îñíîâíîì ïðèêëàäíîå çíà÷åíèå è èñïîëüçîâàëèñü îáû÷íî äëÿ ñîïðîâîæäåíèÿ ïåíèÿ è òàíöåâ. Íàèáîëåå ñîâåðøåííûìè èç ñòðóííûõ ùèïêîâûõ èíñòðóìåíòîâ áûëè ñòîëîâûå ãóñëè. Îíè îáëàäàëè áîëüøèìè âûðàçèòåëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè è êîíêóðèðîâàëè ñ êëàâåñèíîì (ïî óòâåðæäåíèþ ñîâðåìåííèêà, èì áûë ñâîéñòâåí áîëåå ïðîòÿæíûé ïåâó÷èé çâóê).[2, 178] К концу 18 века в Россию все чаще приезжали иностранные композиторы, пианисты-исполнители и педагоги. Некоторые из них нашли в России вторую родину, нередко проявляли подлинную заинтересованность в развитии её музыкального искусства и пытались внести в него свою посильную лепту. С русской музыкальной культурой прочно связли свою судьбу чешский композитор и пианист Ян Богумир (по-русски Иван Прач — 17..-1818), немецкий композитор, органист и педагог Иоганн Вильгельм Гесслер (1747-1822), ирландский композитор и пианист Джон Фильд (1747-1822) В России он создал почти все свои сочинения. Быстро приобретшие популярность, они оказали влияние на творчество некоторых русских композиторов. В свою очередь и сам Фильд испытал воздействие музыкальной культуры страны, в которой прожил тридцать с лишним лет. Он нашел в ней благоприятные условия для развития своего лирического дарования. Фильд написал несколько произведений на русские темы. Интересна его «Камаринская» — один из ранних образцов фортепианных сцен в русском народном духе. Размах народного танца автор пытается передать эффектными и трудными скачками в обеих руках одновременно. Блеском фортепианного изложения пьеса превосходит современные ей вариации русских композиторов, но ощущения стихии народной песенности, присущей лучшим из этих циклов, в ней нет. [3, 16] Фильд пользовался славой лучшего в России фортепианного педагога. У него брали уроки многие пианисты, в том числе А. Дюбюк, А. Гурилев. Непродолжительное время у Фильда занимался Глинка. Наиболее ранние образцы национально-характерных фортепианных пьес возникли в России на основе народного искусства. Это были простенькие обработки народных песен и танцев. В течение нескольких десятилетей жанр вариаций был ведущим в русской фортепианной музыке. Причины широкого распространения вариационных циклов не стоит видеть только в относительно меньшей сложности их сочинения по сравнению с концертом или сонатой. Имело значение, конечно, и то обстоятельство, что вариации давали возможность наиболее непосредственно осуществлять связь инструментальной музыки с народной песней (не случайно их писали именно на народные темы). В этом был залог признания фортепианного сочинения русским слушателем: родную песню понимали и любили больше, чем какую-либо иную музыку. Это обеспечивало композитору надёжный путь создания произведения, самобытного в национальном отношении: автор мог опираться на традиции разработки тематического материала, существовавшие в русском народном искусстве. В вариациях на народные русские темы нашёл своё выражение и интерес к развитию народно-жанрового, реалистического начала, что было характерно для предового отечественного искусства конца 18 века. Формирование в России национальной школы светского музыкального искусства относится к последним десятилетиям 18 века. Именно в эти годы начинается период собирания русского музыкального фольклора. Песня становится основой вокальных жанров русской музыки и оплодотворяет развитие инструментального творчества. Предшественники Глинки написали множество сочинений в вариационной форме. Некоторые из этих пьес опубликованы, другие остались в рукописи. Параллельно, хотя и не так интенсивно, шло развитие других жанров. В целом на протяжении доглинковского периода было создано немало фортепианных произведений. Художественная ценность их, правда, ещё была относительна невелика. Почти все они прожили недолгую жизнь в искусстве и скоро были забыты, лишь немногие из них исполняются в настоящее время. Лучшие сочинения тех лет сыграли, однако, немалую роль в подготовке творчества русских классиков и представляют поэтому интерес для изучения. Особого внимания он, естественно, заслуживают с точки зрения формирования в них элементов национального искусства, жизненно важных для развития русской фортепианной литературы. Начало русской фортепианной музыки положили первые напечатанные произведения. Их автором был Василий Федорович Трутовский(ок. 1740-ок.1810). Он явился составителем вариационных циклов на темы песен «Ó äîðîäíîãî äîáðîâà ìîëîäöà â òðè ðÿäà êóäðè çàïëåòàëèñÿ» è «Âî ëåñî÷êå êîìàðî÷êîâ ìíîãî óðîäèëîñü, ÿ âåñüìà òîìó êðàñíà äåâèöà óäèâèëàñü».(1780) Оба цикла написаны для «клавицимбала или фортепиано». Это характерно для того времени, когда клавесин и клавикорд продолжали сосуществовать с постепенно их вытеснявшим фортепиано. Âàñèëèé Ôåäîðîâè÷ Òðóòîâñêèé áûë íå òîëüêî çíàòîêîì íàðîäíûõ ïåñåí è êîìïîçèòîðîì, íî è âûäàþùèìñÿ èñïîëíèòåëåì íà ãóñëÿõ. Он был одним из лучших виртуозов на этом инструменте, так как в течение долгого времени играл на гуслях при царском дворе.  åãî ëèöå îñóùåñòâëÿëàñü æèâàÿ ïðååìñòâåííîñòü ìåæäó òðàäèöèÿìè ãóñåëüíîãî èñêóññòâà è êëàâèðíîé ìóçûêîé. Âñëåä çà öèêëàìè Òðóòîâñêîãî â êîíöå XVIII è íà÷àëå XIX ñòîëåòèÿ ïîÿâèëèñü ôîðòåïèàííûå âàðèàöèè Âàñèëèÿ Ñåìåíîâè÷à Êàðàóëîâà, Èâàíà Åâñòàôüåâè÷à Õàíäîøêèíà (1747—1804),(1770—1844), Àëåêñåÿ Äìèòðèåâè÷à Æèëèíà (îê. 1766 - ðàíåå 1848), Даниила Никитича Кашина(1770-1841) è äðóãèõ êîìïîçèòîðîâ.  ýòèõ ïðîèçâåäåíèÿõ, êàê è â òâîð÷åñòâå çàïàäíîåâðîïåéñêèõ êîìïîçèòîðîâ, ïîñòåïåííî îñóùåñòâëÿëñÿ ïåðåõîä îò êëàññè÷åñêîãî ïðèíöèïà âàðüèðîâàíèÿ ê ðîìàíòè÷åñêîìó.  îñíîâó öèêëîâ ïîëîæåíî ôàêòóðíîå ïðåîáðàçîâàíèå òåìû, íî â íåêîòîðûõ âàðèàöèÿõ åå îáëèê ñóùåñòâåííî ïåðåîñìûñëèâàåòñÿ; èíîãäà âîçíèêàþò âàðèàöèè â õàðàêòåðå ðóññêèõ æàíðîâûõ êàðòèíîê. Íåêîòîðûå öèêëû Êàøèíà ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé êàê áû öåëûå ñöåíêè èç íàðîäíîé æèçíè, предворяющие àíàëîãè÷íûå ñî÷èíåíèÿ ðóññêèõ êëàññèêîâ. Ñîçäàòåëè ïåðâûõ îáðàçöîâ íàöèîíàëüíîãî ôîðòåïèàííîãî òâîð÷åñòâà èñïîëüçîâàëè îïûò çàïàäíîåâðîïåéñêîãî èñêóññòâà. Èõ ñî÷èíåíèÿ íå ñâîáîäíû èíîãäà îò ïîäðàæàíèÿ.  öåëîì, îäíàêî, èìåííî âàðèàöèîííûå öèêëû óæå ïðîèçâîäÿò âïå÷àòëåíèå ñàìîáûòíî ðóññêèõ ñî÷èíåíèé. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ, êîíå÷íî, â ïåðâóþ î÷åðåäü èõ òåìàòè÷åñêèì ìàòåðèàëîì, à òàêæå òåì, ÷òî íàèáîëåå òàëàíòëèâûå êîìïîçèòîðû óæå â òó ïîðó ïðîÿâëÿëè èçâåñòíóþ ÷óòêîñòü ê ðàçâèòèþ ïåñåííîé ìåëîäèè è íàó÷èëèñü ðåëüåôíî ðàñêðûâàòü íåêîòîðûå òèïè÷åñêèå îñîáåííîñòè íàðîäíîé ìóçûêè. Ïðèìåðîì ìîãóò ñëóæèòü Âàðèàöèè Ë. Ãóðèëåâà íà òåìó ïåñíè «×òî äåâóøêå ñäåëàëîñü», çâó÷àùåé â ïåðåìåííîé ëàäîòîíàëüíîñòè Es-dur — c-moll. Êîìïîçèòîð íå òîëüêî íå ñãëàæèâàåò ëàäîâîãî ñâîåîáðàçèÿ òåìû, íî äàæå ïîä÷åðêèâàåò åãî, óòâåðæäàÿ â ôèíàëå ìèíîð. Фортепианный стиль первых русских композиторов представляет интерес с точки зрения формирования в нем элементов национального музыкального языка. На протяжении первых десятилетий развития русской фортепианной музыки при всей скромности достижений ясно виден интерес к народной музыке, постепенно расширялся круг жанров малой формы, в которых писали русские композиторы. На протяжении всего доглинковского периода группа сочинений этих авторов продолжала оставаться тесно связанной с домашним музицированием. Однако в некоторых из них начали проявляться черты концертности. У Гурилева, например, можно увидеть наряду с примитивными художественно-выразительными средствами стремление к фортепианной виртуозности. Некоторые страницы сочинений композитора не лишены модного в то время сентиментализма. Можно ощутить ранне-романтические веяния. Они сказываются то в специфическом характере мелодии, словно проникнутой стремлением в неведомые дали, то во внезапных душевных порывах, нарушающих мерное течение музыкального повествования. Свобода выражения чувств рождает характерную для стиля Гурилева импровизационность. Однако преобладают в музыку композитора простая задушевная песенность и жизнерадостная танцевальность, кровно связанные с русскими истоками. Автор также развивает по сравнению с авторами первых русских фортепианных сочинений пассажную технику. Он использует разнообразные фигурации, пассажи через всю клавиатуру. Среди двух жанров, составляющих творческое наследие композитора, - романсов и фортепианных пьес, - первое место бесспорно принадлежит вокальной лирике. В течение двух десятилетий активной творческой жизни было создано большое количество песен, романсов и обработок подлинных народных напевов. Неразделенная любовь, тоска одиночества, мечты о счастье – обычные мотивы этих песен: «Êîëîêîëü÷èê», «Вьется ласточка», «Не шуми ты, рожь» и другие. По стилю «русские песни» приближаются к бытовому романсу. Мелодика их чаще всего укладывается в ритм плавного вальса: простой аккомпанемент гитарного типа подчеркивает мерную трехдольность движения. [16, 88] Большое место в наследии Гурилева занимают различные жанры фортепианной музыки: вариации, танцевальные миниатюры. Широко разрабатывает популярные танцы своего времени – польку, вальс, мазурку, полонез. Его вариации на народные темы отличаются широким разнообразием фортепианной фактуры, виртуозные пассажи сочетаются с лирической задушевностью и напевностью. С особой полнотой эти качества проявились в вариациях на тему романса Варламова «Íà çàðå òû åå íå áóäè». Важным представляется также опыт выразительной, лирически насыщенной игры Караулова, стремление автора раскрыть в песне ее поэтическую сущность и выражение мира человеских чувств. Изучение вариационных циклов Караулова позволяет более конкретно определить их связи с русскими народными истоками. Имя современника Гурилева Д.Н. Кашина(1770-1841) также пользовалось известностью. Он занимался многосторонней деятельностью. В течение жизни собирал народные песни и многие из них издал в своей обработке. Среди его сочинений есть оперы, увертюры, хоры, инструментальные песни. В народной песне Кашин хорошо чувствовал широту, размах,и виртуозно ее исполнял. Кашин создал много выриационных циклов, но в отличие от вариаций Гурилева в них меньше творческой фантазии, зато они ближе к образу песни. Åñëè íà Çàïàäå â êîíöå XVIII è â íà÷àëå XIX ñòîëåòèÿ íàáëþäàëñÿ ðàñöâåò ôîðòåïèàííîé ñîíàòû, òî â ðóññêîé ìóçûêå òîãî âðåìåíè ýòîò æàíð íå ïîëó÷èë çíà÷èòåëüíîãî ðàçâèòèÿ. Áîëüøå äðóãèõ êîìïîçèòîðîâ ê íåìó ïðîÿâèë òâîð÷åñêèé èíòåðåñ Äìèòðèé Ñòåïàíîâè÷ Áîðòíÿíñêèé (1751— 1825). Êðóïíûé ìàñòåð åâðîïåéñêîãî ìàñøòàáà, îí â 80-õ ãîäàõ XVIII âåêà ñîçäàë öåëóþ ãðóïïó êëàâèðíûõ ñîíàò. Мастер хорового стиля, долгие годы руководивший Придворной певческой капеллой и создавший целое направление в культовой музыке, он внёс заметный вклад в развитие русского оперного и инструментального искусства. [3, 22] Ñîíàòû Áîðòíÿíñêîãî — ïðåâîñõîäíûå îáðàçöû ðóññêîãî ìóçûêàëüíîãî êëàññèöèçìà. Èì ñâîéñòâåííû òèïè÷íûå äëÿ ðàííèõ êëàññèêîâ îáðàçû è âûðàçèòåëüíûå ñðåäñòâà. Ýíåðãè÷íûì, ðèòìè÷åñêè óïðóãèì òåìàì êîíòðàñòèðóþò òåìû ëèðè÷åñêèå, èíîãäà ñ îòòåíêîì èçÿùíîé òàíöåâàëüíîñòè. В его сочинениях за привычными формами евроейской выразительности улавливаешь чисто славянский лиризм, а порой и прямые заимствования интонаций народных песен. Из сольных клавирных клавирных произведений композитора сохранилось лишьнесколько сонат. Лучшие из них — трёхчастная С-Dur и одночастна F-Dur. На рубеже конца 18 начала 19 века начала складываться русская фортепианная школа. И этот период важен тем, что в нём отчётливо сказались важные тенденции, определившие пути инструментального искусства России в последующее время. Ведущим оставался жанр вариации, в которых создавались образы и средства выразительности. Домашнее музицирование уступало место концертному исполнению. Лирико-романтическое начало подготавливало новое стилевое направление. У некоторых композиторов можно обнаружить мастерские приёмы изложения и стремления к развитию фортепианной виртуозности. Особого внимания заслуживают виртуозные образцы письма Гурилёва по сравнению с Трутовским, Карауловым и Бортнянским. И хотя изложения Гурилёва далеки от вершин концертно-виртуозного искусства западно-европейских стран, они так же, как и другие произведения ранне-романтического стиля, важны в исполнительской подготовке студентов педагогических вузов.
Развитие русского фортепианного искусства от
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|