17. Информационное обеспечение правоохранительных органов. Оперативно-справочные, оперативно-розыскные и дактилоскопические учеты.
Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у опер-работников, участковых инспекторов милиции, следователей и других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных в которых содержатся сведения: · о правонарушителях и преступниках; · о владельцах автомототранспортных средств; · о владельцах огнестрельного оружия; · о событиях и фактах криминального характера, правонарушениях; · о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата; а также другая, подлежащая хранению, информация. Службы и подразделения органов внутренних дел характеризуются данными: · о силах и средствах, которыми располагает орган; · о результатах их деятельности. Эти сведения используются при организации работы подразделений и принятии практических мер по борьбе с преступностью и правонарушениями. В информационном обеспечении органов внутренних дел центральное место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших. Учет - это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах. Он охватывает 95% криминальных проявлений и дает достаточно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах. Первоначально учеты назывались уголовной регистрацией, что отражало суть деятельности по регистрации преступников. Информацию о лицах упорядочивали по определенным группам признаков, что способствовало своевременному поиску необходимых сведений. В последующем учитывать стали не только самих преступников, но и предметы, следы, имевшие отношение к совершенному преступлению.
С помощью учетов получается информация, которая помогает в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества. Объекты оперативно-справочного учета, как правило, имеют причинно-следственную связь с событием преступления; обладают внешне очевидными, зрительно воспринимаемыми регистрационными признаками. К числу указанных объектов относятся: • лица, арестованные, обвиняемые, осужденные, объявленные в розыск (скрывшиеся от следствия и суда, уклоняющиеся от наказания) и особо опасные преступники; • иностранные граждане, лица без гражданства, совершившие преступления и правонарушения; • похищенные номерные вещи, предметы антиквариата, исторические и культурные ценности; • похищенное, утерянное, изъятое и добровольно сданное огнестрельное оружие; • похищенные и изъятые документы общегосударственного обращения; • угнанный и бесхозный автотранспорт. Учет указанных регистрируемых лиц осуществляется в форме алфавитных и дактилоскопических картотек, фотоальбомов, фото- и видеотек, списков, автоматизированного банка данных (АБД). В качестве основного средства хранения и поиска регистрируемой информации выступают информационно-поисковые системы, автоматизированные и интегрированные банки данных. Оперативно-розыскные учеты: · учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей; · учет похищенного, утерянного, изъятого, добровольно сданного нарезного огнестрельного оружия; · учет похищенных и изъятых номерных вещей;
· др. учеты, связанные с розыском. Опознавательные карты обязательно проверяются по алфавитной картотеке лиц, привлеченных к уголовной ответственности. В свою очередь картотека пропавших без вести используется при проверке лиц, доставленных в органы милиции или поступивших без документов в дома престарелых и инвалидов; лечебные учреждения. Поступающие в картотеку неопознанных трупов опознавательные карты проверяются по картотекам без вести пропавших и лиц, объявленных в розыск. Дактилоскопический учет позволяет устанавливать личность преступников, арестованных, задержанных, а также неизвестных больных и неопознанных трупов. Дактилоскопические картотеки насчитывают 18 млн. дактилокарт. В них поступает свыше 600 тыс. запросов, по которым выдается около 100 тыс. рекомендаций. Информация картотек способствовала раскрытию преступлений или установлению лица в 10 тыс. случаев. В настоящее время это преимущественно ручные картотеки. Дактилоскопический учет предназначен для: · установления личности граждан, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности (в случаях, например, когда такие лица, будучи задержанными, скрывают сведения о себе, называют себя другим именем, либо представляют документы, удостоверяющие якобы их личность, однако подлинность предъявленных документов вызывает сомнение); · отождествления лиц, оставивших отпечатки пальцев на месте происшествия; · установления личности неопознанных трупов (при условии, если погибший был ранее зарегистрирован и его дактилокарта карта имеется в дактилоскопической картотеке). Существуют два вида дактилоскопического учета. Первый — десятипальцевый — ведется в информационных центрах МВД в основном на региональном уровне. Второй — однопальцевый — ведется в экспертно-криминалистических подразделениях. Десятипальцевая система предусматривает дактилоскопирование регистрируемого человека с получением отпечатков всех десяти его пальцев на специальном бланке — дактилокарте. Каждый палец имеет порядковый номер от 1 до 10 начиная с большого пальца правой руки и заканчивая мизинцем левой. Помимо отпечатков ногтевых фаланг пальцев рук (в том числе контрольных оттисков) и демографических сведений о зарегистрированном лице дактилокарта содержит описание его особых примет и сведения об основаниях привлечения к уголовной ответственности, данных об аресте и т. д.
Для судебно-автотехнической экспертизы разработано несколько программ, которые позволяют рассчитать скорость движения транспортного средства, техническую возможность предотвратить наезд на пешехода и решить ряд других вопросов. Ответ на каждый вопрос основывается от исходных данных, которые следователь получает при осмотре места ДТП и машин, которые в нем участвовали. Полученные сведения вводятся в ЭВМ, которая по соответствующей программе анализирует их и выдает результаты в виде заключения, которое эксперт оценивает и заверяет своей подписью. Это многократно повышает скорость производства экспертизы, делает ее выводы более надежными. Имеется три основных группы применения ПК в судебной экспертизе: 1) математизация отдельных звеньев экспертного исследования; 2) полная автоматизация исследования вещественных доказательств; 3) создание диалоговых систем. В судебно-вокалографических и судебно-электроакутических экспертизах компьютеры используются для исследования речевых сигналов и идентификации говорящего либо звукозаписывающих устройств. В судебно-баллистической экспертизе они помогают распознать огнестрельное оружие по стреляным пулям, в трасологической - идентифицировать орудие по его следам. В криминалистической экспертизе веществ и материалов ПК нашли применение для количественной обработки результатов рентгенофазового, спектрального и лазерного анализов при исследовании частиц лакокрасочных покрытий транспортных средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|